Губернатор: что он может?

Одно из любимейших народных занятий – ругать власти. Они виноваты всегда и во всем. Особенно достается губернатору. Он же власть. И за все-все-все, что делается в области, он в ответе. Так или примерно так рассуждают многие. Причем независимо от возраста, образования, социального статуса и сексуальной ориентации. Но скажем сразу – это один из главных мифов о региональной власти. Помогал нам разобраться в этом вопросе доктор философских наук, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук КемГУ, академик МАН ВШ, РАПН Виктор Желтов.

Губернатор: что он может?

Между царем и народом

Чтобы понять, сколько власти есть у губернатора, давайте определимся, а что это такое. Если по-простому - это возможность законно применять силу и распоряжаться материальными ресурсами. Есть у вас сила и деньги – будет власть. А если нет ни того, ни другого, говорить о власти несколько опрометчиво.

Так и хочется сказать: все герои вымышлены, все совпадения случайны. Ведь говорить мы будем не столько о персоналиях, сколько о государственной системе, в которую эти персоналии вписаны. Вот и давайте разберемся, что же на самом деле может губернатор? Не в плане оценки сил конкретного лица. А в плане его конституционных полномочий. Ведь именно в Кузбассе за долгие годы всевластия, всесилия и повсеместного благополучия авторитет главы региона вначале был поднят до небывалых высот, а затем одномоментно утрачен прежним руководством региона. Но люди по-прежнему идут к главе области за помощью и с надеждой на справедливость последней инстанции. И это как раз нормально.

Институт губернаторства был создан при Петре I как связующее звено между монархом и его подданными. Губернатор был гласом народа для царя. И тогда, в Петровскую эпоху, губернатор действительно руководил всем. Он отвечал за поступление государственных доходов, за развитие местного (прежде всего казенного) хозяйства и торговли, участвовал в военном управлении. Ему были подчинены полиция, таможня и почта. Он возглавлял губернскую канцелярию, собирал налоги и выполнял судебные функции. Так что формула «у кого сила и деньги, тот – власть» работала безукоризненно. И все рычаги были сосредоточены в одних руках – губернаторских. Выше губернатора был только царь.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. несколько уменьшили губернаторские полномочия. Судебная реформа отстранила его от «ревизии» судебных дел. Образование и здравоохранение отошли к системе центрального подчинения. А после Февральской революции 1917 года должность губернатора и вовсе была ликвидирована. Затем пришло время партийного руководства. Восстановили губернаторов только в 1993 году в некоторых регионах Российской Федерации. В том числе – в Кемеровской области. В современной России губернатор – это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта РФ. Обратите внимание – только исполнительную власть. От былого могущества не осталось и следа.

Иллюзия силы

Губернаторов вернуть – вернули, но рычги и атрибуты власти перераспределили. Силовики сегодня губернии не подчиняются. Полиция, Следственный комитет, МЧС, военкомат – органы федеральные. А ФСБ и прокуратура так и вовсе уполномочены присматривать за работой главы региона, в том числе в рамках антикоррупционной политики. Региональные власти влиять на эти и многие другие федеральные структуры не в силах.

С недавних пор в Кузбассе губернатор может влиять на местное самоуправление. Сегодня глав городов, которые, казалось бы, должны быть народными избранниками, по сути назначают по рекомендации АКО путем депутатского голосования на местах. Таким образом, глав городов областные власти решили оставить за собой во избежание захода на этот пост популистов или случайных людей, вынесенных во власть волной протестных настроений. Только мэры Кемерова и Новокузнецка остались народными избранниками. И формально напрямую губернатору не подчиняются. «Я считаю, что выборы глав городов нужно вернуть, – высказался на эту тему Виктор Желтов. – Люди не дураки. Они за кого попало голосовать не будут. Они должны иметь право выбирать тех, кому хотят доверить свое «завтра».

Законодательная власть в лице депутатов Областного совета – тоже на особом положении. Депутаты избираются народом и обладают депутатской неприкосновенностью. Уволить их губернатор не может. А в работе Законодательного собрания он участвует с правом совещательного голоса, обнародует или отклоняет законы. Он вправе распустить Законодательное собрание по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом. Но действовать должен аккуратно и осмотрительно. Ибо, если договориться не получится, Облсовет может взбунтоваться так, что губернатору мало не покажется. Кстати, в свое время Аман Тулеев пришел к власти именно на конфликте исполнительной и законодательной властей.

Суд мы тоже во внимание не берем. Он еще после реформ XIX века освободился от губернаторского надзора. Церковь всегда боролась за свою свободу от власти и сейчас стоит автономно. Как и другие общественные организации, например, партии и объединения. Разнообразные федеральные надзорные органы – Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор и иже с ними – тоже имеют исключительно федеральное подчинение и независимы от местной власти. Недавно вот только ГЖИ передали в прямое подчинение врио губернатора С. Цивилева. Но в Министерство ЖКХ и строительства РФ тут же пошли письма с предложениями вывести Госжилинспекцию из-под местного контроля, чтобы вернуть все на круги своя.

Влиять на бизнес тоже не в полномочиях и не в силах губернатора. Разве что с теми, кто напрямую зависит от областного бюджета, можно разговаривать по-хозяйски, но таких меньшинство. Бизнес можно, конечно, штрафовать, душить налогами и проверками, но тогда он убежит из региона, прохудив налогооблагаемую базу. Это уже проходили.

Государственных денег у губернатора тоже не так чтобы много. Только областной бюджет. Хорошо, если он профицитный и можно распоряжаться доходными средствами. А если нет? На поклон к федералам не находишься...

Так что же может губернатор?.. Оказывается, формально, по Конституции, руководитель региона не такой уж и всесильный. В его прямом подчинении – лишь областная администрация вместе с департаментами. Так называемый исполнительный чиновничий аппарат. Губернатор его формирует, координирует его деятельность, организует его взаимодействие с федеральными органами власти, общественными объединениями и населением.

Геометрия власти

Как же выжить губернатору без особых ресурсов и рычагов воздействия между молотом и наковальней, между федеральной властью и народом? Сверху – давят, снизу – ропщут. Формально это невыполнимая задача. Видимо, поэтому прежний губернатор и пытался выстроить вертикаль власти, основанную на экономико-теневых схемах «доброго слова и пистолета». К чему это привело – мы все знаем.

«Аман Гумирович Тулеев заработал высоченный авторитет в глазах многих кузбассовцев, – рассказывает Виктор Желтов. – Но этот авторитет создавал опасную перспективу: он подавлял любые движения протеста против существующих реалий. Много критикуют прежнее руководство Кемеровской области, критикуют заслуженно, это подтверждено большим количеством уголовных дел, которые возбуждены в Кузбассе. Демократия была выхолощена. Люди потеряли право голоса. Руководящие должности в органах власти начали занимать случайные люди. Никто их назначение не обосновывал. Договоренности с прямо неподконтрольными губернатору структурами привели к развитию коррупционных схем, а те – к трагедии и полной утрате народом доверия к власти. Но все – закончилось время восхваления, торжества успехов и отсутствия проблем. Люди стали говорить. И оказалось, что проблемы-то в регионе есть, и их немало. Я считаю, что в Кузбассе сейчас начинает возрождаться демократическая основа жизнедеятельности региона. Мы переходим от искусственно созданного, зачищенного, глянцевого с политической точки зрения порядка и стабильности к беспокойному единству, которое включает в себя проведение митингов и манифестаций. Показательно, что в Париже сегодня каждый день проходят различные манифестации в разных районах города. Это можно рассматривать как своеобразный диалог населения с властью. Я ни в коем случае не хочу призывать к митингам и массовым протестам. Задача народа – высказывать свою точку зрения, а власти – реагировать на нее: исполнять желаемое или аргументированно (подчеркиваю – аргументированно!) отрицать».

Виктор Желтов уверен, что новый глава региона, имя которого мы узнаем в сентябре, сможет сделать правильные выводы и выстроить другую вертикаль и другую горизонталь власти, более продуктивные, основанные на командном движении всех государственных и региональных структур в одном направлении – направлении развития региона. «Вертикаль – это, главным образом, поддержка федерального центра, – пояснил Виктор Васильевич.

В. Желтов.
– На самом деле я считаю, что современный губернатор при грамотном управлении может очень много. Намного больше, чем предполагают его конституционные полномочия. Руководитель такого масштаба обладает тем, что называется политической волей. Она включает в себя поддержку со стороны президента, на которую может опираться губернатор, не имея тех или иных полномочий. Поэтому границы возможностей главы региона определить довольно трудно. Они постоянно меняются. В нынешнем положении Кузбасса – расширяются. И, как мне кажется, врио губернатора этими полномочиями умело располагает. Его выгодно отличает от предыдущего главы области то, что он наделен «военной косточкой». Я это очень ценю в людях, особенно в руководителях. Это, во-первых, умение упростить проблему и дойти до ее сути, а, во-вторых, принять незамедлительное решение. Сейчас мы начинаем видеть другой Кузбасс. И положение губернатора в этом новом Кузбассе тоже должно измениться. Для этого, помимо вертикали, должна быть выстроена и грамотная горизонталь власти. Обращаться надо прежде всего к общественному мнению – это главная задача власти. Губернатору Кемеровской области предстоит вернуть утерянное доверие народа и установить честные, взаимовыгодные отношения с неподконтрольными органами. Нужно договариваться и убеждать. В этом задача и сила губернатора. Да, есть риск скатиться к уже обкатанным коррупционным схемам договоренностей. Но мы не допустим этого. Если народу дадут слово, если мы вернемся к демократии во всех сферах, к общественному контролю, к выбору мэров, то я верю – все будет благополучно».

Большие надежды Виктор Желтов возлагает на новую Стратегию развития Кузбасса. По мнению политолога, она призвана упростить выстраивание и вертикалей, и горизонталей власти, так необходимых для грамотного руководства областью. «Когда мы будем иметь такую программу, – дополняет Виктор Васильевич, – мы все будем видеть путь, по которому должен идти Кузбасс. А главное – цель, к которой он должен двигаться. В этой программе будут четко прописаны обязательства и власти, и бизнеса, и надзорных органов. Когда они подпишутся под ними, управлять регионом станет намного проще. И договариваться, соответственно, тоже. Мы будем иметь крепкую команду с губернатором во главе».

Получится или нет у нового губернатора создать новый Кузбасс и найти для себя новое место в нем – вопрос пока открытый. Но старое губернаторское место – прямо скажем, не трон.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Политическая воля при минимуме рычагов власти – реальность губернаторов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру