Большие питерские гастроли

Почти полным составом известный Санкт-Петербургский театр приехал в Кемерово

В рамках общероссийской программы «Большие гастроли» Кузбасс посетил Санкт-Петербургский театр «Мастерская» одного из ведущих режиссеров Григория Козлова. Питерцы привезли в Кемеровский областной театр драмы две постановки для взрослого зрителя, которые шли при полных залах, – «Старший сын» и «Мастер и Маргарита».

Почти полным составом известный Санкт-Петербургский театр приехал в Кемерово
Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита».

Старший сын

Эта пьеса Александра Вампилова очень известна в том числе благодаря одноименному фильму В. Мельникова. В постановке Григория Козлова все здесь, включая зрителей, становятся братьями и сестрами, сыновьями и дочерьми.

Проявив в холодную погоду джентльменство далеко от дома, молодые люди остаются ни с чем – без провожаемых девушек, без последней электрички, без куска чаю и хоть какого-то ночлега. От холода знакомятся, так как там, в кафе, «толком не расслышали», как кого зовут: Владимир Бусыгин (Максим Блинов) – студент; Семен Севостьянов (Арсений Семенов) – Сильва «за пристрастие к этому… к музыке». Предрекая осадки на свою голову, молодые люди заходят к Сарафановым и, только что случайно услышав имя хозяина дома, спрашивают Андрея Григорьевича (Алексей Ведерников).

Бусыгин честно говорит о погоде, всю нехитрую историю и еще какой-то набор букв про «все люди – братья» с целью потянуть время, ведь в доме абажур, уют и, может быть, нальют. А Сильва полушутя мысль про братьев всего лишь конкретизирует – мол, вот пришел сын знакомиться с отцом. У парней нет никакого расчета или обмана – все получилось само собой, причем Сильва еще и пытается установить некую справедливость – если родной папаша бросил, пусть этот расплачивается. Вся семья Сарафановых, разумеется, незамедлительно начинает расспрашивать Бусыгина о том, сколько ему лет, кто его мать и где он был раньше. В этих истинно семейных расспросах, в этих доброжелательных интонациях, тонком теплом голоске Нины (Алена Артемова), удивительно, нет желания подловить на противоречиях, обвинить во лжи, здесь лишь любопытство и радость: семья воссоединилась.

Сцена из спектакля «Старший сын».

В ночном разговоре с Сарафановым мнимый сын мучается, потому что вынужден обманывать того, кто верит каждому его слову. И Сарафанова мучает совесть, «ведь ты же должен меня ненавидеть» за то, что оставил мать. Он рассказывает «сыну» свою жизнь, он до дна откровенен, он любит старшего сына и надеется на него, ведь и Нина, и Васенька (Евгений Шумейко) собираются отца оставить. Нина собирается уезжать, потому что так принято – строить свое гнездо отдельно от родительского. К тому же ее жених, Кудимов (Николай Круглянт), – летчик. А Васенька, совсем измучившись от неразделенной любви к соседке Наташе (Юлия Нижельская), то собирается накупить ей билетов в кино на десять лет вперед, то навсегда уехать «в тайгу на стройку». В таком горячечном юношеском любовном бреду никто не задумывается о родителях.

Григорий Козлов сотворил на сцене некую Аркадию, место счастья и гармонии, где по радио передают милые старые добрые песни типа «Радионяни», «Королевы красоты», где посреди двора сушится белье, где такая огромная лужа, что проложена дощечка для перехода.

Г. Козлов.
Но каждый, кто там оказывается, кто проходит сквозь это белье, дощечки и лужи, попадает в другой мир, где, как в песне, «человек идет и улыбается, значит, человеку хорошо»! Там развешаны старые родные фотографии бабушек и дедушек, пап и мам, там стоит самовар (с заначкой) и круглый стол под желтым абажуром. И не может здесь случиться что-то плохое, а может – только хорошее! Это чудо и случается с появлением Бусыгина. И Нина понимает, что не любит своего жениха, а любит «брата», Бусыгина, а он любит ее, и никуда она не уедет, останется здесь, и отец ее не будет одинок. И Сильва здесь никакой не отрицательный герой, а симпатичный хохмач с гитарой, легко и беззатейно относящийся к жизни, романтично-потешно баритонящий Наташе «love me tender». А Наташу, добрую, кокетливую девушку, вовсе не раздражает обаятельный пылкий Васенька, которому на школьный пиджачок она пришивает пуговицу: «Оторвется – меня забудешь». И Васенька, только что мальчишески очищавший футбольный мяч от дворовой грязи, ревнуя, с силой отрывает эту несчастную пуговицу, словно пытаясь вырвать и Наташу из сердца. Не получается: Наташу, словно вводя в круг семьи, усаживает за стол Сарафанов, и между ней и Васенькой начинается молчаливый диалог.

А такие, как Сарафанов, маленькие, светлые и круглые, редко выходят на первый план. Их не замечают, они скромны и неприметны. Сарафанов, прошедший ад войны, особенно трепетно относится к своей семье, оберегает ее, как может, говоря о том, что работает якобы в филармонии. Его дети, в свою очередь, оберегают его, умалчивая, что знают, что он вовсе не в оркестре. Не в силах расстаться с серьезной глубокой музыкой, он пишет сам «кантату или ораторию» «Все люди – братья» и верит, что «даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, жизнь всегда утешит». И верит, что из того дома, который он построил, невозможно уйти, а можно прийти только навсегда.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – огромное семичасовое художественное полотно, в котором режиссер Григорий Козлов занял 28 актеров, 155 действующих лиц, декорации (проекции), с трудом уместившиеся на сцене, – и это все так легко, отлажено, без запинки. Серьезный зритель, собравшийся было перед спектаклем перечесть роман, рецензии на роман и рецензии на рецензии. Попадает в варьете, в цирк, на бал, модное шоу и в дамский магазин, попадает в Ершалаим и Москву 30-х? 60-х? современных? Серьезный зритель, окунаясь в эту круговерть, смотрит спектакль два вечера на одном дыхании и думать не думает, что с классикой обошлись непочтительно. Классику показали серьезному зрителю, словно ребенку, – понятно, доступно, просто, азартно, интересно, с юмором, иронией, залихватски, актерски, обаятельно. Магия какая-то! Что касается главного мага Воланда (Глеб Савчук) – то он вовсе не маг. Вообразите себе милого молодого человека двухметрового роста в черном плаще в сопровождении милейшего парня в разбитом пенсне «и клетчатом» – Коровьева (Илья Колецкий) и милого-премилого кота (Фома Бызгу). Молодой человек двухметрового роста словоохотлив, приветлив, доброжелателен, улыбчив и, преисполненный благих намерений, кажется, вполне себе может неслучайному прохожему не только показать дорогу, но и по-дружески от широты души проводить туда, где Аннушка уже разлила масло. Помилуйте, голубчик, какой Сатана?! Приятнейший молодой человек! А его друзья? Или кто они ему там… какая свита… Взять хотя бы клетчатого, который Коровьев. Подвижнейший, пластичнейший, само веселье и младая живость! А кот? Обаяние кота Бегемота буквально во всем, везде, включая лапы. Два этих субъекта весь вечер на арене – они и «коверные», и блистают в самостоятельных «номерах» «представления». А представляют зрителям собрание нравов и образчики характеров во все времена жалких, мелких, жадных и порочных.

Литераторы МАССОЛИТа, делящие семь дач на три тысячи этих самых литераторов с тем, чтобы дачи достались самым талантливым. Поэты в «Грибоедове» представлены не врагами Булгакова, а всего лишь пародией на поэтов-шестидесятников – Евтушенко, Вознесенского. «Не могу прожить и дня я без стиха», – декламирует свое нетленное широко незнаменитый Эдуард Разнесенский (Кирилл Гордлеев). Болеет с похмелья сильно пьющий до степени изрядного покачивания мишек утром в сосновом бору (на картине известного живописца) Степа Лиходеев (Михаил Гаврилов). Высмеиваются вкусы современных телеобывателей в шоу «Вечерний Бенгальский» на манер дешевых первоканальных поделок с надоевшими вымученными интонациями Жоржей Бенгальских (Никита Капралов) и прочих ургантов. В этой же колоде крапленых карт, которыми со зрителями играет Коровьев, – «Дамский магазин», еще одна, быть может излишняя, пародия на представления поклонников о своих кумирах от Любови Орловой до Леди Гаги. Но все эти многочисленные шаржи и дивертисменты незлобны, игривы, над публикой скорее подшучивают, ведь, как замечает Воланд, глядя в зал, «иногда и милосердие стучится им в сердца».

В этой повседневной утомительной толкотне жизни, мишуре и мельтешении нужно выделить главное. Динамика семичасового ритмичного спектакля не расставляет выраженных акцентов на какой-либо составляющей романа Булгакова. И все-таки они есть, и их всего два. Позволяет так думать нарочито замедленный, по сравнению с остальным спектаклем, тягучий размазанный ритм второй части – «Мастер», посвященной роману Мастера (Михаил Гаврилов) о Понтии Пилате. Понтий Пилат (Никита Капралов) здесь – это в доску наш современник: недокрупный начальник, клерк, полумелкий чиновник, хваткий, деловой, изворотливый, суетящийся, умный, расчетливый, амбициозный. И его, как ребенка, начинает мучить совесть: он постоянно вспоминает, как объявил, что снисхождения и дарования жизни достоин не беззащитный, беспомощный, чистый и тихий Иешуа Га-Ноцри (Антон Горчаков), «вина» которого всего лишь в том, что он говорит о грядущем «царстве истины и справедливости», а убийца и мятежник Вар-Равван. «Вар-Равван!!!» – в мятущемся красном свете вновь и вновь вспоминает он свое восклицание и мучается, мучается трусостью и малодушием, мстит за Иешуа, отдает приказ убить Иуду (Симон Эвальд), призывает Левия Матвея (Ричард Ардашин), но легче от этого не становится, он извечно тяготится этой своей виной и страхом. И когда вдруг видит безмятежного Га-Ноцри перед собой, абсолютно по-детски наивно с надеждой восклицает: «Казни не было?!!». «Не было», – с улыбкой отвечает ему Иешуа. Вот она, долгожданная выстраданная детская радость пятого прокуратора Иудеи! И, обнявшись, Пилат и Иешуа уходят в свет.

Другой акцент – на истории Мастера и Маргариты (Кристина Куца), таких обычных, ничем не примечательных будничных людей. Она совсем никакая не ведьма, не была ею и ею не будет. Она просто симпатичная молодая девушка с желтыми цветами в руках. Он тихий, скромный юноша, у которого в жизни есть настоящее дело, чему он отдает себя. И отдает себя любви, как и она. И оказывается, что совсем обычные люди могут в жизни найти свое предназначение и быть счастливы этим. И оказывается, что совсем обычных людей однажды может поразить любовь, «как поражает молния, как поражает финский нож». И эти совсем обычные люди счастливы своей любовью, дождем за окном, любимым делом, бесконечными книгами и печеной картошкой. И оказывается, что совсем обычная девушка может бесстрашно пойти на все, чтобы только увидеть любимого. Может продать душу дьяволу, по-детски умоляя, чтобы «все было как раньше» – дождь, книги, он. Только вот принимает ли Воланд ее дар? Ведь, продав душу, Маргарита продолжает любить и страдать, оттого что Мастер не может больше писать. Может ли человек, продавший душу, любить и страдать? И, не заслужив свет, заслужить покой. Может быть, и обычный человек способен поступать по справедливости, подобно тому, как поступает совсем не похожий на дьявола заезжий иностранный «маг». Способен любить и преодолевать страх на пути к «царству истины и справедливости», на пути к свету.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Большие питерские гастроли

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру