Проверьте, а не забыл ли ваш работодатель о льготном стаже своих сотрудников

Как вредные условия труда вдруг стали безвредными

Нашим законодательством предусмотрены условия труда, согласно которым, работник имеет право уйти на пенсию по так называемой горячей сетке – то есть досрочно с учетом вредности выполняемых работ. Однако руководители некоторых организаций благополучно «забывают» о том, что их производство вредное, и сотрудники его имеют право на льготные пенсионные отчисления. В результате оформленные на обычных условиях работники теряют специальный стаж, а компания неплохо экономит на повышенных страховых выплатах.

Как вредные условия труда вдруг стали безвредными

ПЕКИТЕ ПИРОЖКИ

Именно так, похоже, забыли и про нашего читателя из поселка Тяжин Кемеровской области. А вместе с ним – и про других работников Итатского нефтеперерабатывающего завода. Однако по порядку.

Колупаев Василий Иванович был принят на Итатский нефтеперерабатывающий завод в апреле 2011 года электрогазосварщиком 6-го разряда буквально через три месяца после того, как организация начала свое существование. Это подтверждено записями в трудовой книжке и трудовым договором. Но недавно жизнь Василия Ивановича круто изменилась: здоровье подкачало, он перенес несколько операций и получил группу инвалидности. Продолжать трудовую деятельность у него возможности нет. Зато есть специальный стаж, накопленный на вредных производствах. Совокупно с периодом работы на Итатском НПЗ он, по подсчетам Колупаева, составил более десяти лет. А значит, Василий Иванович имеет полное право на досрочную пенсию. Так он думал, пока не коснулся ее оформления.

Как и полагается в таких случаях, мужчина пришел в Пенсионный фонд, который по заявлению кандидата в пенсионеры направляет запрос в организацию для подтверждения льготного стажа. И каково же было его удивление, когда выяснилось, что стажа не хватает как раз по времени работы на Итатском НПЗ, да и льготных начислений на его имя за время работы на нефтеперерабатывающем заводе никто не производил. «Оказалось, за нас платили, как за обычных рабочих, – разводит руками электрогазосварщик. – Когда я первый раз обратился в отдел кадров, мне сообщили, что изменить ничего нельзя, так как данные в компьютерную программу не заносятся задним числом. А в кемеровском офисе сказали, что у них вообще никакой льготный стаж не предусмотрен. Как так не предусмотрен, если у меня все документы, подтверждающие род деятельности, на руках, и она входит в список работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение?»

К решению вопроса подключилась супруга Василия Ивановича Татьяна Колупаева и тоже обратилась в компанию работодателя мужа. «Сначала, вероятно, меня перепутали с работником Пенсионного фонда, – сообщила Татьяна Васильевна, – потому как главный бухгалтер Итатского НПЗ разговаривала со мной довольно учтиво и даже пыталась советоваться, как поступить в сложившейся ситуации. Из нашей беседы я узнала, что пострадал, видимо, не только мой муж – завод в принципе не производит льготных пенсионных перечислений. «Мы не сталкивались с такой проблемой, к нам никто не обращался с этим вопросом, все устроены, как обычные работники, никаких вредных категорий у нас нет», – призналась мне главный бухгалтер. Я попыталась ей объяснить: как нет, если по трудовому кодексу сварщик – это вторая категория, вредное производство. В итоге мне пообещали, что посоветуются с разными инстанциями и подумают, как поступить. Однако в ходе очередного разговора я, видимо, произнесла какую-то фразу, которая позволила бухгалтеру понять, что с ней ведет разговор не официальное лицо, а представитель заинтересованной стороны. После некоторой паузы прозвучал вопрос: «А вы кто вообще?» Я ответила – домохозяйка. На что услышала: «Вот сидите дома и пеките пирожки». После этого трубку бросили».

Далее семья Колупаевых обратилась за помощью в Пенсионный фонд Тяжинского района. Там им сообщили, что для обращения в суд необходим официальный отказ организации, а точнее – документальное подтверждение того, что выплаты по «горячей» сетке не производились, и льготного стажа данное лицо не имеет. Но отказа, как ни странно, не поступило. Как, впрочем, и положительного ответа. Итатский НПЗ поступил хитрее, отложив на каком-то основании решение вопроса до января 2019 года. «Чего ждать в январе – не понятно, – признается Василий Иванович. – Может, к тому времени организация сменит юрлицо или обанкротится, и мы останемся с носом. А может, зарегистрируется соответствующим образом и начнет производить положенные выплаты, но тогда отсчет пойдет с 1 января, а как же те, кто работал до этого времени? В общем, вопрос находится в подвешенном состоянии».

ЗАСЛАНЕЦ С КИПРА

При более детальном рассмотрении ООО «Итатский нефтеперерабатывающий завод» выяснилось, что сама организация находится в Тяжинском районе, ее головной офис – в Кемерове, а учредители – аж на Кипре. Общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в десять тысяч рублей было зарегистрировано в январе 2011 года компанией ЭЛОНО КОММЕРШИАЛ ЛТД (доля участия – 100%) и стало заниматься производством нефтепродуктов, добычей и обогащением угля, оптовой торговлей топливом и другими видами деятельности (всего их 11). Исполнительный директор Виталий Ассемирович Бесаев ответить на прямые вопросы о практике наначисления льготного стажа не смог и перенаправил нас в отдел кадров. В отделе кадров разговаривать с нами не стали и бросили трубку, а выйти на связь с главным бухгалтером предприятия так и не удалось. Мы направили официальный запрос в ООО «Итатский НПЗ» и налоговую инспекцию, которая контролирует страховые выплаты, с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию и ответить на ряд сопутствующих вопросов. Тут брошенной трубкой отделаться уже не получится.

