Смогут ли федеральные миллиарды дать новый импульс для цепочки улучшений Кузбасса

Что думают об этом экономисты - теоретики и практики

За всю свою историю Кузбасс не получал таких дополнительных финансовых вливаний. Уникальная поддержка для социально-экономического развития региона беспрецедентна во всех отношениях – от оперативности принятия решения до объемов федерального финансирования и сроков выполнения работ. Уже известно, как будут потрачены выделенные миллиарды. Почти месяц ведется работа в этом направлении. «МК в Кузбассе» узнал мнение на этот счет теоретиков и практиков от экономики.

Что думают об этом экономисты - теоретики и практики
Михаил Мишустин проводит совещание по программе социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Фото: Администрация правительства Кузбасса

Голые факты

51 федеральный миллиард и 4 миллиарда региональных – итого 55 миллиардов получит наш регион на исполнение Программы социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Президент поручил утвердить Программу второго марта, а спустя всего четыре дня председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал ее в Кемерове, куда прибыл с рабочим визитом.

Уже известно, на что будут потрачены выделенные средства.

32 млрд рублей планируется направить на развитие инфраструктуры. Власти собираются модернизировать системы водоснабжения в Ленинске-Кузнецком, а также в Крапивинском и Промышленновском муниципальных округах. Кроме этого, будет реконструирована дамба в районе Чебал-су в Междуреченске.

Ключевым объектом станет объездная дорога в обход Кемерова. Из федеральных средств на этот проект будет выделен 21 миллиард рублей – это 50% от общей суммы. Еще 21 миллиард должны будут вложить инвесторы на условиях государственно-частного партнерства.

6,6 млрд рублей направят на газификацию жилых домов в Новокузнецке, а также на обновление городского транспорта и ремонт трамвайно-троллейбусной инфраструктуры по проекту «Чистый воздух». Кроме этого, в городе планируют построить новую школу на 1250 человек.

3,5 млрд рублей потребует реконструкция взлетно-посадочной полосы международного аэропорта имени Алексея Леонова в Кемерове.

3,2 млрд рублей предусмотрено на развитие поселка Шерегеш и одноименного горнолыжного курорта. Будут построены новые дороги, пожарно-спасательное депо, газовая котельная, реконструированы системы водоснабжения. Благодаря развитию горнолыжного курорта к 2024 году здесь появится 1,7 тысяч новых рабочих мест, а турпоток увеличится до 1 млн человек.

2,9 млрд рублей запланировано на строительство инфраструктуры для новых инвестпроектов в территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — Новокузнецке, Прокопьевске, Юрге и Анжеро-Судженске. Резиденты территорий смогут пользоваться экономическими преимуществами на протяжение еще пяти лет.

Около 2 млрд рублей будет выделено на программу переселения из аварийного жилья, благодаря чему больше трех тысяч кузбассовцев переедут в новые квартиры.

1,8 млрд рублей планируется направить на строительство жилья для детей-сирот.

По программе социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года будут созданы тысячи новых рабочих мест в неугольных отраслях. Междуреченск получит новую городскую многопрофильную больницу за 650 млн рублей, а инфекционная больница в Кемерове – лабораторный корпус за 600 млн. 2 миллиарда пойдет на модернизацию КузГТУ.

 

ВЗГЛЯД ТЕОРЕТИКА

Шабашев Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, почетный профессор Кузбасса, академик МАНВШ, Заслуженный работник Высшей Школы.

Владимир Шабашев. Фото: Студенческий Клуб Экономистов «Экос Номос» Юргинского технологического института

- Владимир Алексеевич, Программа социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года направлена на то, чтобы сделать экономику региона эффективной. Значит ли это, что она таковой не являлась?

- Не совсем так. Дело в том, что резервы в каждой отрасли есть. И нам нужно научиться использовать их по максимуму. За счет снижения себестоимости продукции, внедрения новых технологических линий, углубления переработки угля, более грамотного использования управленческих ресурсов. Повышение экономической эффективности - это неисчерпаемое направление для работы. Главное, чтобы эффективная экономика становилась все более человекоориентированной, способствовала развитию человеческого капитала и повышению качества жизни населения.

- По какому принципу, на ваш взгляд, были распределены дотации?

- Думаю, была проведена оценка слабых мест и перспектив экономического развития региона. А и того, и другого у нас в Кузбассе достаточно. В целом я разделяю мнение региональных властей и согласен с получившимся распределением средств. Инфраструктура – это важно. Это, можно сказать, основа основ комфортной жизни кузбассовцев. Радует, что приняты во внимание интересы людей: переселение из ветхого жилья, водоснабжение и газификация, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, обновление общественного транспорта, строительство объектов здравоохранения – все это напрямую повлияет на уровень жизни населения. Остро стоит проблема обеспечения сирот жильем. После выхода из детских домов они ждут свои квартиры по несколько лет. Выделенные средства не помогут решить эту проблему целиком, но хотя бы позволят снизить социальное напряжение в этой болевой точке. Обеспечив людям достойные условия жизни, мы повлияем на отток населения, люди будут оставаться в регионе и повышать эффективность его экономики - все в социально-экономической системе взаимосвязано.

Шерегеш развивать тоже надо – это одна из главных точек роста на сегодняшний день, нуждающаяся в поддержке. Считаю это направление весьма перспективным. Развитие в Кузбассе туристической отрасли напрямую связано пропускной способностью кузбасских аэропортов – они должны иметь возможности обеспечивать растущий пассажиропоток.

Объездная дорога - она давно просится. Кемерово нуждается в выведении грузовых транспортных потоков с основных городских магистралей. И люди от этого тоже только выиграют. Причем выиграют не только финансово, но и в плане безопасности: дорожного движения и экологической. А все, что касается безопасности, однозначно оправдано.

В этом смысле оправдано и обеспечение безопасности жизни и здоровья почти двух тысяч человек, проживающих в районе левобережной дамбы на реке Томь в районе Чебал-Су города Междуреченска. В настоящее время дамба находится в аварийном состоянии и нуждается в реконструкции, а почти 900 домов попадают в зону затопления в период весеннего половодья. В этот время автомобильная дорога полностью уходит под воду, и жители района оказываются отрезанными от мира. Если дамба будет разрушена, эксперты оценивают возможный ущерб примерно в 2 миллиарда рублей. Поэтому и дорога, и дамба – однозначно важные проекты.

Конечно, не стоит ждать мгновенной окупаемости сделанных вложений. Это инвестиции в будущее. Какие-то - в более далекое, какие-то начнут приносить результаты раньше. Но это обязательно произойдет.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Ващенко Сергей Николаевич, заместитель председателя Правительства Кузбасса по экономическому развитию.

Сергей Ващенко. Фото: Администрация правительства Кузбасса

- Сергей Николаевич, больше всего средств планируется направить на развитие инфраструктуры региона – 32 миллиарда рублей. Самый дорогой проект внутри этого блока – объездная дорога. Самый дорогой – значит самый значимый?

- Скорее, самый долгожданный. Кузбасс – единственный регион за Уралом, через центр столицы которого напрямую проходит федеральная трасса. Эта проблема обсуждалась десятилетиями. Я – коренной житель Кемерова и живу буквально в тридцати метрах от этой магистрали. Каждый день наблюдаю в потоках машин вереницы фур, которые несут угрозу не только для безопасности дорожного движения, но и для экологии города. Плюс это задержка в пути, а значит – удорожание грузоперевозок и масса других негативных последствий для экономики самых разных сфер деятельности. Давно зрела необходимость решения проблемы транзита межрегиональных перевозок в обход областной столицы. В этом вопросе сошлось видение проблемы федерального правительства и руководства нашего региона. А к той местности, по которой пройдет новая дорога, мы ожидаем повышение инвестиционного интереса. Ведь инфраструктура – это всегда магнит для инвестиций и деловой активности.

- К вопросу об инвестициях. Предполагается, что половину проекта должны оплатить частные инвесторы на условиях ГЧП. Уже известно, кто будет вкладываться в строительство дороги?

- Да, внебюджетная часть в реализации этого проекта – более 21 миллиарда рублей. Это огромные деньги, сопоставимые, например, с бюджетом города Кемерово. Пока инвесторы определяются – это отдельная и очень большая часть работы. Частные инвестиции в этом вопросе критически важны. Ведь ГЧП – это не просто способ удешевить для бюджета строительство дороги, это объединение интересов власти и бизнеса в решении одной из ключевых задач развития транспортной системы не только Кузбасса, но и всей Сибири. 

- Практически 3 миллиарда планируется потратить на инфраструктуру для новых инвестпроектов. Почему это важно? 

- Это поможет снять инфраструктурные ограничения для бизнеса, зачастую влияющие на принятие решения о начале любого инвестпроекта. Ведь без инфраструктуры инвестиционные площадки мало кому интересны. Потенциальный инвестор должен иметь представление о ресурсном обеспечении своих будущих проектов. Сегодня мы обсуждаем критерии, по которым будут отбираться эти площадки. Одним из ключевых факторов будет появление на них высокопроизводительных рабочих мест. 

- Новые инвестпроекты будут появляться на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Значит ли это, что именно на эти города придется основная доля новых рабочих мест?

- Да, порядка 13 тысяч новых рабочих мест появится в городах ТОСЭР. Еще 1,7 тысяч рабочих мест появятся в Шерегеше. Разумеется, 4 ТОСЭР – не единственные места в Кузбассе, в которых мы добиваемся качественных изменений структуры экономики. Задача минимум, поставленная президентом, - восстановить к концу года численность рабочих мест до допандемических показателей. Принципиальное значение имеет не только количество, но и качество рабочих мест. 

- Программа реализуется уже почти месяц после подписания председателем правительства. Как вы оцениваете ход работ?

- Мы уверенно движемся по каждому из направлений. Я убежден, что все задачи будут решены в срок. Таково требование губернатора Кузбасса Сергея Евгеньевича Цивилева и федерального правительства. Буквально в течение нескольких дней с момента подписания Программы мероприятия были закреплены за ответственными лицами регионального правительства, за заместителями губернатора. О первых результатах этой работы муниципалитеты южной агломерации Кузбасса уже доложили губернатору на недавно прошедшем в Новокузнецке выездном совещании.

Выездное совещание губернатора с главами муниципалитетов южной агломерации

А вообще подписанное Распоряжение, с моей точки зрения, - это беспрецедентный документ. И по своему масштабу, и по стоимости запланированных мероприятий, и по скорости их подготовки, и по их значимости для Кузбасса. В этом документе сошлись наши взгляды со взглядами правительства РФ на ключевые направления развития Кузбасса. Мы решаем задачу по диверсификации и поддерживаем разные отрасли несырьевой экономики. Федеральная помощь, по нашему мнению, даст очень мощный импульс многим социально-экономическим процессам.