Кто и как помогает пострадавшим и родственникам жертв пожара в Кемерово

Помощи не бывает много, но иногда она наказуема

Кемерово накрыло скорбью, а вместе с ней – небывалым потоком сострадания и поддержки со всего мира. Небольшой город явно не был готов к такой трагедии и не имеет механизмов анализа и систематизации столь глобальных объемов финансовой и нефинансовой помощи. Предложения не перестают поступать и пока накапливаются в местах сбора. Попробуем предоставить читателям общую картину и обрисовать благотворительную схему помощи пострадавшим с ее точками накопления и основными тенденциями.

Помощи не бывает много, но иногда она наказуема
Мемориал у «Зимней вишни» стихийно сложился в форме сердца и стал символом единения.

ТРИ ОБЩИХ КОТЛА

Основная часть средств стекается на официальные благотворительные счета администрации Кемеровской области, кемеровского регионального отделения «Российского Красного креста» и отдела благотворительности и социального служения Кемеровской епархии. Все они находятся в открытом доступе и представлены на соответствующих информационных ресурсах. На момент подготовки материала на сайте областного финуправления сообщалось, что в областной бюджет перечислено более 71 миллиона рублей, «Красным крестом» собрано более 110 миллионов, в отдел РПЦ поступило более 6 миллионов рублей. Таким образом, буквально за несколько дней россияне со всех уголков страны и граждане других стран смогли собрать около 200 миллионов рублей. И эта цифра будет только расти.

Однако люди хотят быть уверены в том, что их помощь дойдет до адресатов и будет оказана своевременно и осмысленно. Потому задача организаторов – сделать процесс максимально прозрачным и понятным, упредить сомнения и честно отвечать на все возникающие вопросы. К примеру, многим не сосем ясно, зачем параллельно с официальным счетом обладминистрации главы кузбасских территорий объявляют собственные сборы. Так поступил Новокузнецк и Таштагольский район. Как нам пояснили в администрации Таштагольского района, их счет был открыт по инициативе главы Владимира Макуты до того, как в сети появилась информация об официальных сборах. После чего собранные средства (более 100 тысяч рублей) были перенаправлены на счет финуправления. В администрации г. Новокузнецка смысл запуска автономного городского сбора нам объяснить не смогли, но сообщили, что в пиковое время после трагедии новокузнечанами было собрано больше миллиона рублей, которые были перечислены на счет областной администрации. На сегодняшний день параллельных сборов не ведется.

Главный вопрос к «Красному кресту» связан с непрозрачной системой его отчетности. На сайте организации на текущий момент вообще отсутствуют какие-либо отчетные документы. «Почему нет отчетов и цифр по прошлым перечислениям, в частности – по наводнению в Крымске? Это же совсем не сложно – выложить документы для ознакомления, чтобы люди не терзались в сомнениях. Как доверять таким сборщикам?» – небезосновательно интересуются читатели газеты.

Как нам сообщила председатель Общероссийской организации «Российский Красный крест» Раиса Лукутцова, все отчеты есть, но за давностью трагедии они хранятся в архиве, а не в открытом доступе. «При желании каждый человек может оформить запрос и получить ответ, – пояснила Раиса Тимофеевна. – В нашу организацию не поступают деньги постоянно. Они приходят событийно. По Крымску мы отчитались перед президентом в 2012 году. Все документы имеются, просто отчеты не могут висеть на сайте бесконечно».

Перед президентом отчитались, а перед остальными, похоже, не обязательно. И все равно не понятно, почему отчеты такого рода нужно скрывать и запрашивать их как секретные документы. Что в них секрет- ного?

Епархия для удобства денежного перевода изначально указала номер карты физического лица. Реакция не заставил себя долго ждать. «Мы начали собирать пожертвования на карту нашего реального сотрудника, – сообщил руководитель отдела социального служения и благотворительности кемеровской Епархии Геннадий Князев. – Но в связи с комментариями пользователей социальных сетей и возникшим недоверием решили приостановить сбор на карту и перевести все собранные средства на счет Епархии. Сейчас в группу выкладываются платежные поручения, подтверждающие переводы».

НАДЕЖНО, НО ОСТОРОЖНО

Сборы объявлены по всей стране и за ее пределами. Практически все они поступают на официальные счета. 50 тысяч евро пообещали перевести власти Латвии, два миллиона пожертвовали семьям пострадавших жители Томска, благотворительные акции проходят в Ростове-на-Дону и Красноярском крае, Беларуси, Казахстане, финансовую помощь оказывают граждане из США, Австралии, Израиля, Польши и Украины.

Заслуженная артистка России Анита Цой перевела на счет областной администрации один миллион рублей. «Сомнений в том, что мы будем помогать, не было никаких, – рассказала певица корреспонденту «МК в Кузбассе». – Муж и сын просто спросили: «Что нужно сделать?» Единогласно мы решили, что это будет денежная помощь». Однако после того, как Анита Цой публично озвучила свое решение, в ее адрес посыпались обвинения в пиаре на чужом горе. В качестве опровержения этих домыслов артистка сделала еще одно заявление: «Я согласна, что искренние добрые дела любят тишину. Но нынешняя ситуация, сложившаяся вокруг благотворительности, требует, как мне кажется, широкой огласки. Так же, как и все, мы хотим получить гарантии, что наша помощь дойдет до адресатов и не растворится в бездонных карманах мошенников. Я сделала публичное заявление, чтобы получатель денег понимал, что он несет не просто ответственность, а публичную ответственность».

Также пострадавших в «Зимней вишне» решили поддержать Лолита Милявская, Анжелика Варум, Филипп Киркоров, актеры из «Квартета И», певец Алексей Кортнев и даже рэпер Оксимирон. К сбору средств подключились и благотворительные фонды, среди которых фонд Муслима Магомаева.

Перевод денег на официальные счета принято считать самым надежным. Однако обращаем внимание читателей на то, что реквизиты для перечислений необходимо брать с официальных ресурсов, а не из личных сообщений или социальных сетей. Мошенники часто пользуются сходством цифровой комбинации, и разница в одну цифру может сыграть с вами злую шутку. Также практикуется рассылка сообщений со ссылкой на липовые страницы, не имеющие к «Красному кресту» никакого отношения. Будьте бдительны.

Информация о поступивших деньгах регулярно обновляется организаторами. Но пока ведется работа по накоплению, из благотворительных средств не потрачено ни одной копейки. Когда будут закрыты счета – пока не известно. По предварительной информации «Красного креста» и Епархии, их сборы по данному целевому назначению продлятся до 8-10 апреля. Потом начнется распределение собранной суммы. Счет Главного финансового управления будет открыт до конца года.

Как нам сообщили в Епархии, решение применительно к их копилке будет приниматься коллегиально с участием Владыки, руководителя отдела, представителей департамента социальной защиты и администрации области. «Нам не хотелось бы дублировать помощь других сборщиков, – пояснил отец Геннадий. – Так как федеральный и областной бюджеты обязались оказать пострадавшим материальную помощь, мы бы хотели помочь людям не деньгами, а приобрести для них или оплатить за них то, что им жизненно необходимо. Нам сейчас звонят те, чьи родственники не попали в списки погибших, а сами они не обращались за медицинской помощью. Они успели выйти из торгового центра и отделались легким испугом. Эти люди обращаются с просьбами помочь в приобретении верхней одежды, которая сгорела во время пожара. Мы, естественно, будем проверять информацию. И, если она подтвердится, обязательно учтем и этих нуждающихся. Прямых обращений от людей, потерявших близких, к нам пока не поступало. Мы думаем, что они еще не до конца осознали и приняли ситуацию».

В распределении средств, собранных «Красным крестом», вместе с налоговой инспекцией, прокуратурой и другими надзорными органами примет участие общественный совет. Такая практика применялась в Краснодарском крае. 30 марта Совет Общественной палаты Кемеровской области создал рабочую группу по контролю за реализацией и распределением средств помощи пострадавшим. Скоро деньги будут переданы по адресу. Отчетность организации-сборщики обещают выкладывать на своих сайтах.

Тем временем Общественный центр помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня» проводит сбор данных по фактам обращения и формирует список с прямыми контактами для оказания адресной помощи. В течение недели первая информация должна появиться на официальном сайте Центра. Как нам сообщили по горячей линии, есть некоторые трудности с организацией помощи несовершеннолетним детям. Но варианты будут найдены.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА

Адресную помощь пострадавшим в трагедии начали оказывать самостоятельно и трудовые коллективы. Прежде всего школы, где учились погибшие дети, и организации, сотрудники которых оказались в трудной ситуации.

В гимназии №17 г. Кемерово иностранные языки преподавала 37-летняя Татьяна Дарсалия. В этот выходной она пришла в торговый центр вместе со своей дочерью и подругой. Когда начался пожар, они успели вывести своих детей и вернулись в горящее здание, чтобы спасти чужих. Обе погибли. Школьный коллектив и родители тут же пришли на помощь родственникам героически погибшей учительницы. На сайте школы опубликована благодарность всем, кто оказал моральную и материальную поддержку. Вместе с кемеровской гимназией скорбит и оказывает посильную помощь пострадавшим коллектив Трещинской основной общеобразовательной школы. В этом пожаре погиб почти целый класс: 6 одноклассниц, отправившихся в областную столицу на премьеру мультфильма.

Сплотились против беды и энергетики. МЭС Сибири, СКГ и ОДУ Сибири. Сотрудники этих компаний решили помочь семьям, которые потеряли в пожаре детей и близких. В огне погиб специалист ОДУ Сибири Денис Сидоров, а вместе с ним – гражданская жена и трое детей. Супруги Ольга Лиллевяли и Александр Ананьев также потеряли троих дочерей. Утром 26 марта сотрудники ОДУ Сибири, а затем и других филиалов АО «СО ЕЭС» стали собирать деньги, еще не понимая масштаба трагедии. От генерирующей компании пострадала семья Галаниных. Помощь нуждающимся приходила от коллективов и сотрудников разных энергокомпаний: МЭС Сибири, Кемеровского ПМЭС, Богучанской и Красноярской ГЭС.

Переживали вместе и помогали вместе и сотрудники кемеровского инженерного центра АСИ. В пожаре погибла их коллега с ребенком. Во всех организациях, которые не обошла беда, работа ведется адресно.

ЧАСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ИНОГДА НАКАЗУЕМЫ

Многие не верят в эффективность «общего котла» и оказывают помощь принципиально автономно. А есть и такие, кто просто отреагировал на произошедшее оперативнее, чем официальные структуры. Люди объединялись в интернете стихийно. Добровольцы брали на себя ответственность по сбору средств сразу, как только стало известно о жертвах пожара. Среди них – Иван Т. из Крыма.

«Первым порывом всех нормальных людей, узнавших о трагедии, был вопрос – как помочь. Хотелось что-то делать, предпринимать, а не тупо сидеть и следить за новостями, – рассказывает молодой человек. – Мы создали Telegram-канал под названием «Кемерово Пожар» и практически всю ночь вели трансляцию, следили за развитием событий, а утром сообщили подписчикам, что приступаем к сбору средств через чат на помощь пострадавшим в трагедии. Мы честно предупреждали, что сбор и счет неофициальный, так как официальные счета еще не были объявлены. Но желание людей помочь и быть причастными оказалось настолько сильным, что тут же начали поступать первые деньги. Их высылали люди с разных концов страны – от Калининграда до Владивостока. Мы предоставляли всю информацию в чате: сколько пришло и откуда. Выкладывали скрины с приходами средств. За полдня нам удалось собрать больше ста тысяч рублей. Мы вышли на связь с журналистами «МК в Кузбассе», которым готовы были отправить деньги для адресной помощи пострадавшим. Но благотворительный счет для приема средств у них был не готов. Чтобы не затягивать и не держать такую сумму у себя, вечером того же дня, как только обнародовали официальный счет, собранные средства были перечислены «Красному кресту»».

Журналисты «МК в Кузбассе» получили подтверждение «Красного креста», что с карты, на которую велся сбор средств, с интервалом в несколько минут поступило два платежа: на 50 и 55 тысяч рублей. Казалось бы, достойный пример неравнодушия и оперативной самоорганизации людей в трудную минуту. Все так, если бы Ивану не пришлось попасть под огульные обвинения в корысти и выслушать в свой адрес столько угроз, что юноша был вынужден удалить страничку из социальных сетей и до сих пор не решается озвучивать свою фамилию. И хотя его поступок заслуживает уважения, в нескольких СМИ ребята были безосновательно названы мошенниками.

Аналогичная ситуация произошла с тезкой крымского волонтера – Иваном из Москвы. До переезда в столицу молодой человек проживал в Кемерове и тоже не смог остаться в стороне. Иван решил оказать адресную помощь Сереже Москаленко, мальчику, который потерял всю семью и получил тяжелейшие травмы при падении из окна. Но вместо понимания и благодарности получил угрозы и осуждение.

Новосибирский журналист Константин Антонов тоже не доверяет общим сборам и дистанционно организовал инициативную группу, разместив на своей страничке в социальной сети пост с просьбой к коллегам проанализировать состояние пострадавших семей. «Очень хочется оказать помощь адресно, – сообщил Константин. – Готов ездить в Кемерово еженедельно и передавать помощь из рук в руки. Не могу вот так просто сидеть и наблюдать». На этой неделе журналист планирует провести в Кемерове рабочее совещание с коллегами, владеющими информацией, составить список инициатив и соотнести их с потребностями. «Единовременная выплата в данной ситуации – это издевательство, – признался Антонов. – Люди нуждаются в длительной помощи и реабилитации. Мы хотим сделать эту помощь системной, а не разовой. Среди откликнувшихся на мое сообщение есть те, кто готов помогать не только финансово, но и делом: в лечении за границей, организации отдыха в детских лагерях и т.д.»

Однако нужно сказать, что и желающих погреть руки на чужой беде предостаточно. По сети гуляет немало сомнительных призывов оказать помощь на похороны и лечение. Например, сбором средств для адресной помощи Мише Бахаеву и Маше Мороз в сети занимается некая Ольга из г. Кемерово, о чем сообщили нашему корреспонденту бдительные читатели. Деньги сборщица планирует передать получателям после проведения экспертизы ДНК. Смущает в этой истории то, что в личных переписках она убеждает собеседников в том, что пострадавшая сторона не получит никакой государственной помощи. И от прямого контакта с журналистами «МК в Кузбассе» девушка отказалась, возможно, неспроста.

Обращаем внимание читателей, что финансовая тема сейчас приобрела такой масштаб, что стала благодатной почвой для новых фейковых вбросов. Отправка денег на личные карты – один из самых рискованных способов оказания помощи. Мошеннические схемы уже запущены: люди в социальных сетях просят оказать помощь в похоронах близких, размещают посты с фотографиями и липовыми номерами счетов. Полиция призывает россиян не терять бдительности и работать исключительно с официальными благотворителями.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЕЕР

Помимо материальной, свою бесплатную помощь пострадавшим в пожаре предлагает большое количество волонтеров. В открывшемся 28 марта независимом общественном кризисном центре ну ждающиеся могут получить бесплатную юридическую помощь от лучших специалистов. К работе центра подключились более 20 юридических компаний. Их главная цель – сделать так, чтобы люди беспрепятственно получили статус потерпевшего и реализовали свои права, в частности, право на получение компенсаций и установление всех обстоятельств произошедшего с привлечением к ответственности виновных лиц. Юристы из Москвы и Петербурга занимаются подготовкой методических материалов: памяток для потерпевших, информационных документов о том, как правильно себя вести в сложившейся ситуации. Эксперты, которые находятся в Кемерове, готовы сопровождать людей в любых юридических процессах: защищать их интересы в различных инстанциях, подавать иски, работать с документами, присутствовать на судебных заседаниях, осуществлять контроль за ходом следствия и работой различных комиссий.

При этом пострадавшими в данном случае являются не только те, кто потерял родных и близких или сумел спастись. К юристам центра начали поступать обращения и от предпринимателей, потерявших бизнес во время пожара. Для многих из них он был единственным источником заработка. До пожара в торговом центре находилось порядка 130 организаций различной формы собственности и трудились почти 500 человек. Они тоже столкнулись с большими проблемами. Их вопросы будут решаться юристами адресно совместно со специалистами Центра занятости населения г. Кемерово, которые обещали оказывать содействие в трудоустройстве.

Вместе с юристами в кризисном центре работают психотерапевты и психологи МЧС.

К решению смежных проблем пострадавших подключилось огромное количество организаций. Среди них – банки, многие из которых уже взяли на себя обязательства по списанию выданных ранее кредитов членам семей погибших. Паспортные столы и другие госорганы занимаются бесплатным восстановлением утерянных в пожаре документов, а Пенсионный фонд – оперативным начислением пенсий по потере кормильца. Ведется работа с вузами в отношении льгот и стипендий. В адрес родственников начали поступать предложения об усыновлении детей, потерявших своих родителей и оставшихся на попечении родственников.

Помощь идет и, как всегда было принято на Руси, помогают всем миром.

Заседание Общественного центра помощи пострадавшим в ТРЦ "Зимняя вишня"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 4 апреля 2018

Заголовок в газете: Кто и как помогает пострадавшим и родственникам жертв пожара в Кемерово

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру