Как пережить экзамены без вреда для психики

Родители могут все испортить

07.02.2019 в 06:44, просмотров: 857

13 февраля по всей стране пройдет итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов, которое станет допуском к ОГЭ. Это первый опыт, поэтому процедура пока плохо известна и учителям, и школьникам, и их родителям. Нововведение становится первым испытанием в череде экзаменационного марафона выпускников. Педагог-психолог школы №15 г. Кемерово Татьяна Вавилова рассказала, как пережить экзамены без вреда для психики и как правильно принять их результаты.

Как пережить экзамены без вреда для психики
Фото: ok.ru

Секрет подготовки

Во всех школах практикуются разные способы психологической подготовки к выпускным экзаменам. Какие-то педагоги-психологи делают акцент на работе с родителями, какие-то – с учениками. Но главный постулат у всех один: тревожный родитель – тревожный ребенок, спокойный родитель – спокойный ребенок.

«Учащимся выпускных классов и так психологически непросто, – рассказала Татьяна Вавилова. – Они жили себе, не тужили, а тут в сжатые сроки приходится принимать столько судьбоносных решений: определиться с профессией, выбрать учебное заведение, сдать экзамен. Да и осознание того, что в скором времени их жизнь круто поменяется, заведенный порядок разрушится, а от многих привычек придется отказаться, способствует накоплению стресса. «Мне все было понятно и привычно – и вдруг у меня этот порядок отнимают – страшно!..»

Поэтому специалисты рекомендуют начинать психологическую подготовку школьника к выпускному экзамену заранее – с начала учебного года. И довести до него главную идею: экзамен – это не самоцель и далеко не ключевое событие в его жизни, хотя и важное. Это ступенька, этап на пути к профессии мечты. И чем больше ребенок замотивирован на этой самой профессии, тем правильнее он будет подходить к экзамену.

«Может быть, я сейчас озвучу крамольную мысль, но она помогает привести в чувство родителей и детей, – добавила Татьяна Михайловна. – Я всегда говорю им: в 9 классе главное – получить документ об образовании, аттестат. А оценки в нем – дело вторичное. Исходя из них мы будем определяться с дальнейшими действиями. Но это потом. И когда снимается акцент с баллов, люди успокаиваются. Ведь оценка и набранный балл не всегда являются показателем уровня знаний. И уж тем более никак не характеризуют личность ученика. Может, он просто переволновался».

Психологическая подготовка к испытаниям экзаменом должна вестись со школьниками всех возрастов. В 10-11 классах школы №15 это полноценные уроки психологии, которые включены в образовательный процесс и, к сожалению, сохранились не во всех кузбасских школах. «Мы с ребятами составляем план бесед, рассуждаем о том, как преодолеть страх перед экзаменом, как справиться со стрессовой ситуацией, как найти время для подготовки, какие продукты могут помочь собраться с силами и мыслями и повысить работоспособность, как лучше расслабиться, – сообщила Татьяна Вавилова. – Родителям, которые, на мой взгляд, являются главным источником тревожности для ребенка, мы рассказываем о процедуре проведения экзамена. Ведь они зачастую боятся сами и нагнетают страх от недостатка информации. В результате накручивают и себя, и детей. Бывают случаи, когда очень тревожный родитель сам начинает принимать седативные лекарства и ими же начинает пичкать своего ребенка. Я всегда говорю: сами пейте, что хотите, но детям не давайте. Если препарат не назначен врачом, значит, он категорически запрещен. И таким способом вы не поможете своему ребенку, а лишь посадите его нервную систему, в результате чего он в дальнейшем не сможет без медикаментов справляться со стрессом. Кстати, я однажды услышала от коллеги интересную мысль и сейчас пользуюсь ею в своей работе. Она в сентябре говорит выпускникам, чтобы они представили, что их призывают в армию… И теперь они временно не могут позволить себе некоторые прелести жизни, должны мобилизовать свои силы и поработать. Некоторым детям проще понять такой аргумент».

Педагоги-психологи разъясняют выпускникам и их родителям и способы восприятия, и запоминания информации. При подготовке к экзамену важно понять, как ребенку проще воспринять материал: визуально, на слух или через тактильные и механические ощущения. «Иногда родители приходят и говорят: вроде мой ребенок учит, учит целыми днями, а толку от этого никакого, – рассказала Татьяна Михайловна. – А почему так происходит? Потому что он читает, а ему не нужно читать. Ему нужно, чтобы ему кто-то рассказал, потому что он – аудиал, он лучше воспринимает информацию на слух. Значит, пусть наговаривает или начитывает материал на диктофон и прослушивает. Если ребенок визуал и склонен к зрительному запоминанию, пусть весь учебный материал отмечает цветными карандашами или делает разноцветные выделения в компьютере. Кинестетикам лучше записывать самые важные моменты из пройденного материала».

Также при выстраивании графика подготовки к экзаменам стоит учитывать биологические ритмы ребенка. «Если ребенок «сова», то не нужно заставлять его вставать с рассветом солнца и садиться за учебники. Процесс пойдет намного лучше в вечернее время. А в первой половине пусть займется чем-нибудь другим. И наоборот – не принуждайте «жаворонков» зубрить до полуночи. К тому времени они уже ничего не запоминают, зато получают серьезное утомление. Здоровый сон подростка должен составлять порядка 8-9 часов. Но это время может быть разбито на части с учетом его биоритов. Родители должны помнить об этом, простраивая график дня для ребенка», – напоминает психолог.

Если вдруг всюду успевающий и успешный ребенок начал приносить плохие оценки, стал замкнутым, молчаливым, раздражительным и даже плаксивым – это серьезный звоночек для родителей. Налицо переутомление. Психологи рекомендуют оставить ребенка в покое и дать ему отдохнуть от нагрузок. «Очень важно не пропустить нервный срыв у ребенка, – отметила Т. Вавилова. – Обычно он проходит в три этапа. Первый – воодушевление и возбуждение, а с ними – головная боль, бессонница, мышечные зажимы. Второй – психологическое истощение, выражающееся в отторжении происходящего, злости и раздражительности. И последний – апатия и неверие в свои силы, которая может привести к более серьезной проблеме – депрессии. А там уже помощи педагога-психолога будет мало, это медицинское заболевание, лечить которое будут другие специалисты».

Если рассматривать экзамены как мобилизацию всех ресурсов и возможностей ребенка, то главная задача родителя в этом процессе – обеспечить надежный тыл. Создать комфортные, привычные не для взрослого, а для ребенка условия прохождения испытаний. При этом, не выводя ребенка из зоны комфорта, организовать ему правильный режим сна, работы и питания, обеспечить полноценный отдых, поддержать иммунитет витаминками. «И любить своего ребенка не за что-то, а просто так, просто потому что он твой, – добавила Татьяна Михайловна. – Родители, как ни странно, часто забывают об этом».

Час ИКС

Непосредственно перед экзаменом психологу приходится больше работать с родителями. Мы объясняем мамам и папам, что за день до экзамена ребенок должен выспаться, отдохнуть, вдоволь нагуляться, – рассказала Татьяна Михайловна. – Категорически (подчеркиваю), категорически запрещается учить в этот день. Не нужно накануне экзамена никакой массивной информационной атаки. Иначе не спавший и зубривший всю ночь ребенок может прийти и растеряться. Просто от переутомления, перенагрузки и психологического зажима. Пришел перенасыщенный, сел – и все забыл. Мысли разбежались в разные стороны. Пусть лучше погуляет с друзьями или отдохнет на даче. Утром в день экзамена нужно хорошо покормить ребенка, потому как процесс это длительный, поцеловать и на позитиве отправить в школу. Больше вы ничем ему помочь не сможете. Главное – не навредить: не волновать и уж тем более не ругаться. В школе мы раздаем специальные памятки для родителей, где написано, как себя правильно вести за день до экзамена».

Справка МК

По наблюдениям взрослых, их дети готовятся к госэкзамену весьма интенсивно. Только треть (33%) говорят, что школьники тратят на это до пяти часов в неделю, – выяснил опрос, проведенный проектом Дети Mail.Ru. 31% респондентов отмечает, что на подготовку уходит от пяти до десяти часов. Интервал в 10-20 часов указали 18% опрошенных, свыше 20 часов – 19%. На вопрос «На сколько загружен ваш ребенок в связи с подготовкой к ЕГЭ?» варианты «очень загружен» и «довольно загружен» в сумме составили 85% ответов. При этом самый расслабленный режим подготовки у школьников Санкт-Петербурга: там 14% указали малую загрузку учеников, а 6% – нулевую (в среднем по России эти показатели составляют 11% и 4% соответственно).

Респонденты отмечают, что их дети испытывают «очень сильный» (37%) или «довольно сильный» (36%) стресс перед ЕГЭ. Только 5% родителей верят, что перед госэкзаменом с учениками в этом плане ничего особенного не происходит.

В практике Татьяны Михайловны есть интересное  упражнение «кочки», с помощью которого психолог помогает детям пройти через разного рода трудности и испытания и послушать себя, проанализировать свое поведение в эти моменты, понять свое состояние. «Знаете, что интересно: дети очень хорошо себя чувствуют, когда их хвалят и поддерживают, – рассказала педагог-психолог. – И, что любопытно, они вполне спокойны, когда их ругают – это для многих привычная ситуация. А вот когда вокруг них воцаряется тишина, как на экзамене, в этот момент они испытывают серьезный психологический дискомфорт. Подобная деловая обстановка пугает и напрягает намного больше, чем негативная ситуация ссоры. Мы проговариваем с ребятами, что нужно делать, чтобы тишина так не давила на них, разбираем дыхательные упражнения и массажи».

А еще очень помогают в таких ситуациях пробные, репетиционные экзамены. «Отношение к ним у многих неоднозначное, – призналась Т. Вавилова. – Но я считаю, то они очень полезны. Причем не столько с образовательной, сколько с психологической точки зрения. Ребята, пройдя через это испытание единожды, начинают намного увереннее себя чувствовать на самом экзамене. А для нас, педагогов-психологов, это бесценный опыт, на основе которого мы можем выстроить свою работу с конкретным ребенком на год вперед. Мы понимаем, где возникли проблемы и на что стоит обратить внимание».

Итоги

Результат экзамена может быть любым. И выпускник должен это понимать. Но, каким бы он ни был, жизнь на этом не заканчивается. И задача психолога – объяснить это самому школьнику и его родителям. «Я начинаю готовить учащихся к принятию экзаменационных результатов с начала года, – рассказала Татьяна Михайловна. – Для этого у меня есть специальное упражнение, которое я провожу и с детьми, и с родителями. Называется оно так: «даже если, то в любом случае». Суть в том, что ребенок должен проговорить, что даже если результат будет отрицательным, что он будет делать и как отнесется к этому результату.

Отрицательный результат – тоже результат. Это не оценка качеств личности. Это индикатор проблемных мест, над которыми нужно просто более плотно поработать. Ничего катастрофического и необратимого не случилось. Вы его любите не за отметки, и вообще жизнь на этом не закончилась. Даже если экзамен провален, не стоит сразу садиться за учебники и начинать зубрить. Впереди – лето, нужно отдохнуть, набраться сил и тогда браться за учебу, записываться на всевозможные занятия и готовиться к пересдаче. Будьте уверены, через год-два эта проблема будет казаться вам и вовсе ничтожной.