ГДЕ ИСКАТЬ КОНЦЫ

Интересно устроена наша система, в которой очень сложно найти и понять, кто и за что отвечает. Так и в этот раз. Пока Итатский НПЗ формулирует ответ на наш запрос, мы решили обратиться за разъяснениями ситуации в трудовую инспекцию и ОПФР по Кемеровской области.

В официальном письме в трудинспекцию среди общих вопросов мы попросили прокомментировать ситуацию с нашим читателем, а также пояснить, поступали ли в контролирующую организацию обращения по фактам неначисления льготного стажа и льготной пенсии по ООО «НПЗ» и другим предприятиям, сколько таких фактов зафиксировано в Кузбассе. Ответ мы получили не просто обтекаемый, а не коснувшийся практически ни одного из поставленных вопросов. Государственная инспекция труда в Кемеровской области сообщила следующее: «В базе данных информация по интересующим вас проблемам отсутствует, соответственно проверка по данному вопросу не проводилась. По поводу льготных начислений, наверное, имеются в виду страховые взносы. Выплата страхового обеспечения регулируется ст.26.14 Федерального закона от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, регулируется пенсионным законодательством от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». А в телефонном разговоре нам дополнительно сообщили, что разрешением подобных ситуаций занимается Пенсионный фонд. Мол, это в их компетенции. Хотя почему вопрос контроля за соблюдением условий трудовых норм оказался в ведении ПФ – пока не ясно.

В Пенсионном фонде нам удалось получить более развернутый ответ. А главное – по теме. «Страховая пенсия по старости в Российской Федерации может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), – пояснила начальник отдела назначения пенсий с учетом специального стажа ОПФР по Кемеровской области Лариса Пашкевич. – Такое право имеют отдельные категории граждан, которые определены в статьях 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Назначение пенсий с учетом специального стажа осуществляется согласно спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и Правил исчисления периодов работы. Списком №2 предусмотрены «электросварщики» и «газосварщики». В этой связи периоды работы в качестве электрогазосварщика (газоэлектросварщика) до 31.12.1991 года возможно учитывать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Для назначения такой пенсии необходимо наличие определенного возраста, а также страхового и специального стажа и суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

При этом для зачета периодов труда в спецстаж с 01.01.2013 года необходима уплата дополнительного тарифа страховых взносов. Также необходимо отнесение рабочих мест к определенному классу опасности в результате проведения специальной оценки условий труда».

Получается, по закону наш Василий Колупаев действительно имеет право на досрочную пенсию. Только вот почему-то в организации, где он работал, об этом, судя по всему, не знали. Или знали, но в условиях повышенной тарификации решили сэкономить – никто же пока не просит этот самый льготный стаж.

Поэтому специалисты Пенсионного фонда рекомендуют контролировать своего работодателя, например, через личный кабинет на сайте ПФР, где отражена сумма начисленных страховых взносов, продолжительность страхового стажа человека. В случае несогласия с этими сведениями сотрудник имеет право, в первую очередь, обратиться к работодателю. Кроме того, застрахованное лицо имеет возможность защищать свои права в судебном порядке. Подтвердить, например, особые условия труда могут документы с места работы: должностная инструкция, наряды на выполнение работ, личная карточка работника по форме Т2, паспортная документация на оборудование, например, на сварочный аппарат. Общий стаж работнника могут подтвердить свидетели-коллеги,

– Учитывая отсутствие в сведениях Итатского НПЗ, представленных в Пенсионный фонд, сведений о льготном стаже и уплате дополнительного тарифа, Пенсионный фонд проведет выездную проверку на предприятие. При выявлении нарушений законодательства Пенсионный фонд произведет доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу и обяжет работодателя предоставить корректирующие сведения на работников предприятия, – подытожили в ОПФР по Кемеровской области.

«Я не прошу дополнительных пособий или помощи, – взывает к справедливости Василий Иванович. – Я прошу просто сделать все по закону».

Сложно пока сделать вывод, почему мужчина остался без положенной ему льготной пенсии при льготной специальности: по злому умыслу или незнанию работодателя. Еще сложнее понять, как обстоят дела с остальными сотрудниками Итатского НПЗ. Ведь они находятся в неведении и вообще ничего не предпринимают для защиты собственных прав, пока кто-то, возможно, этим пользуется. Но в этом нам еще предстоит разобраться. А тем, кто работает на вредном производстве и собирается в будущем претендовать на досрочную пенсию, мы рекомендуем поинтересоваться, разделяет ли ваш работодатель ваши мысли о вредном производстве и льготном стаже. Или тоже забыл?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 6 июня 2018

Заголовок в газете: Как вредные условия труда вдруг стали безвредными

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру