Что делали финны и эстонцы у стен Кузнецка

Кузбасский историк прокомментировал загадочную топонимическую легенду о Кузедее

В социальных сетях развернулась полемика по поводу топонимической легенды о татарине (шорце) Кузедее, который, по преданию, в одиночку спас Кузнецкий край от иноземцев, своим подвигом дав названия сразу нескольким географическим объектам. Историк Андрей Полухин дал преданию оценку как историческому факту.

Кузбасский историк прокомментировал загадочную топонимическую легенду о Кузедее
Фото: Библиотечный портал Кемеровской области

Легенда касается названия старейшего поселения Южного Кузбасса поселка Кузедеево и  геологического объекта с названием Стрельной Камень, который расположен у поселка Подстрелка и представляет собой высокую отвесную скалу, которая тянется вдоль берега Кондомы от ручья Стрельного почти на полкилометра.

По словам историка Андрея Полухина, корнями легенда уходит к трудам миссионера Алтайской духовной миссии Василия Вербицкого, который в середине XIX века написал, что татарин (по другим источникам шорец, - прим. ред.) Кузедей встретил войска беспокойной Чуди примерно в 60 вёрстах от города Кузнецка (ныне Новокузнецк), после чего продемонстрировал захватчикам свою ловкость, выстрелив из лука в самую вершину 150-метровой скалы. С тех пор скала получила название Ог-Аттыг таш, что с шорского переводится как “Стрельный камень”.

Село, где проживал сам легендарный стрелок, прозвали Кузедеево, ручей, расположенный рядом - Стрельным (Стрелкой), а посёлок напротив скалы теперь известен как Подстрелка.

“Вторичная основа этого местного эпоса находится и в “Кузнецкой летописи” 19 в. Ивана Конюхова (думаю, от Вербицкого туда попала). Кузнецкий купец и глава города Иван Семенович Конюхов (1791-1881) составил “Памятную историческую записку, или летопись, о городе Кузнецке”. Там он систематизировал и описал исторические сведения, народные предания. В ней мы можем прочитать такой текст: “Вскоре после устройства города Кузнецка поднялась на них чудь, дойдя до юрты татарина Кузедея в 7 верстах от остроконечной скалы; они принудили Кузедея быть вожатым до Кузнецка, он похвалился перед людьми ловкостью стрелять, стрелял из лука, и стрела воткнулась в самую вершину скалы, отчего и ныне называется Стрельным камнем”, - рассказал корреспонденту “МК в Кузбассе” Андрей Полухин.

Историк подчеркнул, что краеведы Вербицкий и Конюхов сохранили немало подобных преданий, отражающих, по его мнению, историческую правду бурных для нашей местной истории и богатых на военные события XVII-XVIII вв.

“На карте Семена Ремезова «Чертеж Земли Кузнецкого города» рубежа 17-18 вв. уже есть и река Кузедеева и татарская Кузедеева волость. Вот так такие краеведы как В.И. Вербицкий и И.С. Конюхов собрали и сохранили для нас то, что у нас вызывает неподдельный интерес, так как это живая плоть истории Кузнецкой Земли”, - подытожил Полухин.

Неясным остается, имели ли в виду летописцы под словом  «чудь» действительно собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, и если да, то откуда и как далекие северо-западные племена оказались в глубокой Сибири у стен Кузнецкой крепости. Примечательно, что Кузедеево является крупнейшим вепсским населённым пунктом за пределами исторической территории этноса. В нём проживает значительная колония представителей чудских племен вепсов. Вот только  выехали они из деревни Ерёмина Гора Ленинградской области и поселились в Кузедеево во время коллективизации, в начале 1930-х гг. ХХ века, а не ранее, как гласит легенда.

К 300-летию Кузбасса жители региона делятся друг с другом различными историями о родной земле. Большую работу проводят и историки. Напомним, что недавно кемеровский историк, профессор Коновалов также обнародовал документы, которые объясняют, почему столицу Кемеровской области не назвали Кузбассом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру