В Кемерове за едой из мусорки стоят в очереди

Кому нужна просрочка?

Мужчина, копающийся в контейнере с отходами рядом с гипермаркетом, может оказаться не бомжем, а «бизнесменом». В Кемеровской области к бакам с просроченной продукцией выстраиваются очереди из пенсионеров и тех, кто потом продает другим людям еду из мусорки с надписью «Обработано ядом». «МК в Кузбассе» выяснил, почему торговые точки не могут иным способом передать нуждающимся продукты.

Кому нужна просрочка?
фото pixabay.com

За просрочкой в очередь

«МК в Кузбассе» в марте опубликовал на своем сайте mk-kuzbass.ru снимок из социальных сетей, на котором запечатлено, как несколько человек стоят у мусорных контейнеров рядом с супермаркетом «Лента» на улице Сибиряков-Гвардейцев в Кемерове. Люди ждут, когда вынесут просроченные продукты, чтобы разобрать их в порядке живой очереди. Среди ожидающих как пенсионеры, так и люди вполне трудоспособного возраста. Снимок вызвал большой резонанс, читатели «Московского Комсомольца» рассказали, что не всех в эту очередь привел голод. Особенно предприимчивые продают «просрочку» тем, кто держит скот или не дотошным до происхождения продукта потребителям.

Читатель сайта «МК» с ником Евгений поделился в комментариях опытом работы с просроченной продукции в магазине крупного ритейлера: «Я работаю на Южном (микрорайон в Кемерове. – Прим. ред.) в крупном супермаркете. Мы каждый день выкидываем вполне еще пригодную и мясную, и молочную продукцию на огромные суммы. Но у нас строго все под присмотром охраны. Обидно. Там нормальные продукты. Их можно раздавать малоимущим. Вместо этого мы их выкидываем в контейнеры, откуда их потом при попустительстве охраны разбирают бездомные».

Врио руководителя Роспотребнадзора по Кемеровской области Елена Парамонова объяснила, что просроченную продукцию никто не имеет права раздавать, нарушивший это магазин могут оштрафовать. «Пищевая продукция до проведения ее утилизации должна направляться на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, и подлежит учету», – пояснила она.

Очереди к мусорным контейнерам из нуждающихся действительно выстраиваются при содействии работников магазина. При этом руководство торговых точек такие «благотворительные акции» запрещает. Руководитель службы по связям с общественностью компании «Лента» Мария Филиппова рассказала нашему корреспонденту, что во всех их магазинах порядок работы с просроченной продукцией одинаковый. «Товар с истекшим сроком годности изымается из торгового зала и перемещается в специальные контейнеры для хранения до вывоза отходов, контейнеры опечатываются. Далее отходы забирает лицензированная организация и отправляет продукцию на утилизацию», – сказала представитель торговой сети.

Получается, раздача просроченных продуктов карается законом, даже если их уже списали. Люди разживаются порченной едой только благодаря сердобольности некоторых сотрудников магазина, которые на свой страх и риск позволяют им копаться в просрочке. Но есть и противоположная ситуация – работники крупных сетей вешают на баки таблички «Обработано ядом», а покупателям рассказывают, что просрочку поливают белизной. Неужели не боятся отравить кого-нибудь или таким способом отваживают людей от контейнеров?

Очередь к контейнерам для отходов у магазина «Лента» в Кемерове: люди приходят к выносу просроченных продуктов. Фото: сообщество «6 рукопожатий Кемерово».
С ревизией к мусорным бакам у «Магнита» регулярно приезжает местный житель. Фото: Сергей Шатохин.

Отравлено и съедено

Эту историю «МК в Кузбассе» рассказала читательница. Ее матери продавец супермаркета «Ярче!» сказала, что просроченные продукты они обливают «химией». В Роспотребнадзоре пояснили, что некоторые продукты действительно дезинфицируют при утилизации: «Инфицированная пищевая продукция, опасная для людей и животных, перед уничтожением или в процессе уничтожения подвергается обеззараживанию». При этом таблички про использование яда – самодеятельность магазинов, предпринятая, чтобы отпугнуть людей от контейнеров. «Обработка пищевых продуктов ядовитыми веществами для дальнейшей утилизации и размещение табличек «Обработано ядом» действующим законодательством не предусмотрены», – пояснили в надзорном ведомстве.

Ассоциация компаний розничной торговли в прошлом году сообщала, что до 7% продуктов с витрин идут на утилизацию из-за истекшего срока годности. Из них две трети приходятся на овощи и фрукты – те самые продукты, которые в целости можно достать из контейнера. Много уходит на свалку и хлебных изделий, которые также можно извлечь в потребном виде. Не удивительно, что люди с маленькими пенсиями или безработные проторили дорожку к бакам. Правда, часто их содержимое обливают грязью или засыпают чем-нибудь, чтобы контейнер перестал быть кормушкой до вывоза специализированной организацией. К слову, чтобы утилизировать тонну отходов, магазину приходится платить этой организации четыре тысячи рублей. Другой способ утилизации законом не предусмотрен. Если магазин выбрасывает продукцию в открытый бак, к примеру, жилого комплекса, это является нарушением.

Кому нужна просрочка?

Не только те, у кого туго с деньгами, разоряют контейнеры. Часто состоятельные люди не гнушаются просроченными продуктами. «У меня во дворе мужик регулярно приезжает на машине по ночам к мусорке и полностью загружает ее просрочкой из «Магнита». Как мне кажется, он потом все это продает где-то», – подписал момент такой погрузки на фото в соцсетях пользователь С. Шатохин.

Среди бездомных и безработных действительно есть те, кто реализует продукты из мусорки среди знакомых, и тех, кто только по бросовой цене может позволить себе купить еду. Что это кишечная рулетка, дело для бедных потребителей второе. Например, в Рудничном районе такие «предприниматели» ведут поиски сохранившей товарный вид «просрочки» не только в контейнерах возле магазинов, но и во дворах многоквартирных домов. Да и мелкие торговые точки зачастую грешат торговлей просроченной продукцией. В лучшем случае это залежавшийся по невнимательности продавца товар, в худшем – еда из тех самых контейнеров при супермаркетах.

«Среди тех, кто стоит в мусорку в очереди, есть пенсионеры, которые хотят дотянуть до очередной выплаты, люди, оказавшиеся в трудной ситуации. Я как-то разговорился с мужчиной, оказалось, он инвалидом стал недавно, еще не научился жить в новом статусе. Есть люди, которые разбирают еду из баков, чтобы кормить скот. Это часто обычные люди с маленьким доходом, но сейчас все хотят экономить», – рассказал нашему корреспонденту сотрудник продуктовой сети.

Жительница Топок, которая держит свиней, поделилась с «МК в Кузбассе», как ей пришлось пройти настоящий квест, чтобы уговорить кого-нибудь отдавать ей просроченные продукты для последующего кормления животных. «В сетях сразу отказали. В маленьких магазинах посмеялись, мол, никакой просрочки у нас нет – помоем, протрем, переклеим и снова продукт годный. Кафе тоже запрещено раздавать отходы. Еле уговорила знакомую заведующую столовой отдавать мне помои. И то только два дня в неделю можно приходить, в другие дни кто-то из сотрудников забирает. Рассказывать, конечно, про это нельзя».

Возможно, и мужчина, который приезжал на автомобиле с ревизией мусорки у «Магнита», набирал просроченные продукты на корм скоту.

Кстати, у некоторых кемеровчан уже вошло в привычку сортировать отходы именно с учетом их дальнейшего использования. «Просроченные хлеб, молоко и, к примеру, надоевшую приготовленную картошку мы складываем в отдельный пакет и оставляем его возле бака. Говорим: собачкам. Надеемся, собачки и съедают, не хотелось бы думать, что есть люди, которым приходится так питаться», – рассказала кемеровчанка Ксения.

Вторая жизнь еды

Сейчас общественность активно обсуждает возможности вторичной переработки продуктов питания. Из них можно делать удобрения, корм и даже топливо. Но законодательство пока не позволяет развивать это направление. Между тем есть небезуспешные примеры второй жизни еды, в том числе и в Кузбассе. В этом году в Кемерове запущено производство по переработке хлебных отходов в кормовую белково-витаминную добавку для коров. Реализует проект Руслан Первицкий, который также является заместителем председателя Совета предпринимателей областной столицы. С его слов, федеральные сети заинтересованы в сотрудничестве с его предприятием.

«Они рады предложить для переработки и другие продукты, но мы пока не расширяемся, нужно понять рентабельность, – объясняет Руслан Первицкий. – У нас бизнес больше социальный. Сельское хозяйство трудно разбудить. В Кемеровской области уже был проект по переработке просроченной продукции, которую реализовывали свиноводческому комплексу. Но заработать на этом предприниматель так и не смог, спрос был маленький».

Что касается благотворительности, то в СМИ прошла информация, что в Госдуме готовится законопроект, который разрешит раздавать магазинам продукты с подходящим к концу сроком годности или передавать их в благотворительные организации. Правда, по мнению многих экспертов, нововведениям может помешать действующий закон об утилизации, против которого выступают бизнесмены. По мнению Первицкого, который также считает закон недоработанным, надо создать отдельную компанию, занимающуюся сбором продуктов питания. «Не твердые бытовые отходы, а биоотходы, – подчеркивает Руслан Первицкий. – К этому мы когда-нибудь придем, и у магазина будут стоять раздельные контейнеры для продуктов и, к примеру, пластика, чтобы это можно было переработать и получить реальную пользу».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 1 мая 2019

Заголовок в газете: Востребованная еда из мусорки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру