Новый год: скорее ведите ребенка в театр

Эксперты "МК в Кузбассе" рассказали о том, что ребенку театр необходим как воздух

Ни для кого Новый год не имеет такого громадного значения, как для детей. Волшебство зимнего праздника накрывает малышей с головой, откладываясь в памяти и обеспечивая радостными воспоминаниями на весь год, а то и на всю жизнь. Одним из источников этой праздничной вдохновляющей магии является традиционная новогодняя елка. Возглавляемое Дедом Морозом праздничное действо имеет для детей фактически ритуальное значение. А новогодний праздник в театре – это совершенно особенное событие! Атмосфера театральной торжественности и таинственности, первый в жизни бал у новогодней елки с неизменными подарками и первый в жизни спектакль... Это ли не новогоднее чудо?! Есть ли особая ответственность у режиссеров «новогодних» постановок? Как увлечь театром детей разных возрастов? Об этом рассуждали наши эксперты.

Эксперты "МК в Кузбассе"  рассказали о том, что ребенку театр необходим как воздух

Андрей ГРАЧЁВ, режиссер интермедии, артист Новокузнецкого драматического театра

Новый год – семейный праздник, и, приходя на елку, родители хотят подарить детям то ощущение праздника, которое сами испытывали в детстве. С взрослением вера в чудеса и трепет ожидания сказки улетучивается, поэтому очень важно вовлечь в атмосферу волшебства зрителей всех возрастов и поколений. Работая над «детским» материалом, не следует рассматривать его лишь с позиции интереса малышей. Дети – те же взрослые, только маленькие, со своими драмами, причудами и сменой настроения. А в каждом взрослом живет ребенок, и мысленно нам приятно возвратиться в свое детство, разумеется, если оно было счастливым. Главное, чтобы представление, которое будет показано, было честным, подлинным, не формальным, иначе не случится сцепка, помогающая в последующем развитии симпатии к сценическому искусству. Зрелищность для юного зрителя была и остается приоритетным элементом представления, но никто не умаляет идейную составляющую. В любой навороченный спецэффектами перформанс можно и нужно вложить определенный месседж, иначе без этого искусство теряет свое предназначение, актуальность и право на существование. У многих ребятишек знакомство с театром начинается именно с новогодней елки, поэтому очень важно добиться расположения. Меня, к примеру, в детстве никак нельзя было заставить плясать и читать стишки у елочки, теперь я занимаюсь этим профессионально. Вот как это назвать?.. Магия театра...

Ирина РАССОХИНА, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского госуниверситета

Для того чтобы ребенок в принципе посещал театр, театр должен быть в сфере интересов его родителей. Что дает театр ребенку? Театр – это особое искусство не только передачи культуры как таковой, но освоения социальных норм, переживание эмоционального опыта ребенком «со стороны», но с эффектом присутствия. Театр – это настоящая школа чувств и отношений, которую не просто наблюдает ребенок, но проживает как близкий персонаж. Кроме того, театр развивает творческое начало и критическое мышление. Важно, чтобы родители обсуждали с ребенком каждый поход в театр и спектакль. Театр – некий параллельный мир, погружение в который позволяет раскрыться застенчивым детям, принять какую-то другую роль, изменить поведение, почувствовать себя увереннее. И здесь хорошей возможностью становятся театральные новогодние елки, где ребенок полноценно может быть в роли любимого персонажа. Это сильный аргумент для вовлечения ребенка в мир театра. Если ребенок готов идти на новогодний спектакль, но не готов посещать театр в другое время, то можно использовать такую привязку. Родителю можно весь год простроить как подготовку к следующему празднику: изучать актеров, вести дневник посещений, зарисовывать любимых персонажей и придумывать другие конкурсы, это зависит от фантазии родителей. Не упускайте любую возможность развивать ребенка, а театр делает это ненавязчиво.

Наталья ПОПОВА, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры, председатель Союза дизайнеров России, член Союза художников России

Я против самой постановки вопроса: что надо сделать, чтоб дети ходили в театр. Нет ни одного стопроцентного основания, чтоб ребенок обязательно ходил в театр. На мой взгляд, такая постановка вопроса имеет истоки в советской системе воспитания. Когда взрослые отказываются сами посещать театр и приобщаются к низовым формам культуры, а в детей «впихивают» «высокую» культуру. Это не работает! Ребенок «снимает» ту форму культуры, к которой приобщены его родители и учителя. Советская модель школы «вырывала» ребенка из семьи и применяла по отношению к нему «комплекс воспитательных мер». Сейчас роль школы изменилась, и воспитание, в том числе приобщение к театру, лежит полностью на родителях. Школа может, но не обязана это делать. Лично я с сыном хожу в театр. Но это не просто поход в театр, это еще и заход в кафе, прогулка. Еще мы ходим в театр с друзьями. Я зову в театр родителей друзей или одноклассников моего сына. (Кстати, сейчас уже не я, а меня зовут в театр. И это прекрасно!) И если ему не нравится спектакль, я не стремлюсь его переубедить. У него же есть право на критическое мнение, он может сказать, что ему не понравилось. Он не обязан со всем, что увидит, соглашаться. И отдельный не понравившийся спектакль не означает, что весь театр «плохой». Но если в будущем он не будет ходить в театр, мне придется с этим смириться, ведь есть кино, телевизор, комиксы, ютуб.

Любовь ЕФИМОВА, артистка-вокалистка Музыкального театра

Детей не обманешь, они всегда чувствуют, где искренность, а где лицемерие. Когда актер органичен, зритель сопереживает героям. Дети сопереживают в большей мере, чем взрослые, они верят, что все происходящее на сцене – правда, у них тонкая и открытая нараспашку душа. Любой неверный взгляд, жест, слово отразится на ребенке. Полагаю, он захочет вновь испытать эмоции от представления, когда будет думать, что в театре все по-настоящему.

Антон ОСТАПЕНКО, режиссер интермедии, актер Кемеровского театра драмы

Думаю, родителям нужно ходить с детьми в театр, чтобы показывать, что такое театр. Работа с детьми требует максимальной честности: если детям не интересно, они не скрывают этого. И артистам приходится работать намного серьезнее, чем на вечерних спектаклях, ведь взрослые зрители что-то простят, потерпят. Иногда бывает досадно, когда родители приводят ребятишек, чей возраст не соответствует тому, на который ориентирован спектакль. И совсем маленьким бывает скучновато. Но мы стараемся. Надеюсь, что ребятам постарше понравится.

Антон БЕЗЪЯЗЫКОВ, главный режиссер Кемеровского театра драмы, режиссер спектакля «Оле Лукойе»

В театр нужно идти родителям с детьми на спектакль для семейного просмотра. Не перекладывать это на школу. «Они же ходили с одноклассниками» – это совсем другое, это их отдельный досуг, другой мир, не всегда совпадающий с вашими ожиданиями. Говоря о нашем спектакле «Оле Лукойе» – он, безусловно, для семейного просмотра. Я всегда рад, когда вижу взрослых на подобных спектаклях, вижу, что им любопытно и интересно. Оказывается, Андерсен был драматургом.

Ганс Христиан не писал для детей. Это в ХХ веке его произведения стали детской литературой. У него есть сказка «Оле Лукойе», а есть пьеса, в которой присутствует этот персонаж, но он является просто рассказчиком некоей истории про бедного трубочиста, который пожелал стать богатым. Он вовлекает трубочиста в сон, в котором герой богатеет, понимает, что деньги не приносят счастья и что счастье не в деньгах, а в том, чтобы родные и близкие были рядом. Конечно, эта история по-разному будет восприниматься детьми. Трехлетним понятно, кто хороший, кто плохой, дети постарше пытаются понять, почему этот хороший, а тот плохой, что заставило этого стать плохим. Любой спектакль – детский, взрослый – должен вести диалог, быть интересным собеседником, уметь разговаривать на разные темы. И чем больше тем он затрагивает, тем больше зрителей приходит в театр. Нужно пытаться разговаривать на серьезные темы. В соцсетях я иногда встречаю высказывания зрителей – пришли с ребенком в театр, а там нам про смерть рассказывают, разве можно, ребенок испугался. Можно! И нужно! И в нашем спектакле будет про смерть. Как обходить подобные темы? Ведь в сказках есть и смерть, и несчастья. В сказке «Мальчик с пальчик» папа отвел мальчика и девочку умирать в лес, потому что не мог их прокормить. Как этот мотив убрать? И можно ли его убирать? Да, грустно, страшно, и ребенок должен испугаться в этот момент. А когда умирает кто-то из родных и близких героя, он должен сопереживать. Он может даже плакать. Может, это должно произвести на него неизгладимое впечатление. Ради этого, наверное, театр и существует – чтобы производить неизгладимое впечатление. И не только на детей – на всех. Любой диалог с детьми даже вне театра накладывает определенную ответственность, потому что безответственно общаться с детьми, мне кажется, нельзя. Мы не знаем, что им запомнится, что останется. Когда я прихожу в театр, самый любимый момент – когда гаснет свет. У меня предощущение, что сейчас получу чудо. Я прихожу ради этого. Елка – это одна история. А в спектакле начинается совершенно другая. Потому что сама магия театра – я очень надеюсь на это – вовлекает в сказку, в мир фантазии и чуда. 

Пока взрослые рассуждали, наши главные эксперты – дети – веселились на елке и смотрели спектакли. В полной мере почувствовали волшебную силу искусства ребята из 4 «Б» класса Промышленновской школы №56, которые после просмотра спектакля «Оле Лукойе» на вопрос, хотели бы они быть богатыми, в один голос ответили «Нет!» Также дружно ребята заявили, что хотели бы посетить театр вновь, и не только перед Новым годом.

Кстати

Когда начинать водить ребенка на новогоднюю елку?

Детские психологи говорят о том, что полную картину утренника дети начинают осознавать к трем-трем с половиной годам, а до этого у них в памяти остаются только самые яркие моменты представления. Что, безусловно, запоминается, так это сладкие новогодние подарки. Детские праздники имеют значение для расширения кругозора малыша, а также для развития нервной системы, что не менее важно, чем прогулки по парку или чтение.
В этой связи ребенка 1,5-2 лет водить на новогоднюю елку не рекомендуется, за исключением камерных елок в детских студиях или дома. Городская елка или елка в крупном театре для ребенка в этом возрасте будет слишком сильным потрясением.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 25 декабря 2019

Заголовок в газете: В театр: на ёлку и круглый год!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру