Лучшие ложкари России живут в Кузбассе

В угольном Прокопьевске знают, как играть на ложках на международном уровне

«Сибирский наигрыш» – так назваются ложкари, один из самых молодых (в марте отпразднует пятилетие) и самых награждаемых творческих коллективов Прокопьевска. Музыканты занимают первые места на городских, областных и всероссийских конкурсах, а в декабре минувшего года они покорили жюри международного фестиваля «Белый КиТ», проходившего в Москве. Организаторы и партнеры фестиваля – Музыкальное училище им. Гнесиных, Всероссийский университет кинематографии, «РодАрс Фильм».

В угольном Прокопьевске знают, как играть на ложках на международном уровне
Данил Чурин.

Сильные и ритмичные

По словам основателя «Сибирского наигрыша» Сергея Исламова, аналогов его коллективу нет не только в Кузбассе, но и в России. В 2014-м он набрал в ансамбль младшеклассников. Сейчас большинству участников пятнадцать. Как Данилу Чурину, который, благодаря недавней поездке на фестиваль, первый раз увидел столицу.

На суперфинал фестиваля-конкурса «Белый КиТ» съехались талантливые школьники со всей России и стран ближнего зарубежья.

– Мы говорили, откуда приехали, и все удивлялись: «О! Сибиряки!». А когда взяли Гран-при, все нас искренне поздравляли, – рассказывает Данил.

По его словам, недавнее московское выступление оказалось самым трудным и ответственным за все время существования ансамбля, но он с самого начала чувствовал, что «Сибирский наигрыш» вне конкуренции.

Другие участники не были уверены в победе. Соперники очень сильные, особенно ансамбль канонисток «Затик» из Армении.

Иван Медведев в ансамбле с самого начала. Руководитель пришел в класс, где учился Иван, и показал виртуозную игру на ложках. Захотелось тоже так научиться.

Иван Медведев.

– Быстро ничего не получается. Разучивали движения, репетировали. Все приходило постепенно, – вспоминает Иван.

– Не скучно играть на ложках? Вроде бы музыку исполняете несовременную.

– Ну и что. Все равно интересно чувствовать ритм, мелодию. Это как на барабанах играть. Мне нравится!

Пять лет в ансамбле и Любовь Карманова.

– В ансамбле половина осталась из тех, кто с самого начала пришел, – признается она.

Любовь Карманова.

– Здесь сильные остаются, – подчеркивает руководитель «Сибирского наигрыша» Сергей Исламов. – Играть на ложках – нелегкий труд. Надо не просто бить, а чтобы слышно было. Поначалу у них болели пальчики, болели колени. Синяки-мозоли. Но сейчас привыкли. Особенно девчонкам тяжело было, они молодцы… Некоторые говорят: «Вы себя лупите, как мазохисты». Но они неправильно говорят. Игра на ложках – это настоящее искусство, это красиво. Надо просто видеть и слышать, как мы играем.

Время требуется даже для того, чтобы научиться правильно держать ложки. Репетируют три раза в неделю по два-три часа. Иначе, по словам руководителя, «получится не номер, а белиберда».

О чем молчит мастер

Сергей Исламов тридцать два года отработал на шахте «Зиминка» – сначала горнорабочим очистного забоя, потом мастером-взрывником. Но больше подземного «стаж» игры на ложках – 53 года. Освоил этот музыкальный инструмент, когда еще в школу не ходил. Участвовал в коллективе, который организовал Михаил Мартышин. Михаил Иванович – прокопьевская легенда. Самородок, обладавший самыми разными талантами, главный из которых – игра на ложках. Организованный Мартышиным коллектив прокопьевских ложкарей записывался на Всесоюзном телевидении, выступал в Колонном зале Дома Союзов, гастролировал в ГДР. Михаил Мартышин, даже перешагнув девяностолетний рубеж, продолжал работать в сфере культуры.

В 70-е Сергей Исламов в составе ансамбля Мартышина стал лауреатом многих конкурсов, выступал в московском театре оперы и балета. Повзрослев, Сергей Александрович не перестал играть на ложках. Создал семейный ансамбль, с которым выступает и поныне. Позже основал коллектив ложкарей при прокопьевском техникуме. Когда шахта, на которой трудился, закрылась, хобби стало профессией: Сергей Исламов набрал школьников в коллектив «Сибирский наигрыш» при ДК шахтеров. Сегодня в ансамбле играют тринадцать подростков. Кроме того, есть младшая группа, которая нечасто выступает, но самые одаренные и трудолюбивые пополняют основной состав.

Деревянные ложки можно услышать в ансамблях народной музыки и в шумовых оркестрах. Но там они, как правило, не на первых ролях. Играющие на профессиональном уровне ансамбли, состоящие только из ложкарей, – большая редкость.

– Сейчас «Сибирский наигрыш» – единственный такой ансамбль в Прокопьевске?

– Да. Наверное, и в Кемеровской области единственный. Несколько лет назад я видел выступление ложкарей из одного кузбасского поселка, но, не в обиду будет сказано, они играют простенько. А у моих воспитанников комбинированная игра со сложными элементами, с «выходами», с танцами. Они уже становятся настоящими виртуозами.

– А в России много ансамблей, похожих на ваш?

– Сколько я просматривал выступлений в интернете – к нашему уровню никто не приблизился. Я считаю, мы одни из сильнейших в России. На какие бы конкурсы ни ездили, нас признают лучшими, – подчеркивает Сергей Александрович.

За четыре года «Сибирский наигрыш» участвовал более чем в двадцати фестивалях и конкурсах, в том числе международных и всероссийских, и почти на каждом получал звание лауреата первой степени. В минувшем году прокопьевские ложкари победили еще на одном международном конкурсе – в Крыму. Состязаться пришлось не только с «народниками», но и с другими инструменталистами.

– Шестьдесят восемь коллективов. Но нам отдали Гран-при. Жюри так потрясло то, как мы играем, что они даже снимали наше выступление на мобильные телефоны! – вспоминает Сергей Исламов.

Существует ли выражение «концертные ложки»? Сергей Александрович говорит, что эти музыкальные инструменты можно и так назвать. Самые ходовые – некрашеные и, как кажется, даже не лакированные. Но лаком их все-таки покрывают, только неблестящим. А еще игровым ложкам требуется специальная пропитка. Прокопьевский мастер, у которого «Сибирский наигрыш» заказывает инструменты, не раскрывает ингредиентов. Не скрипка Страдивари, конечно, но секреты тоже имеются.

– Мастер идет в лес, выбирает березу, располасывает на плашки, из которых ложки делает. Потом их чем-то пропитывает, потом покрывает лаком, чтобы ложка крепкая была, не ломалась. Еще она должна полежать несколько дней, – объясняет Сергей Исламов.

Сергей Александрович показывает новые и старые ложки. У старых «пятка» основательно сточена. У каждой ложки свой звук, поэтому «Сибирский наигрыш» звучит задорно, не однотонно.

Ложкам – время, «Раммштайну» – час

Пытался расспросить Сергея Исламова об истории и теории игры на ложках, но не преуспел. И Сергей Александрович, и его наставник Михаил Мартышин искусство игры на ложках постигали не по учебникам. Насколько понял, учебные пособия существуют, но единства в методике и терминологии нет. Были и есть отдельные энтузиасты, которые практикуют игру на ложках. По сути, каждый из них изобретает собственную технику исполнения и новые комбинации. С определенностью Сергей Исламов утверждает, что на ложках придумали играть славяне. И что информация из интернета о том, что на ложках стали играть только в восемнадцатом веке, вряд ли соответствует действительности. Неутилитарное назначение этих столовых приборов наверняка открыли гораздо раньше.

«Сибирский наигрыш» представляет свои номера под параллельно звучащую фонограмму. То есть ложечники, конечно, играют вживую, только свои ритмические рисунки накладывают на музыку уже записанную. Но партитуры (скажем так) ложечников – авторские, разработанные ими самими. Как и у чечеточников, на первом плане ритмический рисунок, а не позаимствованная мелодия, ставшая толчком для создания нового оригинального номера.

– На некоторых конкурсах нам члены жюри говорили: «Мы бы вам выше оценку поставили, если бы вы играли под баян. Дали бы не первое место, а Гран-при». Но сам я на баяне не играю, а пригласить музыканта – это денег стоит, – объясняет руководитель.

Играть на ложках Сергей Исламов учит бесплатно. Остальные расходы ложатся на плечи родителей: игровые ложки, концертные костюмы и обувь. Решить вопрос с пошивом одежды для выступлений помогает руководство ДК: договариваются со знакомой портнихой, которая делает скидку. Самая большая статья расходов – оплата проезда в другие города, где проходят конкурсы. Прежде билеты покупались на родительские деньги. Проезд в Москву оплатили спонсоры, а на обратные билеты выделила средства городская администрация Прокопьевска.

Большинство участников из семей среднего достатка. Но для школьников, которые занимаются у Сергея Исламова, игра на ложках – больше, чем хобби. К тому же поездки на конкурсы и фестивали – возможность посмотреть страну. Папы и мамы поддерживают талантливых детей в их необычном увлечении.

По словам Сергея Александровича, у его воспитанников все предпосылки для поступления в музыкальные колледжи и вузы на отделения и ударных, и народных инструментов.

Особые надежды Сергей Исламов возлагает на Полину Прошину, которая собирается выучиться на руководителя коллектива ложечников.

– Это точно будет мне замена! – надеется Сергей Александрович.

Занималась и вокалом, и танцами, и на баяне училась играть, но по-настоящему ее увлекли ложки.

– Почему хотите именно ансамблем ложечников руководить, а не, например, шумовым оркестром? – спрашиваю у девушки.

– Ложечники играют синхронно, под музыку. Это красиво. Кроме того, сейчас очень мало собственно ложкарей, – объясняет Полина.

– Чем, на ваш взгляд, «Сибирский наигрыш» так понравился московскому жюри?

– Синхронность. Слаженность. Задор. Этим и покорили.

В свободное время Полина слушает Бетховена, Моцарта, а также Rammstein и «Короля и Шута».

– У последних есть фольклорные мотивы. Не пробовали этой рок-группе на ложках подыгрывать?

– Пробовала, но не особо получается.

Сергей Исламов тоже пытался сочинять номера для ансамбля под современную музыку и пришел к выводу, что это не продуктивно. По его мнению, игра на ложках не сочетается с джазом, роком и рэпом, а только с народной музыкой. Лишь один номер в репертуаре прокопьевских ложечников – попурри из песен военных лет – принадлежит другой традиции. Всего номеров семь. Как уже объяснял Сергей Александрович, на подготовку каждого требуется много времени. Пришедшим в марте на юбилейный концерт «Сибирский наигрыш» покажет совершенно новую композицию, а летом нынешнего года поедет на очередной фестиваль – во Владивосток.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Тринадцать с ложками

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру