Умрешь, пока дождешься
Елена привезла свою 78-летнюю мать по скорой в дежурившую в тот день «двушку» – пожилой женщине стало плохо. В 18.30 без заминок ей дали направление на обследование. «Мы его прошли и стали ждать, – рассказала дочь. – Ближе к десяти часам вечера у меня началась истерика – маме плохо, где врач?! Говорят – врача нет, он на операции. В десять у мамы начался приступ, ей дали обезболивающее. Мы ждали уже четыре часа. Примерно в 22.30 к нам подошел хирург и сказал, что анализы еще не готовы. Тут мама распсиховалась, и мы поехали домой. Куда это годно – люди сидят часами!»
«Длительное ожидание в коридоре
В ходе объезда мы узнали, что все пациенты в любом приемном отделении делятся на потоки Первая группа – это экстренные больные, которым нужна срочная медпомощь. К ним врач пойдет первым. Вторая – это плановая госпитализация. Как правило, для приема плановых пациентов отведено специальное время, и они не создают сумятицы и очередей. И третья – так называемые самообращения. Это те люди, которые сами приходят в больницу, нередко злоупотребляя доступностью медицинской помощи и круглосуточным режимом работы учреждений. Они тоже делятся на тех, кому нужна срочная помощь, и тех, кто может немного подождать.
Да, условия для ожидания не везде комфортные. В некоторых больницах эти самые четыре часа придется провести на металлических стульях в узком коридоре, как, к примеру, в бывшей «двушке» в Кировском. А вот в «трешке» (ОКБ скорой медпомощи им. М.А. Подгорбунского) пациенты ждут с комфортом в специальном холле. Здесь для них и мягкие стулья, и диванчики, кресла-каталки для маломобильных граждан и даже телевизор с буфетом.
Для тех, кому требуется более длительное обследование, в приемных отделениях существуют диагностические палаты. Количество коек везде разное и зависит от потока пациентов. Бывает, конечно, что в пиковые часы койко-мест не хватает. Но в целом на их количество заведующие не жалуются. Говорят, достаточно. В Областной клинической больнице скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского десять кушеток. Для них отведена специальная большая палата. Пациенты здесь отделены друг от друга ширмами. В Кемеровской областной клинической больнице кушеток всего две, но врачи справляются, так как большого потока через областников не проходит. Она работает как бы на подхвате для дежурных стационаров и в основном принимает плановых и иногородних пациентов. В дежурные дни через приемное отделение областной больницы проходит всего около 30 человек. Столько, сколько через приемные остальных – в недежурные.
Походил и ушел ни с чем
«Зашел на днях в больницу в Кировском районе с острыми болями в животе, – рассказал 46-летний Александр. – Ходил по пустому коридору минут двадцать. Встретил меня только охранник. Ничего не понятно – куда идти, куда обратиться первым делом. Мимо пробегавшая женщина сказала: «Вам к хирургу, занимайте очередь» и убежала. Я постучал в дверь – закрыто. Походил и ушел».
Мы решили примерить на себя роль пациента и посмотреть, получится ли у нас сориентироваться в коридорах приемных отделений. В этом году все входы «приемок» оформили по международному стандарту: ярко-оранжевые вывески над входом, дублирующее английское название – солидно, мимо точно не пройдешь. Что внутри? В областной детской больнице, 11-й городской и в «трешке» в приемных отделениях есть регистратура и администратор или медсестра, которые встречают, оформляют и направляют всех пациентов. Здесь все довольно просто. А вот в «кировской» больнице действительно проблема. В конце коридора приемного отделения нас встретил тот самый охранник. На вопрос, куда можно обратиться с проблемой, был получен ответ: «А вам к какому врачу?» Откуда ж мне знать, к какому. К тому, который осмотрит и направит к нужному специалисту. В итоге охрана руками развела, плечами пожала, а мы, как и Александр, ушли ни с чем, просидев перед этим час в пустом коридоре на металлическом стуле. Ни один врач за это время не подошел, не задал вопрос и не предложил помощи. Ни полезной информации, ни книги жалоб мы не нашли. Однако в департаменте охраны здоровья населения Кемеровской области нас уверили, что после того, как отделения больницы в Кировском районе вольются в состав многопрофильной клиники им. М.А. Подгорбунского, все будет приведено к единым стандартам.
«Сейчас мы заказали значки для навигации,
Мы проверили – всё так и есть. В «трешке» холл для ожидания отделен от коридора с врачебными кабинетами чипированной дверью – в результате народ у кабинетов не скапливается. Из двери выходят врачи и приглашают пациентов пройти с ними или выносят результаты анализов. За полтора часа нашего пребывания в холле (о визите журналиста никто не предупреждал) все восемь ожидавших в очереди больных получили заключения врача. При нас в приемное отделение обратились два человека. Пожилой мужчина в сопровождении сына и супруги с трудом передвигался и нуждался в срочном приеме уролога. Охранник направил их к регистратуре. После десяти минут ожидания за мужчиной вышел врач, который сопроводил его до кабинета, уложил на кушетку и далее все манипуляции производились у постели больного. Другой пациент – молодой человек после уличной драки – сообщил, что защищал свою девушку и теперь нуждается в помощи травматолога. Его также оформили в регистратуре, после чего увели на обследование. Все весьма цивилизованно.
Нам грубят, про нас забывают!
Много в больничных отзывах жалоб на хамство и грубость врачей приемных отделений. «Медперсонал КГКБ №11 хамит безбожно! – оставила свой отзыв в интернете Людмила. – Ничего спросить нельзя. Врач, которая делает флюорографию, разговаривает, как с подружкой, грубит, орет, матерится, швыряет документы. Не дай бог мне еще когда-нибудь там оказаться».
«Проблема в том, что люди
Некоторые, по словам врачей, за грубость принимают отказ в госпитализации. «Мы можем положить в больницу строго при наличии реальных медицинских показаний, – пояснил Александр Самсонов. – И одного желания пациента здесь мало. Иногда приходится слышать такие высказывания: «Мы отсидели в очереди, а нас не положили!» Некоторые сразу приезжают на прием с вещами без тени сомнения, что их госпитализируют». Нет показаний – не положат. Как не дадут кредит в банке лишь потому, что вы много часов около него сидели.
Итак, что же увидели мы в ходе затяжного «тура» по всем приемным отделениям города? В их работе нет киношной романтики. И ждать ее нет смысла. Но, судя по увиденному, медицина поворачивается к пациенту лицом. И нам следует повернуться лицом к врачу. Пока же у каждого – своя правда, а между ними – пропасть. Чтобы ее преодолеть, миновав конфликт, надо просто понять друг друга.