Советский «Дачный роман» случился в Кузбассе

В Музыкальном театре Кузбасса проходят премьерные показы нового спектакля

«Дачный роман» – добрая комедия с хитами советской эстрады по пьесе известных советских драматургов Б. Рацера и В. Константинова – появился на сцене любимого кузбассовцами театра.

В Музыкальном театре Кузбасса проходят премьерные показы нового спектакля

Зрители старшего поколения, конечно, помнят драматургов Рацера и Константинова, авторов киносценария к знаменитой «Хануме». Они проработали вместе 40 лет, создав множество востребованных советскими театрами произведений. Пьесу «Дачный роман» для постановки в Музыкальном театре Кузбасса выбрал режиссер Василий Лукьяненко.

Режиссер спектакля Дачный роман Василий Лукьяненко. Фото Виктории Смирновой

Как признается Василий Васильевич, он поработал над инсценировкой, добавил персонажей, которых не было в пьесе. Это позволило по-иному посмотреть на некоторые затрагиваемые в спектакле темы, например, сложности взаимоотношений взрослого и молодого поколений. Пожалуй, эта линия является в спектакле магистральной.

Уважаемого возраста вдова профессора Щукина, Татьяна Андреевна, живет воспоминаниями о своем муже-ученом. Всё в доме, точнее на даче, где происходит действие, подчинено этим воспоминаниям. На дачу приезжают дочь Татьяны Андреевны Ольга с мужем Кириллом. У них проблема – нельзя упустить горящие путевки в Сочи и нельзя оставить маму с давлением без присмотра. «Присмотр» нашелся неожиданно, как всё лучшее – мимо случайно проходил Вадим Петрович в поисках дачи, где бы он мог остановиться.

Молодое поколение зазывает пенсионера в гости, во избежание кривотолков предлагая выдать его за дальнего родственника. Татьяна Андреевна отнеслась к идее подобного соседства резко отрицательно, но неуёмная энергия дочери и ее дар убеждения сделали свое дело, и Вадим Петрович остался. Его легкий характер, бесконечные выдумки и шутки массовика-затейника растопили негатив Татьяны Андреевны, и между «родственниками» начинается роман. Любому настоящему чувству суждено пройти через испытания. Иногда они смешны и нелепы, вроде притязаний на внимание Вадима Петровича со стороны надоедливой соседки Серафимы Павловны, но чаще серьезны. Ольге не нравится «дачный роман» ее матери, и она делает все, чтобы разлучить людей, только что нашедших свое позднее счастье.

К постановке были привлечены большие силы театра, и спектакль играется несколькими составами. Каждый артист наделил своего персонажа особыми чертами. Так, Татьяна Андреевна Эллины Александровой-Тельбух получилась мечтательной, нежной и беззащитной перед охватившим ее чувством. Кажется, что на происходящие события она смотрит чуть отстраненно, находясь в своем мире воспоминаний.

Кирилл (Евгений Лихманов), Ольга (Светлана Мухтарума), Вадим Петрович (Олег Брылев), Татьяна Андреевна (Эллина Александрова-Тельбух). Фото Виктории Смирновой

Вадим Петрович в исполнении Олега Брылева испытывает настоящие чувства к Татьяне Андреевне, он очень чуток и деликатен по отношению к ней. Очень «земной» на первый взгляд, он раскрывается, исполняя изумительную, пронзительную песню «Синяя вечность» («О, море, море!»). Мы видим трагедию человека, не нашедшего своего истинного пути в жизни, оставшегося простым массовиком-затейником. Талант Вадима Петровича, его силы и страсть оказались невостребованными, планы – нереализованными, и свой парус он расправляет только в мечтах, его голос звучит в полную силу только в песне. Ощутить и принять этот полет и масштаб личности Вадима Петровича смогла только тонко чувствующая Татьяна Андреевна.

Вадим Петрович (Олег Брылев). Фото Виктории Смирновой

Другими красками рисует свою героиню Татьяну Андреевну Ольга Белова. Это душевная, уютная и отзывчивая женщина, которая не осмеливается поверить в возможность личного счастья, потому всё больше занимается милыми и привычными домашними делами. Ольга Белова играет естественно и просто, показывая, как меняется ее Татьяна Андреевна, превращаясь из строгой вдовы профессора в беззаботную и недолго счастливую женщину, а потом мы видим человека, испытавшего огромное разочарование и обиду.

Татьяна Андреевна - Ольга Белова. Фото Виктории Смирновой

Александр Хвостенко показывает своего Вадима Петровича сдержанным и скромным человеком, который не выставляет чувства напоказ. Он человек домашний, увлеченный бесконечной переделкой домашнего хозяйства, и подобные его пристрастия полностью совпадают с интересами Татьяны Андреевны. Дом для них – это островок спасения от обид, жизненных неурядиц, невнимания выросших детей, даже от надоедливых соседей вроде Серафимы Павловны. Эта беспокойная соседка показана Ольгой Павловой как женщина с ярким, но сложным характером, для которой основная цель в жизни – это визиты и новости. Другая Серафима, уже в изображении Лилии Андранович, предстает вихрем, шумным ульем, думается, что девиз этой женщины – «Движение – жизнь!», и не важно, в какую сторону и с какой целью.

Вадим Андреевич - Александр Хвостенко на втором плане Кирилл - Антон Грошев. Фото Виктории Смирновой

Еще один источник движения – Ольга. Это яркая и сильная женщина. У Елены Ляшенко она по-настоящему волнуется и чувствует ответственность за мать, мужа, семью, но вместе с тем настойчиво преследует свои интересы.

Кирилл - Антон Грошев и Ольга - Елена Ляшенко. Фото Виктории Смирновой.

Ольга командует в доме, но не превращается в вульгарную бой-бабу. Ее муж Кирилл в изображении Антона Грошева – классический подкаблучник, который даже спиртные напитки употребляет под контролем супруги. Кирилл Евгения Лихманова с доброй иронией относится и к жене, и к теще, и вообще ко всему вокруг. Ольга Светланы Мухтарумы, кажется, не до конца понимает усмешек мужа и где-то даже злится на него за это.

Серафима Павловна (Ольга Павлова) и Ольга (Елена Ляшенко). Фото Виктории Смирновой

Василий Лукьяненко, будучи не только режиссером-постановщиком, но и хореографом спектакля, тщательно и подробно простраивает его пластическую партитуру. Подобную работу артистов можно сравнить с игрой по нотам. Огромное внимание режиссер уделяет тщательной отработке артистами движений, интонаций, точному освоению каждого сценического движения. В итоге спектакль наполняется внутренней жизнью, в которой есть место и остроумным гэгам, и веселым шуткам, и забавным сценкам. Музыкальные номера в исполнении оркестра театра под управлением дирижера-постановщика Анастасии Тузовой создают особую атмосферу радости, доброты и умиротворенности. Они погружают зрителя в советское прошлое, когда вся семья сидела за общим столом и звучали любимые песни, такие как «Старый клен», «Ноктюрн», «Черный кот», «Замечательный сосед».

Режиссер усложняет непритязательную пьесу Рацера и Константинова, насыщая ее иными смыслами. Он вводит четверку отдыхающих. У них почти нет слов, зато пластически ребята отыгрывают несколько интересных сюжетов, среди которых эпизод в лодке: Валерий, рыбача, начинает тонуть, а Виктор, отслуживший в ВДВ, его спасает. Вот так, почти незаметно, могла произойти трагедия. Вот так буднично человек спас другого человека. Вот так просто режиссер показывает, как хрупка человеческая жизнь, как в один миг всё может рухнуть, закончиться, измениться навсегда, потому нужно беречь и ценить, а если нужно, то и спасать близких людей, ведь в следующую секунду их может не оказаться рядом.

Интересная работа сделана художником-постановщиком Светланой Нестеровой. Она не перегружает спектакль деталями советского дачного быта, здесь нет отсылки к какому-то конкретному периоду, скажем, 60-м или 80-м годам. Действие происходит на даче, и отдыхающие окружены светом, воздухом, здесь много летнего простора и тепла. Скромный и простой дворик дачи Татьяны Андреевны всегда готов принять гостей, калитка открыта, нет границ у этого хрупкого и неустойчивого мира, ставшего уже миром воспоминаний.

О получившейся работе режиссер высказался так: «Когда я прочитал пьесу, ощутил дух советского времени. Конечно, темпоритмы сегодняшней жизни значительно изменились, люди стали другими, они постоянно пребывают в стрессе, громадном напряжении. Преодолеть стресс помогает музыка, поэтому в спектакль мы включаем хиты советской эстрады. Зритель должен испытывать подъем эмоций, ощутить радость жизни, уйти окрылённым. Главный герой нашего спектакля – это безвозвратно и навсегда уходящее время. Вместе с ним уходит советское прошлое, где была взаимопомощь, поддержка, теплота – то, что было у старшего поколения и чего не хватает нам сейчас. Моя сверхзадача – чтобы зрители задумались о том, как часто мы всё откладываем на потом, как часто думаем, что успеем, а можем не успеть, поэтому важно дорожить присутствием и теплом близких людей».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру