Арт-объект в Новокузнецке сжигать не стали

Как молодые художники доказывали выставкому свое право на участие в выставке

07.02.2019 в 07:20, просмотров: 784

Экспозиция разместилась в выставочном зале Дома творческих союзов (ДТС). Выставком, в состав которого вошли титулованные новокузнецкие художники, работал в два этапа. Самые интересные работы городской выставки отправят в Барнаул, где состоится межрегиональная молодёжная выставка «Аз.арт Сибири». Для одних открывшаяся в ДТС выставка стала первой в жизни, другие участники уже давно известны не только в Кузбассе, но и за пределами региона.

Арт-объект в Новокузнецке сжигать не стали
Алексей Кадышев. «Кормление огня».

Нужен новый «Мост»

В Доме творческих союзов располагается и новокузнецкое отделение Союза художников. Подошел пораньше, чтобы расспросить, какие условия созданы для молодых живописцев и графиков. Насколько знаю, отсутствие мастерских – серьезная проблема многих городов. Председатель новокузнецкого отделения Александр Суслов ответил, что в южной столице Кузбасса все с точностью до наоборот: недавно освободилась мастерская, но отдать ее некому.

– Мы уже объявления даем аж до города Орла. Пишем в Красноярск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Омск: «Пожалуйста, приезжайте, мы вам все предоставим». Никто в Кузбасс ехать не хочет. И местных нет, – рассказывает Александр Васильевич.

Молодые иногородние живописцы считают, что в Кузбассе не лучшая экологическая ситуация и не слишком активная творческая жизнь. Нежелание ехать А. Суслов в какой-то степени понимает.

– Я дважды встречался с губернатором Сергеем Цивилевым, он говорит: «Приглашайте художников, мы все дадим». Но дадут мастерскую, может быть, даже ведомственную квартиру. А деньги где они будут зарабатывать? В Кузбассе нет рынка искусства, некуда работы продавать. В соседних регионах есть учебные заведения, где художники преподают, а у нас им негде работать, – сетует Александр Суслов.

В ожидании выставкома.

Конечно, соответствующие колледжи и институты есть и в Кузбассе, но их гораздо меньше, чем в Новосибирске, Красноярске или Омске, и кузбасские не так высоко котируются у абитуриентов.

В 2006-м Суслов придумал межрегиональную группу «Мост», просуществовавшую семь лет, в которую вошли молодые художники, в том числе и новокузнечане. Главная цель группы – организация коллективных выставок участников в разных городах. Авторы южной столицы Кузбасса, начинавшие под эгидой «Моста», – Илья Храбрый, Екатерина Чепис, Ярослава Хмель, Всеволод Суслов – сегодня состоявшиеся мастера. Но за этим поколением, представителям которого около тридцати, – провал. Александр Суслов думает, не создать ли «Мост-2».

Битва с логотипом

В выставочном зале художники распаковывают свои произведения. Алексей Кадышев окончил дизайнерское отделение Кемеровского художественного колледжа. Работает по основной специальности, преподает и параллельно пишет картины – для души, а не для заработка. В городской молодежной выставке решил поучаствовать впервые. Принес картину «Кормление огня». На холсте шаман с бубном и танцующие в свете костра фигуры.

– Это некий ритуал задабривания духов, который есть у коренных народов Сибири. Шаман выполняет определенные действия, люди ходят через дым и привязывают к веткам лоскутки-желания, – объясняет Алексей.

В правом нижнем углу холста не подпись поставил, а нарисовал логотип.

– Я использую его в дизайн-проектах. Подумал, что не будет лишним, если и на живописную работу его добавлю, – объяснил он.

На городскую молодежную заявились в основном выпускники и студенты отделений живописи, но по совпадению следующий участник, с которым поговорил, как и Алексей, получил другую профессию. Точнее, участница – Елена Межевич.

Елена Межевич. «Воспоминание о женственности».

Родом из Гурьевска. Сейчас живет в Новокузнецке. Окончила архитектурно-строительный факультет СибГИУ. В художественных выставках никогда прежде не участвовала, информацию о нынешней нашла «ВКонтакте».

– Живописью занимаюсь, сколько себя помню. Не бросаю, потому что это отдушина. Особенно когда приходишь на работу, а у тебя там типовые проекты… Хочется творчества! – объясняет Елена.

Картина Елены Межевич называется «Воспоминание о женственности». Фигура, которую она изобразила, как будто каменная, мраморная.

– Да, – согласилась с этим наблюдением художница. – Эта история о том, как многие женщины с возрастом забывают, что они женщины, каменеют внутри. Видите: здесь даже цветы черно-белые. Она вспоминает, каково это – быть женщиной.

Работа Алексея Кадышева стала самой дискуссионной. Увидев его «Кормление огня» и узнав, что по профессии Алексей дизайнер, Александр Суслов скептически заметил:

– А пИшете живопись. А понимаете в этом что-нибудь?

Одни члены выставкома говорили, что колористическое решение нельзя назвать удачным и что логотип разрушает композицию.

– Логотип может быть, а может не быть. Это дело десятое, – не соглашались другие.

В выставкоме шесть человек. Трое «за», трое «против».

– Не проходит, – объявил Александр Васильевич.

Алексей заступался за свою работу, это окончательно настроило Суслова против. Петр Рещиков предложил не торопиться с окончательным решением.

– Петр Павлович, серьезные люди сказали человеку, сказали спокойно, а он: «Нет, я так считаю!» – и Александр Суслов обратился уже к Алексею Кадышеву. – Вы уверены в этой живописи? Уверены на сто процентов?

– Да, – твердо ответил Алексей.

– А мы не уверены, – парировал Суслов.

На защиту работы Алексея встал еще один известный новокознецкий художник – Анатолий Думлер, который не был членом выставкома, но пришел посмотреть на новое поколение живописцев. В итоге «Кормление» Кадышева взяли на городскую молодежную, но позже она не прошла на выставку межрегиональную.

«Воспоминание о женственности» Елены Межевич выставком отклонил.

Елена и Алексей заявили только по одной работе. Другие представили на суд две-три и более. Отдельные произведения выставком отклонял, но почти все заявившиеся авторы на городской молодежной представлены.

Аутодафе и домоуправление

Керамика Ирины Каташевой, цифровая печать Екатерины Ерохиной. Графика Марины Боровиковой и прокопчанки Лии Кутлахметовой. Полуабстрактная живопись Екатерины Чепис и выполненные в смешанной технике сюрреалистические работы Екатерины Быструшкиной, которая живет в Междуреченске. Быструшкина представила и книжную графику – иллюстрацию к «Палате №6».

Ирина Каташева. «Бык».

«Эпитафия» Александры Азаровой, новокузнечанки, окончившей Новосибирское художественное училище, единственный в экспозиции арт-объект. Выставком, хоть и не единогласно, проголосовал «за». Произведение Александры – узкая черная коробка, в которую вбиты гвозди. И на гвозди нанизан всякий мусор, в основном бумажный – старые листки календаря, разорванные рисунки и рукописи.

– По задумке автора это выносится на улицу, там эти записки сжигаются, и потом уже обугленная часть экспонируется на выставке, – объяснил коллегам Александр Суслов. – У меня есть предложение по этой работе. Все-таки это попытка перформанса, попытка акции. У нас не было такого прецедента до сегодняшнего дня. Пусть эта работа будет. Правда, домоуправление не дало нам разрешения на такую акцию: борьба с пожарами. Но, может быть, мы потом отберем эту работу на «Аз.Арт». Там можно будет сжечь.

Александра Азарова на выставкоме.

Позже попросил Азарову рассказать о ее работе.

– Изначально я отталкивалась от идеи пыток: пыточные сооружения, штыри. Только вместо человека у меня воспоминания. Собственно поджигание – это аутодафе, – прокомментировала художница.

– Насколько современно то, что вы здесь видите? Те работы, которые принесли ваши коллеги?

– Хотелось бы современнее. У меня такое ощущение, что присутствует некоторый страх и непонимание, куда двигаться. Недавно здесь, в Доме творческих союзов, проходили две лекции Кирилла Светлакова. Он искусствовед, работает в Третьяковской галерее, имеет непосредственное отношение к современному искусству. Его лекции – глоток свежего воздуха. Он рассказывал о новых художниках. И нам надо как-то соответствовать. Какой смысл делать то, что уже было?

Храбрый Илья и бегущий Никита

Спросил о том же Илью Храброго – мастера уже состоявшегося, который представил свои работы на выставком. Илья ответил, что художники бывают разные.

– Не всем же быть Лампасами Покрасами! – уточнил он.

(Покрас Лампас – псевдоним современного и очень своеобразного художника-графика. – Прим. ред.)

Илья Храбрый не думает о рамках и канонах и делает только то, что ему нравится. Художник вспомнил академика Российской Академии художеств Германа Паштова, который был преподавателем Храброго в Красноярском институте культуры. Паштов и классику любил, и разбирался в самых новых и авангардных формах искусства.

Илья Храбрый – главный художник города Новокузнецка (это официальная должность) и последний год – «молодой». Беру это слово в кавычки, потому что речь не о мироощущении, а всего лишь о возрастном цензе, существующем для участников таких выставок, – 35 лет.

– Это будет мой последний «Аз.Арт», – говорит Илья о грядущей межрегиональной выставке в Барнауле.

На выставком Храбрый принес более десяти графических листов, почти все их посетители городской молодежной увидят.

Экспозиции подобного формата проводились, наверное, и полвека назад. Пытался понять, что на нынешней такого, чего раньше случиться не могло. И, когда первый этап работы выставкома подходил к концу, увидел. В зал прибежал еще один известный, но еще не достигший тридцатипятилетия, художник – Никита Ключников. Не снимая куртки, он достал компьютерный планшет, и на его экране показал фотографию своего пейзажа, написанного маслом. Объяснил, что отборщики эту работу уже раньше видели. А такой способ заявления на выставку, по его словам, связан исключительно с отсутствием у художника свободного времени.

Никита Ключников на выставкоме.

В августе выставкой «Форма» в Новокузнецке откроется Центр современного искусства. Экспозиция будет масштабнее, чем состоявшаяся в южной столице Кузбасса «Сибирь-12». Некоторые участники нынешней молодежной выставки покажут свои работы и на «Форме». Александр Суслов говорит об этом с уверенностью, так как грядущая выставка – кураторский проект. И еще он нашел среди участников городской молодежной счастливчика, который займет освободившуюся мастерскую. Имени пока просил не называть. Мастерская в муниципальной собственности. Окончательное решение зависит не только от городского отделения Союза художников.