УК выбирает удобных домкомов

Ведь чем меньше понимает домком, тем легче живется управляющей компании

Разделяй и властвуй – незыблемый принцип римских императоров, которым успешно пользуются современные управляющие компании. Показательный и наверняка не единственный пример такой политики – один из кемеровских домов на бульваре Строителей. С приходом новой УК домовой комитет, который занимался домом 20 долгих лет, был свергнут вместе с председателем, а новое правление избрано с учетом его лояльности к управляющей компании. Вернее, не лояльности, а пассивности. Или обычной неграмотности. Но в целом – исключительной комфортности для коммунальщиков, которых перестали контролировать. И пока старый и новый домком воюют друг с другом, власть в доме всецело перешла в руки УК. И есть большие сомнения, что пользоваться ею она будет в интересах собственников.

Ведь чем меньше понимает домком, тем легче живется управляющей компании

По-плохому не получилось

Старая власть в виде активного домового комитета во главе с Еленой Скоробогатовой установилась в доме №1 еще при прежней управляющей компании ООО «УК «Жилищник», которая на протяжении двадцати последних лет управляла, а точнее, – убивала дом. Это понимал домовой комитет, который состоял из людей, душой болеющих за него. «Мы живем в этом доме железнодорожников с самого первого дня, – пояснила заместитель бывшего домкома Ольга Иванова. – Можно сказать, принимали участие в его строительстве – уходили с работы и возили песок на тележках». А так как люди подобрались не только душой болеющие, но и грамотные, да к тому же знакомые с экономикой и хорошо разбирающиеся в своих правах, начали они требовать от «Жилищника» то, что им по этому праву полагается – ремонты, тарифы, отчеты и т.д. За что быстро снискали славу скандалистов. «Жилищник» оказался не очень конфликтный, но очень крепкий и инертный – он не воевал с требующей стороной, а просто ничего не делал.

И то, что сейчас происходит с 38-летним домом – результат этого многолетнего бездействия. «А происходит что-то страшное: козырек при входе находится в аварийном состоянии, – говорит бывший домком Елена Скоробогатова. – Мы боимся, что он со дня на день просто отвалится. Деревья, переломанные ураганом, того и гляди упадут на играющих под ними детей. Крыльцо рассыпается, его можно разбирать по кирпичам. На лестницу в доме зайти страшно – чувствуешь себя сталкером в заброшенном промышленном строении. Она превратилась в общественный туалет для бомжей и место закладок для наркоманов. На стенах – огромные граффити на каких-то гипсокартонных заплатках. Ни покраски, ни освещения – ничего нет. Мы в прошлом году планировали отремонтировать хотя бы лифтовые холлы, которые не видели ремонта уже лет десять, и даже денег на эти цели сэкономили, но добиться ремонта так и не смогли».

Все это действительно так, люди нисколько не преувеличивают. Они старались раскачать управляшку, чтобы та начала исполнять свои обязанности и использовать деньги собственников по назначению – жаловались, писали, требовали. Результатом этой активной деятельности домового комитета стал целый перечень предписаний ГЖИ, который «Жилищник» так же успешно проигнорировал. За это дом у него отобрали и выставили на торги.

Не сошлись характерами

1 сентября 2017 года многоквартирный дом по протоколу конкурса и без согласования с жильцами перешел от ООО «УК «Жилищник» к ООО «Квартал-Премиум». Прочитав о компании отрицательные интернет-отзывы, собственники были не очень-то рады такому повороту событий, а поэтому не торопились подписывать договоры, которые им разложили в почтовые ящики. Как утверждают жильцы, они до сих пор не знают, какой процент договоров подписан. Но людей никто не спрашивал – такова система: выставили, купили – работай. Или ищи новую УК через тот же конкурс, но с повышением тарифов на 10%. Раз деваться некуда – стали работать.

Старая власть с тем же рвением принялась за новую УК, которая оказалась не столь инертной и не такой бесконфликтной, как прежняя, и к такому рвению жильцов оказалась не готова. К примеру, не рассчитывал директор управляющей компании на то, что собственники обнаружат, что их деньги на капитальный ремонт на протяжении восьми месяцев уходят мимо спецсчета и оседают где-то в другом месте. Раньше, видимо, никто не проверял. Когда директора поймали, как говорится, за руку, он деньги вернул, сообщив, что «не знал» о том, что они несколько месяцев капают к нему на счет. Такой вот казус. Не смог понять бывший домовой комитет и того, почему жильцы дома исправно оплачивают коммунальные услуги в УК, а долг перед рессурсниками растет. «Мы выяснили, что наши деньги не поступали не только на спецсчет, они также не доходят до ресурсоснабжающих организаций, – сообщили женщины. – Люди реально боятся, что скоро их могут отключить от электроэнергии, ими же оплаченной».

Но и на этом въедливый домовой комитет не остановился, а взялся за сметы и начал считать и сверять позиции с цифрами, проверять качество выполненных работ и – о ужас! – пытаться самостоятельно распоряжаться своими средствами. То есть изо всех сил не давал УК работать «спокойно». А еще неблагодарные собственники почему-то не оценили «подарок» директора «Квартал-Премиум» в виде новой двери для кладовки (за их же 25 тысяч рублей), а начали требовать вместо двери ремонта какого-то аварийного козырька… Да и идею того же директора «одомофонить» дом и включить дополнительную позицию в коммунальные чеки тоже почему-то не поддержали. И не важно УК, что жильцам всего этого не нужно, а нужно совсем другое. Управляющей компании же виднее. Директора УК «Квартал-Премиум» Михаила Возняка наш вопрос, почему деньги жильцов расходуются по его, а не их усмотрению, нисколько не смутил: «Дом мы же обслуживаем, вот и решаем, что ему нужно». Хозяева, куда уж тут!..

«Жилищник» хоть ничего не делал, зато нашими деньгами направо и налево не разбрасывался, – сокрушаются представительницы бывшего домового комитета. – А здесь мы вообще не знаем, куда наши деньги идут. По счетам за текущий ремонт все списано, а ремонта как не было, так и нет. И, видимо, не предвидится. То, что в этом году сделали при входе в подъезд, мы ремонтом не считаем. Это, скорее, брошенная кость: мол, мы что-то для дома делать начали – вот сидите и молчите. Сметы-то снова не сходятся. Суммы стоят космические, а материалы куплены самые дешевые. Да и работы выполняли случайные люди с улицы. Можем предположить, что заплатили им за это копейки, а расписались они совсем за другие суммы».

В такой обстановке УК решила, что неудобно работать с домовым комитетом, который везде лезет и хозяйничать УК не дает. Поэтому могучую кучку дома просто переизбрали вместе с несговорчивым домкомом и заменили их более сговорчивыми. Собрание проходило по инициативе нового домкома, но почему-то без участия старого, полномочия которого на тот момент еще не истекли. Новый домком этот факт опровергать не стал: «Я им сознательно при очно-заочном голосовании даже документы не заносил, – признался мужчина. – Сказал: хотите проголосовать – идите в ЖЭК». Есть информация, что прошедшее собрание вел сам директор УК и даже голосовал, однако Михаил Васильевич утверждает, что не имеет никакого отношения ко внутриусобной войне домкомов и просто присутствовал на собрании. «Это их внутренние разборки, – пояснил Возняк. – Я к ним никакого отношения не имею. Я даже собственником не являюсь, как я могу влиять на исход голосования?»

Так или иначе, собрание прошло, и на этом собрании было принято решение досрочно снять полномочия с одного домкома и передать их другому. Так в доме установилась новая власть.

Зажили душа в душу

И эта новая власть новую УК вполне устраивает: в деньги она не лезет, работать (читай – зарабатывать) не мешает. То ли потому что слепо доверяет управляющей компании, то ли, что более вероятно, просто ничего не смыслит в расчетах. Новый домком (мы сознательно не называем фамилию, щадя мужское самолюбие покладистого домкома) на полном серьезе заявил корреспонденту: «Я вообще считаю, что заплатил деньги коммунальщикам – и все, не лезь, они сами знают, что с ними делать». Они-то знают…

Представители прежнего домового комитета утверждают, что переизбрание правления проходило с большим количеством нарушений. «Жильцов не уведомили должным образом о собрании и его повестке, – пояснила Елена Скоробогатова. – Голоса считали не независимые лица, а те, кто был избран на место председателя дома и секретаря. Кворума не было. Мы попросили ознакомить нас с документами и подписями голосовавших, чтобы провести сверку, – они не дают. Долго пытались получить на руки протокол собрания. Сначала нам просто отказывали. Потом предложили поискать на сайте. Затем сообщили, что он был выслан по почте и где-то затерялся. В конце концов, мы все же смогли получить этот «документ». А точнее – распечатку текста. К протоколу не прилагаются ни реестр собственников, ни фамилии подписавших документ. Под этим протоколом стоят всего две подписи без расшифровки. Мы можем лишь предполагать, что они принадлежат новому домкому и его секретарю. Как можно считать эту филькину грамоту основанием для принятия каких-либо решений – нам не ясно». А новый домком снова наивно проговорился: «Конечно, оригинал им никто не даст. Им чего-то на компьютере распечатали и вручили. А подписи – они есть, я их сам собирал». Только не все помнят, что к ним приходили. А кто помнит, заняли инертную позицию. «Я ни за тех и ни за этих, – призналась одна из жительниц дома. – Расписалась, потому что мне главное – чтобы нас не заставляли по РЭУ бегать». К ним не лезут – и они не лезут. Чего б таким домом не управлять в свое удовольствие. Знай – принимай деньги да корми обещаниями. Ими-то и прикормил, видимо, директор нового домкома: «А что они, как овчарки, лаются, – высказался действующий домком о прежней власти. – Там вообще ничего не делали, а тут хоть делать начали. Вот обещал директор сделать косметический ремонт по этажам в следующем году. И козырек поменять пообещал». А при разговоре об уходивших куда-то деньгах на капитальный ремонт домком нас успокоил: «Ну он же все вернул, деньги использовались для другого». Когда его переспросили – для чего «другого», сказал, что оговорился. Может, и правда оговорился…

Домкомы бывают разные. Есть домкомы профессиональные, которые дадут фору любому директору УК. Как, например, известный уже не только у себя в Прокопьевске Владимир Павлов. Его профессионализм и осведомленность в вопросах коммунального управления позволяют держать УК в ежовых рукавицах и контролировать все: от ремонтов до тарифов на коммунальные услуги. А титанический труд дает результаты в виде десятков миллионов возвращенных жильцам средств, переплаченных УК, низких тарифов и коммунальных платежей. Павлов не скандалит с УК. Он давно понял, что это бесполезно. Его оружие – железные аргументы с доказательствами и судебные решения. Таких, как Павлов, пока единицы. Но лиха беда начало.

Есть домкомы упорные, как Нина Ивановна Котова из Кемерова. Такие берут УК измором и напором и тоже без явной агрессии. УК их терпят, вряд ли любят, но вынуждены считаться, ведь такие домкомы держат под контролем ситуацию не только с ремонтами, но и с платежами жителей. Да и в домах у них всегда порядок.

Есть вариант излишне напористых и чересчур агрессивных домкомов. Но диктат по отношению к УК – не лучшая модель поведения. Агрессией проблемы не решить, нужно учиться договариваться. Сегодня домкому нужно быть не меньшим дипломатом, чем министру иностранных дел. Старой власти дома из нашей истории именно умения быть в диалоге и не хватило.

А есть домкомы удобные. Они смиренно отдают деньги и власть управляющей компании, ничего не считают, никуда не лезут – просто счастье для УК. В доме №1 теперь именно такой домком. И если собственники жилья займут такую же позицию, то хозяевами в их доме станет управляющая компания. И начнет управлять домом в своих интересах. Только вот интересы у УК и у жильцов, как правило, разные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: УК выбирает удобных домкомов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру