Кто и за что "замуровал " кемеровских альпинистов

А просто жильцы психанули...

Почти тридцать лет и три года просуществовал в подвале жилого дома на Весенней, 19 кемеровский спортивный клуб альпинизма и скалолазания «Ирбис». И наверняка находился бы там еще столько же, если бы не проснувшееся в жильцах дома осознание собственного права на комфортное существование. И когда оно проснулось, скалолазов выселили в один день, причем сделали это весьма изощренным способом – замуровав вход в помещение и в буквальном смысле сравняв его с землей. Что не поделили жильцы и альпинисты, выяснял наш корреспондент.

А просто жильцы психанули...
Так выглядел вход в подвальное помещение спортивного клуба еще в начале прошлой недели.

Ничего не предвещало

Во вторник, 18 июня спортсмены пришли на тренировку по привычному графику и были, мягко говоря, шокированы: в том месте, где они обычно входили в подвальное помещение, вместо входа красовалась почти ровненькая стена. Вывеска исчезла, а приямок просто засыпали и заасфальтировали. Альпинисты тут же воспользовались возможностями соцсетей и решили всколыхнуть общественность. В своих постах они просили о резонансе и жаловались на беспредел со стороны жильцов дома.

Сегодня вместо входа – ровный тротуар.

Для лучшего понимания происходящего – немного истории. Клуб «Ирбис» по праву может считаться старожилом на Весенней. Он обосновался здесь еще в 1987 году, будучи спортклубом при «Азоте». Изначально помещение для благого дела спортсменам было выделено Комитетом по управлению городским имуществом. С КУГИ и был заключен первый договор скалолазов. Но в 2010 году после изменений в жилищном законодательстве подвальное помещение перешло в собственность жильцов многоквартирного дома. Тогда же, дабы узаконить свое существование и обеспечить себе законное пребывание в подвале жилого дома, спортсмены зарегистрировали Федерацию альпинизма Кемеровской области и заключили с жильцами договор безвозмездного пользования. Арендной платы никакой, но общедомовые коммунальные нужды альпинисты исправно оплачивали – порядка 3 тысяч рублей в месяц.

Договор был заключен на 5 лет, до 2015 года. А затем автоматически продлен на тот же срок, то есть до 2020-го, а значит, на момент произошедшего был действителен. «Мы сделали все по правилам, – рассказала член клуба «Ирбис» Ирина Дробченко. – Я обошла жильцов, мы провели очно-заочное голосование, протокол общего собрания у меня на руках. Будучи юристом, я постаралась сделать все по закону. Возражения некоторых жильцов на тот момент касались в основном входа через подъезд – бабушки были против. Поэтому мы начали пользоваться отдельным входом в подвал».

Как подвал стал клоакой

Согласно техническому плану, навигация альпинистов по подвальному помещению была не очень удобной. Отдельный вход располагался со стороны 1 подъезда, а пользуемые «Ирбисом» площади (128 квадратных метров – спортзал-скалодром, раздевалки и душевые) – в противоположной части подвала. Попадать туда через второй подъезд было куда быстрее. И какое-то время спортсмены пользовались этой возможностью. Но пару лет назад на этот вход жильцы водрузили навесной замок. Говорят – много шума и людей. Спортсмены стали попадать в подвал только через отдельный вход, который сегодня и стал яблоком раздора.

Дело в том, что вход этот появился в доме, как утверждают жильцы, вместе с альпинистами. Именно они построили его для себя, вернее, для своего магазина, открытого в этом же подвале одним из создателей клуба. Какое-то время за счет коммерческой деятельности альпинистского магазина клуб и существовал. Но самим жильцам ни тогда, ни тем более сейчас отдельный вход в подвал не был нужен. Магазинчик просуществовал недолго, а вход в подвальное помещение остался. И кого там только не было. Первое время – скромный и чистоплотный сапожник. Затем дворники, которые днем называли себя клининговой компанией, а по вечерам устраивали попойки. Кто их туда заселил, нам доподлинно не известно. Но кто выселил, мы знаем точно – жильцы дома, которые были недовольны шумом и громкими пьяными компаниями. После дворников эта часть подвального помещения опустела, а контроль за входом в подвал вовсе исчез. Он начал использоваться бомжами и наркоманами, превратившись в отхожее место и точку для закладок наркотиков. Тогда-то, видимо, и начал обостряться конфликт между спортсменами и собственниками. Жильцы в один голос утверждали, что жить в таких условиях невозможно. Смрадные запахи делали невыносимой жизнь обитателей первого этажа, а ночные гости представляли опасность для всех в газифицированном доме. Вероятно, в надежде на то, что пользователи подвала обратят внимание на положение дел, жильцы закрыли доступ в подвал из подъезда, предложив спортсменам попадать в зал именно через свой отдельный вход, превращенный в клоаку. Но ситуацию это не исправило.

Еще один повод для конфликта – доступ к коммуникациям. По словам жителей, некоторое время назад случилась авария, а до спортсменов, владеющих ключами от части подвала, не удалось дозвониться, поэтому мастерам РЭУ пришлось при помощи болгарки демонтировать дверь первого подъезда. Так что конфликт назревал давно. Стороны решать его не торопились. Скалолазы считали, что недовольных среди жильцов раз-два и обчелся, всем все равно не угодишь. Жильцы утверждают, что пытались выйти на диалог, но безуспешно. Пытались, или не пытались, разбираться не нам. Итог один – доведенные до исступления граждане злосчастный вход в подвал просто сравняли с землей.

Сделали, как сделали

И произошло это весьма сомнительным образом: жители дома, не уведомив о планируемых работах ни управляющую компанию, ни городскую администрацию, самостоятельно наняли подрядную организацию, которая за 25 тысяч рублей буквально за несколько часов забетонировала дверной проем и заасфальтировала приямок. Что это за подрядная организация, которая выполнила работы, не запросив никаких разрешений и согласований, жильцы категорически не раскрывают. Говорят: «Мы вздохнули спокойно – что еще нужно?»

В РЭУ на вопрос, как такое могло произойти в обслуживаемом им доме, развели руками. «Ну, сделали, как сделали... Они же ничего не ломали, они просто ликвидировали вход, которого по документам раньше и вовсе не было. Нам сообщил о выполняемых работах инженер, – рассказали в РЭУ-7. – Мы тут же прибежали на место, но предпринимать что-либо было уже поздно. Жильцы, доведенные до крайней степени отчаяния, сами приняли это решение. Они сказали: «Хотите, сажайте нас, но нам это уже надоело! Сил никаких нет!»

Так себе, конечно, ответ организации, отвечающей за целостность обслуживаемого МКД. Получается, не понравилось тебе что-то – иди и бетонируй? (Кстати, нам доводилось сталкиваться с ситуацией, когда женщину просто запенили в своей квартире в Междуреченске. Причем в итоге не было возбуждено даже дело об административном нарушении).

Нам удалось поговорить со старшим по дому на Весенней Александром Шатиным. «Перед тем как закопать вход, мы приглашали скалолазов на собрание. Но никто не пришел. Не пришли – ну и ладно. Мы взяли и за свой счет выход, на который не было разрешения, завалили. Первый подъезд скинулся, собрал нужную сумму и нанял организацию. Представляете, до чего людей довели, что они из собственного кармана деньги вытащили и заплатили. Работы мы не согласовывали, потому что альпинисты нам не предоставили ни одного протокола и разрешения, когда самовольно делали этот вход. Но если сделали себе вход, то будьте добры, следите за ним! Мы расстались с ними раз и навсегда. Больше в подвале ничего не будет. Нам нужен прямой доступ к коммуникациям. А вывеска, про которую говорят, что мы украли – так это надпись, на картоночке нарисованная, цена ей три рубля. Лежит она вон в третьей квартире. Кому надо, отдадим, пусть приходят. Поймите меня правильно, мы просто не можем и не хотим больше жить в постоянной вони и опасности».

А можно было по уму

Конечно, собственники жилья имеют право распоряжаться общедомовым имуществом, как посчитают нужным. Как и право на комфортное существование. И на досрочное расторжение договора. Только по уму это должно было быть сделано с соблюдением закона. Он, как известно, един для всех, и для собственников подвала тоже. То есть следовало сделать все так, чтобы вопросов не возникало, а тем более прямых обвинений в самоуправстве. Организовать общедомовое собрание, принять на нем большинством голосов решение о расторжении договора, оформить протокол, уведомить пользователя помещением о своем решении как полагается – за 30 дней, а не постфактум, а затем дать возможность спокойно собрать вещи и съехать, при такой консолидации интересов жильцов, по нашему мнению, было несложно. Тогда и накал страстей оказался бы ниже, и заявления в полицию удалось бы избежать. А теперь спортсмены требуют возбуждения уголовного дела по факту кражи вывески клуба и самоуправства жильцов дома, повлекшего существенный вред – моральный, материальный, нарушение прав граждан и т.д. Заявление написано на причинителя вреда, определить которого должны правоохранительные органы.

«Мы лишились доступа в помещение клуба, к нашему имуществу общей суммой около полутора миллионов рублей, – пояснила Ирина Дробченко. – Начальник РЭУ вместо того, чтобы на первой же встрече просто отдать нам экземпляр ключа, говорит о все новых необходимостях с кем-то «посовещаться», ещё что-то «порешать» и т.п. Даже при условии, что нам вручили протокол, у нас есть ещё целый месяц, когда мы являемся легитимными пользователями помещения. Но начальник РЭУ предлагает нам установить расписание посещений для выноса имущества с присутствием жильцов, «чтобы мы ничего не нарушили из коммуникаций». Нашему корреспонденту директор УК сообщила, что ключи передаст и препятствовать выезду не будет.

Война ради войны?

Можно, конечно, воевать и самоотверженно доказывать собственную правоту. И наверняка «Ирбису» удастся это сделать, ведь нарушения налицо.

Но, как нам видится, ни одна из сторон-участниц этой занимательной истории не оказалась умнее и грамотнее другой. Люди начинают понимать, что такое общее имущество и что оно может и должно приносить доход, а если не приносит, то уж точно не должно доставлять неудобств и подвергать жильцов опасности. И это неплохо – к тому, чтобы жильцы многоквартирных домов понимали свою ответственность и чувствовали себя хозяевами, мы стремимся. Но чувствовать себя хозяином мало. Нужно хозяйствовать с умом и по закону. Иначе беззаконие ударит по всем. А здесь пока пробелы. Подобные истории учат. И этот чужой опыт во многом показателен.

Как показателен он и со стороны альпинистов. Жить по привычке и по принципу «так было всегда» уже не получится. И если организация или компания располагается в жилом доме, то диалог с жителями этого дома априори предполагается конструктивным. А значит, разобраться в том, почему именно от них жильцы требуют наведения порядка в загаженном и опасном входе, принять по этому поводу решение и исправить ситуацию альпинистам было по силам. Металлическая дверь или иной способ изолировать вход в подвал от доступа третьих лиц, возможно, решили бы проблемы и предотвратили случившееся. Почему спортсмены предпочли ничего не предпринимать, гадать не будем.

Городские власти не остались в стороне от проблем «Ирбиса». Альпинистский клуб городу, несомненно, нужен. Комитет по управлению муниципальным имуществом подобрал для клуба девять вариантов размещения. Альпинисты выбрали помещение на пр. Кирова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Психанули…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру