Почему велосипедистам живется тяжко и порой недолго

Выясняем экспериментальным путем

И снова велосипедист оказался под колесами автомобиля. В этот раз жертвой наезда стал восьмилетний мальчик. ДТП произошло 23 мая в Анжеро-Судженске с участием водителя ВАЗ-21074. На следующий же день в городе Осинники пострадала девятилетняя девочка-велосипедистка, которая без сопровождения взрослых выехала на проезжую часть. В том же месяце, но чуть раньше во дворе юргинского дома водитель Mazda Familia при движении задним ходом не убедился в безопасности маневра и наехал на несовершеннолетнего велосипедиста. В результате ДТП дети получили травмы различной степени тяжести.

Выясняем экспериментальным путем

Списки пострадавших велосипедистов ширятся с каждым днем. А ведь лето еще даже не начиналось... Корреспондент «МК в Кузбассе» проехал по основным велосипедным маршрутам города, испытал на себе все «прелести» борьбы за выживание, а затем провел небольшой независимый, но очень честный эксперимент.

Эксперимент № 1: Вживаемся в роль

Оказавшись в шкуре велосипедиста, начинаешь совершенно иначе воспринимать реальность. Многие широкие тротуары нашего города исполосованы велосипедными зонами. Они протянулись в следующих направлениях: пр. Ленинградский от озера Красного до пр. Ленина (нечетная сторона); пр. Ленина от пр. Ленинградского до ул. Тухачевского (две стороны); парк им. В. Волошиной; ул. Терешковой от пр. Ленина до пр. Октябрьского (нечетная сторона); пр. Октябрьский от ул. Терешковой до пр. Ленинградского (нечетная сторона). Общая протяженность кемеровских велодорожек составляет около 12 километров. В ближайшее время власти планируют дополнить велокарту созданием дорожки на бульваре Строителей и разработать еще один веломаршрут длиной 5,9 километров от парка им. Веры Волошиной до набережной реки Томь.
Все бы хорошо, есл и бы вел одорож-ками пользовались велосипедисты. Не тут-то было: собаки, мамочки с колясками, классические пешеходы, компании на лавочках - кажется, всем им разметка на тротуаре не говорит ни о чем. Плюс нам показалось, что дорожки узковаты для разъезда со встречкой. Однако даже при всех этих нюансах они помогают самоидентификации велосипедиста и позволяют ему определить свою нишу в общей схеме дорожного движения.
Еще одно всплывшее разочарование: бордюрные ограждения почему-то далеко не везде предназначены для съезда и заезда велосипеда. Местами одна сторона приопущена, а про вторую будто забыли. Приходится усиленно запрыгивать, так как спешиваться перед каждым бордюром - не выход. Хорошо, если дорога сухая и из двора никто не выезжает. А если нет?
Проезжать перекресток на зеленый сигнал светофора вместе с автомобильным потоком почти не представляется возможным. Несмотря на то, что по ПДД при таком раскладе водители разъезжаются по помехе справа (уступают дорогу транспорту, находящемуся справа). Но в качестве помехи вас никто не воспринимает. При пересечении въездов во дворы - та же история. Велосипедиста для выезжающей со двора машины не существует. Ехать по проезжей части справа можно, но страшно: канализационные решетки, прижимающие автомобили - испытание не для слабонервных. А в дождь - так вообще настоящий экстрим.
В извилистых и до отказа запаркованных дворах обзор ограничен по максимуму. Не видим ни мы их, ни они нас. Приходится красться со скоростью пешехода, иначе беды не миновать.

Эксперимент № 2: Наблюдаем со стороны

Мы решили провести еще один эксперимент и взяли за основу опроса два, на наш взгляд, самых распространенных в городе нарушения: движение на велосипеде по пешеходным переходам и мостам и подача сигналов поворота при маневрировании. Для пущей убедительности свой рейд мы провели в трех местах: постояли на оживленном перекрестке пр. Ленина - ул. Терешковой; подежурили в месте трагического случая у пешеходного моста через р. Искитимка (в 2015 году здесь погиб несовершеннолетний велосипедист, на высокой скорости врезавшийся в ограждение моста. - Прим. ред.); провели опрос в социальных сетях. И вот что у нас получилось.
Велосипедист или пешеход? Стоим на перекрестке. Велосипедисты один за одним проезжают пешеходный участок, повиливая между пешеходами, и спешиваться не планируют. Едут по одному и группами. Примерно на пять-шесть проехавших - один спешившийся. Чаще всего это велосипедные пары родитель-ребенок. Все-таки учат, это радует.
Останавливаем нарушителей, задаем вопрос о правилах - ответ знают все, не делает почти никто. Надежда на русский авось и собственную исключительность, а вместе с ними - лень и безответственность. Каждый искренне полагает, что именно его не настигнет кара небесная в виде капота автомобиля. К тому же перекресток большой, чего столько времени терять, когда можно его быстро проехать. С маленькими перекрестками логика обратная, а результат тот же: чего спешиваться, только время терять, когда проехать его можно за секунду. Посмотрел по сторонам - и сиганул. А тут откуда ни возьмись... Ну, сами понимаете.

Итоги наблюдения за один час.

- Перекресток по пешеходному переходу пересекли 15 велосипедистов. При этом 11 из них двигались по переходу на велосипедах и лишь четверо решили действовать в соответствии с Правилами дорожного движения. При этом один из этих четверых сообщил, что был однажды оштрафован именно в этом месте, поэтому теперь конкретный перекресток преодолевает пешком, а остальные - как придется;
- по проезжей части на зеленый сигнал светофора вместе с автомобильным потоком проехали двое велосипедистов. Делали они это весьма неуверенно, ожидая подвоха каждую секунду.
Ситуация на пешеходном мосту в месте трагического случая мало отличалась от предыдущей. Куда уж тут! Пешеходный переход-то перейти лень, а тут - целый мост. И дети, и взрослые велосипедисты двигались на велосипедах, не спешиваясь. Мост узкий. Снижали скорость только при наличии пешеходов и искренне пытались обрулить идущих. Иногда скорость приходилось снижать настолько, что равновесие было держать трудно, водители прыгали, опираясь на одну ногу, но водительского места не бросали. Останавливаем одного мальца лет восьми-девяти, спрашиваем: «А тебя, малыш, учили родители, как правильно двигаться по мосту?» Пугается и молча отрицательно качает головой.
В итоге за один час по мосту проехали восемь велосипедистов, не спешился ни один. Нашему вопросу о требовании Правил дорожного движения все удивились. Оказывается, мало кто знает, что мост - пешеходный, и водитель на нем должен превращаться в пешехода, а не в тыкву.
Опрос в социальных сетях подтвердил нашу статистику. Из 20 опрошенных все 20 знают о требовании Правил спешиваться на пешеходном переходе, но действуют согласно этому правилу лишь пятеро; только один человек из опрошенных знает об особенностях движения по пешеходным мостам. Для остальных это стало открытием дня.
Сигналы поворота при маневрировании. С этим требованием все еще интереснее! Те велосипедисты, которые по совместительству автомобилисты, краем уха, еще со времен обучения в автошколе, слышали о требовании подавать сигналы при маневрировании. Только плохо помнят, как это делается. Да и верят в успех сего мероприятия с трудом, так как считают, что забыли об этом не только они, но и все остальные участники дорожного движения. Те же, у кого нет водительского удостоверения, и знать не знают, что обязаны размахивать ручками при изменении траектории. Именно поэтому автомобилисты так боятся водителей двухколесных транспортных средств: угадать их намерения не в силах даже самый опытный и проницательный водитель.
В итоге из 26 велосипедистов, которые в день эксперимента попали в поле нашего зрения, ни один не подал сигналов поворота; из 20 опрошенных в социальных сетях знают о существовании правил маневрирования 15, помнят их в общих чертах четверо, а периодически пользует всего один, и то на трассе.
Да уж, статистика не то чтобы неутешительная. Пугающая!

ГИБДД волнуется

Сводки ГИБДД пестрят деталями столкновений автомобилей и велосипедов. По данным Госавтоинспекции, за прошедший велосезон (2016 год) только на территории города Кемерово было выявлено около 200 нарушений среди водителей велосипедов, травмы различной степени тяжести на дороге получили 18 велосипедистов. Среди пострадавших шесть несовершеннолетних.
Дорожные полицейские всеми силами стараются оградить детей от смертельной опасности: проводят профилактическую работу с учащимися школ по разъяснению Правил дорожного движения - беседы, викторины, конкурсы и даже квесты. В прошлом году с привлечением детей из пришкольных лагерей была проведена акция «Велосипедист! По «зебре» только пешком!» Дети совместно с сотрудниками ГИБДД с помощью трафарета и краски наносили эту надпись на перекрестках перед пешеходными переходами, призывая велосипедистов спешиться. В июне этого года акцию планируют повторить. С ребятишками ежегодно занимаются в автогородках. Регулярно организуются профилактические рейды по пресечению правонарушений в области дорожного движения юными велосипедистами и пропагандистские акции.
Но, видимо, усилий сотрудников Госавтоинспекции недостаточно для изменения статистики и ситуации в целом. И если бы проблема была только в недостаточной информированности населения о правилах и требованиях... Но нет же: знаем, как надо, но делаем с точностью до наоборот. Наверное, что-то должно поменяться в сознании веловодителей. Только что для этого должно произойти? Усиление репрессивных мер? Сколько еще крови должно пролиться, чтобы мы приняли ПДД не только как правила движения, но и выживания.

Что должен знать велосипедист

- На «зебре» велосипедистам необходимо спешиваться и вести велосипед рядом с собой.
- Водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является. В этой связи у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность -становиться пешеходом при необходимости. И это часто помогает. Предположим, по тротуару едет автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет ДТП, виноваты в нем будут оба. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то ремонт автомобиля ему оплачивать не придется.
- Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. То есть поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах. Выход такой: водитель велосипеда становится пешеходом и пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу.
- Согласно ПДД, велосипед должен быть оснащен звонком для предупреждения пешеходов и световыми приборами для движения в темное время суток: спереди должен быть белый светоотражатель и фонарь, а сзади -красный светоотражатель.
- При маневрировании велосипедист обязан подавать жестами сигналы поворота.
- На проезжую часть велосипедист имеет право выезжать в том случае, если его транспортное средство соответствует вышеуказанным требованиям, а самому водителю больше 14 лет. При этом он должен держаться как можно правее (хотя интервал в ПДД не обозначен) и стараться не создавать помех другим участникам движения.
- Запрещено перевозить пассажиров на велосипеде, если нет специально оборудованного кресла (сидения). На обычном велосипедном багажнике делать этого нельзя.
- Буксировка другого велосипеда запрещена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2017

Заголовок в газете: Почему велосипедистам живется тяжко и порой недолго