Почему диалог митингующих и официальных лиц в Кузбассе не состоялся

Что об этом думают лидеры общественного мнения

Несанкционированные уличные акции 23 января прошумели в Кузбассе как-то странно. На них не было никакой внятной реакции со стороны чиновников и депутатов, не было никаких комментариев на официальных страницах. Шумели соцсети, шумели кухонные и диванные разговоры, захлестывали эмоции, а официальные лица и лидеры мнений в подавляющем большинстве молчали. Что сегодня, когда страсти поулеглись и начали прорисовываться мысли, о произошедшем думают кузбассовцы - представители разных социальных групп?

Что об этом думают лидеры общественного мнения
Фото: pixabay.com

Анжелика Круталевич, представитель общественности:

- Наверное, нет ни одной семьи в России, где бы не обсудили субботнее событие. Кто-то обсуждает количество задержанных, кто-то - действия правоохранителей, кто-то – реакцию чиновников. И эти обсуждения и рассуждения приводят к очень неоднозначным выводам. Слава богам, в Кузбассе никто не пострадал и, по большому счету, со стороны властей все было организованно очень грамотно и своевременно – спасибо. Только вот мне интересно – а наши депутаты и представители политических партий не заметили происходящего? Или не считают нужным как-то на это реагировать?

Больше всего претензий как раз вот к этому жуткому информационному ИГНОРУ со стороны власти. Молчание. Как будто ничего не было. А люди ищут ответы на свои вопросы, и вопросы не про президентский «дворец», и даже не про оппозицию. Вопросы гораздо серьезнее. В Кузбассе есть только несколько людей во власти, которые не молчали – О.В. Турбаба, И.Ф. Федорова, А.А. Курасов. А остальные?

Анжелика Круталевич

А ещё мне хочется понять причину этого гробового молчания. Может, официальные лидеры общественного мнения вовсе не обязаны его высказывать. Может, мы должны понимать все сами. Как сможем – так и поймем, начитавшись фейсбука да насмотревшись ТикТока. Тогда удивляться нечему… Ведь, когда нет официальной информации, люди ищут ее в сети. И находят не всегда достоверную.

Эта акция – чисто политическая. И реагировать на нее должны были чиновники, депутаты и представители партий. Иначе для чего они существуют? Но в ответ тишина – ни видения, ни прогноза, ни поддержки, ни отрицания. Хоть как-то бы выразили свою позицию, когда люди кипят.

Который день внимательно читаю паблики активистов. Риторика становится все более и более конструктивной. Практически все говорят об отсутствии альтернативного лидера, кроме президента. Абсолютно согласна. Должны появиться настоящие самостоятельные региональные лидеры. Скажете, что они есть и сейчас? Да есть, но им нет должного доверия, с ними нет открытого диалога, которого жаждет общественность.

И очень неприятно, конечно, что во все это были втянуты дети, активные пользователи соцсетей, та часть общества, которую мы будем защищать любой ценой. Ведь конфликт, в который втянуты дети, непременно вызывает общественный резонанс. Оппозиция давно работает с этой частью населения, а у нас нет государственной политики в отношении детей. Они, конечно, изучают обществознание в школе, но понимания, как должно выглядеть здоровое демократическое общество, у них нет.

Я оказалась случайной свидетельницей субботнего шествия. Ехала по набережной и увидела колонну, сплошь состоящую из подростков лет 14-18. Рядом с ними двигались люди постарше – координаторы и кураторы. На их лицах были маски, на головах – капюшоны. Эти люди регулировали шествие: засвистели – и толпа начинала выкрикивать лозунги, подали сигнал – и плакаты спрятались за спины.

А вообще все это, конечно, печально. У общества есть запрос к власти. Запрос назрел. Запрос сформирован. А власть молчит. Вместо ожидаемого ответа – засилие информации о том, сколько дорог мы построили и детских садов открыли… Только людей это не радует. В данном контексте это их раздражает.

Вадим Шиллер, заведующий кафедрой истории, политолог, доцент КемГМУ:

- Говоря о прошедших 23 января протестных акциях, нельзя не упомянуть белорусские события. Заинтересованные силы, воспользовавшись выборами и внутренними проблемами страны, начали разжигать там общественный пожар. В эту же логическую цепочку укладываются и события в Киргизии. Выступая на сентябрьских мероприятиях в Горном Алтае, я сделал акцент на том, что чего-то подобного следует ждать и в России. Хабаровск был своего рода репетицией. И вот мы имеем волну митингов, прокатившихся по всей стране. 

В. Шиллер

То, что произошло 23 января, я считаю пробой сил перед грядущими президентскими выборами. Идет обкатка техник и технологий. Меня удивляет, что «сетевые хомячки» и «мамкины революционеры», которые в едином порыве вышли с плакатами на улицы, оказались не столь многочисленны. По разным данным в многомиллионной России их насчитывалось от 30 до 100 тысяч человек, а это – капля в море. Ставки делались на молодежь, которая выступала в качестве расходного материала и пушечного мяса. Безусых юнцов подняли при помощи информационных фейков, запущенных в виртуальном пространстве. Сегодня в эпоху интернета не умеющей думать толпой управлять довольно просто.

Возмущение общественности насчет отсутствия диалога с властью мне понятно. Как показывает исторический и политический опыт нашей страны, если спускать ответные реакции на подобные акции на тормозах, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы просто создадим неприятный прецедент, который потом будут использовать против нас.

Нельзя сказать, что власти полностью проигнорировали данное событие, они действовали довольно грамотно. Оказывали информационное противодействие, пытаясь пресечь несанкционированное мероприятие. Многие телеграмм-каналы шумели – отовсюду сыпались предупреждения об административной и уголовной ответственности за участие в незаконных митингах. Власть предупредила – но люди все равно вышли. Думаю, если бы не было этих предупреждений, если бы на площадь не выезжали автозаки, если бы не было задержаний, на следующее мероприятие вышло бы намного больше людей. Но то, что акцию попытаются повторить, я не сомневаюсь.

Единственное, чего, на мой взгляд, не хватило – это пряника. Кнут был – в виде предостережений и предупреждений. Но нужно было не только угрожать, но и разъяснять общественности, где правда, а где фейковый вброс, надо читать лекции, общаться с родителями той самой молодежи, а не просто пугать лишением родительских прав тех, чей ребенок оказался на площади. Необходимо вдумчиво общаться с разными аудиториями, пытаясь действовать на опережение. Доносить важную информацию через СМИ. Но не молчать.

Молодежь ведь не понимает, как устроены общество и государство. Есть огромное количество различных подводных камней и течений, которые человеку неопытному и в политических делах неискушенному не видны. Многие действуют бездумно, не осознавая роли личности в истории. А она велика. Не дай бог, вот такие активисты раскачают обстановку и втянут нас в революцию – мало не покажется никому.

Конечно, в обществе есть определенная усталость. И прошедший год тому поспособствовал. Но если бы политическую тему не раскачивали в интернете и соцсетях, я думаю, основной части нашего населения было бы все равно, кто находится у власти. Вот я порой дискутирую с «хомячками», спрашиваю, от чего конкретно они устали? Так они не могут этого рационально объяснить – лишь глазами хлопают: «Ну, вы же сами все видите и понимаете…». Вижу и понимаю. На эту тему можно спорить до посинения, но несомненно одно – сейчас мы живем значительно лучше, чем 20-30 лет назад.

Юрий Скворцов, заместитель председателя Парламента Кузбасса:

- Не могу согласиться с тем, что во властных структурах игнорируют произошедшее событие. Такую позицию никто не занимает, поверьте.

Люди ждут ответов и реакций. А на какие вопросы ответов они ждут? У каждой протестной политической акции есть организаторы. И у этой они тоже были, она не была стихийной. Где они? Спрятались за спины участников шествия? Если они готовы официально взять на себя ответственность за несанкционированный митинг и привлечение к нему несовершеннолетних, пусть сформулируют свои вопросы, резолюцию, повестку, претензии. Хоть что-нибудь сформулируют и направят в органы государственной власти и местного самоуправления. И тогда ждут реакцию. А если этого всего нет, то что и кому разъяснять? Каждому участнику персонально?

Юрий Скворцов

Никто не спорит с тем, что диалог между властью и общественностью должен быть. Но это должен быть открытый и честный диалог на равных и при взаимном уважении каждой из сторон. Вы же понимаете – не ищутся решения проблем и ответы на вопросы на улицах и площадях. А реакция должна быть не в оправдание, а в ответ.

Молодежь у нас сегодня не понимает, как устроена система управления государством, не понимает, какие реальные возможности и полномочия есть у каждого органа, как решаются те или иные вопросы. Необходимо плотнее заниматься политической грамотностью населения.

Я сам наблюдал за происходящим и разделил бы участников этого действа на две категории. Большая часть митингующих, на мой взгляд, вышла ради хайпа и любопытства, ради заполнения лент в своих социальных сетях. Меньшая часть – для того, чтобы раскачать ситуацию, провести определенную проверку системы на слабые места, посмотреть, как отреагируют силовые и другие ведомства. Эти люди руководили процессом и задавали эмоциональное настроение, выкрикивали кричалки, заводили толпу. Поэтому было очевидно, что акция не была стихийной, она была четко организованной.

Ужасно, конечно, что в этом принимали участие несовершеннолетние. Хоть сейчас и пытаются сказать, что школьников не было. Давайте не будем лукавить - были. На эту аудиторию и была сделана ставка. Втягивание несовершеннолетних в циничные политические манипуляции – преступление. У каждого из нас есть свои политические предпочтения, убеждения и, когда есть политическая конкуренция, это нормально и естественно. Но использовать в темную несовершеннолетних - это не политическая конкуренция, это подрыв государственной безопасности. Это напоминает использование фашистами детей, стариков и женщин в качестве живого щита, пушечного мяса.

Сегодня социологические опросы, настроения на местах ярко демонстрируют тревожность, стремление к переменам. И ответы на эти запросы должно дать общество в диалоге с властью, а не марионеточные провокаторы. Ну а что касается политических провокаторов, то убежден, что их действиям будет дана заслуженная правовая оценка.

Игорь Рожков, главный редактор сайта VSE42.ru:

- Была ли реакция властей на протестную акцию? Если только в виде возбужденных уголовных дел на ее участников.

Отработали ли региональные СМИ произошедшее событие в полном объеме? Судите сами: сколько СМИ у нас в Кузбассе, и сколько их представителей работало на месте? Лично я видел нескольких коллег. В итоге событие было, наш сайт о нем написал, как о факте. В целом же публикаций в региональных СМИ практически не было. Достаточная работа СМИ? Решайте сами.

Я присутствовал на мероприятии в качестве журналиста. И мне показалось, что в нем принимало участие нетипично много для Кемерова людей. Цифры везде расходятся. Официальные данные говорят о 175 участниках акции. Но по моим ощущениям, их было гораздо больше. Не 1000, наверное, как выдают некоторые источники, но более 500 - наверняка. При этом все было достаточно спокойно. Люди обсуждали фильм-расследование о президентском дворце и требовали освободить арестованного Алексея Навального.

Кстати, детей, той самой школоты, о которой, как по команде, повсеместно начались разговоры, на акции в Кемерове я почти не видел. Молодежь – да, была. Но по внешнему виду, порой, не скажешь, сколько лет молодому человеку. Удивило другое: большое количество представителей моего возраста – 50 лет и старше. Весьма активно вели себя женщины. Когда паренек развернул плакат, и к нему подошли полицейские, именно эти явно немолодые дамы встали на его защиту, пытаясь донести до правоохранителей, что он делает все правильно, «они на ютюбе видели» – продвинутые пенсионерки. И самое показательное то, что на первом этапе – в самом начале акции - «бабушкинская» защита сработала. Полицейские не стали задерживать этого парня с плакатом в тот момент.

На примере этой акции, не вдаваясь в политические предпочтения и финансовый разрыв между элитами и основной частью россиян в современном обществе, стоит в очередной раз отметить важный момент: отсутствие диалога между обществом и властью. По крайней мере со стороны наблюдателя ситуация выглядит примерно так: значимая часть людей пытается озвучивать проблему, а другая, власть, - едва угадывается за полицейскими щитами и, как недавно выяснилось, запотевшими забралами.

Эксперты, участники и сочувствующие с одной и другой стороны трактуют произошедшее по-своему, но все они сходятся в одном: точка не поставлена. А значит, разговора не избежать…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру