Владимир Жуков: «У человека должна быть цель, и тогда всё получится»

Любимец публики, артист, ведущий, Владимир Жуков поделился размышлениями о столице и провинции, о предназначении и счастливом билете в жизни.

Исполнитель исключительно главных ролей в мюзиклах Музыкального театра рассказал, почему повесть «Алые паруса» читают неправильно, и посоветовал не смотреть фильм «В джазе только девушки».

Любимец публики, артист, ведущий, Владимир Жуков поделился размышлениями о столице и провинции, о предназначении и счастливом билете в жизни.
фото: из личного архива Владимира Жукова

– Владимир, в мюзикле «Рок», где вы играете Валентина, есть фраза: «Бойся своих желаний – желания могут исполниться». Были ли у вас в жизни моменты, когда, оглядываясь назад, вы сожалели, что желание сбылось?

– Зрители в соцсетях чаще других цитируют именно этот момент. Если желания светлые, идущие от чистого сердца, – желание любви, счастья, их не нужно бояться. Но счастье не должно быть связано с желанием власти или больших денег. Власть и деньги важны, но не первостепенны. Все наоборот – сначала труд, любовь к делу. Вот что приносит доход. Если денег мало – значит, не то дело. Нужно искать не деньги, а менять занятие. Моя жизнь об этом говорит. Что касается меня, то я понял, что, дожив до 33 лет, ни о чем не мечтал. Я не стремился работать в театре и в то же время не противился этому. В детстве хотел быть футболистом, но желание это угасло. Единственное, о чем мечтал – о своем доме, где я буду чувствовать себя защищенным, где будет тепло, светло и счастливо. Вот такая у меня, как и у всех, наверное, мечта. А театр – моя отдушина, моя профессия. Меня, как говорят, рука бога привела сюда. Я не стал этому сопротивляться. Просто делал свое дело, и все приходило само. Я простой парень из деревни. Учился в университете культуры, познакомился с девушкой, она бросила вуз, перебралась в Москву, приехала сюда в гости с парнем-студентом продюсерского факультета университета государственного управления. Он предложил мне принять участие в международном конкурсе. Я выиграл этап конкурса в Москве, пригласили представлять Россию в США. Так я побывал в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Чикаго. Жил какое-то время в Москве. Приехал в Кемерово тоже по стечению обстоятельств. Встретил здесь будущую жену. И остался.

– Ваш случай уникален: из Москвы вернулись сюда.

– Я рано увидел мир. В 16-17 лет побывать в США – значит ощутить определенную трансформацию сознания. Понял, что счастье не за океаном. Счастливым можно быть и в Кемерове… А тогда мне предложили стать артистом хора филармонии. Спасло тщеславие – мне в хоре?! Вы что! Я к тому времени на банкетах пел, с 17 лет на мероприятиях. Никогда не боялся зрителей, сцены, премьер. Как кит в океане. Но желания работать в театре не было. Я пришел молодым, не знал, что такое театр. В первый год работы были большие трудности, но о помощи никого не просил, закалял характер. Если есть стержень – дальше пойдешь, нет – всё, провалишься. Постепенно узнавал профессию. Вспоминаю кастинг мюзикла «Дубровский». После моего прослушивания Валерия Вячеславовна Брейтбург спросила, почему я не уезжаю в Москву. Отшутился. Конечно, в Москве лучшие студии записи, режиссеры, крупные площадки. Всё там сконцентрировано. В этом минус, я считаю, нашей страны. Владимир Жириновский говорил в свое время, что в Москве три с половиной миллиона несчастных россиян из провинции. Он имел в виду, что Москву приезжают покорять. Все хотят быть певцами, а их нужно для столицы, условно говоря, сто человек. Остальные будут несчастны. Но при этом в родном Гурьевске петь некому. Вот почему я не уехал в Москву. Я здесь занял свою нишу, обжился, мне комфортно. У меня родители тут. То, что сейчас происходит в Кузбассе, можно только приветствовать. Может, кому-то хочется, чтобы изменения происходили еще быстрее, но всему свое время.

фото: Виктория Смирнова

– Возвращаясь к вашему персонажу из мюзикла «Рок». Как вы думаете, почему из всех многочисленных молодых людей, топившихся на мосту, Антиквар (может, не совсем и человек, есть в нем что-то сатанинское) выбрал именно Валентина? Что такого было в нем, отличавшего его от многих бедных, недовольных жизнью и решивших свести с нею счеты?

– Вы мне задали тему для размышления: может, Антиквар не дьявол? Может, он пытался человека спасти? Он дал Валентину счастливый билет-шагреневую кожу, и нужно было им правильно распорядиться. А дьявол – Валентин. Мечта Валентина – деньги, ничегонеделание, чувственные удовольствия. Он уезжает от Полины, не спросив ее мнения, только лишь исходя из собственных представлений и интересов. Если бы его слуга, Иван, простой мужик, но по природе своей чувствующий любовь, не написал письмо Валентину о том, что Полина гаснет в разлуке с ним, он бы потихоньку доживал в санатории и даже не узнал о смерти Полины. Настолько его душа была отравлена, что мой персонаж меняется только в конце жизни – он жертвует своей жизнью ради любимой.

фото: Виктория Смирнова

– Артисты – адвокаты своих персонажей, так я привыкла думать. А вы на стороне обвинения? Я, наблюдая вашего героя, думала, что это все-таки чистый человек, который совершил ошибку. Кто из нас бы поверил, что кусок кожи может исполнять желания. Он оступился и расплачивался за свою глупость.

– Чем мне симпатичен Валентин? Он максималист, он хочет от жизни всего и сразу. Казалось бы, что в этом плохого? Как говорится, я надевал его ботинки. Во многом и я таким же был в 16-17 лет. Была любовь, невозможность быть вместе, злость на все. Это юношеский максимализм. А оказывается, любовь – совсем другое. Когда я влезаю в ботинки Валентина, понимаю, почему все привело к трагическому финалу. Он писал философский труд – благое дело! Он симпатичный парень, романтик, каким бывает человек мечтательный, но жизнь его бьет, а стержня нет, и человек ломается от трудностей. И сейчас молодежь хочет, чтобы все было просто. Зачем мастерство? Зачем учиться? Я лучше блог сниму. Будет человек популярен год-другой, а потом останется никому не нужным. Мне было очень комфортно работать над этой ролью. Мюзикл «Рок», эта роль – словно итог того, что я могу в драме, в вокале. Эта роль – мой пик, наверное. И не хочется с него сходить.

– Вы часто играете романтических персонажей.

– Давайте подумаем: на сто процентов романтический герой – Артур Грей?

– Да. Также граф Алексей Орлов.

– Начать с того, что мой герой, граф Орлов, чтобы поставить на престол Екатерину, участвовал в государственном перевороте, был в числе заговорщиков и убил царя Петра III. Конечно, в мюзикле этого нет, но это нужно знать. Когда же на престол взошел Павел I, он заставил Орлова нести прах Петра III. Вместе с тем Орлов разгромил турецкий флот. Да, Орлов любил женщин. Это погубило его карьеру. Любил балы, выпивку, но в работе он жесткий, дисциплинированный человек. Я как артист в образ любого своего персонажа всегда пытаюсь привнести что-то, изучить его биографию, продумать, что было с ним до истории, рассказанной в спектакле, и что будет после. По-другому я не работаю.

– А что вы привносите в роль Призрака из мюзикла «Призрак замка Кентервиль»?

– Призрак одинок. Триста лет он бродит по замку, пугает постоянно меняющихся хозяев. Духи, изображенные на картинах, существуют лишь в его воображении: находясь в тюрьме, человек иной раз придумывает себе собеседника, чтобы не сойти с ума. Призрак в тоске. Он не понимает смысла своего нахождения в замке. Он читает предназначение с точки зрения зла, обиды, мести. А когда он прочел этот же текст с точки зрения добра, любви, прощения, надежды, ему открылся смысл написанного, смысл его трехсотлетнего скитания. Оказывается, Призрак может не быть злым, не убивать, прощать. У него появилась надежда на избавление, и он начинает действовать. У человека должна быть цель, тогда всё получается. Я играю про то, что нужно надеяться. Да, сегодня тебе тяжело, тоска может долго длиться, ведь мой герой тосковал вечность. Нет любви, потерян близкий человек, а может, его и не было. Но человек находит надежду. Наверное, спектакль про то, что всегда надо верить, как-то пытаться бороться.

фото: Виктория Смирнова

– Продолжая разговор о романтических персонажах. Задавала этот вопрос вашим коллегам, хочу адресовать его и вам. Театральный критик Татьяна Тихоновец в своей статье о спектаклях нескольких театров по «Алым парусам» Грина говорит отчасти в шутку, что девочкам не нужно читать эту феерию. Вырастая, они превращаются в девушек, женщин, которые всю жизнь ждут, что за ними на алых парусах приплывут, на алой иномарке приедут, на белом коне прискачут. Ваша дочь сыграла юную Ассоль в восстановленном мюзикле «Алые паруса». Станет ли она ждать алые паруса с шести лет?

– Меня удивляет мнение, что «Алые паруса» об ожидании. Восприятие повести или спектакля зависит от воспитания. Девушка ждет алые паруса не потому, что так написал Грин. Она сформировала подобные убеждения, глядя на маму, бабушку. Мама говорила, что с мальчиками после 10 вечера гулять нельзя, целоваться до свадьбы нельзя. В итоге девчонки мальчишек разобрали, а она осталась. Убеждения, навязанные обществом, школой, семьей, оказались сильнее. Уверен, что моя дочь, сыграв маленькую Ассоль, не станет ждать. Я говорю ребенку, что нужно трудиться. Не просто на работу ходить, а делать дело, которое приносит удовольствие. Когда работа в удовольствие – это образ жизни. Но всё должно быть легко! Если тяжело – это не твое. Меняй профессию. Может быть, дочь станет актрисой, чего я не хотел бы, но это не мое дело. Это ее жизнь, а моя задача – объяснить, что такое хорошо и плохо. «Алые паруса» совсем не об ожидании. Они о силе характера девочки, попавшей в ужасные условия и не сломавшейся. Если говорить о главном герое, то Артур Грей мог бы спокойно жить в своем замке.

– Продолжать дело отца, заниматься крестьянами.

– Как и я мог бы продолжить дело своего отца, работать на предприятии, выращивать зерно… Но у мальчика другое предназначение. Грей хотел быть моряком, иметь свой корабль, и он этого добился. Сколько людей, которые не добились своей цели. Когда у человека есть заветная мечта и он идет к ней, верит в нее, в 99 случаев из 100 мечта исполнится, цель будет достигнута. Вот о чем спектакль.

– Вы уже приступили к работе над мюзиклом В. Баскина «В джазе только девушки». У всех на слуху одноименный фильм. Мешает или помогает вам в работе над образом (главная роль Джо. – Прим. авт.) то, что фильм помнится очень хорошо?

– Думаю, что больше мешать будет зрителям. Даже моя мама, постоянный театральный зритель, сравнивала наш мюзикл «Собака на сене» с кинокартиной. Мне в работе над ролью фильм мешать не будет. У зрителя от этого спектакля должно быть настроение праздника, легкости жизни, желания послушать джазовую музыку в исполнении нашего оркестра. Спектакль о том, что жить надо честно, совестливо и ярко.

– Вы автор и постоянный ведущий многих программ «Театра в фойе». Приоткройте завесу – как вы их придумываете?

– Выбираю тему, связанную с датой, – Новый год, 8-е марта. Скажем, в канун Нового года мы отправились в морское музыкальное путешествие на круизном лайнере. Идея родилась сама собой: люди в связи с пандемией никуда не могли съездить. Мне захотелось предоставить им эту возможность. Первомайская вечеринка была связана с ностальгией по советскому времени, мы вспоминали песни 30-х – 80-х годов ХХ века. Когда я продумал концепцию вечера, начинаю подбирать песни, причем учитываю индивидуальность артиста. Например, Константин Голубятников прекрасно исполнил песню Александры Пахмутовой «Главное, ребята, сердцем не стареть». Единственная медленная композиция вечера – «Мы эхо» Евгения Птичкина – прозвучала в исполнении Любови Ефимовой и Олега Брылева. Причем исполнили они так, что люди застыли, прекратили общение и только слушали. В планах Новый год-2023 под музыку нулевых, это уже целая эпоха. Артисты будут исполнять композиции, для них, казалось бы, несвойственные. 8-го марта наши мужчины будут поздравлять дам, исполняя «женские» песни, а 1-е мая 2023 года встретим дискотекой 90-х. Мы вспоминаем, ностальгируем, но движемся вперед.

фото: Виктория Смирнова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру