Кузбасский Шаляпин

19 марта отмечается 90-летие со дня рождения великого русского баса Бориса Штоколова

Единственный оперный певец, чей голос сравнивали с басом Федора Шаляпина, родом из Кузбасса. Его именем названа областная филармония, международный конкурс вокалистов. Многие, конечно, помнят его выступления. Борис Штоколов был музыкантом уникального дарования, с именем которого связаны ярчайшие страницы истории отечественной музыкальной культуры. Он пел с душой, с огромной душой, всего себя отдавая слушателям, пробуждая какие-то особенно затаённые и трепетные чувства.

19 марта отмечается 90-летие со дня рождения великого русского баса Бориса Штоколова
«Всей своей жизнью на сцене я служил принципу «красотой спасется мир». Этой заповеди Достоевского должно отвечать всякое искусство», – говорил Борис Штоколов. Фото imgurl.argumenti.ru

Великий русский бас Борис Тимофеевич Штоколов родился 19 марта 1930 года в городе Кузнецке, ныне Новокузнецк. В семье все любили петь. Отец играл на гитаре, мать исполняла романсы в самодеятельности. «Я тоже напевал всё то, что слышал от отца и матери, – вспоминал Борис Тимофеевич. – Думаю, что воля, стремление во что бы то ни стало научиться петь перешли ко мне по наследству от отца». В 1936 году отца Бориса перевели в Горную Шорию, в Кузедеево. На него был написан донос, и, чтобы избежать ареста, семья спешно покинула село. Будучи человеком волевым, старший Штоколов стал биться за свое доброе имя, и ему вернули партбилет. В сентябре 1941 года он добровольцем ушел на фронт, в 1942 году погиб. Большую семью – мать и пятерых детей – брат матери забрал в Свердловск, где юный Борис стал петь, ходить на занятия эвакуированной Киевской детской хоровой капеллы.

Спасаясь от полуголодного существования, 12-летний мальчишка поступил в школу юнг Северного флота. «Все мы были тогда не по годам взрослыми, – вспоминал о тех временах сам Борис Тимофеевич. – В сражениях нам участвовать уже не привелось. Но когда после окончания меня направили на Балтику, у эсминцев «Строгий», «Стройный», крейсера «Киров» была такая богатая боевая биография, что даже я, не воевавший юнга, испытывал причастность к Великой Победе. Я был ротным запевалой. Но тогда, признаюсь, и не думал, что стану профессиональным певцом. Друг советовал: «Тебе, Боря, петь надо, поступай-ка в консерваторию!» А я отмахивался: и время послевоенное было нелегкое, да и нравилось мне на флоте. Своим появлением на большой театральной сцене я обязан Георгию Константиновичу Жукову. Было это в 1949 году. С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришёл к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и моё выступление. Волновался: впервые при такой большой аудитории. После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадёт. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать».

Еще в школе ВВС, на уроках в танцкружке Борис встретил свою будущую жену Надю, с которой в счастливом браке прожил 52 года. «Благодаря ее любви и моральной поддержке, – писал Штоколов, – я достиг того, что имею сегодня в искусстве пения». Учиться в консерватории оказалось непросто. Студент Штоколов постоянно занимался вокалом, многое изучал самостоятельно. Его кумиром был Фёдор Шаляпин. Борис часто слушал записи великого баса и перенимал его исполнительские приёмы, зачитывался советами другого известного певца – тенора Энрико Карузо. В общежитии Штоколова поселили с Юрием Гуляевым – впоследствии известнейшим исполнителем, который остался другом Бориса на всю жизнь. Учебу Штоколов совмещал с работой – разгружал вагоны, пилил и колол дрова, сбрасывал снег, подрабатывал электриком в драмтеатре, затем – рабочим сцены в оперном театре. Случайно был введен в спектакль, спев в эпизоде, и в 1951 году стал сначала стажёром, а затем солистом Свердловского театра, одного из ведущих театров СССР.

Всё чаще молодому, талантливому, трудолюбивому певцу доверяют ответственные партии. Одна из самых трудных партий басового репертуара – партия Гремина в «Евгении Онегине». Её побаивался сам Шаляпин! Штоколов оттачивает эту партию, совершенствует технические приемы пения, убедительно доводит до зрителей переживания своего героя. Одной из знаковых партий в репертуаре Штоколова становится партия Сусанина в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Как отмечали критики, индивидуальность певца и его исполнительская манера составили органичный образ крепкого русского крестьянина, настоящего патриота, отдавшего за Родину жизнь. Эта работа принесла Штоколову заслуженный успех и признание.

В 1958 году, после гастролей в Москве, которые в советское время были важными в творческой жизни любого театра, Борису Штоколову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вскоре он получил приглашение от Кировского театра. И вот, прослужив восемь лет в Свердловском театре, Штоколов начинает уже как солист Кировского, которому отдаст 30 лет. Он сразу же приступает к репетициям – это роль Бориса Годунова. «Это такая роль, которую можно играть всю жизнь и в конце концов сказать, что так и не нашёл то, чего искал», – говорил об этой работе певец. Штоколов вспоминал, как после генеральной репетиции к нему в гримёрную зашел Шостакович и поблагодарил за успешное выступление. И Штоколов вновь и вновь будет возвращаться к этому образу, неустанно работать над ролью. «Я понял навсегда, что для того, чтобы роль уродилась здоровой, надо долго-долго проносить её под сердцем, пока она не заживет полной жизнью», – этими словами Шаляпина Борис Штоколов постоянно руководствовался в своей работе. Критики отмечали получившийся поразительный по психологической глубине и тонкости образ Годунова, сильного правителя, искренне заботящегося о процветании государства, относили его к высоким достижениям советского оперного искусства. «Секрет Штоколова в том, – говорил Юрий Гуляев, – что у него душа поющая. И ещё – в его одержимой, фантастической преданности своему искусству. Он никогда не знал другой цели в жизни, кроме той, чтобы научиться петь. И той цели он всегда отдавал всего себя».

«Среди самых любимых моих ролей – Сусанин и Руслан, – вспоминал Б. Штоколов. – Это исключительно красивые и выразительные, но в то же время очень сложные партии, требующие осмысленного и одухотворенного пения, безупречного владения техникой». Роль Сусанина станет одной из знаковых его ролей. По мнению музыкальных критиков, здесь певец продемонстрировал не только высочайшую вокальную культуру, но сумел точно и глубоко передать мысли и чувства своего героя. Другой дорогой для него ролью была роль Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила». Сам Шаляпин эту партию считал исключительно трудной и спел её лишь один раз. «Русская опера близка мне по духу, – отмечает Штоколов. – в ней особенно ярко запечатлен русский характер, колорит, приметы жизни, природы – всё, что составляет столь дорогое нашему сердцу чувство Родины».

Вскоре Борис Штоколов становится известным певцом, а исполнение русской песни, романса, советской песни принесло ему всенародную любовь. В 1962 году он стал народным артистом РСФСР, в 1966 году, в 36 лет, Борису Штоколову было присвоено звание народного артиста СССР. Он также лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени.

«Хочется, чтобы меня слушали и хорошо принимали не только профессионально подготовленные музыканты, но самая широкая аудитория», – говорил певец. Начинает обширную гастрольную деятельность, неизменно исполняет русские народные песни, обращается и к городскому романсу, и слушатели отмечают необыкновенную теплоту, задушевность, тонкость и сдержанность, благородство передаваемых в голосе певца чувств. «Я никогда не пою русскую песню одинаково, – вспоминал певец. – Она как никакое другое произведение требует импровизационности, выражения того, что исполнитель чувствует в данный момент. Именно такое импровизационное исполнение затрагивает душу слушателя, вызывает сопереживание». Своими впечатлениями от гастролей Штоколова в Москве делился профессор консерватории В. Балашов: «Если бы певец исполнял в концерте только романс «Гори, гори, моя звезда», воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вас приковали к этому голосу – мужественному и нежному… Никакой фальши – ни в звуке, ни в слове. Каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает чудо». 

Борис Штоколов выступал в оперных театрах многих стран мира: в США, Испании, Италии, Швеции, Франции, Швейцарии, ФРГ, Венгрии, Австралии, Великобритании, Канаде, на Кубе, неизменно встречая теплый приём публики и восторженные отзывы прессы, причислявшей его к выдающимся деятелям оперного искусства. Объездил с гастролями Борис Тимофеевич и всю нашу страну. Где только ни побывал, но всегда с удовольствием посещал Кузбасс. Стоит ли говорить, насколько горячо принимала его публика! Ей импонировало полное отсутствие у прославленного певца эгоцентризма, он был прост и приветлив. В Кемерове Борис Тимофеевич был председателем жюри конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2000». «С большим энтузиазмом я поехал к землякам в Кемерово… Толпы людей все дни конкурса осаждали огромный зал, ясно показывая, что они истосковались по настоящему, классическому искусству песни», – вспоминал Борис Тимофеевич. В 2002 году он посетил фестиваль искусств «Родина звезды – Кузбасс», посвященном 60-летию Кемеровской области. Принял участие в презентации 11 и 12-го томов Всекузбасской Книги памяти. Борис Штоколов побывал в селе Кузедееве, пел в местном Доме культуры, дал концерты в городах области. «В эти дни я вновь обрёл свою сибирскую родину», – говорил Борис Тимофеевич. Ему было присвоено звание Почётного гражданина Кемеровской области. В 2003 году он принял участие в праздновании юбилея Кузбасса.

Борис Тимофеевич работал буквально до последних дней, выступал с концертами, скончался в январе 2005 года. В 2008 году имя этого выдающегося артиста было присвоено Государственной филармонии Кузбасса. В 2010 году вышла монография Г. Поплавского, посвящённая жизни и деятельности Б. Штоколова. В 2020 году конкурсу вокалистов имени Б. Т. Штоколова исполнилось 12 лет, он стал значимым событием в культурной жизни России. К 90-летию со дня рождения Б. Т. Штоколова в филармонии Кузбасса пройдут концерты и вечера музыки.

В год 60-летия певца «Советская культура» писала: «Голос Бориса Штоколова на слуху не одного поколения. Русская песня, старинный русский романс, огромные вокальные данные и богатырская стать певца составляли ту естественную гармонию, которая долгие годы привлекала на его сольные концерты и специалистов, и подлинных ценителей, и самые широкие слои обыкновенной публики. Не стремясь к популярности, не создавая заведомо «демократического» упрощённого репертуара, он стал певцом истинно народным. Талант такой самобытности, голос такого звучания, как у Бориса Штоколова, должен был стать достоянием всего мира. Он потряс нас трагедией царя Бориса. Да ещё романсом «Гори, гори, моя звезда…», который лучше Штоколова долго ещё никто не споёт».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Кузбасский Шаляпин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру