Кемеровский Бродвей

20 июня в Музыкальном театре Кузбасса ожидается премьера мюзикла «Дубровский» по мотивам повести А. С. Пушкина

Известный композитор, автор музыки к спектаклю Ким Брейтбург и его режиссерская группа ставят в Кемерове новый спектакль. Музыкальный руководитель проекта Валерия Брейтбург - преподаватель академии им. Гнесиных, работала в телепроектах «Народный артист», «Две звезды», «Битва хоров». Хореограф-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов сотрудничал с Майей Плисецкой, Андрисом Лиепой, создал ансамбль «Русские сезоны», с которым гастролирует во многих странах мира. «МК в Кузбассе» побывал на репетиции спектакля. Традиционное режиссерское: «Почему посторонние в зале?» в наш адрес в этот день не прозвучало. Мы понаблюдали за святая святых - рождением мюзикла и побеседовали с создателями многообещающего проекта.

20 июня в Музыкальном театре Кузбасса ожидается премьера мюзикла «Дубровский» по мотивам повести А. С. Пушкина

Валерия Брейтбург о Дубровском и о любви

- Валерия Вячеславовна, расскажите о впечатлениях от работы артистов Музыкального театра.

- Я считаю, что театр находится на очень хорошем профессиональном уровне: взрослое поколение актеров обладает огромным опытом работы в жанре мюзикла и оперетты. Замечательно, что в театре много молодежи, которая (а сейчас это редкость) преданно служит театру. И по тому, как они работают, как отвечают на наши требования и установки, видно, что актеры не просто приходят на работу, они служат своей профессии, своему призванию. Ведь работа в театре - это призвание; театр - не то место, где актерской профессией можно заработать большие деньги. А раз сегодня есть такая творческая молодежь, это обнадеживает, это значит, что у русского музыкального театра есть будущее!

- В чем состоят задачи, которые вы ставите перед актерами?

- У нас особая система, мы работаем так, как работают на Бродвее. Режиссерская команда задает для спектакля очень жесткую форму, и ее должен четко соблюдать актерский состав. В то же время внутри заданной схемы мы даем актеру определенную свободу, он заполняет роль своим темпераментом, музыкальностью, талантом, хорошим вокальным исполнением. Мы подробно прорабатываем драматургию спектакля, его сюжетную линию. Такая работа делится на несколько этапов. Первый - когда актеры встречаются с режиссером, с музыкальным руководителем и погружаются в материал. На следующем этапе мы объясняем психологические аспекты роли, всевозможные детали, мотивы поведения персонажей. Но мы работаем в музыкальном жанре, а это жанр условный: в жизни люди не поют, когда им нужно передать свои мысли и эмоции, а в музыкальном театре - поют. Все, что артисты делают в мюзикле, рассматривается прежде всего через призму музыки. В музыке заложено все: характеристики персонажей, атмосфера происходящего, подсказки психологического, действенного, духовного свойства, нужные актеру для создания яркого сценического образа. Самое главное - чтобы артисты очень эмоционально (мы на этом делаем акцент) и тонко чувствовали всю музыкальную ткань спектакля.

- Каков образ Дубровского в этом спектакле?

- Когда в мюзикл набирают состав актеров, то, например, на Бродвее огромное значение придается типажу. Типажи бывают разными - от благородных до очень смешных или даже вульгарных. Типаж Дубровского - это, конечно, романтический герой, мужественный и страстный. В то же время Дубровский как человек не может быть всегда одинаков. Мы стараемся показать в предлагаемых обстоятельствах разные грани его характера, темперамента. В обстоятельствах потери отца, в обстоятельствах, когда Дубровский принимает решение встать на путь разбоя; мы наблюдаем, что происходит с нашим героем, когда он влюбляется, видим его психологическое состояние, когда он не справляется со своими чувствами, когда принимает решение соединить свою жизнь с Машей, дочерью его врага.

- Борец, жертва обстоятельств, авантюрист - кто Дубровский для сегодняшнего дня?

- Это история, которая может случиться с любым человеком - попасть в переплет, когда ты бессознательно ступаешь на неправильный путь, сделав однажды ошибку. Дубровский не мог отказаться от того пути, который выбрал. Но раз он совершил свой выбор, то за него он должен отвечать, возможно, даже понести наказание. Ситуация в каком-то смысле вышла из-под его контроля. Чувства возобладали. Дубровский стал жертвой сложившихся обстоятельств. Но мое внутреннее отношение к нему - я ему очень сочувствую. Мне очень горько, я сожалею, что так у человека сложилась жизнь. Конечно, отдушина, свет в этой истории - это любовь! Любовь прекрасна! И мы тему любви Дубровского к Маше доводим до драматически осязаемой кульминации, чтобы зрители знали о том, что надо к любви стремиться, надо любовь ждать и растворяться в этой любви, бороться за нее, чего бы это ни стоило.

Николай Андросов о Маше и о судьбе

- Николай Николаевич, вы объясняете артистам, какую эмоцию должен выражать в спектакле танец?

- Обязательно объясняем. Спектакли бывают разными по своей эстетике. Артист у нас сознательно вовлечен в процесс формирования эмоционального настроения. Мы пытаемся добиться, чтобы все было профессионально с технической стороны, по акцентам, по направлению ракурсов, жестов. В начале репетиции детально обговариваем, что должны чувствовать персонажи друг к другу во время танца, как взаимодействовать с солистами. Конечная цель нашей работы - чтобы зритель насладился талантом артиста.

- В чем идея спектакля?

- Главная идея - показать современными выразительными средствами классическую драматургию А. С. Пушкина. У Пушкина любовь и рок сведены в единое целое. В какой-то момент, как мне кажется (мы по-разному можем трактовать с авторами Кимом Брейтбургом и Кареном Кавалеряном фабулы спектакля), героиня становится важнее главного героя.

Маша проявляет себя цельной натурой с очень сильным характером.

Сильный характер - в любви, в убежденности, вере, приверженности традиции. Мы иногда делаем акцент на том, кто эта девочка.

Она сначала безмятежна: любимая дочка богатого помещика, у которой нет проблем, у нее мечты французские романы, она себе представляет некоего героя, который вот-вот появится, как рыцарь, который придет к даме возьмет ее замуж и будет у них счастливая жизнь. А все оборачивается совершенно не так. Она взрослеет и к концу спектакля становится очень крепкой и верной своему слову, своей клятве, православию: после венчания не соглашается убежать с Дубровским, нарушить клятву.

- И вы хореографически все это поддерживаете?

- Не только хореографически: и мизан-сценически, и вокально - все компоненты в контексте объединены в единую конструкцию, этим мюзикл и замечателен... Я только что выпустил «Пиковую даму» в Ростове и был в ужасном, подавленном состоянии. Не потому, что спектакль плохой - спектакль очень хорошо поставлен, но я прочитал письма Чайковского брату, где композитор отмечает, что «дописал финал «Пиковой дамы» и пришел в ужас: понял, что написал трагическую музыку, Германн погибает, и если мой ужас ощутит зритель, то буду считать, что добился воздействия на публику». А я как зритель хочу ли ощутить этот ужас при всем ужасе жизни, которая нас окружает? Люди ходят по двадцать раз на спектакль, чтобы получить положительные эмоции, пережить их вместе с героями. Я люблю Россию и работаю здесь, хотя очень много проектов за границей - во Франции, в Италии, в Америке. Мы были недавно с московским коллективом на Бродвее, и там возникает ощущение какого-то позитивного энергетического потока. Идут две девочки по Бродвею, видно, что они учатся в театральной школе, и поют песню из мюзикла «Звуки музыки». В Москве вы это увидите раз в сто лет. У нас все заняты выживанием. А эти девочки, может, материально хуже обеспечены, чем наши артисты, но у них взгляд на жизнь другой. У нас в спектакле то же самое, он жизнеутверждающий.

Владимир Жуков (Дубровский) о выборе

- Владимир, вы благородный разбойник в жизни?

- Мой отец-предприниматель часто сталкивался с проблемами, особенно в 90-е годы, и переживание за отца до сих пор во мне осталось, как и у моего героя. Что касается благородного... вомне нет ничего от военного, а здесь требуется армейская выправка. Злость, месть - какие-то качества есть, каких-то нет от Дубровского.

- Есть ли трудности в работе над этим мюзиклом?

- Режиссеры заставляют смотреть на себя под микроскопом, обращают внимание на то, чего ты никогда у себя не замечал. И постоянно идешь, как по минному полю: мелочей нет. От нас требуют - если вошел в роль, нельзя думать о том, например, что не дотянешь ноту. Не должен вообще ни о чем думать в момент включения в роль. Предположим, идет мелодраматическая часть спектакля, мне в это время нужно произносить текст, раскладывая его мелодично, смотреть на партнершу, подавать ей руки. И постоянно - режиссерское «Стоп!» Настраиваешься, а тут - стоп! Второй раз собираешься. Опять - стоп! Опять себя зажигаешь, и не то чтобы перегораешь, а начинаешь играть нажимами. Тяжелый спектакль: требует от нас пропускать все через себя. Постановочная группа говорит, что Маше не нужно жалеть себя и Дубровского, Дубровскому - себя и Машу. Она в конце выбирает путь денег. А я не хочу, чтобы Маша была мелочной-денежной, я додумываю (чтобы понимать, что играть), что она сделала выбор в пользу отца, потому что он ее вырастил. Она повинуется воле отца. Не знаю, получится ли это показать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Кемеровский Бродвей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру