«Убить Илла»

Все очень знакомо, идите в театр, чтобы увидеть себя

08.10.2019 в 13:21, просмотров: 668

Могу ли я продаться? Могу ли я продаться во имя справедливости? Такими вопросами предлагает задаться Кемеровский областной театр драмы. Премьера спектакля «Убить Илла» в постановке режиссера Радиона Букаева по одной из лучших пьес известного швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» состоялась 4 и 5 октября. Эта постановка – бенефис заслуженных артистов Людмилы Копыловой и Олега Кухарева. Эта постановка – жестокая правда о нас.

«Убить Илла»
Предательство Илла открылось через 45 лет. Фото Андрей Зозуля.

В тухлый городишко Гюллен (в переводе с немецкого – навоз) приезжает дама, которая когда-то здесь родилась, а теперь принадлежит к самым богатым и влиятельным людям планеты, – Клара Цаханассьян (Людмила Копылова). Жители надеются, что им перепадет несколько миллиончиков старухи на развитие любимого болотца. Особенно активен в своих чаяниях Бургомистр (Александр Измайлов) и бывший возлюбленный Клары Альфред Илл (Олег Кухарев) – на него возложены самые горячие надежды на выколачивание денег из богачки. Клара предлагает жителям миллиард (полмиллиарда городу, полмиллиарда жителям) в обмен на восстановление справедливости – они должны убить Илла, потому что 45 лет назад он оклеветал ее. Он привел в суд двух лжесвидетелей, и иск Клары по установлению отцовства Илла не был удовлетворен. Ее выгнали из города, «синюю от холода», беременную, ее ребенок умер, она оказалась в публичном доме. Там ее встретил богач Цаханассьян, она унаследовала его миллиарды и почти через полвека приехала в Гюллен за справедливостью.

Хотя маститые исследователи творчества Дюрренматта говорят о том, что в его пьесах события не столько выражают характеры персонажей, сколько призваны критиковать действительность и заставлять зрителя выработать на сей счет свою позицию, режиссер спектакля раскрывает главных героев в развитии. Людмиле Копыловой выпала трудная задача – показать женщину, которая и не умерла, но и жить не может, как и ее любовь к Иллу. Это полуживой монстр, чудовище, движимое только местью. У нее нет чувств, эмоций, ее невозможно чем-то удивить, она цинична, откровенна, лениво-расчетлива, у нее тихий выразительный голос и умный, усталый от людской продажности и предсказуемости взгляд. Она давно знает, как управлять людьми. Для нее нет невозможного. Для нее есть только одна цель, и она неумолима в движении к этой цели – убить Илла. Она ставит здесь свой спектакль, где все исполнители для нее на одно лицо и одно имя, нет индивидуальностей, характеров, судеб. «Визит старой дамы» – «трагическая комедия», по определению литературоведов. Но дама Копыловой не столько комична, сколько страшна в белом свадебном платье с черным траурным поясом и перчатками. Хотя что может быть страшного в том, что сильный мира сего жаждет и добивается справедливости?

Илл не сбежит из города. Фото Андрей Зозуля.

Илла сам Дюрренматт характеризует в комментариях к пьесе так: «…Страх и отчаяние пробуждают в этом заурядном человеке нечто в высшей степени индивидуальное. Осознав свою вину, он начинает понимать, что такое справедливость; неизбежная гибель придает ему величие». Это в полной мере удалось передать в своем герое Олегу Кухареву. Вначале Илл полон самодовольной уверенности в том, что ему удастся разжалобить богатую даму, бывшую когда-то его первой любовью, и принести для родного городишки несколько миллионов. Его реакция на предложение Клары – убийство в обмен на миллиард – вполне логична. Он никогда не считал себя подлецом и предателем, он всего лишь совершил ошибку молодости, «сыграл бессовестную шутку». Он искренне не понимает своей вины. Он ищет понимания у окружающих – Священника (Юрий Темирбаев), Учителя (Михаил Быков), Бургомистра, Полицейского (Виктор Мирошниченко). Действительно, почему бы предателю не искать понимания у будущих предателей? Ведь эти люди в самом скором будущем продадутся Кларе за предложенные им доли полумиллиарда. Когда Илл видит, как вдруг начинают богатеть нищие сограждане, он не только испытывает страх за собственную жизнь, он пытается их образумить. От страха он пытается бежать, слабо, впрочем, веря в такую возможность. А затем приходит понимание невозможности спасения, всеобщего предательства, в том числе собственной никогда не любимой жены (Лидия Цуканова) и детей, и смирение. Илл находит в себе силы принять то наказание, которое заслужил. Он идет до конца в своем принятии справедливости и не кончает жизнь самоубийством, как малодушно предлагает ему Бургомистр. Он идет до конца еще и затем, чтобы стать судьей своим согражданам: «Для меня это будет правосудие, чем это будет для вас – не знаю». Илл становится даже в чем-то равным Кларе, своей давней любви, ведь он обретает силу, он кажется зрителям таким, каким когда-то его видела и любила его она. И эта сила, этот взгляд, которым наделяет Илла Олег Кухарев, на какое-то время заставляет сочувствовать герою.

Пытается сопротивляться всеобщей продажности Учитель. Герой Михаила Быкова поначалу производит комичное впечатление ученика-отличника, который с привычной готовностью незамедлительно соглашается с Бургомистром в том, что он – «оппозиция». С наивной верой в лучшее он и Врач (Александр Емельянов) приходят к Кларе и говорят о бескорыстии, с которым один учит, второй лечит, хотя могли бы уехать и зарабатывать. Говорят что-то о развитии города. О том, что нужно забыть о мести. Просят о помощи слабым людям. «Вот уже двадцать лет, как я взращиваю на скудной ниве родного городка хрупкие ростки гуманизма», – красиво продолжает Учитель. «Гуманизм, господа, – бизнес миллионеров», – жестко отвечает ему Клара. Все их жалкие увещевания напрасны. Клара не собирается развивать их предприятия, она давно их скупила и разорила. И Врач, и Учитель вернулись к сценарию, написанному Кларой, – они так же продались, как и остальные. Учитель видит, как те ростки гуманизма, которые он пытался взращивать в гюлленцах, не дали плодов. Его работа бессмысленна. Граждане города и не пытались сопротивляться, с радостью продаваясь за выпивку, еду и нелепые обновки, очень напоминающие «наряды» гопников России 90-х.

Граждане рады продаться. Фото Андрей Зозуля.

Рядовые гюлленцы показаны в спектакле молодыми людьми. Похоже, они выросли, постоянно наблюдая на переднем плане сцены сортир, типовой моделью которого снабжен сегодняшний типовой провинциальный город. Этому строению гюлленцы уделяют особое внимание не только по вполне понятным причинам, но и потому что его «построил» в свое время «каменщик» Вешер, отец Клары. Наблюдать молодые гюлленцы могут также вывеску, на которой по-немецки написано «Гюллен», словно бы географически удаляя его от типового провинциального российского города. Больше наблюдать особенно нечего.

Эта молодежь что-то постоянно синхронно жует и радуется новой жвачке, обновке, подачке. Они, похоже, и не предполагали, что Учитель пытался взрастить в них гуманизм и все такое. И когда в финальной сцене после убийства с неба начинают сыпаться купюры, они бросаются на деньги, словно животные, с животным же рыком, с трясущимися от жадности руками. В них не осталось человеческого. Самопожертвование Илла оказалось никому не нужным.

Режиссер Радион Букаев дал нам небольшой комментарий после спектакля. «Пьеса непростая и очень мощная именно своей темой. Это такой слоеный пирог, где можно найти одно решение, второе, третье. Мы остановились на решении показать город. Мы убиваем не только Илла, мы убиваем этот город, – сказал режиссер. – Знаете ли вы где-то в России город, который когда-то строился с надеждой на то, что вокруг него будет развиваться промышленность, было много полезных ископаемых, а потом вдруг рядом начали строиться другие города, и вдруг выяснилось, что это полезное ископаемое дорого и есть другие источники энергии. А знаете ли вы города, которые до сих пор, например, являются столицей области, но все отсюда уезжают, потому что считают, что этот город разрушается, потому что здесь нет никакого производства, все закрывается и люди мечтают уехать в Москву, Петербург или Краснодар? Вам знакомы такие города?»