«Всюду жизнь!»

Уникальный по простоте и эффективности проект разработан в Кемеровском областном музее изобразительных искусств

Казалось бы, чего проще – взять модем, ноутбук, одну сторону (музей) связать посредством скайпа с другой стороной (скажем, с детьми из отдаленных школ) и показать красоты и чудеса музея? Так и сделала автор и разработчик проекта «Всюду жизнь!», руководитель отдела развития Областного музея изобразительных искусств Меженок Анжелика Сергеевна. Но неожиданно столкнулась со многими трудностями. Обо всем этом мы решили побеседовать.

Уникальный по простоте и эффективности проект разработан в Кемеровском областном музее изобразительных искусств

«Только еще приезжайте!»

– Анжелика Сергеевна, как возникла идея проекта?

– Проект родился в 2015 году, когда к нам обратилась хорошая знакомая, у которой ребенок попал в детское онкологическое отделение больницы города Кемерово. Она рассказала о том, что дети лежат там почти в полной изоляции, а отвлечь ребят от тяжелого процесса лечения нужно. Так как находиться посторонним в онкоотделении нельзя, мы организовали дистанционное занятие, которое транслировалось из Музея изобразительных искусств детям, находящимся в Областном клиническом онкологическом диспансере, посредством видеомоста. Мы пригласили к себе в музей 30 кемеровских школьников, которые учили детей в больнице делать снежинки. Школьники сами показали, как и что нужно делать. Ребята сразу поняли, что те дети лежат в больнице, потому что они были в повязках. Тут же стали спрашивать о самочувствии, желали скорейшего выздоровления, приглашали в музей. Такие видеомосты стали традиционными. Каждый проводится на средства частных лиц, друзей музея. Дети очень полюбили эти занятия. На первом занятии было три ребенка из больницы, на втором – 34. К нам присоединилось детское отделение Кемеровского кардиологического центра. Получилась инклюзия, когда здоровые дети поддерживают своих же одноклассников, ровесников, находящихся в больнице, которым подобное участие душевно и психологически особенно необходимо. Кроме того, видеомост дает детям возможность приобщиться к культурной жизни Кузбасса, научиться художественным промыслам, изготовлению поделок, познакомиться с возможностями информационных технологий. Мы назвали проект «Всюду жизнь!» – есть такая картина художника Ярошенко. Это очень глубокая картина об огромной вере в себя и в жизнь.

– С кем вы еще сотрудничаете?

– У нас в области много детских домов, которые находятся далеко от Кемерова. Например, детский дом «Родник» в поселке Трещевский Топкинского района, детский дом №1 поселка Белогородка Мариинского района, это 157 км от центра. Дети в Кемерово практически не могут попасть: зимой мы не рискуем возить их на транспорте, кроме того, это дорогостоящее мероприятие, не всегда находятся благотворители, не всегда есть деньги у детского дома, у шефов. Мы как сотрудники музея стараемся к ним выезжать сами, проводим инструктаж по техническому обеспечению сеанса видеосвязи. В селе Белогородка детский дом №1 хорошо обеспечен в том числе качественной интернет-связью. Директор музея, Демина Елена Валерьевна, быстро подхватила идею, мы провели мастер-класс по изготовлению героев российских мультфильмов, рассказывали детям, что такое анималистика, провели экскурсию по музейным выставкам, познакомили с произведениями искусства из нашей коллекции. Здесь, в музее, на связи были учащиеся школ № 31, № 35, гимназии № 41, они также обучались такому общению, и для них все было интересно. Я беру интервью у детей, учу их, что нужно представиться на камеру, чтобы другие дети знали, кто ты, откуда. Сначала они робеют, а к концу начинается праздник: выбегают, показывают свои поделки, подходят к микрофону, спрашивают, как жизнь в детдоме, интересуются делами друг друга. Впечатление, что мы ненадолго раздвинули границы мира детдомовским ребятам.

А вот в поселке Треща сложная ситуация, не было никакого технического обеспечения, дети, по сути, в изоляции. Хотя шефы у них – Сбербанк. Мне в Сбербанке сказали, что практически полностью провели техническое оснащение детдома, а я им предоставила видео (я всегда езжу с экшн-камерой), из которого понятно, что у детдома ничего нет, дети не могут выйти на связь. Логачева Ольга Борисовна, директор детского дома, со мной не пошла на контакт. Тогда я написала письма депутатам, и они меня поддержали. Мы приехали в поселок, поставили свой модем, экран, провели мастер-класс с ребятами. Мне дети шепотом говорили: «Вы только еще приезжайте!» Также мы выехали в детский дом «Родник» поселка Спасск Таштагольского района (директор – Трубакова Галина Анатольевна), где находятся дети до семи лет. Когда я оттуда вышла, я плакала, просто не могла остановиться: хотя мастер-класс прекрасно прошел, но детям не нужны конфеты, которые мы им привозим, они хотят лишь живого общения.

Автор проекта «Всюду жизнь!» А. Меженок во время дистанционного занятия.

Окно в мир

– Чему обучаются ребята?

– Мы стараемся делать мастер-класс с доступными поделками – мультяшки вырезаем из цветного картона, добавляем анималистику. Рисуем на камушках радугу – рассказываем про радугу. Проводим мастер-класс с георгиевской лентой – рассказываем о ней, вызываем интерес с тем, чтобы дети читали и узнавали о своих прадедах, ветеранах Великой Отечественной войны. Добавляется культурно-образовательный блок: обязательно рассказываем про картины, выставки из тех залов, в которых проходит видеосвязь. У нас есть такие программы, как рассказы о технике живописи, о том, как рисует художник. Мы к разному возрасту по-разному подходим в подаче материала. Кроме того, огромное значение имеет общение детей друг с другом. Мы проводили мастер-класс с детскими домами – №1 Кемерова и поселка Трещевский. Оказалось, что дети вместе отдыхали в «Артеке», они узнали друг друга, бежали к микрофону и говорили – дайте, дайте, я передам привет. В целом у проекта три направления: работа с детскими больницами, работа с удаленными детскими домами с осложненной транспортировкой детей и работа с удаленными сельскими школами. Мы узнали о Шорском национальном парке, там, в 65 км от Таштагола, в удаленности от областного центра в 457 км, есть поселок Усть-Кабырза, где в школе вообще нет интернета. Наш куратор Анастасия из МТС выделила модем с хорошей линией, и в школе № 26 поселка, где обучаются 60 школьников, ко Дню Победы мы два с половиной часа проводили мастер-класс по георгиевским лентам, художник Евгений Иванович Щербинин рассказывал про свою картину «Отец». Трогательным получилось общение гимназии №42 из Лесной Поляны и школьников Усть-Кабырзы. Дети выходили к камере и рассказывали: «У нас в Лесной Поляне очень красивая природа, небольшие дома, много цветов». На другом конце видеомоста мальчик отвечает: «Это вы про Усть-Кабырзу рассказываете, у нас красивая природа, горы, табуны лошадей». Дети радуются новому, приглашают друг друга в гости, им очень интересно смотреть изображения на большом экране. Ребята знакомятся с выставками в залах музея: «Все оттенки света» (иллюстрации к литературным произведениям), «Прямая речь» (автопортрет в современном искусстве Сибири), «Петушок – золотой гребешок» (анималистический жанр в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Без преувеличения скажу, что мы открываем им окно в мир искусства, в мир творчества и вообще в мир.

– Кто вас поддерживает?

– Лариса Ивановна Мызина (директор Музея изобразительных искусств. – Прим. авт.) курирует проект, она привлекла Кемеровское региональное отделение партии «Единая Россия», Минаеву Татьяну, руководителя регионального исполнительного комитета, родительскую организацию, фонд «Детское сердце» и Светлану Бураго, заместителя исполнительного директора фонда, некоммерческую организацию «Под крылом надежды». Это костяк, который стоял у истоков. Нас поддерживает также руководство детских домов – Белогородки и Спасска, низкий поклон этим директорам. Огромное спасибо школе №11 г. Кемерово. В прошлом году мы провели более 30 выездов на деньги благотворителей и на деньги музея. Сейчас у музея нет такой возможности, мы ищем шефов и спонсоров проекта. Съездить, например, в Таштагол – для нас дорогостоящее мероприятие. Поэтому привлекаем областной Совет народных депутатов, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, СГК. За время работы проекта мы уже провели 32 видеомоста и в 2017 году запланировали еще 15.

– Каковы проблемы и перспективы проекта?

– Мы съездили на «Интермузей 2017» (международный фестиваль музеев. – Прим. авт.) и представляли там проект «Всюду жизнь!» на международном уровне. Пермь, Москва, Воронеж, Санкт-Петербург и норвежские творческие объединения хотят, чтобы мы передали им наш опыт, ведь его реализация доступна для многих музеев и не только музеев. Мы встретили неподдельный живой интерес со стороны коллег. Думается, что проект должен быть рассмотрен на федеральном уровне, потому что он прост и минимально затратен, встречает огромный положительный отклик у детей. В перспективе нужно добиваться, чтобы дети, которые не ходят в школу по разным причинам, а также дома инвалидов могли выходить на связь с нами и участвовать в мастер-классах и видеоэкскурсиях. Кроме того, проект помогает сотрудникам музея привлечь новую аудиторию из удаленных территорий, например горняков, которые смогут перед сменой выйти на связь с музеем из конференц-зала комбината и посмотреть небольшую видеоэкскурсию по экспозиции. Это позволит заинтересовать угольные предприятия Кузбасса и финансировать дальнейшее развитие проекта. Музей разошлет письма руководителям детских отделений больниц, удаленных сельских школ, детдомов о работе проекта. Составим и разместим на сайте музея, в соцсетях расписание занятий для участников проекта. Заключим договоры с заинтересованными организациями для работы в проекте. Привлечем художников, искусствоведов и мастеров для проведения мастер-классов и творческих занятий, проведения экскурсий, лекториев из музея.

Теперь проблемы. Первая – это аппаратура. Наш музей выходит на связь практически на любительской аппаратуре. Хотелось бы, чтобы был хороший сервер, хорошая камера, звук, свет, экран, интернет-связь. Еще одна проблема – сложно порой уговорить школьных учителей, администрацию школ, детсадов прийти сюда, в музей, на видеомост «Всюду жизнь!». Постараться осознать, насколько это важно – взращивать в детях сострадание, сопереживание, ведь наш проект этому очень во многом способствует: каждый ребенок выступает благотворителем для тех детей, которые, например, находятся на лечении. От администрации школ, детских садов, от депутатов хотелось бы получить больший отклик. Проблема и в том, чтобы сделать сайт, повесить расписание проекта. Для этого нужны небольшие деньги. Если у нас будет интернет-пространство, то и любой театр, и библиотеки, и школы смогут зарегистрироваться либо участниками, либо организаторами мероприятия. Проблема и в недостаточной информированности – нам очень не хватает отклика СМИ, телевидения, общественности, коллег из других музеев и культурных учреждений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: «Всюду жизнь!»