Всеобщей эвакуации не будет

Как вести себя кузбасcовцам в случае войны

Мы надеемся, что приведенная ниже информация никогда вам не пригодится. Но военная риторика в России становится привычным делом. А потому корреспондент «МК в Кузбассе» выяснил, что угрожает угольному краю в первую очередь и как будет спасаться население в случае войны. Куда бежать, что с собой взять, как себя вести, если начнутся боевые действия, нам рассказали в Главном управлении МЧС России по Кемеровской области.

Как вести себя кузбасcовцам в случае войны

Если завтра война

Применение современных средств поражения, высокоточного оружия и действия диверсионных групп могут стать наиболее вероятным сценарием возможного военного конфликта с внешним врагом, утверждают специалисты. Исходя из этого, военные и гражданские ведомства пересмотрели подходы к массовой эвакуации населения в военное время. Прежде всего потому что в случае ядерной войны последствия для человечества будут настолько глобальны и необратимы, что необходимости в эвакуации может и не возникнуть.

Однако применение ядерного оружия против России, по мнению специалистов, все-таки маловероятно. Горячим военным головам хорошо известно, что, пока в строю находится «Система судного дня», или «Периметр» (в американской версии Dead Hand – «Мертвая рука»), нанесение этих ударов просто самоубийственно для агрессора. Если линии связи повреждены, а военно-политическое руководство лишено возможности отдавать приказы и в течение определенного времени командный пункт «Периметра» не получает сигнал на остановку боевого алгоритма, происходит автоматический запуск ответного массированного ядерного удара по заложенным в систему целям. Так что о ядерных бомбардировках, тем более Кузбасса, находящегося далеко за Уралом, говорить мы не будем.

Нанести внезапный удар по нашей территории не так просто. Разведка работает исправно, да и система воздушной самообороны у нас одна из лучших. Так что это к нам, в Кузбасс, будут ехать люди со всей страны, особенно ее европейской части, и здесь разворачивать тыл, как в период Великой Отечественной войны. «У нас будет от нескольких дней до нескольких недель на то, чтобы эвакуировать мирное население в безопасные районы. Людям не придется экстренно прятаться под землю», – утверждает Игорь Епин, заместитель начальника главного управления МЧС по Кемеровской области. Вероятно, по этой причине в Кузбассе на сегодняшний день не предусмотрены бомбоубежища для массового укрытия населения.

Игорь Епин.

«В Кузбассе, если вдруг произойдет военный конфликт с применением обычных средств поражения, многие пойдут в подземные помещения, – рассказывает специалист по ГО и ЧС главного управления МЧС по Кемеровской области, начальник отдела инженерно-технических мероприятий, подполковник Андрей Савченков. – Это парковки, подвалы, даже шахты. И это будет правильно, потому что под землей можно укрыться от осколков и взрывной волны. Так что имеет смысл заранее узнать, в каком состоянии находится подвал вашего дома, у кого есть ключи от него. На всякий случай. Но полноценными убежищами все эти подземные помещения назвать нельзя. К ним должны применяться особые требования еще на этапе строительства».

Собраться по тревоге

Основными целями военных ударов станут пункты управления, информационные центры, стратегически важные объекты, а также объекты жизнеобеспечения населения, считают специалисты. Исходя из этого, наиболее вероятными опасностями для населения в Кузбассе могут стать не поражающие факторы ядерного оружия (термическое поражение, воздушная ударная волна и радиоактивное загрязнение), а вторичные факторы техногенных аварий, которые возникают при нанесении высокоточного локального удара по потенциально опасным и критически важным объектам. В Кузбассе к таким факторам относятся химическое загрязнение, а также пожары. А вот радиационная опасность и катастрофические затопления для нашего региона не актуальны.

В случае возникновения опасности и при введении военного положения по всему городу заработают сирены. «Услышали сирену – не бежим прятаться, а сразу же включаем телевизор, – инструктирует Игорь Епин. – Нет телевизора – включаем радио. В этот момент происходит перехват канала, эфирное вещание прекращается, и до населения доводится вся необходимая информация об опасности и стратегиях поведения. В ближайшее время планируется задействовать и Интернет. Укрытие в убежищах нужно далеко не в каждой ситуации, но если возникнет такая необходимость – в сообщении будут даны все нужные координаты».

Если угроза велика, потребуется эвакуация населения. Она происходит в нашем регионе по производственно-территориальному принципу. «То есть граждане, которые работают на крупных предприятиях, вместе со своими семьями должны будут отправиться на место работы, – пояснил Игорь Епин. – Даже если у человека выходной или отпуск. Он внесен рабочие списки эвакуации предприятия, его там учли. Ответственность за эвакуацию этой части населения будет лежать на руководстве организации. Для неработающих будут организованы пункты сбора. Как правило, это происходит на территории ТСЖ, школ, вузов – в местах, хорошо всем известных. Там будет происходить распределение прибывших по пешим и транспортным колоннам в соответствии с возрастными и физическими возможностями. Недавно вступили поправки к закону, которые позволяют использовать для эвакуации личный транспорт».

Если в доме есть лежачий или малоподвижный человек, теоретически его эвакуацию должны обеспечивать органы исполнительной власти, но практически, скорее всего, это ляжет на плечи родных и близких. Дорогих сердцу домашних питомцев – кошечек, собачек и прочих в убежище пускать запрещено, а вот прямого запрета на эвакуацию домашних животных нет. Поэтому взять их с собой можно, но вопрос их кормления будет возложен на хозяев, так как требований обеспечивать продовольствием домашних питомцев в законодательстве нет. Зато сельскохозяйственных животных даже с частных подворий эвакуируют организованно.

И с предприятий, и с пунктов сбора население будет направляться по специально разработанным маршрутам в безопасные районы, где нет экономически и стратегически важных объектов: вряд ли высокотехнологичный агрессор 21 века станет тратить крайне дорогостоящие боеприпасы на удары по полям, лесам и долинам.

Останутся на передовой

Из ставших потенциально опасными и непригодными для проживания городов уйдут все, кроме тех, кто останется на стратегически важных предприятиях, которые должны будут работать и в военное время. Это металлургические заводы, РЖД, объекты электроэнергетики, Ростелекома, другие. «На территории таких предприятий есть промышленные бомбоубежища, рассчитанные на размещение в них рабочей смены, – отметил Андрей Савченков. – В мирное время они могут использоваться для различных хознужд, но при введении военного положения в течение 24 часов должны быть приведены в соответствие с прямым назначением. В этих убежищах есть запасы технической и питьевой воды, продуктов питания, носилки, противогазы, лопаты, медицинские препараты первой необходимости, автономное электроснабжение с запасом топлива на двое суток. То есть все то, что необходимо для оперативного выживания в условиях военного времени».

Стратегически важными объектами, помимо промышленных предприятий, являются и администрации городов, районов и области. Но в бомбоубежище с рабочими руководство региона трудные времена пережидать не будет. При администрациях есть специальные службы, которые определяют безопасное место, куда отправится муниципальное и областное руководство в случае войны. Оттуда и будет осуществляться управление.

Надолго ли хватит еды?

Обеспечение продовольственной безопасности – задача федеральных и региональных властей. На территории Кемеровской области есть два предприятия, которым поручено хранить федеральные продовольственные запасы (называть мы их по понятным причинам не будем). Плюс в каждом муниципальном образовании создаются собственные запасы для нужд гражданской обороны. Причем это не только продовольственные резервы, но и запасы, которые нужны для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ: лопаты, перчатки, кирки и т.д. В Новокузнецке, к примеру, есть даже световые башни и полевые кухни.

Андрей Савченков.

«На территории Кузбасса создан продовольственный резерв для обеспечения населения в военное время,– пояснил Андрей Савченков. – Параллельно ведется работа по резервированию источников питьевого водоснабжения. Экономически и практически нецелесообразно содержать для этих целей резервуары. Они весьма уязвимы в содержании и обеспечении безопасности. Поэтому мы используем для этих целей разведанные и законсервированные источники грунтовых вод».

Однако пока подоспеет помощь, может пройти какое-то время. Поэтому сотрудники МЧС рекомендуют всем позаботиться о себе самостоятельно и иметь дома так называемый «неприкосновенный запас» продуктов длительного хранения и «тревожный чемоданчик» с предметами первой необходимости: документами, спичками, лекарствами, теплой одеждой. Элементарные галеты и консервы, запас воды и топлива, батарейки и иные источники электропитания помогут вам продержаться первое время: выживут те, у кого будет что есть, что пить и чем обогреться зимой. Важно понимать, нельзя перекладывать всю ответственность за спасение собственной жизни на государство, ваша жизнь и жизнь ваших близких зависит и от вас самих.

В зоне химического заражения

Но если военную атаку противника мы рассматриваем как гипотетическую угрозу, вероятность химического заражения для Кузбасса – опасность куда более реальная. На территории нашего региона в данный момент работает 20 химических предприятий, и наибольшую угрозу представляет промышленный химический гигант – «Азот».

В случае возникновения серьезной химической аварии также прозвучит сирена, по средствам связи объявят, куда направляется химическое облако и сообщат, что делать населению. Зачастую бывает достаточно переждать пик опасности в закрытом герметичном помещении. Благо, пластиковые окна дают такую возможность. Если же авария настолько серьезна, что на ликвидацию ее последствий может понадобиться несколько дней, происходит эвакуация населения. Но не общая, а частичная. «Администрацией любого муниципального образования, где есть зоны возможного химического поражения, разрабатываются специальные карты с границами территорий риска, – пояснил Андрей Савченков. – Также определяются территории безопасных районов и направления, куда будут расселять людей из зоны поражения. Только если раньше закон строго требовал вывозить людей за пределы административных границ конкретной территории независимо от площади поражения, сейчас это требование смягчили. По новому законодательству эвакуированные граждане могут остаться в пределах того же города, если зона заражения покрывает только его часть. Когда опасность уходит, облако рассеивается или смещается, специальными службами проводится дегазация местности и санитарная обработка населения. Как только территория признается безопасной, люди возвращаются на свои привычные места». В мирное время эвакуация с территории химического заражения проводится без противогазов. Каждый должен сам обеспечить себя респираторными средствами – будь то маска, влажная тряпка или личный противогаз. В условиях военного времени население, проживающее в зоне возможного химического заражения, будет заблаговременно обеспечено средствами индивидуальной защиты из специальных резервов.

Стратегии выживания на войне разные. Идут бои под вашими окнами или за десять километров от вас, нужно пережить химзаражение или последствия ракетного удара – поведение будет разительно отличаться. Но помните: в сложные времена выживает не тот, кто больше «затарится», а тот, кто меньше паникует, больше и лучше самоорганизован или входит в организованные команды (большая семья, община, рабочий коллектив и прочее). Пережившие Югославию, Чечню, Сирию, живущие сегодня в ДНР и ЛНР утверждают, что первыми погибали те, кто оставался один, независимо от количества продуктов и оружия на руках.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру