Вся правда о ездовом спорте в Кузбассе

С человеком в одной упряжке

За последние три месяца в кузбасском ездовом спорте произошло сразу два важных события. В марте состоялась первая в Кемеровской области гонка на среднюю дистанцию 66 километров. До этого местные спортсмены довольствовались лишь шестикилометровым спринтом. А в начале мая на двухэтапной гонке по бесснежным дисциплинам «Маёвка 2019» в Красноярске спортсмены из Кузбасса стали победителями и призерами абсолютно во всех заявленных дисциплинах. О цене побед и героизме кузбасских спортсменов рассказали вице-президент Федерации ездового спорта Кемеровской области Майя Лузянина и судья второй категории по ездовому спорту Алёна Апсалихова.

С человеком в одной упряжке
fesko42.nethouse.ru

От Америки до Кузбасса

Гонки на ездовых собаках берут свое начало в США. Собак там активно использовали золотодобытчики, а параллельно развлекались, делая ставки на самую сильную и выносливую упряжку. Постепенно этот тотализатор перерос в официальный спорт. В России он появился сравнительно недавно. В 1990 году на Камчатке состоялась первая спортивная гонка под названием «Берингия» с дистанцией 250 км. Сейчас это одна из крупнейших гонок мира. В 2019 году ее дистанция составила 1500 км.

В Кемеровской области ездовой спорт обосновался с легкой руки Ольги Костюковской, сегодня – президента Федерации ездового спорта Кемеровской области, которая около 10 лет назад привезла в Кузбасс еще непопулярную и мало тогда кому известную хаски, почти ничего не зная об этой породе. Пёс оказался ездовым, и его хозяйке ничего не оставалось, как вникать в новый для себя вид спорта. Благо, в соседних регионах и центральной части страны уже проходили полноценные ездовые соревнования. На одном из таких стартов были объявлены курсы по судейству и стажировка. Ольга, не раздумывая, отправилась туда. Эта поездка и определила дальнейшее развитие ездового спорта в Кузбассе и открытие спортивной Федерации. Кстати, собак из первой кузбасской упряжки многие кемеровчане прекрасно знают – это Царина, Ямал, Тамерлан, Жесси, которые сейчас живут в загородном питомнике и прокатили на себе, пожалуй, добрую часть кемеровчан и гостей города.

Кани-кросс.

В Кемеровской области ездовым спортом профессионально занимаются около 50 человек. В состав кузбасской Федерации входят спортсмены из разных территорий области и даже из других регионов – Томска, Красноярска, Новосибирска. Спортсменов-любителей, конечно, больше.

Спорт длиною в жизнь

«В ездовой спорт ребята приходят с 11-12 лет, – рассказала Майя Лузянина. – Хотя в соревнованиях по ездовому спорту есть традиционная конкурсная дисциплина «Детские старты», в которых принимают участие даже четырехлетние малыши. Они проходят дистанцию в 500 метров со страховкой – взрослые или спортсмены- юниоры бегут эту трассу рядом с собаками или едут вместе с малышом на нарте, чтобы те не потеряли маленького каюра. Это мотивирует многих ребятишек развивать свои физические данные, многие начинают заниматься лёгкой атлетикой, лыжными гонками да и другими видами спорта. И к 11 годам эти ребята приходят к нам уже в состав юниорской команды. Всё-таки есть определенные физические параметры, которыми спортсмен должен обладать, чтобы самостоятельно пройти спортивную дистанцию с собакой или упряжкой. Это не так просто, как может показаться».

Спортивных тренировочных баз с подготовленными трассами, ездовыми собаками и профессиональной амуницией в нашем регионе очень мало. Поэтому и спортсменов мало. Но зато каждый из них – настоящий подвижник. «В их числе хотелось бы отметить Юлию Черноскулову из Осинников, – добавила Майя. – Юлия – обладательница 1 спортивного разряда. Она считается одной из самых успешных спортсменок не только в Кузбассе, но и в Сибири, и занимается ездовым спортом около 10 лет, почти с момента его появления в области. Юлия самостоятельно изготавливает снаряжение и работает с собаками собственного разведения и в зимних, и в летних дисциплинах. Как правило, спортсмены ограничивают продажу щенков от своих сильнейших собак. Но Юлия за здоровую конкуренцию. Половина моей упряжки – это собаки Юлиного разведения, и мы тоже достаточно успешно выступаем».

Среди юниоров отличные результаты показывает Александра Павлова, которая пришла в ездовой спорт с детских стартов в 12 лет. Саша еще школьница, но уже выступает со взрослыми спортсменами, стабильно показывая лучший результат по Сибири в летних дисциплинах – велосипед с одной собакой среди женщин в скоростной категории СЕС1 (сибирские хаски). «Причем у Саши нет своего велосипеда, но есть воспитанная собака, которую зовут Ракета, – отметила Майя Лузянина. – Велосипед приходится постоянно у кого-нибудь одалживать, хотя считается, что залог победы – это не только сам спортсмен и его собаки, но и снаряжение, которое им используется».

Еще одна выдающаяся юная спортсменка кузбасской команды – Елизавета Радостева. Девочка также начинала с детских стартов. У нее не было ни своей собаки, ни снаряжения, ни спортивных школ за плечами, но было огромное желание заниматься ездовым спортом. Вскоре судьба подарила Лизе Саяна, непростого щенка-подростка хаски, от которого отказались прежние хозяева. Лиза много работала над воспитанием собаки, посещала курсы по послушанию, занималась его физической подготовкой. И именно с этой собакой сегодня она покоряет пьедесталы как на лыжах, так и в упряжке.

«В составе кузбасской команды мы имеем двух обладателей первого разряда и ждем его присвоения еще пятерым спортсменам, – рассказала Майя. – Второй разряд имеют семеро спортсменов, еще один ждет присвоения. Кандидатов в мастера спорта у нас, к сожалению, пока нет, но это дело времени. В ближайших летнем и зимнем сезонах мы планируем командное участие в соревнованиях российского уровня. Будем стараться выполнить нормативы КМС».

Люди, не знакомые с ездовыми спортом, почему-то думают, что спорт – это катание на собаках, развлечение. На самом же деле это огромный труд длиною не в одну собачью жизнь. Это не только тренировки и покупка хорошего спортивного инвентаря. А средние нарты стоят от 50 тысяч рублей. Ездовой спорт – это ещё и огромная работа по правильному рабочему разведению и содержанию собак, а иногда запредельные физические нагрузки.

Это тяжело

Только представьте – почти две тысячи километров по снегу, на собаках, по трассе, где зачастую нет ни связи, ни организованного места отдыха, ни возможности сменить мокрую одежду на сухую. «На самом деле психологически сложно подготовить себя к такому забегу, – рассказала Алёна Апсалихова. – Существует так называемый синдром третьих суток. Это самое сложное на дистанции. Одно дело, когда ты идешь 10 километров, и совсем другое – 1000 или даже 100 км. Собаки ложатся, связи нет, ты вымотан до предела, но понимаешь, что нужно идти дальше. Здесь начинается большая работа кинолога-спортсмена – уговорить себя и собак встать и работать.

И каждый спортсмен должен это пережить. Но в России через такое преодоление проходили немногие, потому что столь длинных гонок у нас проходит очень мало. В основном это Аляска и Норвегия, а в России – Байкал, коварный и непредсказуемый. Хотелось бы, чтобы ездовой спорт в нашей стране развивался. В планах – провести большую гонку и в Кузбассе, но пока у нас не хватает спортсменов, которые были бы готовы выйти на такую дистанцию».

Подготовить физически и психологически минимум восемь собак, необходимых для упряжки на средниюю дистанцию – крайне сложная задача. «У меня сейчас живет 14 ездовых собак, и только шесть из них я ставлю в свою упряжку, остальные по разным причинам пока не подходят для этого, – рассказала Майя. – А в крупных питомниках, например на Байкале, более 70 собак, а упряжку, способную выиграть гонку, они собирают всего одну».

Как становятся волонтерами

Как и любой другой, ездовой спорт выводит человека к новым преодолениям и высотам и демонстрирует иные смыслы. Так произошло с Майей Лузяниной. Ещё пять-шесть лет назад она не думала не то чтобы о ездовом спорте, а вообще о том, чтобы завести собаку. Ее задачей было вернуть себе возможность нормально передвигаться. Во время катания на горных лыжах Майя получила серьезную травму. «Я проходила лечение в Москве, и мысль о том, что мне очень нужна собака, посетила меня внезапно во время восстановления после наркоза, – отметила девушка. – В интернете я нашла щенка, похожего на маленького медвежонка, и не где-нибудь, а в одной из деревень Калужской области! Малышка оказалась помесью хаски и лабрадора, я назвала ее Веда. После травмы именно Веда стала моим «реабилитологом», помогла мне восстановиться.

В 2015 году на пути к вершине горы Зелёная Веда тащила меня в гору, искренне веря, что мы обязательно дойдем. Было очевидно, что она не считает меня человеком с ограниченными возможностями. Она смотрела на меня так, как будто я все смогу. И благодаря этому я делала шаг за шагом. Через несколько месяцев таких сложных прогулок с собакой, прицепленной ко мне с помощью ездового снаряжения, от моей хромоты не осталось и следа. А потом я предложила попробовать позаниматься такой физкультурой группе детей с ограниченными возможностями. Родители и педагоги согласились, и мы провели пробные занятия. Оказалось, что собака – это именно то, что нужно этим ребятам для того, чтобы научиться движениям, стать более выносливыми, сильными и быстрыми. Собаки не относятся к этим ребятишкам как к инвалидам. Поэтому каждый ребенок точно знает, что у него все получится! И я создала программу адаптивного ездового спорта «Лучший друг», по которой работаю с группой детей из Полысаева уже почти два года. Собаки и волонтеры занимаются с детьми не за деньги, это благотворительная программа». Кстати, программа «Лучший друг» победила в конкурсе волонтерских образовательных проектов, проводимом фондом «Национальные ресурсы образования» и ОНФ. Волонтеры верят, что когда-нибудь они смогут охватить намного больше нуждающихся ребятишек и вместе с собаками помочь им поверить в свои силы. А кому-то даже откроют дорогу в ездовой спорт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру