Кемеровчанки рассказали, как воспитываются студенческие дети

Диплом или ребенок: обязательно ли выбирать

Одни специалисты считают, что рожать во время учебы в университете – хорошо: молодая мать не концентрируется только на ребенке и занимается активной умственной деятельностью. Другие видят в этой ситуации больше минусов, чем плюсов, ведь новорожденному так нужен постоянный контакт с матерью. Накануне 8 марта мы решили поговорить с женщинами, которые смогли совместить обучение с воспитанием детей. Они поделились с «МК в Кузбассе» личным опытом «декрета без отрыва от парты» и рассказали, почему решились на этот шаг и есть ли поводы для сожалений.

Диплом или ребенок: обязательно ли выбирать
Семья Филиповых.

Захотелось не сладенького, а учиться

Светлана Гончаренко:

– У меня две девочки-близняшки. Я родила их на третьем курсе университета в день рождения своей покойной мамы, которая могла бы стать им замечательной бабушкой. До последних дней беременности я ответственно посещала занятия, а роды пришлись на период зимней сессии. Любопытно, что, видимо, в результате гормональной перестройки у меня заметно повысился интерес к учебе. Кто-то хочет солененького, а мне вдруг захотелось учиться (смеется).

Студенческие близнецы.

Никакой паузы после рождения малышек я не делала, почти сразу после выписки вернулась к сдаче экзаменов. Очень боялась, что, отложив учебу, найду кучу причин, чтобы не продолжать ее. Мол, зачем мне это надо, у меня муж работает, могу заниматься только детьми. Дабы не искушать себя этими мыслями, я даже не задумывалась об академическом отпуске. Четко понимала, что высшее образование у меня должно быть, и на первых этапах мне нужно научиться совмещать посещение вуза и воспитание детей.

Когда девочки были совсем маленькими, было нелегко. В детский сад, естественно, мы не ходили. Жили в студенческом общежитии. Родственники, несмотря на данные обещания помогать и поддерживать, почти этого не делали. И мы со всеми трудностями справлялись сами. Очень помогали друзья. Лекции я пропускала, переписывала их у однокурсников, а на практические занятия могла спокойно ходить несколько раз в неделю, пока ребята сидели с моими девочками. Перед тем как оставить дочек на таких же студентов, как я, мне приходилось проводить предварительное обучение – такие вот родительские ликбезы (смеется). Ни у кого из них на тот момент еще не было собственных детей, учились на моих. И, знаете, неплохо справлялись. Могли спокойно сидеть по три-пять часов. Поэтому мне удавалось закрывать сессии и учиться на четверки и пятерки. Если бы не ребята из общежития, вряд ли бы я смогла через это пройти.

Сейчас моим детям три года, они уже спокойно ходят в детский сад. А я ни на секунду не пожалела о принятом решении учиться и рожать. Да, конечно, в каком-то смысле мамы-студентки теряют свою молодость. Они не могут потусить, зависнуть в клубе, гулять по ночам с друзьями. Плюс нагрузка на организм, конечно, колоссальная. Но в связи с тем, что я молодая, я справляюсь. Быть молодой мамой – это так интересно. А если ты параллельно учишься, то после окончания вуза у тебя уже и дети, и профессия. И тебе не нужно отрывать это время от карьеры или откладывать рождение ребенка до лучших времен. Сейчас я умудряюсь совмещать учебу, работу и заботу о детишках, которые доставляют такую радость! А то, что их двое, меня совсем не напрягает. Где один, там и два, честное слово. Зато могу сказать точно: пройдя через эти трудности, я сама стала совсем другой – научилась ценить свое время и осознавать значимость семьи. Я теперь точно знаю, что такое ответственность.

Рада, что меня не остановили

Наталья Филипова:

– Сейчас у меня пятеро детей. К моменту рождения старшего ребенка я уже имела первое высшее экономическое образование, получила его, как порядочная (смеется). А вот за вторым юридическим отправилась, находясь в декретном отпуске с двумя детьми. Дочери тогда был годик, а сыну – шесть месяцев. В те времена, когда мы были еще молодые да зеленые, у нас ничего не было за душой. Только маленькая машинёшка, которая еле дышала. Муж у меня работал дальнобойщиком, дома почти не находился – все время в пути. Но я все равно решилась. Родные, конечно, переживали. Особенно мама: «У тебя двое детей, муж по командировкам, зачем тебе это надо?» Я же еще квартирная, а тут в свой дом перебралась – вот тебе еще и печка с огородом. Но раз я сказала, что хочу, значит, так тому и быть.

С ребятишками моими во время сессий сидели все – и бабушки, и дедушки, и тёти с дядями, и соседи. Звонишь кому-нибудь, спрашиваешь – может или не может. Если соглашается – хорошо, если нет – звонишь следующему по списку. Это сейчас можно дистанционно любую информацию получить, не выходя из дома, а тогда такого не было. Курсовые писала по ночам – днем с двумя маленькими детьми этого не сделаешь.

На последнем году обучения я физически и психологически изнемогала, сил не осталось, случались нервные срывы, когда я сама себе задавала вопросы: «Зачем мне это надо? У меня хорошая работа, семья». Мужу претензии предъявляла за то, что он меня не остановил. Но бросать было уже жалко, поэтому попсихую и иду дальше.

Сейчас, когда страсти поулеглись, я не жалею о принятом решении. Во-первых, сразу после выхода на работу я перевелась в тот отдел, в который всегда хотела. Там было как раз необходимо экономическое и юридическое образование. Во-вторых, обучение не дало мне зачахнуть в декрете. Я была все время занята, не сходила с ума от рутины и не выпадала из общественной жизни.

Некоторые считают, что обучение во время декрета ухудшает связь матери с детьми. Я так не думаю. У меня с моими детьми колоссальная связь. Они даже в школьных сочинениях пишут, что мама является для них кумиром. Я считаю это большим достижением. Многие ли мамы могут этим похвастаться? (Смеется.)

Моему младшему сыну пять месяцев. И сейчас учусь уже не я, а мои дети. Кроме школы и дошкольных учреждений они посещают всевозможные дополнительные секции. Занимаются робототехникой, танцами, пением, спортом. Но наличие маленького ребенка в семье не мешает мне участвовать в образовательном процессе старших. Наш малыш всюду с нами в своей люльке. Он привык к тому, что в доме всегда шумно: кто-то кричит, кто-то пищит, что-то делит. И научился отдыхать вопреки всем неудобствам, и учится участвовать в этом шумном процессе жизни. Похоже, ему нравится.

Детки не в клетке

Ольга Гутова:

– У меня три дочери. Старшей сейчас десять лет. Хочу сказать несколько слов не про обучение, а про трудности с работой при наличии маленьких детей. Когда Кира ходила в детсад, я работала участковым. Иногда приходилось дежурить по выходным и принимать граждан в участковом опорном пункте. Ребенка было деть некуда, поэтому приходилось брать дитё с собой на работу. Это не есть хорошо, но деваться было некуда. У меня сохранились фотографии, где моя дочь за решеткой. Пока все дети тусили по родственникам, моя сидела в клетке (смеется). Хотя ей очень нравилась эта игра. Я часто приходила за дочерью в детсад в форме, и многие родители пугали мной своих детей. Говорили: «Если вы будете плохо себя вести, придет Кирина мама и всех вас заберет». Дети меня боялись.

Так получилось, что сейчас я нахожусь во втором подряд декретном отпуске. Средней дочери 3,5 года, а младшей – пять месяцев. И просто так сидеть дома я не могу. Поэтому решила, пользуясь легальной возможностью не ходить на основную работу, заняться саморазвитием в области кинологии. Моя жизнь связана с собаками вот уже более 20 лет, а официального статуса я до сих пор не имею, поэтому решила пойти на курсы по профпереподготовке и получить вторую специальность – «Кинолог». Маленькие дети этому практически не мешают. Сегодня вот я посетила очередное занятие кинологических курсов НИИСХ в университете. Посчастливилось организовать процесс передачи ребенка мужу за десять минут до начала пары. Он перехватил дочку по дороге с работы. Однако я рассматривала и такой вариант, что он не успеет, и мне придется взять ее с собой. Я прикинула, что примерно в это время она должна уснуть, как, собственно, и получилось.

Друг ребенку – не помеха.

Пока младшая дочь на грудном вскармливании, я не могу оставить ее со старшими детьми или родственниками. Поэтому беру ее с собой в кинологический зал. Иногда мне кажется, что она бывает там чаще, чем дома, и ошибочно полагает, что живет совсем в другом месте (смеется).

На короткие промежутки времени оставляю малышку с мамой. Примерно прикидываю по ее биоритму, когда она должна спать, и привожу сытого и сонного ребенка. Возвращаюсь за ней точно в назначенное время. Знаю, что, если больше трех часов, голодная, она просто задаст всем жару. Когда начнем вводить прикорм, можно будет оставлять на более продолжительное время. По крайней мере, я на это очень рассчитываю. Или, в крайнем случае, поставлю в зале детский манежик, накидаю туда игрушек – и пусть себя развлекает, пока мама собачками занимается. Так и ей проще, и мне гораздо спокойнее.

Мои дети общаются с большим количеством собак, собственных и чужих. Лично я вижу в этом одни только плюсы. Мои девчонки растут добрыми и очень любят животных, а их иммунная система так закалена, что они практически не болеют, а если болеют, то очень быстро выздоравливают. К тому же благодаря моему кинологическому увлечению и обучению у них есть возможность чаще гулять (смеется).

Результат впечатляет

Евгения Шлемина:

– Я не просто не уходила в академический отпуск во время обучения в вузе, а поступала в университет с ребенком на руках. Софье на тот момент было два года. Быть студенткой с ребенком тяжело. Днем ты учишься, потом бежишь на работу, потом приходишь домой и делаешь домашние задания, пишешь курсовые и контрольные. Ребенку маминого времени совсем не остается. Из детского сада ее забирала тётя, временами нянчились друзья в студенческом семейном общежитии, где мы жили, а порой Соне и вовсе приходилось оставаться одной. Однажды она закрылась в комнате и уснула, полностью оправдав свое имя – Соня-засоня. Пришлось выносить дверь. И да – денег постоянно не хватает... Но зато весело – с ранними детьми здорово дружить!

Мама и дочь.

Конечно, ребятишки мам-студенток не по-детски самостоятельны, и становятся такими не от хорошей жизни и не по доброй воле. Хотя, стоит отдать должное, все детки, которые росли в нашем общежитии, были очень-очень развитыми. В три-четыре года они уже бегло читали и знали английский язык. Голь на выдумки хитра, как известно, и мы придумывали всевозможные варианты, чтобы занять детвору на время нашего обучения, и массово отдавали их в шахматный клуб, который находился на втором этаже общежития. Они у нас поголовно отлично играли в шахматы. Соня в пятилетнем возрасте заняла второе место в городских соревнованиях среди десятилетних детей. Правда, теперь она шахматы терпеть не может (смеется). Сейчас Софья учится в МГУ на факультете журналистики, куда поступила на общих основаниях. Не знаю, подготовили ли ее к этому спартанские условия студенческой общаги. В любом случае я за нее очень рада.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 6 марта 2019

Заголовок в газете: Дитё учёбе не помеха

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру