Первым через лобовое стекло вылетает ребенок

«Ребенок в автомобиле» – это не только наклейка на заднем стекле. Это риск и ответственность

В течение последнего десятилетия среднегодовое число детей, пострадавших в результате ДТП, превысило 20 тысяч человек, более тысячи из них погибло. При этом гибнут преимущественно не маленькие пешеходы, а юные пассажиры.

В прошлом году в Кемеровской области не было зафиксировано аварий с летальным исходом. Но с начала этого года погибли уже две девочки. Одной из них было 6 месяцев, другой – 4 годика. Более десяти детей получили травмы различной степени тяжести. И взрослые в силах повлиять на эту печальную статистику.

«Ребенок в автомобиле» – это не только наклейка на заднем стекле. Это риск и ответственность

Пассажиром жертвуют
Пассажир – один из самых уязвимых участников дорожного движения. Он зачастую не имеет возможности повлиять на ситуацию и оказывается заложником опасного поведения водителя. Есть мнение, что в момент аварии водитель инстинктивно спасает себя и неосознанно подставляет под удар пассажирское место. Только взрослый человек может хотя бы пристегнуться ремнем безопасности, частично понизив риски. А вот дети-пассажиры не в силах сделать даже этого. Из-за антропометрических различий взрослых и детей малыши не могут пользоваться штатными ремнями, конструкция которых рассчитана на человека с ростом от 150 см и выше. Диагональная часть ремня вместо середины плеча будет проходить по шее ребенка. В результате столкновения ремень не удержит, а задушит маленького пассажира.

Поэтому вся ответственность за детскую жизнь лежит на водителе. Одни это понимают и даже меняют стиль вождения при наличии детей в салоне. Другие же в надежде на русский авось игнорируют элементарные требования безопасности.

Пристегнутый ребенок – живой ребенок
Одним из основных способов оградить ребенка от череды неприятностей и бед во время перевозки в автомобиле остается использование специальных детских удерживающих устройств. Смертность среди пострадавших в ДТП детей при их применении снижается более чем на 80%, число тяжких телесных повреждений – на 64%, а легких – на 70%.

Многие негативно относятся к этому требованию ПДД, считая его способом государства наживаться на данной категории лиц. Ведь цены на детские автокресла варьируются в пределах весьма серьезных сумм – от двух до пары десятков тысяч рублей. Но не стоит забывать, что на детском кресле свет клином не сошелся. Существует ряд других бюджетных и полностью законных детских удерживающих устройств. Одно из них – так называемый бустер. Это специальная подушка, которая позволяет посадить ребенка повыше и закрепить его штатным ремнем безопасности. Для эт ой же цели служат адаптеры. Они изменяют направление диагональной лямки штатного ремня и могут использоваться на протяжении всех этапов взросления ребенка с девятимесячного возраста. Их преимущество не только в универсальности и ценовой доступности. При фиксации ребенка при помощи адаптера маленький пассажир оказывается дальше от сидений первого ряда, чем при использовании автокресла, что делает поездку более безопасной. К тому же такие адаптеры легко помещаются в дамской сумочке. Родители могут брать их с собой и не зависеть от наличия или отсутствия кресел в такси или автомобилях бездетных друзей и знакомых, которые не решаются подвезти вас во избежание штрафа.

Безопаснее в центре
Детское автокресло универсально и может использоваться в автомобиле любой марки и модели. Оно крепится на переднее или заднее сиденье при помощи штатного ремня безопасности. Если вы в своем новом авто не обнаружили ремней на заднем сиденье, это означает одно: производитель решил сэкономить на вас. Но конструктивно они все равно предусмотрены и могут быть установлены в любом сервисном центре.

Кресло разрешается ставить как на переднее, так и на заднее сиденье. При этом нужно отключить механизм срабатывания подушки безопасности. Если ребенку уже есть 12 лет и он перевозится на переднем кресле, тогда этот механизм должен быть включен.

Каждый родитель старается посадить свое чадо на самое безопасное место в автомобиле. И вот здесь мнения расходятся. Одни считают, что безопаснее сидеть за водителем. Аргумент таков: водитель в аварийной ситуации руководствуется своим инстинктом и выворачивает руль влево, уберегая от удара себя и подвергая максимальной опасности переднего пассажира. Другие самым безопасным считают место за передним пассажирским креслом. Их обоснование: водитель при лобовом столкновении не всегда уходит от удара влево, поэтому зачастую наименьшие повреждения получает именно пассажирская сторона. Однако все это лишь гипотезы и предположения, потому как ни первый, ни второй варианты не подкреплены статистикой.

Научное подтверждение есть у третьего варианта. Специалисты из университета Буффало пришли к выводу, что самое безопасное место в автомобиле – среднее заднее. Оказалось, что оно всегда будет как минимум на 16% безопаснее, чем любое другое место в автомобиле. Причина тому – намного большее пространство, которое не сдавливается при столкновении, в том числе при боковом.

«Искусственные» аварии
Производители детских кресел перед продажей испытывают их в ходе так называемых краш-тестов. Запись таких экспериментов – самый доходчивый способ донести до водителей информацию о том, какими последствиями грозит пренебрежение средствами безопасности. Эти тесты помогают понять, что происходит в салоне автомобиля в момент столкновения и как перемещаются пристегнутые и непристегнутые пассажиры. Степень травматизма устанавливается при помощи специальных датчиков.

Одна из наиболее часто обыгрываемых ситуаций: малыш на руках у мамы, которая искренне полагает, что ее объятия уж точно надежнее какого-то там ремня. Но в пиковой ситуации первичные природные рефлексы побеждают вторичные материнские инстинкты. Во время аварии руки женщины выбрасываются вперед, ребенок ударяется головой о ветровое стекло, а телом – о переднюю панель автомобиля, после чего мама (если и она не пристегнута) весом своего тела усиливает удар.

Вторая ситуация: два пассажира на передних сидениях пристегнуты, два взрослых пассажира на задних сидениях – нет. Между ними – манекен, имитирующий ребенка в возрасте шести лет с массой 22 кг. Ребенок пристегнут по всем правилам. Скорость автомобиля – 50 км/час. При лобовом столкновении непристегнутые пассажиры резко подаются вперед, далее следует страшный удар о потолок и водительское кресло. Нагрузка на бедренную кость при ударе коленом о переднее сиденье – более тонны. При таком раскладе непристегнутому пассажиру обеспечены: перелом ноги, сотрясение мозга и перелом шейных позвонков. Важно то, что один из пассажиров на отскоке с размаху садится на ребенка, которого удержал поясной ремень. Только представьте, что происходит, когда сверху на малыша с ускорением падает 75 килограммов. Они фактически убивают его. Кстати, возможность гибели пассажира, сидящего спереди, увеличивается в пять раз, если пассажиры сзади не пристегнуты. Это показал анализ более 100 тысяч ДТП.

И третья прогнозируемая ситуация: передние пассажиры не пристегнуты, задние пристегнуты, но ребенок между ними едет без специальных удерживающих устройств. При столкновении передние манекены резко идут вперед и разбивают лобовое или боковые стекла в зависимости от направления удара. В этот момент дается страшная сгибающая нагрузка на шейные позвонки. С задними пассажирами все в порядке, отделались легким испугом. Ребенок же срывается с места и летит по салону. По пути ударяется о водительское кресло и влетает головой в лобовое стекло. Сила удара будет такова, что выжить при этом почти невозможно.

В момент столкновения непристегнутые и незафиксированные люди и предметы неконтролируемо перемещаются по салону. Комбинаций множество – результат почти всегда один. И выводы тоже: во-первых, в момент начала движения автомобиля на водителя и пассажиров ложится коллективная ответственность за детей-пассажиров; во-вторых, надежнее всем пристегнуться. Непристегнутый пассажир может убить пристегнутого ребенка и повысить вероятность гибели пристегнутых пассажиров и водителя.

Расслабиться не получится
Многие думают, что с приобретением детского кресла их страхи заканчиваются. Но глубоко ошибаются. Ребенок в машине – повод ежесекундно быть в тонусе. Дети, оставленные без присмотра, подвергаются опасности не только в движущемся, но и в стоящем транспортном средстве. Перечень этих рисков огромен: от бесконтрольного выхода на проезжую часть до самовольного снятия автомобиля с ручного тормоза и поворота ключа зажигания. Результат – неуправляемое транспортное средство, которое выезжает без водителя на проезжую часть с активным автомобильным движением.

Конечно, ребенок в автокресле менее мобилен и более безопасен в плане шалостей и непредвиденностей. Но лучший вариант для исключения этих и других ситуаций – не оставлять маленького пассажира одного в автомобиле.

Именно об этом сейчас думают власти в ходе подготовки поправок к закону. В ближайшем будущем планируется запретить взрослым оставлять маленьких детей в возрасте до семи лет одних в салоне автомобиля. Тем самым будут исключены опасные для жизни и здоровья ребенка последствия. Предполагаемый штраф за такое нарушение – 500 рублей. В правилах это будет звучать так: «Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стояния ребенка младше семи лет в отсутствие совершеннолетнего лица». Поправки пока находятся на рассмотрении. И основания для их принятия очевидны.

А вы задумывались о том, как долго автомобиль должен стоять на солнце, чтобы в нем стало жарко? Мы вам поможем. При наружной температуре 21 градус за десять минут в автомобиле температура поднимается до 31,5 градуса, за полчаса – до 40! Если вы оставили ребенка на десять минут жарким летним днем, когда за окном около 30-35 градусов, то через десять минут в машине будет сауна с 45,5 градусами, а через полчаса – все 54! Даже в тени температура очень быстро достигает опасного уровня. А открытые окна оказывают очень низкий эффект на понижение температуры в салоне. Сохранилось желание бежать до магазина на десять минуточек, оставив чадо в машине

Требования к перевозке детей в автотранспортном средстве с каждым годом ужесточаются. Но наш смекалистый водитель готов придумать массу способов, как обдурить инспектора ГИБДД: учит детей команде «лежать» при проезде экипажа ДПС, прячет их под авточехлами. Известны даже случаи перевозки детей в багажнике мимо постов ГИБДД. Инспектора обмануть можно. Но обманите ли смерть?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Первым через лобовое стекло вылетает ребенок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру