Начало весны Музыкальный театр Кузбасса предлагает встретить по-особенному

Март в Музыкальном

Поклонники Музыкального театра смогут послушать песни весны, окунуться в ритмы джаза и восхититься мелодиями замечательного советского композитора Микаэла Таривердиева.

Март в Музыкальном
Фото: Александра Бондаренко

В джазе только девушки (16+)

           В преддверии женского праздника в Музыкальном театре состоится сразу несколько показов недавней блестящей премьеры, ставшей популярной у кузбассовцев настолько, что билетов на спектакль достать невозможно. Мюзикл известного композитора Владимира Баскина с либретто не менее известного поэта Евгения Муравьева «В джазе только девушки» продолжает ставить рекорды по посещаемости зрителей. За основу постановщиками был взят сюжет одноименного фильма, одной из лучших комедий двадцатого века, но мюзикл – самостоятельное произведение, где настроение определяется музыкальной драматургией. Владимир Баскин написал россыпь прекрасных композиций – дуэты, арии, превосходные массовые сцены, всего 23 музыкальные истории в стиле джаз и об эпохе джаза: 20-х годах ХХ века, времени Великой депрессии, разгула итальянского криминала, который уже стал мифом. Над мюзиклом работала крепкая команда профессионалов: режиссер Николай Покотыло, хореограф Марина Суконцева, художник-постановщик Евгений Терехов и художник по костюмам Анастасия Шенталинская. Особая роль здесь у художника по свету Валентина Бакояна, ибо благодаря его работе декорации звучат по-разному в разных сценах.

Фото: Александра Бондаренко

Свет в этом мюзикле, по словам режиссера, чуть ли не главное выразительное средство после музыки. Конечно, невозможно обойтись без массовых сцен, в мюзикле 18 танцевальных номеров, где работают ансамбли из артистов хора, балета, которые поют и танцуют одновременно. Режиссер задумал много сюрпризов, и один из них – расположенный на сцене оркестр под руководством главного дирижера Татьяны Терещенко, посылающий сумасшедшую энергию «живой» музыки в зал. Еще один сюрприз – «работа» оркестровой ямы, не занятой музыкантами. Она превращается в море, теплые, ласковые, лазурные мячики-волны прибрежья Майами. И все эти выразительные средства создают спектакль-праздник, спектакль-сказку для взрослых, где отпетый головорез Коломбо (Антон Грошев) поет «колыбельную», открывая занавес и впуская зрителей в нереальный, искрящийся мир. Аудиторию захватывает динамика ярких, увлекательных сцен: «Все включено» или «Влюбись», «Карты, деньги, два ствола» или коронный номер «Как трудно быть женщиной», когда Джо и Джерри на сцене снимают костюмы и облачаются в дамские платья.

Фото: Александра Бондаренко

           Основная заслуга в создании этой удивительной истории незадачливых музыкантов, конечно же, принадлежит артистам. В главных ролях заняты два блистательных премьера театра – Владимир Жуков и Константин Круглов. Столь опытные и талантливые мастера не только рассказывают сказку о любви и дружбе, отдавая должное легкому жанру мюзикла, они выстраивают характеры людей, попавших в опасное положение и вынужденных выживать в сложных, жестоких, суровых условиях Великой депрессии. Сюжет знаком по фильму. Два друга, нищих музыканта, оказались в настолько безнадежной ситуации, что единственным выходом стало переодевание в дамское платье и возможность скрыться в женском оркестре. Джо в исполнении Владимира Жукова - красавец-саксофонист, страстный игрок - вначале отвергает безумную идею друга о переодевании, предпочитая проверенный путь однодневных заработков и случайных встреч. Но, столкнувшись со смертельной опасностью, не медлит и приводит замысел друга в исполнение. Иначе ведет себя Джерри - контрабасист, человек, психологию которого диктует инструмент, на котором он играет. Он задает темп, он держит оркестр, он рассудителен, осторожен и расчетлив. Константин Круглов делает своего героя харизматичным обаяшкой-нытиком, который рассматривает голод, холод и безденежье как временные трудности, но предусмотрительно пытается образумить Джо в его увлечении скачками. Жизнь ставит друзей перед лицом смертельной опасности и, делая невероятный кульбит, спасает оптимиста и заодно пессимиста, чтоб не ныл. Парни благодарно принимают этот подарок судьбы. Джо, встречая Душечку (Кристина Валишевская, Анна Теплова), преображается и становится увереннее, основательнее, он влюбляется и думает о будущем. Владимир Жуков с присущей ему тонкостью подчеркивает контраст между игровым поведением Джо и его искренней увлеченностью Душечкой, что вносит определенный драматизм в звучание роли. Комический дар Владимира проявляется в целом ряде сцен мюзикла, что встречает теплый прием зала. С Джерри также происходит перемена. В этом невероятном, сложном и безумном мире он превращается в беззаботного, радующегося жизни шалопая, дорвавшегося до варенья. Свое сочувствие персонажу Константин Круглов выражает добрым юмором, усложняя характер героя, показывая его неудовлетворенность социальным статусом и невозможность реализовать профессиональные таланты. Его Джерри честен и благороден, но вместе с тем саркастичен и остроумен. Каждую его выходку и шутку зрители встречают громовым хохотом и аплодисментами, это едва ли не бенефисный выход Константина Круглова.

Фото: Александра Бондаренко

           В другом составе образы Джо и Джерри трактуют Сергей Гнедь и Евгений Лихманов. Для их героев испытания судьбы становятся нешуточными, их гнетет необходимость постоянной борьбы за существование в жестких условиях естественного отбора. Джо Сергея Гнедя отчаянно цепляется за любую возможность хоть как-то выстоять на ногах, отыскать еду и работу. Джерри в исполнении Евгения Лихманова сдержан и осмотрителен, он не привык к подаркам судьбы, всё больше к тычкам и затрещинам. Ирония друзей становится в чём-то маской, скрывающей беззащитность и уязвимость. Чудесное спасение от лап бандитов влечет новые неурядицы и проблемы,  унижение и обман. Встречу с Душечкой Джо воспринимает как небольшую передышку среди новых испытаний и бедствий. Для Джерри-Дафны знакомство с миллионером Осгудом (Константин Голубятников) – возможность хоть ненадолго стать объектом заботы и участия. Константин Голубятников делает своего персонажа настолько оптимистичным и уверенным в собственных силах, что «заражает» подобным настроением Джерри. Душечка оказывается не пустышкой, гоняющейся за миллионерами, а женщиной, ждущей любви и тепла, на что не может не откликнуться Джо. Владелица дамского оркестра Милашка Сью (Татьяна Павлова, Анастасия Петрова), привыкшая всегда держать спину прямо, не только находит личное счастье, но организует дело так, что оркестр выигрывает конкурс с песней авторства Джо. Им вновь удается уйти от серьезной опасности, которую представляет гангстер Бонапарт (Олег Брылев) и его подручные головорезы. Жизнеутверждающее начало побеждает, и, окруженные всеобщим оптимизмом, друзья, кажется, поверили в собственную удачу.

Фото: Александра Бондаренко

Песнь весны (12+)

           Продолжая создавать весеннее настроение, Музыкальный предлагает встречу с примадоннами театра в концертной программе «Песнь весны». Музыкой цветов вдохновились артисты театра, которые исполнят замечательные произведения композиторов, посвященные красоте и одухотворенности природы. Так, П. И. Чайковский о своих дневниках отмечал, что природа дарит способность «в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни». Одна из песен П. И. Чайковского, «Цветок», которая прозвучит в концертной программе в исполнении Любови Ефимовой, была написана с использованием вольного перевода А. Н. Плещеевым стихов французского детского писателя Л. Ратисбонна. Через образ цветка, выросшего в неволе, поэт выразил чувство любви и сострадании к людям.

           Поистине удивительна судьба романса «Белой акации гроздья душистые», который прозвучит в исполнении Татьяны Павловой. История произведения насчитывает более ста лет, его пели в годы Гражданской войны, несколько раз изменялись слова, оно было очень популярно в среде эмигрантов. В Советском Союзе романс прозвучал в спектакле «Дни Турбиных» во МХАТе, но вскоре постановка была снята с репертуара. Вернули романс к жизни Алла Баянова и Борис Штоколов, роменс вновь стал популярен, а в 1976 году прозвучал в фильме Владимира Басова «Дни Турбиных». Автором музыки к фильму стал Вениамин Баснер, стихи написал Михаил Матусовский. Другие весенние, нежные, выразительные музыкальные произведения советских композиторов Андрея Эшпая, Исаака Дунаевского, Тихона Хренникова прозвучат в исполнении солисток театра Эллины Александровой-Тельбух, Натальи Артюховой, Светланы Мухтарумы. За роялем – почетный работник культуры Кузбасса Тамара Емцева.

Ожидание (16+)

           Режиссер театра Михаил Сабелев обратился к одному из самых известных произведений замечательного поэта Роберта Рождественского – поэме «Ожидание». Это история одиночества современной женщины, поэма-исповедь, в которой ожидание любимого человека принимает вечностный характер. История эта столь пронзительна, что не оставила равнодушным композитора Микаэла Таривердиева, одного из самых любимых композиторов советского времени, который написал музыку на стихи Рождественского. Поэт говорил о своем творении так: «Современная женщина, замотанная всеми проблемами, обязанностями и социальными функциями, возложенными на нее обществом, да и, по правде говоря, ею самой (в былом пылу эмансипации), приходит на свидание с любимым и ждет его под часами. Что творится у нее в душе за тридцать две минуты этого мучительного ожидания – от страстной горячности до уныния и почти отчаяния – все это рисует нам музыка Таривердиева с подкупающей простотой и правдивостью».

Фото: Александра Бондаренко

           По словам Михаила Сабелева, в музыкальном материале композитора он услышал четыре истории, доверив их исполнение четырём артисткам. У героинь нет имен, они – олицетворение судеб женщин, ждущих счастья и чуда взаимной любви, ведь только любовь, главная человеческая ценность, позволяет выжить. Наталья Артюхова рисует образ женщины хрупкой, ранимой, незащищенной, но верной своей мечте. Она легка и жизнерадостна, время ожидания не унесло ее красоты и привлекательности. Изящная, утонченная героиня Татьяны Павловой прячет свои робкие чувства и тонкие душевные переживания под маской внешней невозмутимости. Она современная женщина, у которой нет ни минуты свободного времени, и тем не менее она ждет. Любовь для нее – мерило всего. Нежный и романтичный образ создает Светлана Мухтарума, она как будто встретила своего принца, который не дает ей уверенности в их совместном будущем. Актриса передает нерастраченную нежность и любовь молодой женщины. Истерзанность своей героини страхом, переживанием и волнением актриса соединяет с отчаянной жаждой жизни. Четвёртая «сестра по ожиданью» – поглощённая бытом героиня Любови Ефимовой. Со свойственным ей тонким психологизмом актриса создает пронзительный образ женщины преданной и самоотверженной, жертвенной и терпеливой, способной на глубокие и сильные чувства, в волнении восклицающей: «Одиночество – наказание. / А за что – я не ведаю… / Ночь окончится. Боль останется. / День сначала закрутится… / Одинокими не рождаются. / Одиночеству учатся».

Фото: Александра Бондаренко

           Музыка Таривердиева из монооперы «Ожидание» в исполнении оркестра театра под руководством главного дирижёра Татьяны Терещенко сменяется песенными сочинениями композитора под аккомпанемент фортепиано Валерии Грибачёвой. Звучат хорошо известные, любимые песни «Никого не будет в доме», «Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Я такое дерево», «Нежность» (из цикла «Настроения»). Особая, камерная атмосфера спектакля создает настроение светлой грусти, щемящей нежности и вместе с тем радости. В спектакле случается чудо, и все героини обретают любимых. Режиссер обозначает собирательный образ мужчины, для которого главное в жизни – дело, возможность распоряжаться своей судьбой, строить и побеждать. Таков герой Сергея Гнедя в «Песне о далёкой Родине» на стихи Рождественского. Вместе с тем мужчина способен на искренние и сильные чувства, что выражается Константином Кругловым при исполнении песни-баллады «Не исчезай» на стихи Е. Евтушенко и «Ты не печалься», автор текста Н. Добронравов. На большой сцене театра в этом спектакле находятся и артисты, и оркестр, и зрители. Быть столь близко от зрителя – особая ответственность для артиста. Это требует другого способа существования, соответствующих интонаций, пластики, голоса. Несомненная заслуга артистов театра – создание и сохранение доверительного, интимного диалога со зрителем.

Фото: Александра Бондаренко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру