Породистых рабочих собак почти не осталось

Постарались заводчики – разводчики

Можно ли в Кузбассе купить породистую рабочую собаку? Породистую – проблема. Породистую рабочую – практически нереальная задача. Кузбасс в этом плане похож на огромный рынок фальсификаций. Собак подделывать умели ещё в Древнем Риме. Но в современной России этот бизнес достиг апогея, почти полностью уничтожив не только исконный экстерьер, но и рабочие качества, а иногда и жизнеспособность породы. Охотничьи бассеты больше не идут по следу. Пастушьи собаки вельш-корги забыли о том, как выглядит скот. Когда-то крепкие и выносливые спасатели-сенбернары со щенячества страдают суставными заболеваниями и о работе в горах даже не помышляют. Практически ни одна современная порода не способна выполнить ту работу, для которой выводилась, а список породных недугов растет в геометрической прогрессии. Так что, здоровые рабочие собаки вырождаются? Почему и в угоду кому? И за что мы платим бешеные деньги, покупая породистого пса? Пробуем разобраться.

Постарались заводчики – разводчики
A.ABCNEWS.COM

Ушлые разводчики

Когда на горизонте начинают маячить немалые деньги, многие заводчики почему-то забывают о своем предназначении – развивать и улучшать породу, за которую они взяли на себя ответственность. И начинается: рабочие дипломы прикупили, лишнее белое пятнышко подкрасили, носик без пигмента подшаманили, недостающий зуб вставили и даже на линзы для собаки раскошелились, чтобы скрыть недостаток светлых глаз, а иногда и яички в мошонку вшили.

А потом все это самодельное чудо пускается в разведение. И получаем мы на выходе еще более чудесных представителей породы. И уже следующий хозяин ломает голову, как бы так извернуться, чтобы его собака на выставке получила отличную оценку и могла щенками окупать себя, свое содержание и гешефт хозяина. Неслучайно в кинологическом мире закрепилось понятие – разводчик. Собачий бизнес сегодня весьма популярен, и таких разводчиков становится все больше и больше. А недефектных породистых собак – все меньше и меньше. Мы идем к вырождению многих ценных пород и их превращению в нежизнеспособные карикатуры. Спасти ситуацию может только научный подход и грамотные зоотехники, участие которых в разведении раньше было обязательным. А сегодня – не обязательно. Видимо, кому-то это невыгодно.

Проблем поднакопилось

В России уже давно выставки собак превратились из серьезного зоотехнического мероприятия в зрелищное бизнес-шоу. В том же направлении сместились и приоритеты, причем не только заводчиков, но и экспертов. Теперь они выбирают не здоровых, крепко стоящих на ногах рабочих особей, а внешне красивых и соответствующих личным и часто весьма субъективным, не имеющим никакого научного обоснования представлениям эксперта о породе. Любой кинолог знает разницу между выставочной и племенной собакой. Ученые давно заявляют, что шоу-ринги уничтожают рабочие породы, и время доказало их правоту. То, что происходит с племенной работой в сфере собаководства, близко к катастрофе: настоящих заводчиков, стремящихся сохранить генофонд и племенные традиции разведения, во всяком случае в Кузбассе по пальцам можно пересчитать.

«И рождаются на свет дефективные породистые псы: немецкие овчарки с утрированно скошенным крупом, которые не то что службу нести, идти-то не могут – запутываются в своих ногах. Их узкая грудная клетка создает впечатление, что собак (подчеркну – служебных) сносит ветром, а список заболеваний некогда неприхотливых немцев составляет теперь целую книгу, – отметила заведующая лабораторией животноводства Кемеровского научно-исследовательского института сельского хозяйства Екатерина Колокольцова. – Так появилась у нас диванная, не вполне жизнеспособная шоу-версия некогда великолепной рабочей породы. Таким же нежизнеспособным в свое время стал английский бульдог. Его довели до такой экстремальной формы головы и морды, что собаки просто престали нормально дышать».

Модная порода быстро продается, поэтому заводчики, пользуясь ее популярностью, ловят момент и берут количеством, не задумываясь ни о кровях, ни о наследственности. Вяжут и продают, продают и вяжут. Что произошло с некогда модными доберманами? «Мы потеряли эту породу, – с сожалением констатировала Екатерина Колокольцова. – Сегодня найти хорошего добермана в нашей стране очень сложно. А в Кузбассе, пожалуй, и вовсе невозможно. Большой процент доберманов имеет склонность к серьезным сердечным заболеваниям, много собак с загубленной психикой, выраженной агрессией и паническими реакциями. От сильного, уверенного, выносливого добермана, похоже, не осталось и следа. Потому что когда-то он стал любим народом. Сейчас взоры общественности в том же ключе обратились на бельгийскую овчарку малинуа. Не исключено, что очень скоро нам придется, как с доберманами, попрощаться и с настоящими рабочими бельгийцами».

Но заводчиков это мало волнует. Им не нужны собаки, сохраняющие породу. Им нужен доход, ради которого заводчик пойдет на многое. Даже на мошенничество и фальсификацию документов. Родословная сегодня вовсе не является гарантией качества животного и даже перестала быть стопроцентным подтверждением его происхождения. Потому как ушлые разводчики научились выходить из разных непредвиденных ситуаций без потери выгоды. К примеру, убежала собака во время течки и сыграла свадьбу по любви на стороне. Но разводчику такой брак невыгоден. Поэтому он быстренько подыскивает какого-нибудь кобелька, делает так называемый подвяз и оформляет вязку через клуб. Нетрудно догадаться, кто родится в этом помете. Наверняка откровенные дворняги будут выбракованы, а щенки, мало-мальски напоминающие родителей, пойдут в продажу как представители породы.

А бывает и так, что собаке без документов присваивается родословная мертвого животного. Или еще интереснее – по низкой цене скупается целый помет недокументированных щенков, посредством личных связей на них делаются родословные, и малыши реализуются уже по совсем другой цене. И, что самое страшное, тоже идут в разведение. Ни для кого не секрет, что рабочие дипломы, которые по логике вещей должны подтверждать рабочие качества собаки, продаются и покупаются без особого труда. Для некоторых служебных пород эти документы являются обязательными для разведения. Поэтому многие заводчики, чтобы не тратить время на многолетнюю подготовку собак, просто покупают необходимый документ или сдачу испытаний, что еще проще. Об этой проблеме на открытии Научно-исследовательского центра кинологии и собаководства в Кемерове говорили представители ГУФСИНа, которые сталкиваются с фальсифицированными рабочими собаками в качестве производителей очень часто.

Проверка для эксперта

Трактовка породного норматива в угоду моде – это очень большая проблема для отечественной кинологии. И если раньше селекция была рациональной и имела практический смысл, то сейчас она становится случайной и зачастую недопустимо субъективной, утверждает Екатерина Колокольцова. «Я считаю, что уже давно необходимо контролировать и оценивать работу экспертов. К сожалению, не все они грамотно составляют описания и расставляют приоритеты, много в их оценках субъективного и ничем, кроме собственных предпочтений, не подкрепленного. Нужно, чтобы специалисты-зоотехники отсматривали результаты монопородных выставок, получали описания и видеозаписи с них, проводили анализ информации. И в случае обнаружения проблемных мест выдавали свои предписания и рекомендации, которые должны учитываться и экспертами, и заводчиками, – рассказывает Екатерина Колокольцова. – Кроме того, в открытом доступе должен быть интерактивный журнал, где грамотные селекционеры и генетики могли бы давать свои рекомендации и для подбора пары, и для улучшения породы. Также необходимо вести генетические паспорта производителей. Это важный документ со скрином ДНК, с помощью которого можно отследить наличие мутирующих и дрейфующих генов, проанализировать наследственность. Ведь есть такие гены, которые, попав в популяцию, могут ее просто погубить. У нас же мало кто об этом задумывается. Прошла, к примеру, монопородная выставка немецкой овчарки. И все бросились вязать своих собак с чемпионом. Но не всегда собаки из первой пятерки являются хорошими производителями. Нередко имеет смысл выбирать в пару не «короля», а его отца. Или представителя породы, вошедшего в десятку, но стойко передающего свои лучшие качества. За каждым достойным представителем породы стоит многолетний грамотный труд заводчика и специалистов-зоотехников. Селекция – это не лотерея. Это наука и творчество, где нужно знать, принимать во внимание и чувствовать множество нюансов. Мы готовы работать с организаторами выставок, руководителями секций, заводчиками и помогать им со стратегией развития породы, анализом результатов и планированием селекционного отбора. Для этого нам нужны результаты выставок и полноценно заполненные племенные карточки ее участников. Если есть проблемы в породе, они должны быть озвучены, по ним должна быть намечена работа. Но заводчикам сегодня это не выгодно. Думаю, потому что как минимум треть породных собак в Кузбассе по результатам генетических проверок попадет под выбраковку. Ситуация по Сибири, да и по России в целом, окажется не намного лучше. Но это нужно сделать. Пока не поздно».

От равнодушия или по незнанию

Раньше слово «питомник» вызывало определенное уважение и доверие. Питомники контролировались, их пометы отсматривали зоотехники, необдуманные вязки запрещались. Сегодня, чтобы получить право называться питомником или обзавестись так называемой заводской приставкой, необходимо иметь пару сук, оплатить госпошлину, оформить пакет документов и отправить его в РКФ. В течение определенного времени заявитель получает ламинированный сертификат в качестве подтверждения нового статуса. И всё. Дальше его деятельность никем не проверяется и не контролируется. И даже если горе-питомник или заводчик-разводчик наносят своей деятельностью существенный ущерб породе, их никто не привлечет к ответственности. Поэтому купить собаку в питомнике совсем не всегда значит купить хорошую собаку. «Ни для кого не секрет, что сегодня кинологические клубы в большинстве своем занимаются оформлением вязок и пометов, то есть просто зарабатывают деньги, но не проводят никакого анализа и уж тем более научно-исследовательской работы, – рассказывает Екатерина Колокольцова. – А сами заводчики убеждены в собственном всезнании и безнаказанности. Но заводчики должны не дилетантские (хотя хочется сказать – шарлатанские) форумы читать и сомнительные схемы придумывать, а работать в связке с зоотехниками, селекционерами и генетиками. Тем более что в Кузбассе у них есть уникальная возможность – буквально в последние дни 2018 года в Кемерове открылся единственный в России Научно-исследовательский центр кинологии и собаководства (НИЦКС). Его ученые и сотрудники готовы включиться в работу.

В борьбе с откровенными случаями мошенничества с родословными сотрудники НИЦКС видят выход в генетической экспертизе. «Большая надежда на генетические анализы и генетические паспорта, – рассказала Екатерина Колокольцова. – Я считаю, что ответственные заводчики, помимо родословных, должны прилагать к своим пометам документ о подтверждении происхождения щенков. Так будет правильно и честно. Мы не должны забывать о том, что рабочие породы собак возникли не по нашим прихотям, они принадлежат не нам. Мы всего лишь временные хранители генофонда, доставшегося нам от прошлых поколений заводчиков. И на наших плечах лежит ответственность за его сохранение и улучшение. Все проблемы нужно не замалчивать, а обсуждать. Если мы будем закрывать на них глаза и продолжать идти в направлении бизнес-интересов, совсем скоро потеряем здоровых собак и здоровые популяции. Пора освободиться от разводчиков в кинологии и начинать серьезно работать. Уверена, что эта задача по плечу нашим собаководам. НИЦКС готов оказывать им всестороннюю помощь. А научный подход и серьезное отношение довольно быстро восстановят недостаток племенного материала в регионе».

В конце апреля в Кузбассе пройдет всероссийская выставка собак всех пород ранга САС ЧФ. Может быть, она станет первой, участники которой получат не только диплом, но и научно подтвержденный документ о племенной ценности животного. И с нее начнется честная племенная работа. И мы с вами, как реальные и потенциальные собаковладельцы, перестанем ходить по минному полю в страхе заплатить бешеные деньги за неведомую зверушку, которую нам преподнесут как потомка чемпионов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 27 марта 2019

Заголовок в газете: Заводчики-разводчики

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру