Многие не догадываются, что их стаж обнулили

Можно продать организацию и выкинуть ее пенсионеров

Никогда не думал Николай Владимирович Курников, что может стать практически ничейным пенсионером. Пенсионером, которого не признает своим организация, где он проработал больше десяти лет. Организация шахтерская, что вдвойне удивительно, потому как горняки своих не бросают. А тут предприятие продали практически перед выходом Николая Владимировича на пенсию другому собственнику, и продали без обязательств. А значит, свою деятельность на «старой-новой» шахте ему пришлось начать с чистого листа и лишиться накопленных привилегий. А мог бы сохранить, если бы хозяин оказался попорядочнее да сам пенсионер – поподкованнее.

Можно продать организацию и выкинуть ее пенсионеров

Оказался не у дел

Николай Владимирович устроился на беловскую шахту «Новая» производственного объединения Ленинскуголь в 1989 году подземным горнорабочим I разряда. В 1992 году был переведен подземным электрослесарем на том же объекте. А в 1999 году уволен и на следующий же день принят в той же должности и фактически на тот же самый, а юридически – на совершенно другой объект – ООО «Шахта «Чертинская-Южная», откуда в 2000 году и ушел на пенсию по возрасту.

Не придал значения последнему увольнению пенсионер, ведь внешне для него ничего не поменялось. И так и не узнал бы о том, что посчитали ему в стаж работы на предприятии всего лишь шесть месяцев, а не десять с половиной лет, если бы не одна неприятность. Когда семья Курниковых переехала из Белова в Кемерово, кондуктор одного из автобусов не признала их пенсионные удостоверения, обвинив в подделке. «Просто есть удостоверения старого образца, без фотографии, – пояснила супруга Николая Владимировича Валентина Семеновна. – А есть нового – с фотографией. У нас были старые. Кондуктор нас напугала и отправила в Белово переделывать и выяснять обстоятельства. Выяснили на свою голову… Удостоверения-то оказались абсолютно легальными. Зато в ходе проверки мы узнали, что мой муж в организации пенсионером не числится, а его стаж работы на предприятии практически обнулен».

Новый собственник – новый стаж?

Оказалось, что шахта «Новая» несколько раз меняла свое название и собственника. Причем в 1999 году поменяла собственника без передачи прежних обязательств. «Людям ничего не объяснили, профсоюз промолчал, – рассказал Николай Владимирович. – Нас просто заставили уволиться. 27 декабря у меня в трудовой стоит штампик об увольнении с шахты «Новой», а 28 декабря – о приеме на шахту «Чертинская-Южная», которая на сегодняшний день является правопредшественником ООО «ММК-УГОЛЬ». А вот шахта «Новая» правопредшественником «Чертинской-Южной» не является. Но разобрались мы в этом слишком поздно».

В чем же весь фокус этих запутанных юридических отношений с наследованием прав и обязательств? «Продать бизнес можно двумя совершенно законными способами, – пояснил юрист Сергей Воронков. – Первый – продать ООО целиком, с имуществом и сотрудниками. Тогда новый собственник заходит в действующую организацию и начинает распоряжаться ей изнутри, ориентируясь на прежние правила и требования. При таком раскладе для работников по сути ничего не меняется. А можно продать предприятие как недвижимое имущество. Вероятно, так и произошло с шахтой «Новой». Тогда работники продолжают принадлежать старой организации, а имущество – новой. И в этой новой организации свои правила и требования, а от прежних она оказывается абсолютно свободна. Зачастую новый владелец предлагает сотрудникам написать заявления по собственному желанию, добровольно уволиться с прежнего предприятия и устроиться на новое. Вот этого как раз делать нельзя. Если бы работники шахты настояли на переводе из одной организации в другую, тогда они могли бы требовать сохранения корпоративного стажа».

Но люди таких юридических тонкостей и сейчас не знают. А в 2000-м им сказали написать заявление – они и написали, доверчиво полагаясь на работодателя. И ведь Николай Владимирович наверняка попал под эту схему не один. Сколько их таких неучтенных на предприятии, скинутых со счетов, как балласт и лишняя расходная графа бюджета, неизвестно – никто не считал.

Наш, но не полностью

Редакция «МК в Кузбассе» обратилась в Пенсионный фонд России по Кемеровской области за уточнением, все ли в порядке с пенсионными начислениями

Н.В. Курникова. Нам сообщили, что со стороны ПФР все пенсионные права мужчины были учтены и с начислением государственной пенсии все в порядке.

А вот организация признавать его своим категорически отказывается. 28 февраля состоялось заседание комиссии по социальным вопросам, на котором «рассматривался вопрос о включении в список неработающих пенсионеров ООО «ММК-УГОЛЬ» Курникова Николая Владимировича. Комиссия установила, что его стаж на предприятии составляет всего шесть месяцев. В связи с чем было принято решение отказать в признании пенсионером ООО «ММК-УГОЛЬ», поскольку он проработал в организации правопредшественника («Чертинской-Южной». – Прим. ред.) менее пяти лет».

Судя по этой официальной формулировке, Н.В. Курников в принципе не является пенсионером ООО «ММК-УГОЛЬ». Как написали, так и поняли. И мы, и сам Курников. Однако выяснилось, что в организации имели в виду совершенно иное, и на повторный запрос редакции ответили так: «В соответствии с пунктами Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2019-2021 годы (ФОС) и Коллективным договором ООО «ММК-УГОЛЬ» неработающий пенсионер, уволенный из организации в связи с выходом на пенсию, имеет право на получение бесплатного пайкового угля, если проживает в доме с печным отоплением (очаг), или на частичную компенсацию расходов по оплате энергетических ресурсов (отопление), если проживает в благоустроенном жилье. Помимо установленных требований ФОС, Коллективным договором ООО «ММК-УГОЛЬ» введено понятие «пенсионер организации». Пенсионером организации признаются работники, получившие право на пенсионное обеспечение и проработавшие в организации не менее пяти лет с учетом стажа на предприятиях, правопреемником которых является ООО «ММК-УГОЛЬ». Признание бывшего работника пенсионером организации предоставляет ему возможность пользоваться дополнительными льготами (доплата к назначенной государством пенсии, материальная помощь, санаторное оздоровление и др.)».

Получается, что Николай Владимирович является «неработающим пенсионером» ООО «ММК-УГОЛЬ», но не является «пенсионером организации» и имеет право претендовать лишь на бесплатный уголь или компенсацию платы за отопление. С учетом этой поправки ситуация выглядит несколько мягче, но сути не меняет: части льгот и корпоративной пенсии человек лишился, причем не по своей воле и не по своей вине. Стал заложником ситуации и нашего несовершенного законодательства, которое такие комбинации допускает. И что интересно – человеку не разъяснили, в чем конкретно отказали, а на что он имеет право.

Видимо, права на банальное человеческое отношение у некорпоративных пенсионеров тоже нет. А мы знаем, как людям старшего поколения это важно. «Мы не просили никаких льгот. И, может, ими бы и не воспользовались. Но хочется элементарного поздравления с Днем шахтера, – пояснила чета Курниковых. – Обидно… А сколько еще человек в то время уволилось с шахты? Неправильно это… Неправильно... Не осталось желания и сил бороться за свои права. Кроме обиды, ничего не осталось. Нельзя с людьми так поступать, в тихушечку. Если покупаешь шахту – и людей бери!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Покупаешь шахту – и людей бери!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру