Как сделать первый шаг в Рождественский пост

Разговор о том, что духовного отца выбирают, а пост - дело сугубо индивидуальное

27 ноября группу компаний «Все про Все»посетили воспитанницы Свято-Успенского женского монастыря, что в селе Елыкаево. Они исполнили восемь проникновенных песен, посвященных Дню матери. Чистые голоса и светлые души детей рассыпали в прах все наносное и буквально вынули из слушателей истинное и глубинное. Женщины плакали, мужчины хмурились и крепились. Потребность в свете и добре есть в каждом: в те минуты каждый прикоснулся в своей душе к чему-то сокровенному, к себе настоящему. А на следующий день, 28 ноября, начался Рождественский пост. Соблюдают его далеко не все, хотя, согласитесь, что подспудное желание попробовать соблюдать пост испытывали многие из нас. Но как-то все не складывалось: что-то кажется непонятным, что-то – невыполнимым, есть страх не справиться, есть опыт неудачных попыток и груз стереотипов. Да, пост – это труд души и испытание для тела. Но, оказывается, у каждого он свой. И сделать первый шаг проще, чем нам кажется.

Разговор о том, что духовного отца выбирают, а пост - дело сугубо индивидуальное
Воспитанницы детского дома «Покров» при Свято-Успенском женском монастыре (с. Елыкаево) в гостях у группы компаний «Все про Все».

Пост – не диета

Есть праздники мирские, а есть церковные. Подготовка к первым – это стол, развлечения и подарки. Подготовка ко вторым – это работа над духовной стороной своей личности, дающая православному человеку возможность в полной мере пережить радость от того или иного события священной истории. Пост – ключевой этап такой подготовки.

«Сейчас идет Рождественский пост, – рассказала нам инокиня Свято-Успенского женского монастыря мать Стефания. – Начался он 28 ноября, а закончится 6 января. Главное для человека, который хочет приступить к посту, – это правильное понимание его цели. Многие сегодня считают, что пост – это соблюдение определенных ограничений в приеме пищи: это кушать можно, это нельзя. Но пост – не диета. Ведь человек, который постится, воздерживается также, например, и от удовольствий, развлечений. А плоды поста - именно духовные. Пост - это духовная работа, в ходе которой яснее становятся заметны свои страсти, греховные мысли, от этого усиливается покаяние, молитва, чаще бывает исповедь и Причастие. Таким образом, мы получаем от Бога силы для борьбы со своими страстями. Например, для борьбы с гневом, раздражением, и прочими негативными эмоциями. Или, например, пост - это благодатное время для борьбы с вредными привычками, а в целом - для борьбы с грехом внутри себя. А ограничение в пище – лишь малая часть этой работы, самое простое, что мы можем сделать».

Начните с мультиков

Для того чтобы приступить к этой непростой духовной работе, не обязательно одномоментно отказываться от привычного жизненного уклада. Тем более, как выяснилось, универсальной схемы поста просто не существует. У каждого человека он свой, так же, как и этапы воздержания.

О том, как сделать первый шаг к соблюдению поста, нам рассказал настоятель храма Св. Трифона, священник, отец Глеб Курлюта: «В христианских семьях деток приучают поститься с ранних лет. Детский пост – это минимум ограничений. К примеру, не есть мясо и не смотреть мультики. Воздержание? Воздержание! Особенно в части мультиков. Понятно, что в школе или детском саду не предусмотрено постное меню. Но дома запрет уже наложен. В моей семье (у отца Глеба четверо детей. – Прим.ред.) все строго, а в школе они едят то, что дают: и рыбку, и котлетку. У тех родителей, что построже, ребенок может выборочно отказываться от продуктов. Допустим, дали картошку с котлеткой, он картошку съел, а котлету не стал. Или тефтели из супа повылавливал. Важно, чтобы ребенок понимал, что сам от чего-то отказывается. В любом случае в детском сознании общее представление потихоньку воспитывается. Если же человек начинает поститься во взрослом возрасте, то делать это надо с умом. Все, что написано про пост в наших церковных календарях (рыбу не есть, масло не употреблять и т.д.) – это все-таки больше монашеский устав. Каким-то образом он перешел в человеческую бытность, а мы теперь ломаем голову, как с этим справиться. Монахи и так уже отказались от мяса, а в пост дополнительно отказываются от рыбы и масла. Мирской же человек должен начинать поститься потихонечку. Для начала, к примеру, можно отказаться от мяса и просмотра телевизора. Это вполне посильные вещи. А потом постепенно можно исключить и другие продукты».

Если же врач или диетолог по каким-то причинам, связанным с состоянием здоровья, прописывает вам обязательное употребление продуктов, которые в посту есть нельзя, вам необходимо поговорить со своим священником и получить от него благословение на послабление поста. Такое часто бывает. «Сегодня очень много людей зажиточных, которые решили, что поститься – модно. Они ввели околоцерковные выражения «войти в пост», «выйти из поста», усиленно придерживаются ограничений в пище, а в храме-то ни разу и не были, не исповедовались, не причащались. Здесь говорить о посте нельзя, это просто диета. А пост – это духовная работа».

Время поста – это время воздержания и социального служения. Объем духовной работы тоже определяется индивидуально. Для кого-то благотворительность – обычное дело, а для кого-то отказаться от мата – уже подвиг. И от того, насколько грамотно и честно вы рассчитаете свои силы, будет зависеть ваша возможность испытывать радость от православного праздника. «Приходит какой-то праздник, например, Рождество, – пояснил отец Глеб. – Человек начинает анализировать, что он сделал за пост, и понимает: вот здесь я смалодушничал, не взял на себя то, что мог бы взять. И не чувствует праздника в полной мере. Он и до поста мяса не ел, и в пост не ел. Галочку себе поставил, а толку от этого никакого. Праздник пришел – а радости нет. И думает: ну мог бы еще хлеба не есть, мог бы курить или пить бросить, кто матерится – мог бы от мата хотя бы на время поста отказаться. Каждый должен подумать и решить: что он готов сделать, от чего отказаться, чтобы поработал его дух, чтобы нужно было предпринять внутреннее усилие, провести внутреннюю работу. Но разумную. Ведь бывает наоборот: человек нагрузил на себя непосильную ношу в начале поста – от мяса с молоком отказался, на одной гречке с сухарями выживает. Неделю так прожил, а потом сломался. И думает: ну его, этот пост, я же жить хочу, а не помирать собрался. Много разных случаев бывает. Есть такая история: пришел монах к старцу и спрашивает, как нужно поститься, что можно есть, чего нельзя? А старец был прозорливый и вместо этого рассказал ему все грехи его от самого детства. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он заплакал, а старец с улыбкой сказал: «А теперь иди, ешь свой обед». «Нет, отче, спасибо, я не хочу», – ответил монах. «Вот это и есть пост: когда помнишь о своих грехах, каешься, и о еде уже не думаешь», – сказал старец».

Интересно то, что и у самих священников пост строго индивидуален, и говорить о том, кто как постится, не принято. «Все священники разные: кто-то болеет, а кто-то здоров, – объяснил отец Глеб. – Кто-то духовно более силен, а кто-то слабее. Поэтому один священник в пост берет на себя больше, другой – меньше. И если они поделятся друг с другом, то тот, кто больше на себя нагрузил, скажет: «Чего-то я много на себя взял, сниму-ка часть». А тот, кто меньше на себя нагрузил, впадет в уныние, скажет: «Почему же я такой малодушный». Поэтому мы между собой не делимся такими вещами».

Завершил свой рассказ отец Глеб важным советом: если человек собирается именно поститься, а не соблюдать диету, он должен делать это через церковь. «Стоит прийти в любой храм, начать ходить на службы, познакомиться со священником и уже с ним оговаривать все эти вопросы. В каждом моменте пост индивидуален: для военных он один, для больных другой, для осужденных третий. Эта тема настолько многогранная, что требует помощи духовного наставника».

В поисках духовного отца

Духовный отец, он же духовный наставник, ведет душу человека по пути ее развития, помогает находить ответы на многие вопросы, чаще всего духовные, оказывает помощь и поддержку. Чтобы найти своего наставника, нужно походить по храмам, постоять на службах, познакомиться с местными священниками, исповедаться или составить личную беседу. И постепенно постараться почувствовать, кто из них близок, понятен, к кому тянется душа и готова довериться. «Сейчас люди очень требовательные, – с улыбкой заметил отец Глеб. – Одному хор не нравится, другому батюшка картавый (смеется). И важно найти такой храм, где на первых порах все будет устраивать и ничего не будет раздражать».

Сегодня в храмах служат батюшки, как говорится, на любой вкус: постарше и помоложе, есть байкеры и сноубордисты, есть медики и музыканты. И через какое-то время вы обязательно найдете человека, с которым окажетесь на одной волне. Только не нужно подходить к священнику и говорить: «Так, батюшка, я выбрал вас своим наставником!» Все произойдет естественным образом, как и установление любых отношений. «Важно помнить, что священник – тоже человек, – добавил отец Глеб. – На первых этапах общения он будет стараться разговаривать с вами нейтрально, очень деликатно. А потом, когда вы познакомитесь поближе, сдружитесь, он может поругать, сказать что-то такое, что неудобно слышать, поднять какой-то грех, уличить в чем-то. И люди начинают обижаться: меня батюшка ругал, я к нему больше не пойду, пойду в другой храм. Это неправильно. Или часто бывает, что люди стесняются или побаиваются своего духовного отца и исповедуют грехи и неприглядные поступки в другом храме, чтобы со священником отношения не портить и лицо свое перед ним сохранить. Это тоже не совсем правильно. Допустим, мы нашли врача, которому доверяем и рассказываем ему о своих проблемах. Он, видя общую картину, может нам что-то посоветовать. То же самое и в духовной жизни. Если батюшка будет нас знать год, два, три, он сможет дать дельный совет. А если мы будем бегать от одного батюшки к другому, показывать одному одну свою сторону, другому – другую, то и советы мы такие же будем получать – однобокие. Бывает еще, люди в церкви ищут подтверждение правильности своих поступков, взглядов и интересов. Подходят к одному батюшке, задают вопрос – он говорит «нет». К другому подходят – тоже «нет». Подходят к десятому, тот отвечает: «Да делай ты, что хочешь». Реакция однозначна: «О, все, это мой батюшка! Он мне разрешил, сюда и буду ходить». Но суть духовного наставничества – в направлении, а не в потакании. И в отношении поста тоже».

Итог нашей беседе подвела матушка Стефания: «Через борьбу со своими страстями мы приближаемся к Богу. Рождественский пост не является очень строгим и тяжелым. Поэтому всем, кто хочет, но не решается приобщиться к православному воздержанию, можно начать именно с него. Если мы все делаем правильно, то к окончанию поста наша душа  становится чище, и к празднику наполняется светлой радостью о рождении Христа Богомладенца. А со своими вопросами можно обратиться в любой храм и в наш монастырь.

Идет вторая неделя 40-дневного Рождественского поста. И если кто-то чувствует даже смутное желание прикоснуться именно душой к одному из самых светлых православных праздников, никогда не поздно сделать первый осмысленный шаг – переступить порог храма и получить у батюшки благослование на пост.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Посильное воздержание во благо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру