В окрестностях Новокузнецка пейзаж надо еще поискать

Так считают художники завершающейся в Кузбассе Межрегиональной выставки "Родина - Сибирь"

21.11.2018 в 12:13, просмотров: 501

Экспозиция масштабная – около трехсот живописных и графических работ двух сотен художников. Один из организаторов – отделение Российской академии художеств. Выставка называется «Родина Сибирь» и до 25 ноября работает в павильоне новокузнецкой «Кузбасской ярмарки». Новокузнецкие кураторы рассказали, что в южной столице Кузбасса создается Сибирский центр современного искусства, и нынешняя экспозиция – пролог к большой выставочной программе.

В окрестностях Новокузнецка пейзаж надо еще поискать
Светлана Панаркина. «Лопух. Туман». Томск

Хроники одного микромира

Сибирь – горы и тайга, мощь и стихия. Разумеется, это нашло отражение в работах, представленных на выставке. Но в экспозиции есть и камерные, негромкие произведения. Полиптих новокузнечанина Александра Гаврилова «Из жизни заросшего пруда». Серия, которую живописец начал в 2015 году. На этой выставке представлены шесть работ из девяти. И серия продолжается, Гаврилов планирует время от времени возвращаться к теме.

– Ты меняешься, картина меняется. Можно бегать за разными сюжетами, а можно всю жизнь писать один вид, – рассуждает Александр Михайлович. – Один мотив, один пруд. Но состояния разные. Части полиптиха так и называются: «Состояние-1», «Состояние-2». И так до бесконечности.

Микромир. Маленький пруд в разные времена года и разное время суток, даже ночью. Работы мягкие, умиротворяющие, но не приторные и, пожалуй, чуть ироничные. На некоторых частях полиптиха изображена пташка. Она будто изучает тех, кто смотрит на картину. И у нее тоже меняются состояния и настроение.

– Накануне открытия выставки кураторы рассуждали о сибирском пейзаже. Можно ли говорить о нем как об отдельном жанре?

– Пожалуй, можно. Я учился в Ярославле. Там выезжаешь за город и куда ни посмотришь – уже готовый пейзаж. А в окрестностях Новокузнецка пейзаж надо еще поискать. В основном нас здесь окружают жесткие виды. Художнику приходится думать. И если сравнивать живопись новокузнецких и ярославских художников – отличия, конечно, заметны, – объясняет Александр Гаврилов.

Другой новокузнечанин – Сергей Шаталов – не увидел, а придумал тему для своей картины «Зима в деревне». В искусствоведении есть соответствующий термин – «сочиненный пейзаж». На переднем плане девочка, закутанная в платок, – душа этого мира. А на дальнем – фигуры односельчан, которые охотятся, рыбачат, катаются на лыжах, парятся в бане. О главных деревенских зверях – собаке, лошади и корове – художник тоже не забыл. На ветвях, посеребренных инеем, сидят снегири, похожие на красные яблоки. Получилась картина-рассказ, вглядываясь в которую замечаешь все больше деталей-подробностей. Сергей Леонидович рассказал, что в детстве каждое лето проводил в деревне, однако художником-деревенщиком себя не считает. Но подтвердил другое мое наблюдение: его работы перекликаются с наивной живописью и детскими рисунками.

Сергей Шаталов. «Зима в деревне». Новокузнецк

– Да, я целенаправленно работаю над тем, чтобы была какая-то непосредственность. Мне кажется, так проще найти отклик в сердце зрителя.

«Зиму в деревне» он не определяет как сибирский пейзаж. По словам художника, это универсальный, общероссийский сюжет. И вообще, к термину сибирский пейзаж относится скептически.

– Но если кто-то считает, что существует отдельный «сибирский» – такое мнение имеет право на существование, – уточняет Сергей Шаталов. – Хорошо сказал один советский художник из средней полосы России: «У вас в Сибири пейзажей нет, у вас – панорамы».

«Коксохим» и «Шаманки»

Выставки пейзажей городского и областного уровня случаются. Но, по словам новокузнецких кураторов, как минимум десять лет не было всесибирской, полностью посвященной этому жанру. В экспозиции работы художников из Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Красноярска, Саяногорска, Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, Кемерова. Большинство произведений созданы в последние два-три года. Эта выставка в октябре открылась в Красноярске и поначалу не планировалась как передвижная. В южную столицу Кузбасса она приехала по инициативе новокузнецкого отделения Союза художников. Работ представлено на треть больше, чем в Красноярске, где не было площадки, способной вместить все произведения, выбранные оргкомитетом. В Новокузнецке выставка работает в том же павильоне, где полгода назад проходила грандиозная «Сибирь-12». Пространство позволило разместить работы крупного формата, например, картину новокузнечанина Алексея Храброго «Зимнее солнышко» – панораму трехметровой длины.

Самое оригинальное на церемонии открытия – выступление новокузнецкого искусствоведа Татьяны Высоцкой, признавшейся, что жанр пейзажа она не очень любит и считает консервативным. По ее словам, пейзажисты нередко уходят в салонность, пишут то, что легко продать. Впрочем, открывшаяся экспозиция Высоцкой понравилась: большинство произведений – не этюды, а полноценные картины. Она отметила широкий спектр направлений, в которых работают участники выставки:

– Реализм разных модификаций, неодекоративизм, в котором образ решается как сгусток пластической и цветовой энергий, абстракционизм лирический и экспрессивный, концептуализм, минимализм, – перечислила Татьяна Высоцкая.

Не знаю, существует ли термин «абсурдистская живопись», но для работ новосибирца Александра Беляева он бы подошел. Его «Остывающий трактор» то ли раскалился добела, то ли побелел, дойдя до стадии глубокой заморозки. Еще одна «белая» минималистичная работа – «Беспредельность и холод пространства. Варлам Шаламов». Написавший ее Валерий Нестеров тоже из Новосибирска. Фрагмент промерзшего деревянного барака, старая железная кружка, кусок черного хлеба из лагерной пайки. Не иллюстрация к «Колымским рассказам», а художественное осмысление трагических страниц нашей истории.

Александр Беляев. «Остывающий трактор». Новосибирск

«Озеро Эзенги». Автор Шой Чурук из Кызыла. Это уже символический пейзаж, отсылающий к первобытному искусству. В центре композиции синее озеро и живущий в нем синий зверь (видимо, дух этих мест). Полотно живописное, но издалека напоминает вытканный ковер. Еще одна работа, на которой изображены духи, – «По ту сторону Шаманки» (техника – бумага, тушь, перо) иркутянки Яны Лисицыной. Как выяснил позже, Шаманка – название села и реки в Иркутской области. С этим топонимом связано много легенд. У Лисицыной духи явлены в образе женщин. Их лица и фигуры будто очерчены дымом по воздуху.

Пейзаж промышленный представлен только работами кемеровчан: «Коксохимзавод. Начало» Сергея Червова и «Заводский район» Юрия Демакова. Обе картины с долей условности можно отнести к реалистической традиции. Разумеется, художники этого города работают в разных направлениях, обращаются и к другим темам.

Большинство произведений, упомянутых выше, – на стыке жанров. Есть и «беспримесные» пейзажи, близкие к канонам соцреализма или даже классической русской живописи девятнадцатого века. Таковы, например, байкальские пейзажи иркутянина Владимира Осипова. К этой традиции примыкает и работа одного из самых молодых участников – таежный пейзаж «Сибирский мотив» красноярца Николая Врясова.

Николай Врясов. «Сибирский мотив». Красноярск

«Форма» в Центре

Творчество председателя Новокузнецкого отделения Союза художников Александра Суслова представлено одной живописной работой и акварелями – диптихом «Светлый осенний день. Кузнецкая котловина». Большую часть акварелей занимает небо – серое, но не депрессивное. Александр Суслов еще накануне выставки оперировал термином «сибирский пейзаж». Поинтересовался у него, может ли, например, абстрактный пейзаж быть сибирским. Он ответил, что может, если эмоциональное состояние и мировоззрение, которые передает этот пейзаж, – сибирские.

Александр Васильевич рассказал, что в Новокузнецке идет работа по созданию Сибирского центра современного искусства, и нынешняя выставка – своего рода пробный камень.

– Мы сейчас мониторим ситуацию: что получится, сколько людей придет, какие будут отзывы. Здание Центра уже строится здесь, на площадке «Кузбасской ярмарки». Это будет зал на три тысячи квадратных метров, оснащенный специальным оборудованием и предназначенный только для художественных экспозиций. Первая официальная выставка Центра откроется 20 августа 2019 года. Она будет называться «Форма».

Суслов уточнил, что «Форма» – это целая серия выставок; проект, рассчитанный на несколько лет. В 2019-м на «Форме» покажут живопись, графику и скульптуру художников Сибири и Дальнего Востока. В 2020-м – батик, керамику, ювелирное искусство. В новом павильоне будут организованы персональные мини-выставки выдающихся мастеров, а в соседнем зале состоятся выставки молодых художников. Проект финансово поддерживает компания «Кузбасская ярмарка», кроме того, Новокузнецкое отделение Союза художников выиграло президентский грант.

О перспективах работы Центра в Новокузнецке поговорил с искусствоведом Татьяной Высоцкой и участницей выставки Екатериной Чепис, которая является секретарем Новокузнецкого отделения Союза художников. Они рассказали, что подобные начинания существовали и в других сибирских городах, но опыт оказался не слишком удачным. В Красноярске выставочно-деловой центр «Сибирь» на грани закрытия. В Омске такой центр уже закрылся. В Новосибирске у художников нет площадок для регулярного проведения выставок межрегионального масштаба. Словом, идеи есть, а с финансированием и помещениями проблемы. Высоцкая и Чепис верят, что в Новокузнецке все будет по-другому. Остается надеяться, что почетный гражданин города и генеральный директор «Кузбасской ярмарки» Владимир Табачников не охладеет к искусству.

  • Сибирские пейзажи Межрегиональной выставки "Родина-Сибирь"

    Экспозиция масштабная – около трехсот живописных и графических работ двух сотен художников. Один из организаторов – отделение Российской академии художеств. Выставка называется «Родина Сибирь» и до 25 ноября работает в павильоне новокузнецкой «Кузбасской ярмарки». Новокузнецкие кураторы рассказали, что в южной столице Кузбасса создается Сибирский центр современного искусства, и нынешняя экспозиция – пролог к большой выставочной программе.

    фотографий: 46 | просмотров: 3728 | опубликовано: 21.11.2018 автор: Новашов Андрей