Искитимье, забытое людьми

Целый кемеровский микрорайон бьет тревогу

 

Микрорайон города Кемерово с уникальной природной средой и населением около двух тысяч человек, расположенный всего в 20 минутах ходьбы от площади Советов, бьет тревогу. Груды мусора, плотно утрамбованные за несколько десятилетий и превратившие живописный берег реки в отвратительную свалку. Аварийный недострой, ставший пристанищем для окрестных наркоманов. Стена старого овощехранилища, грозящая обрушиться на припаркованные во дворе дома автомобили или играющих детей. Открытый вход в коллектор, где постоянно живут бездомные. И это еще не полный перечень проблем небольшой территории. На протяжении нескольких лет жители домов по адресам Ленина, 55б, пер. Мичурина 5 и 5а обращаются в различные инстанции в надежде, что благоустройством уголка близ Искитимки, наконец, займутся. Но пока беды лишь копятся.

Целый кемеровский микрорайон бьет тревогу

Голоса зверей и птиц

В летние теплые ночи жители громоздкой серой многоэтажки по адресу Ленина 55б, построенной в лихие постсоветские годы на самом берегу Искитимки, ощущают себя как будто бы в самом сердце тропических джунглей. От реки тянет влагой и сырыми будоражащими ароматами густой растительности. Стебли трав и стволы кустарников переплетаются не хуже, чем в амазонской сельве. В диких и почти непролазных зарослях кричат странными голосами птицы, мяукают коты. Не раз здесь встречали и представителей семейства куньих – ведь давно уже не секрет, что обитатели лесной фауны частенько приживаются в зеленых зонах Кемерова. Здесь свой микроклимат, собственный сюрреалистический мирок.

- Переехав сюда из Москвы и арендовав квартиру в центре города, никак не ожидал, что буду жить в лесу, – говорит жилец дома Владислав. – Я часто фотографирую эти «городские джунгли»: в разном свете или, скажем, в туманное утро они могут выглядеть сказочно или зловеще. Впечатляюще. Знакомые в сети часто удивляются, что эти снимки сделаны не где-то в Южной Азии, к примеру, а в столице шахтерского края. Может, это будет громко сказано, но необычная природная зона могла бы стать одним из узнаваемых городских брендов. Особенно если бы здесь появилась нормальная набережная, дорожки для прогулок.

…Но пока об интересном месте не знают даже многие горожане. За исключением любителей городских легенд, диковинок, заброшенных пространств. Ну и местных жителей, конечно же.

Как застраивалось Искитимье

На излете советского времени, несмотря на то, что тогда город уже почти при- обрел современный облик, лучи проспектов и улиц бежали во все стороны света, а двенадцати– и даже шестнадцатиэтажки стремились ввысь, на террритории микрорайона, о котором идет речь, еще царило запустение. За зданием областного суда (ныне областное управление МЧС) начинались пустыри и тянулись до самых заросших берегов Искитимки с одной стороны и старого ботанического сада с другой.

В восьмидесятые, как это часто происходило с необжитыми окраинами, рядом с ботсадом начали появляться гаражные кооперативы и овощехранилища. Где гаражи и погреба – там и хозяйственные отходы. Мусор вдоль Искитимки начали складировать еще лет тридцать назад – впрочем, тогда люди о благоустройстве и окружающей среде вообще ни в каких районах Кемерова особо не думали. Даже знаменитый лозунг «Чистый город – хорошее настроение» появился намного позже.

Активная застройка  микрорайона №31 случилась в девяностые, когда жилые дома начали появляться в самых разных, порой неожиданных местах. Строительство того периода вообще характеризуется необычными архитектурными решениями, авторскими планировками квартир. В Кемерове стало появляться жилье, в обиходе называемое элитным. Вот только сдача домов порой затягивалась на годы. Застройщики не всегда выполняли обязательства, сменялись другими, иногда приходилось ждать дотаций из бюджета, чтобы устранить недоделки.

Дому-свечке по адресу пер. Мичурина, 5а повезло в этом плане – он был сдан точно в 1992 году. Зато получился не очень красивым внешне: красный с белесыми разводами кирпич (еще одна примета смутного времени) и начисто лишенным дворовой территории. Выход из подъезда – и сразу крошечная автостоянка. А дальше – пустыри, гаражи и многое другое. Но ни тебе детской площадки, ни спортивной.

Серый панельный дом по пр. Ленина 55б сдавался в несколько очередей: первые в конце восьмидесятых,  последняя  – в 1993-м. Здесь как раз имеется гигантский двор, но он в основном тоже порос травой и занят сооружениями, которые относятся к инфраструктуре коммунальных служб.

А кирпичный дом по адресу Мичурина, 5 строили и понемногу заселяли в течение целого десятилетия – с 1995 по 2005 годы, с приключениями и перипетиями. Однако жить как раз в этом доме считается престижным, квартиры здесь  просторные и комфортные, с интересной планировкой. Само собой, в таком доме полно автовладельцев и больших семей с ребятишками, но машины тут ставить почти негде и отпускать детей на прогулку тоже небезопасно. С одной стороны долгие годы располагался пустырь – только несколько лет назад здесь наконец установили детскую площадку. А с другой стороны двор упирается в жуткую разрушающуюся стену старого овощехранилища…

Падающая стена

Исписанная поверх красной штукатурки разноцветными надписями стена и вправду нависает над двориком, производя пугающее впечатление. Маленькие дверцы боковых входов давно и основательно закрыты – видно, что ячейками в аварийной части стены уже много лет никто не пользуется. Блочная кладка стены разрушается, штукатурка отваливается – и этот процесс усугубляет то, что по крыше овощехранилища проходит автомобильная дорога гаражного кооператива.

 

Нагрузка на стену получается непомерная. Плюс деревья с кустарниками, которые в этом заповедном уголке разрастаются повсюду – хоть сквозь бетон. Их корневые системы еще больше расшатывают не слишком надежный конструктив. Дело завершает вода – капля, как и положено, точит камень. Талые и дождевые воды накапливаются в ячейках овощехранилища, а потом замерзают – что и приводит к движению стены. С каждым годом она все больше накренятся – а ведь прямо вдоль нее паркуются авто, гуляют дети, ходят пожилые люди. Просто потому, что больше негде – двор слишком узкий.

 

Внимание на это мы обратили еще в 2013 году, – рассказывает Ильгизар Ягфаров, активист, член совета дома №5, – писали в разные инстанции о том, что стену нужно демонтировать. Нам ответили, что да, экспертиза проведена, состояние стены и вправду признано аварийным. Обещали укрепить стену с помощью забивных или буронабивных свай, но сделано ничего не было. Да и нет в этой части двора места под сваи. Усилить можно стену в более широкой части двора, где она пока и не так разрушилась. В качестве профилактики. А ту часть, что падает, нужно убирать. Пока гром не грянул»

 

 

Руины в аренде

Не менее, а то и более устрашающим выглядит странный недострой во дворе дома №5а. Это там, где нет двора: дети выбегают радостные из подъезда гулять и сразу утыкаются в аварийное кирпичное сооружение без крыши с наспех заколоченным, но успешно развороченным входом.

 

– Здесь постоянно собираются бездомные, часто наркоманы приходят, чтобы использовать это место как притон. Только представьте, здание торчит здесь с 1992 года, оно так и не было достроено, – негодует Нина Сергеевна, член инициативной группы жильцов микрорайона.

Аварийные руины в самом центре города чего только не повидали: по словам жильцов, в этом недострое дважды случались убийства – разборки в среде бомжей не редкость. Но даже когда асоциальных элементов в здании нет, оно опасно само по себе – в развалины часто забирается любопытная детвора. Почему бы не снести абсолютно бесполезную конструкцию и не по- ставить на ее место спортивную площадку?

 

– В процессе общения с чиновниками нам удалось выяснить, что права на этот объект незавершенного строительства принадлежат государству, – рассказывает Ильгизар Ягфаров. – И с 2012 года недострой находится в аренде. Будто бы предприниматель хотел открыть здесь магазин. Но за шесть лет он так ничего и не сделал – только регулярно вывешивал объявления о сдаче в субаренду. Но мы, жильцы, в любом случае против строительства магазина. Здесь нет места для автомобилей, которые будут подвозить товар. Нужно выделить место для строительства детской или спортплощадки, а не забирать последние квадратные метры двора. Мы отправляли множество писем и запросов в мэрию по этому поводу, но город просто разводит руками в беспомощности. Наша многолетняя переписка с чиновниками уже тянет на увесистый фолиант, а обустройством этого двора так никто и не занялся. И это в то самое время, когда во всех новостях только и говорят, что о реализации в городе программы «Комфортная среда»! Как же и нам добиться того, чтобы и наша среда сделалась комфортнее?

 

Кто разгребёт авгиевы конюшни?

Двигаясь по микрорайону, поневоле приходишь в недоумение. Огромные пространства, пустыри между домами – но все не облагорожено, все не для людей. Земля в центре города пропадает: ранее тут планировали возводить еще несколько высотных домов, но анализ почв показал близость подземных вод, и от проекта пришлось отказаться. Хотя разговоры о возобновлении строительства периодически заходят.

 

Вдоль не так давно построенной детской площадки у дома №5 тянется непонятное сетчатое ограждение. Что и от чего оно отделяет? Опять загадка. Здесь уже жильцы начинают нервно смеяться – перечислению их проблем реально нет конца. Оказывается, всего год назад на этой территории близ Искитимки располагался настоящий лагерь бомжей. Один из самых крупных и густонаселенных на территории города. Только вдумайтесь: элитные дома – а под окнами лагерь бездомных со своими маргинальными порядками, спальными местами, кухонной утварью! Впрочем, год назад после обращения в районную администрацию пристанище бездомных убрали. Тогда и появился забор. Но лагеря не стало, а бомжи остались. Вот гордо красуется  распахнутый  канализационный люк.

 

Жильцы свидетельствуют: он открыт всегда, просто окружен хлипким ограждением. Через него бомжи беспрепятственно снуют внутрь коллектора и обратно. Хотя летом многие бездомные предпочитают ночевать на свежем воздухе: вдоль всего дома №5 в небольших стенных проемах можно увидеть лежанки и нехитрый скарб обездоленных… К бомжам здесь уже почти привыкли: «своих» жильцы узнают в лицо. Хотя нельзя сказать, что от этого ситуация становится менее печальной…

 

Что же за забором сейчас?  Ведь до реки еще довольно далеко. Что скрывает такая обширная территория? Тут начинается самое интересное. Во-первых, эта местность заболоченная, даже озерцо имеется. До 2015 года именно тут находилось русло Искитимки, затем его перенесли дальше. И именно сюда в течение нескольких десятилетий горожане сбрасывали отходы. Несколько шагов вглубь зарослей – кстати, продраться сквозь скрипучие стебли трав и развесистые лопухи ох как непросто – и взору открывается настоящая глобальная свалка. Толща мусора под ногами уходит вглубь на несколько метров. Он настолько плотно слежался, что даже запах уже почти не чувствуется. Впрочем, сейчас сюда помои никто не сбрасывает. Это дело прошлого, зато какое масштабное дело.

 

–   Мусор из овощехранилищ восьмидесятых, строительные отходы девяностых, да еще бомжи добавили в последние годы, – разводит руками Ильгизар Ягфаров. – Чтобы убрать свалку, нужен экскаватор, который будет вычерпывать ковшом эти слои несколько недель. Никакими лопатами не обойтись».

 

Причем нельзя сказать, чтобы жильцы микрорайона не пробовали. Ровно неделю назад они дружно вышли на субботник. Люди самых разных возрастов и профессий: не только энергичные домохозяйки и бодрые пенсионеры, но и работающие горожане, не пожалев свой вечер выходного дня, собрались во дворе дома №5. Управляющая компания предоставила активистам лопаты и мешки для мусора, хотя во взгляде сотрудницы УК явственно читалось отсутствие энтузиазма – мол, чему этот субботник поможет. Жители домов взялись за работу с боевым задором – но не тут-то было! Мало того что не помешали бы топоры, чтобы рубить здешние травы, фронт работ оказался совершенно неподъемным. Все равно, что чистить небезызвестные авгиевы конюшни. Убрать мусор удалось лишь по самому краю свалки и только тот, что лежал прямо на поверхности земли – пластиковые бутылки, ношеные вещи, оставшиеся со времен безраздельного владычества здесь бездомных. А все, что глубже – увы… Самые активные участники уборки умудрились даже подлезть под основание одного из металлических гаражей, стоящих на окраине свалки (а есть такие – целых несколько штук!) и извлечь крупный мусор оттуда. Но тут удивительно, почему проблема захламленности не беспокоит самих владельцев гаражей?!

 

– Втыкаешь лопату в землю и понимаешь, что там мусора на несколько метров в глубину, – рассказывает один из жильцов, бизнесмен Павел Сергеевич. – Я сам работаю в другом регионе и вернулся сюда недавно, хотя недвижимостью в переулке Мичурина владею много лет. Честно говоря, просто не знал, что здесь возле дома не только лес, но и свалка. Силами жильцов вручную тут ничего не сделаешь. Эта проблема должна решаться на уровне города, а то и области. Как и остальные проблемы микрорайона.

 

У инициативной группы жильцов много предложений. На месте свалки, пустырей, непригодной под застройку территории можно было бы не только создать полноценную инфраструктуру для микрорайона, но и обустроить прогулочную зону, чтобы заброшенная местность превратилась в центр притяжения гуляющих Кемеровчан и гостей города. А вдоль Искитимки и вправду разбить набережную, где люди смогут прямо в центре города побыть наедине с природой.

Ни пройти ни проехать

Но и это еще не все. Парадоксально, но в этот микрорайон города просто так не попасть – транспортная и даже пешеходная доступность сюда ограничена. Потому и случайные прохожие не забредают – оказаться здесь можно лишь целенаправленно. Заехать на машине можно через единственный узкий, как бутылочное горлышко, проезд между зданиями ГУФСИН и «Кемероволеса». Два автомобиля здесь не разъедутся. Либо там же пройти пешком по тротуарчику, больше напоминающему кошачью тропку.

 

– И это летом! А вообразите, как мы ходим здесь зимой, когда все обледеневает! С колясками, с ребятишками, пенсионеры с палочками… Если пешком, то можно еще пройти по берегу, через территорию соседнего ЖК «Родные берега», но это далеко, а зимой там все заснежено, - комментирует Нина Сергеевна.

 

С других сторон микрорайон оказывается в плотном кольце: река, лес, свалка, овощехранилища и гаражи, старый ботанический сад. Дорога одна, причем до 1997 года она была достаточной ширины. Пока к зданию ГУФСИН не пристроили КПП, забрав несколько метров у проезжей части. Сейчас расширить дорогу нельзя, кроме как за счет ликвидации этой пристройки к зданию ГУФСИН либо капитальных гаражей ООО «Кемероволес».

 

По этому вопросу жители также не раз обращались в различные инстанции, однако никакого решения принято не было. А в одном из ответов жильцам и вовсе значится, что «Согласно сводному плану инженерных сетей М1:500 №14690-00-ГП, выполненному Кемеровоархпроект, по состоянию на 1991-й год проезд между зданиями Управления исправительно-трудовых учреждений и Областного суда (ныне областное управление МЧС. – Прим. ред.) отсутствует». Оно и понятно – в 1991 году микрорайона №31 еще и в природе не существовало, и проезд туда был ни к чему! Но зачем сегодня цитировать этот документ – «привет из прошлого» – совершенно неясно…

– Ну и наконец еще одна проблема с дорогой. Чтобы попасть к нашему «бутылочному горлышку», пешеход в любом случае должен перейти улицу Мичурина возле здания «Кемероволеса», – продолжает Ильдизар Ягфаров. – Но пешеходный переход там отсутствует! Есть «зебра» у ГУФСИНА и еще одна напротив детского сада. Обе расположены неудобно, и  жители  микрорайона вынуждены массово переходить улицу в неположенном месте. Самое удивительное, асфальтовые дорожки со ступеньками в нужном нам месте есть – они прямо ведут к участку дороги, где «зебра» отсутствует. С этим вопросом мы обращались в мэрию – нам даже дали довольно конкретный ответ: схема  организации  дорожного  движения с переносом перехода разработана и будет реализована в 2018 году. Ждем-с, но пока ничего не происходит.

 

…И действительно, прямо во время нашего разговора несколько человек перебежали дорогу в том самом злосчастном месте. По сравнению с остальными бедами микрорайона ситуация вокруг «зебры» не кажется такой уж трудноразрешимой. Всего-то нужно нанести на дорожное полотно несколько белых полосок – не требуется ни гнать тяжелую дорогостоящую технику, ничего сносить, ничего перестраивать. Думается, уж этот-то небольшой вопрос будет разрешен в ближайшее время.

… Недочет на недочете, недоработка на недоработке, проблема на проблеме. О чем говорит такая неадекватно высокая концентрация болевых точек на одном участке? Наверное, о том, что микрорайоном и вправду очень, очень давно, а может, и никогда вплотную не занимались. И сделать это пришло время. Тем более Искитимье сейчас обретает красивого и современного соседа – территория старого ботсада уже расчищена, там начали возводить новый жилой комплекс – будущий микрорайон №21 Заводского района. Подходящий момент для городских, а может, и областных властей сместить фокус внимания в сторону этой забытой местности. Навести порядок там, где его не было никогда – цель вполне достойная.

В июле этого года жители микрорайона №31 направили обращение с изложением сути проблем врио губернатора Сергею Цивилеву и в настоящее время ожидают ответа. Хочется верить, что отклик последует.

PS. Уже когда этот материал был готов, Ильгизар Ягфаров получил очередной ответ от властей по запросу по поводу рушащейся стены  овощехранилища.  Оказывается, в настоящее время принято решение о демонтаже участка стены длиной 36 метров (общая длина составляет 138 метров) – это тот самый кусок, который представляет наибольшую опасность. Вот только реально предпринимать какие-то действия городские власти опять  не  намерены.  Нужно согласие собственников боковых ячеек овощехранилища (это те, дверцы которых закрыты наглухо), а искать этих людей чиновники не собираются. Получается, опять отписка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру