Четыре часа Сергей Цивилев отвечал на вопросы журналистов

Это рекорд по продолжительности пресс-конференций в Кузбассе

23.01.2019 в 07:49, просмотров: 2601

18 января в областной администрации прошла большая отчетная конференция главы региона «300 лет Кузбассу. Первые 100 дней». Заседание не ограничилось презентацией результатов, достигнутых на первом этапе подготовки к юбилею региона. Сергей Цивилев сообщил, что хочет выстроить диалог между властью, СМИ и обществом. И выстраивал его больше четырех часов, откровенно и подробно отвечая на вопросы журналистов, съехавшихся не только со всей области, но и из соседних регионов. Речь зашла об экологии, продаже Юрмаша, катастрофической ситуации в кузбасском здравоохранении, бессовестных строителях и других болевых темах угольного края. Корреспонденты спрашивали прямо, губернатор отвечал.

Четыре часа Сергей Цивилев отвечал на вопросы журналистов

Шахтерам предлагают вернуться под землю

Игорь Лавренков, заместитель главного редактора экономического еженедельника «Авант–партнер», спросил губернатора о новых лицензиях на добычу угля в нашем регионе. «Получатели лицензий имеют право самостоятельно выбирать способ добычи. Как вы предполагаете понуждать пользователей недр добывать уголь преимущественно подземным способом», – поинтересовался журналист.

Заявление губернатора удивило многих присутствующих. Сергей Цивилев сообщил, что новых лицензий на угледобычу сейчас не выдается. «Выдаются лишь прирезки к уже существующим лицензиям», – пояснил Сергей Евгеньевич. Что касается способа добычи угля, глава региона признался, что поддерживает подземный способ. В свое время от него ушли в связи с высокой опасностью для жизни шахтеров. «Мы резко перешли на открытую добычу и существенно уменьшили количество гибели наших горняков, – отметил Цивилев. – Но так увлеклись, что испортили и экологию, и внешний вид Кузбасса». Теперь же технологии шагнули так далеко вперед, что подземные разработки месторождений почти не требуют присутствия человека. Власти не будут заставлять угольщиков вернуться в шахты и отказаться от разрезов. Им оставят выбор. Но обещают создать такие условия в регионе, что открытый способ угледобычи станет компаниям попросту экономически невыгоден – ужесточатся требования к организации санитарно-защитных зон, рекультивации и другим экологическим стандартам. Также угольщиков обяжут за свой счет переселять всех, кто живет на подработанной территории.

Власти Кузбасса намерены сместить акценты с открытой добычи угля на подземную.

За холодные квартиры ответят частники

Лилия Модина, шеф-редактор ТРК «Киселевск», задала вопрос о проблемах отопительного сезона и замерзающих в своих квартирах кузбассовцах.

Губернатор признался, что при подготовке к этому отопительному сезону региональные власти розовых очков не надевали – аварий ждали. Потому что проблемы ЖКХ, в том числе связанные с теплоснабжением Кузбасса, копились не один год. И преобладающая их часть сосредоточилась в Киселевске, Белогорске и Юрге.

Четыре киселевских котельных несколько лет назад стали банкротами и были выкуплены частными компаниями. Но приобрести собственность всегда проще, чем управлять ею. «Со временем начались серьезные проблемы с теплоснабжением горожан, – признался Сергей Цивилев. – Нами предпринимались попытки решить ситуацию. Но юристы этих частных организаций никого не пускали на свою территорию. В итоге в декабре через суд мы добились передачи этих котельных в муниципальную собственность. Зашли туда и ужаснулись… Собственник не вкладывал в развитие этих объектов ни копейки. После их посещения я сутки не мог избавиться от кашля, а молодые женщины работают там каждый день».

Решение о судьбе этих объектов еще не принято. Губернатор предположил, что их восстановление, скорее всего, будет экономически нецелесообразным и они будут ликвидированы после строительства новых. А материалы по действиям тех, кто этими котельными якобы «управлял», переданы в правоохранительные органы.

«Белогорскую котельную, обеспечивающую теплом 60% населения города, мы строили сами, – продолжил С. Цивилев, – а потом через аукцион отдали в управление частному предпринимателю. Управлять у него тоже не получилось. Но никто не хотел туда заходить – далеко и накладно. Поэтому мы договорились с компанией РУСАЛ. До весны у нас будет совместное управление, а весной мы передадим его полностью».

В Юрге котельная входит в состав Юргинского машиностроительного завода, который принадлежит «Уралвагонзаводу». У этого завода большие проблемы и с загруженностью, и с долгами. «Как только я пришел в Кузбасс еще заместителем губернатора по промышленности, Юргинский машиностроительный завод попал в сферу моей компетенции, – пояснил Сергей Евгеньевич. – Я сразу поставил задачу его руководству – разработать план финансового оздоровления предприятия, но его до сих пор нет. Летом прошлого года нами было принято решение подыскать для Юрмаша другого собственника. На сегодня могу сказать, что сделка между «Уралвагонзаводом» и группой компаний «УГМК-Холдинг» находится в финальной стадии. В ближайшее время она будет закрыта».

Маршрутки уже не переворачиваются

Игорь Рожков, редактор сайта VSE42.ru, поднял вопрос пассажирских перевозок, которые, вопреки повышению цены на проезд, не торопятся расти в своем качестве. «В какой временной отрезок можно рассчитывать на принципиальное улучшение пассажирских перевозок в Кузбассе и что для этого делает власть» – так звучал вполне конкретный вопрос.

«Нашим транспортом пользоваться нельзя, – честно признался глава региона. – Его износ – больше 85%. Эта проблема копилась много лет. Мы дошли практически до остановки общественного транспорта. А осенью у нас начали маршрутки переворачиваться на лысой резине. Для решения ситуации мы принимаем комплекс мер».

И первая мера – это разработка транспортной схемы пассажиропотока. По поручению В. В. Путина все субъекты РФ должны будут сделать это до конца текущего года. Кузбасс стал первым в стране, кто с привлечением лучших специализированных российских институтов уже в конце декабря прошлого года утвердил две транспортных схемы – для Кемерова и Новокузнецка. Теоретически они должны помочь перевозчикам правильно организовать процесс и указать на его слабые места.

Обновляется и кузбасский транспортный автопарк. «Мы решили, что во всей этой ситуации точно не должны страдать дети, – пояснил С. Цивилев, – поэтому первым делом занялись машинами, которые перевозят детей. В нашей области их около 500. В прошлом году мы поставили в Кузбасс 95 новых машин для перевозки детей. В этом году добавили к ним еще 28. То есть заменили почти треть транспорта. Также в прошлом году мы приобрели 65 новых автобусов разных марок и на разное количество мест. Сейчас мы хотим провести анализ: какие марки и модели лучше всего вписываются в новую транспортную схему. Все эти автобусы уже вышли на линии в конце прошлого года. Ну и маршрутки у нас больше не переворачиваются – на все закуплена новая зимняя резина. Также нами подписано соглашение с производственной системой «Росатом». Принципы бережливого производства будут распространяться и на наш транспорт, за ним теперь будет другой уход».

Проблемы планируют решать поступательно, резюмировал губернатор, но конкретных сроков называть не стал.

vse42.ru

Сельское хозяйство против санкций

Юлия Матющенко, корреспондент газеты «Коммерсантъ», поинтересовалась перспективами развития животноводства и сельского хозяйства в Кузбассе.

К сельскому хозяйству у кузбасских властей особое отношение. И если промышленность они просят отчитаться за каждую инвестированную копейку и доказать, что получат с нее две, то сельхозпредприятия пока просто балуют. «На этот год мы в два раза увеличили датирование сельского хозяйства из средств областного бюджета, – сообщил губернатор. – На два рубля поднялись дотации на закупку молока. Мы одними из первых провели цифровизацию всех сельскохозяйственных земель. Для повышения статуса наших компаний при выходе на рынок сбыта в сентябре этого года мы с нашей продукцией приняли участие в российской агропромышленной выставке «Золотая осень», где произвели фурор, получив 72 медали. И если раньше сельское хозяйство в Кузбассе и Сибири оценивалось как рискованное земледелие, то теперь это – перспективное земледелие. У нас есть современный животноводческий комплекс по производству молока, который показывает серьезные удои. Мы решили, что в нашем регионе не должно быть лейкозного стада, и работаем в этом направлении».

А вот зерно в Кузбассе на 70% привозное. «Поэтому сейчас мы совместно с немецкими учеными создаем свою зерновую базу из перспективных семян, – рассказал Сергей Евгеньевич. – Для этих целей работает целый испытательный полигон. Только в 2018 году в нашей области в отношении сельского хозяйства реализовано семь инвестиционных проектов на общую сумму 4,5 миллиарда рублей».

ctc-kuzbass.ru

Если чемпионаты, то мировые

Мария Халетина, генеральный директор телерадиокомпании «ТВМ» (Белово), задала вопрос о развитии спорта в Кузбассе и проведении крупных спортивных мероприятий на территории региона.

Во многих городах нашей страны, которые принимают чемпионаты мира по разным видам спорта, для этого создана серьезная инфраструктура. В Кузбассе ее нет, и власти это признают. Но это не мешает нашему региону заявляться на конкурсы по определению кандидатов для проведения крупных спортивных мероприятий. «В 2020 году у нас пройдет чемпионат мира по парашютному спорту, – отметил губернатор. – В 2021 году мы получили право провести этап чемпионата мира по боксу, правда, среди женщин. Россия выиграла право проведения чемпионата мира по волейболу, и в феврале будут определяться семь городов, где будет проходить этот чемпионат. И мы хотим быть в их числе. Понимая, что у нас нет подходящих условий, мы разработали проект спортивного комплекса на десять тысяч человек для игровых видов спорта и передали заявку в правительство. Также мы подали заявку на 2023 год для проведения в Кузбассе зимних игр «Дети Азии». Это игры, в которых принимает участие больше 30 стран. Решение будет принято в этом году. Эксперты уже приезжали и побывали на наших площадках для зимних видов спорта. Мы показали им Новокузнецк, Междуреченск и Шерегеш».

В здравоохранении – катастрофа

Лариса Маруцак, редактор газеты «Комсомольская Правда», задала вопрос о том, какой эффект должны ощутить жители региона в результате реформы кузбасского здравоохранения.

По словам Сергея Цивилева, то, что кузбасское здравоохранение нуждается не просто в реформе, а в настоящей революции, он осознал сразу после назначения на место врио губернатора. Руководство региона заказало экспертизу здравоохранения в Кузбассе. «В акте эксперты написали – «ситуация катастрофическая», – рассказал губернатор. – Я тогда даже немного растерялся и спросил, что это за новый юридический термин. Мне ответили – нет, это не юридический термин, это термин, введенный только для оценки ситуации в здравоохранении нашего региона. Других слов, видимо, не нашлось».

Сегодня региональное здравоохранение имеет многомиллиардные долги, которые продолжают расти. Власти объясняют этот рост неготовностью региона исполнить задачу президента по повышению заработной платы врачей. Другие субъекты РФ подошли к этому вопросу с умом – провели ревизию больниц, ликвидировали неэффективные учреждения, сократили расходы, а как следствие – получили возможность повысить зарплату. «Мы же никаких действий не предпринимали, – признался губернатор. – Только вдумайтесь: в Кузбассе 180 медучреждений на 2,6 миллиона человек. А в Москве – около 120 на 15-миллионное население». В итоге указ президента исполняется, но не приобретается оборудование, не делаются ремонты, растут долги.

«Чтобы вывести нашу медицину из катастрофического состояния, мы проанализировали основные причины смертности в нашем регионе, – добавил Сергей Евгеньевич. – Ими стали онкология, туберкулез и сердечные заболевания. По каждому направлению мы пригласили экспертов из Минздрава. И все они в один голос сказали, что нужно укрупняться, создавать единую вертикаль. И такие вертикали будут созданы на базе кемеровского онкологического диспансера, кардиоцентра и туберкулезного центра. От всех лишних затрат мы начинаем освобождаться, как бы это больно ни было».

Интересную для себя картину новый губернатор обнаружил и в сфере медицинских закупок. «Заявки на конкурс подают одни и те же компании, – сообщил Цивилев. – А за ними стоят одни и те же учредители. Понимаете, к чему это ведет? Мы создали свой централизованный отдел закупки для медоборудования и расходных материалов. И за три месяца(!) на тех же объемах сэкономили 240 миллионов рублей…»

Угольщики страны будут спасать Новокузнецк

Татьяна Яковлева, главный редактор первого городского телевидения «НОВО-ТВ», поинтересовалась, как глава региона видит развитие Новокузнецка в плане его привлекательности для населения, чтобы можно было окончательно снять вопрос «уехать или остаться».

Новокузнецк попал в 12 городов России с худшей экологией. И власти поставили перед собой задачу – улучшить ее в ближайшее время как минимум на 20%. Для этого предприятия, которые производят выбросы в окружающую среду, обяжут снизить их количество как раз на эту цифру. Кроме того, Новокузнецк был включен в национальную программу «Чистый воздух».

социальные сети

Более привлекательной южную столицу Кузбасса стараются сделать и за счет развития туристической жилы Новокузнецк-Шерегеш. «Мы запустили и субсидируем электричку, – рассказал Цивилев, – которая пока не заполнена. Но мы пытаемся формировать поток, приучать людей. Параллельно мы строим квартал искусств, как в Кемерове, реконструируем обсерваторию, разрабатываем проект Гагаринского парка».

vse42.ru

А 8 февраля в Новокузнецк съедутся генеральные директоры всех угольных компаний России. «Мы проведем первый всероссийский съезд угольщиков, который в дальнейшем будет ежегодным, – рассказал губернатор. – Мы соберем их на территории недостроенного национального аэромобильного центра МЧС, который выпал из всех федеральных программ, и будем решать вопрос его дофинансирования. А потом назначим комитеты по разным направлениям, которые будут собираться гораздо чаще на предприятиях Кузбасса, разбирать вопросы экологии, обогащения и т.д. Мы будем учиться друг у друга новым методикам и технологиям. А моя супруга, кстати говоря, занимается подготовкой международного женского форума «Женщина в промышленности», который также пройдет в Новокузнецке».

Долгостроя в Кузбассе не будет, наглых строителей тоже

Анна Саустова, корреспондент ГТРК «Кузбасс», подняла вопрос кузбасских долгостроев и задала вопрос о том, как планируется решать вопросы с недостроенными до сих пор новокузнецкой школой №81, больничным городком в Междуреченске и Крапивинским гидроузлом.

Никто не стал спорить с тем, что долгостроя в Кузбассе много. И судьба его до недавнего времени рисовалась весьма смутно. Мнение главы региона на этот счет категорично – недостроенных социальных объектов в нашей области не будет. Все они должны быть либо достроены в кратчайшие сроки, либо снесены, так как представляют большую техногенную опасность. По поручению губернатора главы городов описали, взяли на учет и разработали программы по каждому недостроенному зданию.

«В 2010 году президент РФ поручил достроить междуреченскую больницу, – рассказал Цивилев. – Когда работники приступили к строительству, оказалось, что недостроенное здание не соответствует стандартам. Его снесли. А на месте этого недостроя возвели другой недострой. Эксперты считают, что, если он простоит в этом виде еще пару лет, его придется сносить. Я лично разговаривал с президентом по этому вопросу. Он меня поддержал, и сегодня междуреченская больница внесена в трехлетний федеральный бюджет. За три года мы должны ее достроить и ввести в эксплуатацию. Областной бюджет тоже будет задействован в этом процессе».

Новокузнецкая школа №81 ждет своего часа уже пять лет – не хватало денег на завершение строительства, и его бросили. Власти средства изыскали и собирались завершить работы до конца прошлого года, но столкнулись с рядом других проблем. В частности, в проект были внесены изменения, касаемые фундамента, которые вызвали опасения. После проведения всех необходимых испытаний и экспертиз строительство было решено возобновить.

«Но мы были категорически не согласны с качеством строительства и ценами, которые нам выставил подрядчик, – пояснил Сергей Евгеньевич. – Поэтому мы создали свою систему контроля за стройками. И я хочу предупредить всех кузбасских строителей: история, в которой можно было дорого и некачественно строить социальные объекты в Кузбассе, закончена. Никто больше не будет авансом подписывать акты выполненных работ. И завышенных цен тоже больше не будет. Мы в свое время довели до банкротства Облстройпроект. Мы его чуть не потеряли, а теперь восстановили. И теперь именно этот государственный институт будет заниматься проектированием социально значимых объектов. В Новокузнецке будет работать его филиал, который займется вопросами сейсмики. Контролирующую функцию раньше выполняло ГлавУКС (Главное управление капитального строительства). Но и оно докатилось до банкротства. Мы уволили всех из ГлавУКСа, а документы передали правоохранителям. С нуля было создано новое главное управление. Теперь проектный институт будет проектировать, а новое главное управление – контролировать качество строительных работ. Еще один шаг в направлении строительного контроля – соглашение с Федеральным казначейством, по которому все движение денежных средств будет проходить через казначейство. Все подрядчики и субподрядчики, которые выиграют тендеры на сумму более 300 тысяч рублей, должны будут открыть специальные счета. Все документы будут проверяться, и на их основе приниматься решение о переводе денег. Причем не только за выполненные работы, но и на приобретение материалов, чтобы цены соответствовали реальным рыночным».

Школа №81 будет достроена, но другим подрядчиком. «Вряд ли мы успеем достроить ее в этом учебном году, – признался Цивилев. – Да, мы понесем определенные имиджевые потери. Но лучше сделать качественно, чем потом переживать о судьбах детей».

По Крапивинскому гидроузлу у властей пока однозначного решения нет. «Ситуация очень сложная, и я не могу давать никаких гарантий, – признался губернатор. – На место этого недостроя в прошлом году уже выезжала питерская бригада проектировщиков и без детальных расчетов сделала вывод, что снос объекта будет стоить примерно столько же, сколько его достройка. Тогда, получается, нет смысла сносить, надо достраивать… В феврале туда приедут другие специалисты. Но решение по гидроузлу должно быть просчитанным. Это капитальные затраты. Сами мы их не вытянем, придется обращаться за помощью к федеральному правительству. Мы будем должны обосновать эти инвестиции». Пока, по мнению властей, острой жизненной необходимости для региона в Крапивинском гидроузле нет. Угольной электроэнергии Кузбассу и так хватает. Значит, нужно будет строить новые предприятия-потребители.

mk-kuzbass.ru

Неприкаянная Варвара

Прозвучал вопрос и от оппозиции. Сергей Чувичкин, представитель кемеровского штаба Навального, спросил, будет ли власть обсуждать место установки скульптуры Святой Варвары на территории Рудничного соснового бора с общественностью или примет единоличное решение.

Губернатор в очередной раз объяснил, почему в качестве символа Кузбасса была выбрана именно Варвара. Основанием для этого стала особая роль женщины в культуре России в целом. А среди женских образов ближе всего специфике региона оказалась именно Святая Варвара, которая является покровительницей и защитницей всех шахтеров и людей, работающих в тяжелых условиях труда. Тем более что в Новокузнецке и Кемерове уже есть небольшие скульптурные композиции такого рода.

Сосновый бор, по словам главы региона, место для кемеровчан любимое, но не обустроенное. «Здесь нет туалетов, нет освещения, нет подходящей парковки, – констатировал Цивилев. – Бесплатную парковку на 240 мест мы уже организовали за счет неиспользуемой частной территории. Но программы развития такого уникального места нет. Сейчас глава города вместе со специалистами из разных областей занимается ее разработкой. Когда появится первая рабочая версия, она будет тут же вынесена на обсуждение с общественностью. В том числе и касаемо вопроса установки символа Кузбасса. И пока программу не согласуют жители региона, никакого движения по развитию соснового бора не будет».

Сквер любви, а не скорби

Шеф-редактора сайта А42.ru Дарью Кельн интересовало, что появится на месте ТЦ «Зимняя вишня» и когда начнется строительство.

При ответе на этот вопрос губернатор выдержал паузу. «Я видел эту боль своими глазами, – сказал Сергей Цивилев. – И изначально понимал, что этот торговый центр должен быть снесен. На его месте мы сначала планировали разбить обычный сквер с деревьями, лавочками и газонами. Но один из банков за свой счет нанял специалистов, которые проектируют лучшие скверы в нашей стране. В конце декабря мы согласовали общую концепцию. Это будет сквер любви к детям. Сквер, в котором каждый будет понимать, насколько ценна жизнь ребенка. Мы нашли финансирование вне бюджета. Это будет дорогой объект. Но один из лучших. Здесь будут использоваться инновационные решения. На территории сквера будет установлен мраморный камень, напоминающий своими очертаниями Шерегеш. И привезен он будет оттуда же. Растения здесь будут произрастать только те, которые характерны для нашего региона. Здесь, на маленькой территории, появятся и равнины, и холмы, и горы. Здесь будут фонтаны и водопады. После зимы мы приступим к строительству, которое планируем завершить к 1 сентября 2019 года».

Весной на месте ТЦ «Зимняя вишня» начнется строительство сквера. Он будет одним из лучших в стране.

Перед Газпромом стыдно

Тему газификации региона подняла Светлана Шевякова, редактор газеты «Юргинские ведомости». Она поинтересовалась, планируется ли газификация юргинских сельских территорий и как затратно это будет для селян.

Кузбасс – наименее газифицированный субъект РФ. Газовым топливом в нашем регионе пользуется менее 2% населения. А все потому, что Кузбасс – огромный должник перед «Газпромом», который отказался работать с нашим регионом. «Сейчас наш долг составляет 3,1 миллиарда рублей, – констатировал С. Цивилев. – Мы провели огромный комплекс мероприятий, и 1 июля прошлого года смогли остановить наращивание задолженности перед газовщиками. Потом сели за стол переговоров и решили, что с января 2019 года «Газпром» возобновит газификацию Кузбасса».

Договориться-то договорились, но регион, которому газ поставлять отказались, расслабился, и проектов газификации здесь никто не делал. «Те проекты, которые были готовы, мы реализовали за вторую половину 2018 года, – сообщил губернатор. – Теперь приступили к этапу выполнения новых проектных работ. Я предложил всем главам – пожалуйста, выполняйте. Но газификация должна быть экономически обоснована. Мы даже готовы помочь с деньгами на проектирование. Но все долги перед поставщиком вы будете выплачивать сами, на региональный бюджет они не лягут».

Власти говорят, что готовы инвестировать огромные средства в развитие Кузбасса. «Мы аккумулировали их, – сообщил С. Цивилев. – Мы создали в регионе большой запас денег для решения его проблем. Но психология человека такова, что любые, даже самые благородные действия, несогласованные с населением, могут привести к обратному эффекту. Поэтому мы стараемся действовать максимально открыто и доводить до каждого кузбассовца мотивацию своих поступков. И рассчитываем на поддержку и понимание».


|