В Кемерове блеснула «Голубая камея»

А Музыкальный театр Кузбасса ждут перемены

Сотрудничество нашего Музыкального театра с композитором Кимом Брейтбургом, режиссером-постановщиком Николаем Андросовым и музыкальным руководителем Валерией Брейтбург было безоговорочно успешным. Свидетельство тому – полные залы на «Дубровском» даже спустя два года проката спектакля. Неудивительно, что театр решил продолжить совместную работу с московской постановочной группой. И теперь уже над воплощением другого творения Кима Брейтбурга и либреттиста Карена Кавалеряна – поп-мюзикла «Голубая камея». Кроме того, Ким Александрович принял предложение губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева и отныне будет куратором Музтеатра Кузбасса, определяя его политику применительно к творческим и музыкальным проектам. Мы расспросили Кима Брейтбурга о том, чего ждать кузбасским зрителям в недалеком будущем и какой он видит судьбу «Голубой камеи» на кемеровской сцене.

А Музыкальный театр Кузбасса ждут перемены
Константин Круглов в роли графа Орлова и Анна Теплова в роли Елизаветы Таракановой. Фото Виктория Смирнова.

Жизнь заставляет меняться

– Два года, что идет мюзикл «Дубровский», не прошли даром, – рассказал Ким Александрович. – Музыкальный театр обогатился опытом новой постановки, артисты обрели иную форму, стали более подготовленными к нашему стилю работы, кто-то пересмотрел свои творческие установки. Думаю, директор театра Владимир Иосифович Юдельсон выбрал именно «Голубую камею», потому что хорошо знает этот спектакль: он увидел его одним из первых. «Голубая камея» была поставлена в 2009 году и идет до сих пор в ряде городов страны. В Уфе, например, недавно отпраздновали трехсотый показ «Камеи», уфимцы довольны спектаклем, до сих пор аншлаги. Мне кажется, «Голубая камея» абсолютно своевременна и уместна в Кузбассе. Эта постановка еще больше расширяет круг тех творческих достижений, которые имеются в театре на сегодняшний день: это движение вширь. В мюзикле много эстрадной и поп-музыки, но есть серьезные монологи и диалоги. Спектакль непростой в постановочном плане, в отличие от «Дубровского», здесь много смен декораций, картин. Судя по тому, как «Голубую камею» приняли первые кемеровские зрители, спектакль ждет неплохое будущее. Я знаю кузбасскую публику и верю ей, отношусь к ней с большой любовью и уважением, сам был на сцене, знаю, как кемеровчане способны принимать то или иное творческое явление. Отчасти поэтому согласился стать куратором Музтеатра. Я для этого города не чужой человек. И город для меня не чужой. Я его знаю, я здесь провел десять лет, мои дети здесь ходили в школу. В Кемерове, если хотите, произошло мое творческое возмужание. Мы попали сюда в 1980 году, мне было 25, уехали в 1990-м, мне исполнилось 35 лет. Это период, когда складывается мировоззрение, вкусы, привязанности человека. С другой стороны, мне импонирует обстановка в Музыкальном театре, хорошие взаимоотношения между людьми, довольно дружная труппа, что не везде бывает.

Известный композитор также поделился своим видением роли Музыкального театра в образующемся культурном кластере.

– Перед театром стоят определенные задачи. Их диктует время: будет строиться театр оперы и балета, в области образуется мощный культурный кластер. В этом кластере естественно должна произойти дифференциация, разграничение того, чем театры будут заниматься. Жизнь заставит нас ориентироваться и определяться. Иначе будет толчея: на маленькой площадке – город ведь небольшой – начнется нездоровая конкуренция. Нужно разделить жанры: тот, кто пожелает пойти на оперу, пойдет в оперный театр. Кто захочет посмотреть мюзикл, развлекательное красочное театрализованное шоу, пойдет сюда. В Америке, например, музыкальный театр – это только мюзиклы. Опера и балет выделены в отдельные виды искусства. Самые известные музыкальные театры Бродвея ставят только мюзиклы и лишь иногда показывают драматические спектакли. Что касается Музыкального театра Кузбасса, я не думаю, что произойдет резкий отказ от постановки оперетт. Мы будем предпринимать взвешенные решения, поверьте. Но в целом, конечно, в связи со скорым появлением театра оперы и балета нужно точно ориентироваться, четко формулировать свое мировоззрение. Думаю, в свете мировых и российских тенденций мы будем потихоньку, плавно поворачивать наш корабль в сторону мюзиклов – современных, классических. Так, чтобы два театра – музыкальный и оперный – отличались друг от друга репертуаром, подходами, постановочными приемами. В этом я вижу основную задачу. Полагаю, что мои идеи окажутся полезными для Владимира Иосифовича Юдельсона и труппы. Если передо мной будет поставлена задача – способствовать появлению здесь новых людей (главного режиссера, балетмейстера), я буду этим заниматься. Но люди из высшего художественного руководства театра, которые войдут в коллектив, должны разделять наше мировоззрение, стремиться к тому же, к чему стремимся мы.

Одна история, два состава

Корреспондент «МК в Кузбассе» побывал на премьерных показах «Голубой камеи» в Кемерове. Отметим, что мюзикл следует принципам, свойственным другим постановкам авторов: типизация персонажей, их четкое деление на положительных и отрицательных, подчеркнутое музыкальным материалом контрастного характера, выразительной хореографией, световым решением, проработанность в большей степени характеров главных героев, чем второстепенных действующих лиц, номерная структура, одна сюжетная линия, для которой важен выбор известного персонажа (в данном случае – исторического), ориентация на определенную, преимущественно молодежную аудиторию, динамичность, демократичность музыкальной составляющей, значительные финансовые вложения, зрелищность, красочность. Сюжет основан на истории о княжне Таракановой: роман и фиктивная свадьба с посланником Екатерины Второй графом Алексеем Орловым, приезд из Венеции в Петербург, арест, заключение в Петропавловскую крепость. Последующая ее судьба авторами видится не так, как это обычно представляется историками.

Интересными и объемными получились персонажи у артистов. Занятый в роли графа Алексея Орлова Владимир Жуков с первых сцен показывает своего героя юношей, который иронично и легко относится и к жизни, и к женщинам, и к придворным интригам. Константин Круглов, играющий Орлова во втором составе, говорит о службе негромко и весомо, как боевой офицер, любящий свою родину и преданный Отечеству и делу, ненавидящий хитрости и подковерную возню. Вместе с тем это известный сердцеед с весьма обширной географией личной жизни (номер «Вена, Рим и Париж»). Орлов у Круглова со знанием дела оценивает дам, а Орлов Жукова скорее больше придворный щеголь, чем ловелас. Первая встреча графа и княжны мизансценически простроена так, что не понятно, какие именно чувства испытывает Орлов: находясь при исполнении поручения императрицы, всего лишь использует проверенный метод выполнения задания – сделаться поклонником дамы и получить ее доверие или действительно влюбляется с первого взгляда в Лизу Тараканову. В проникновенном музыкальном монологе «Нежданная любовь» Орлов у Круглова предстает человеком взрослым, опытным, многое пережившим, к которому пришла, возможно, последняя, но самая сильная любовь, и он признает и принимает ее, сколько бы страданий она не принесла. Владимир Жуков рисует впервые влюбившегося молодого мужчину, пылкого и страстного, с головой окунувшегося в это чувство и оттого ставшего в чем-то неуверенным, беззащитным и ранимым.

Кристина Валишевская (Елизавета Тараканова) и Владимир Жуков (граф Орлов). Фото Виктория Смирнова.

В дуэте с Кругловым Анна Теплова наделяет свою героиню Лизу двумя основными характеристиками – молодостью и силой характера. По причине крайней молодости она любит развлечения, любит быть в центре внимания мужчин, впрочем, не оказывая никому предпочтения. Молодость также – словно залог того, что девушка не помышляет о российском престоле, а преследует куда более простые цели. В этой паре уверенный взрослый мужчина, готовый бороться за любовь, соединяет свою жизнь с сильной духом молодой девушкой. Другой дуэт – Жуков-Валишевская – демонстрирует молодость, уязвимость и хрупкость. Тараканова Кристины Валишевской получилась жизнерадостной и открытой миру молодой женщиной, которой и в голову не придет претендовать на престол и утруждать себя государственными заботами. При исполнении композиции в духе русского романса «Можно все отдать за эту встречу» Валишевская лирична и нежна, Теплова более страстна. Обе пары – все счастливые семьи похожи друг на друга – отыгрывают ничем не омраченное блаженство в музыкальном номере «Пусть живет любовь».

В последующих сценах испытаний акценты у героев вновь расставлены по-разному. В драматической арии «Зачем мне жить» Круглов передает всю гамму переживаний своего персонажа: его герой винит себя в том, что не смог сберечь любовь, более того, в глазах императрицы предстал человеком, который не справился с трудным поручением, он, боевой морской офицер! А служение Отечеству – главное дело жизни военного. Орлов Жукова отчаянно пылок и безутешен. В пронзительной рок-балладе «Плачь – не плачь» Лиза в исполнении Тепловой словно возвращается к тем временам, когда, не испытывая нежных чувств, руководствовалась только лишь рассудком и была на редкость целеустремленной – «жизнь длинней любви». Лиза Кристины Валишевской в этом музыкальном монологе от хрупкости переходит к осознанию внутренней силы своей героини, потому что отныне ей придется рассчитывать лишь на себя – «он не придет».

Друзья, враги и костюмы

Интересно составлены пары второстепенных персонажей. В первом составе денщик Орлова Сомов (Антон Грошев) – высокий, широкоплечий, предстает этаким бравым воякой, для которого нахождение без боя на суше – пустая трата времени. Не исключено, что он спасал Орлова из разных передряг. Занятый в этой же роли Олег Брылев предпочитает видеть своего персонажа в слегка нетрезвом состоянии. Его Сомов приходится Орлову скорее добрым дядюшкой, чем денщиком, который при случае пожурит героя турецкой кампании за любовь к риску. Нуаре, секретарь княжны, в изображении Константина Голубятникова тоже добрый и безмерно обаятельный дядюшка, который предостерегает Тараканову, что «улыбки рождают в нас ошибки». Нуаре в исполнении Константина Круглова, как и княжна в подаче Валишевской, открыт миру, жизнерадостен и сам обманываться и ошибаться рад.

Отрицательный персонаж, Шустов, достоверно передан Александром Лодягиным. Взяв на вооружение, что мир устроен несправедливо, он с жаром молодости словно пытается эту несправедливость компенсировать: был Орлов героем – стал стараниями Шустова отлучен от двора, хоть и счастливо женат. Другой Шустов у Валентина Разукова. Это серый кардинал, невидимый, незаметный, который декларирует «Несправедливо» с некоей плакатной социальностью и расчетливостью. Удалась роль княгини Пашковой Анастасии Петровой, актриса представила свою героиню обаятельной дамой, интригующей, немного кокетливой, княгиня же в исполнении Елены Ляшенко знает о парижских тайнах понаслышке, она, скорее, добрая душа и фантазерка. Несомненная удача Любови Ефимовой – роль императрицы Екатерины. Здесь и забота о государстве, и великодержавный гнев, и царская величественность. А вот Татьяна Павлова позволяет своей императрице Екатерине в первых сценах несколько выйти из себя и быть не по-королевски несдержанной, а затем становится в своих сложных вокальных партиях чуть игривой («Зачем нужны мужчины») и ироничной («А о стране не думает никто»). Нельзя не отметить слаженную работу артистов балета и хора (хормейстер-постановщик Нина Степанова, ассистент балетмейстера Наталья Писаревская). А ослепительная красота костюмов (художник по костюмам Марианна Сычева) вместе с пышностью декораций (художник-постановщик Григорий Белов) на какое -то время отвлекают внимание зрителей от игры актеров и сюжетных ходов.

Первые премьерные показы прошли в Музтеатре в конце мая – начале июня при полном аншлаге. Премьеры продолжатся в сентябре. Театр ждет своего зрителя и готов удивлять.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру