После проверок ГЖИ суд дисквалифицировал директора кемеровской УК

Мы много шумим, требуем наказать УК, а доходит до дела – опять шумим уже об обратном

Чуть больше трех месяцев прошло с момента, когда на площадке регионального штаба ОНФ представителям ГЖИ, УК и Облсовета были озвучены факты вопиющих нарушений в действиях УК двух кемеровских домов: по пр. Советскому, 28 и ул. Н. Островского, 23. На очередной встрече участникам коммунального мини-расследования, инициированного прокопьевским пенсионером-правозащитником Владимиром Павловым и корреспондентами «МК в Кузбассе», были предъявлены результаты проверок, о которых будет полезно узнать не только кемеровчанам. Ответ держала ГЖИ, и, надо отдать должное, в этот раз начальник государственной жилищной инспекции по Кемеровской области Ирина Гайденко была весьма конкретна.

Мы много шумим, требуем наказать УК, а доходит до дела – опять шумим уже об обратном

За что боролись

Два кемеровских дома, на примере которых проводилось расследование, находятся под управлением РЭУ-9. К этой управляющей компании у Госжилинспекции накопилось много вопросов. В прошлом году в ходе плановой проверки инспекторами ГЖИ было выявлено свыше 200 нарушений в текущем содержании общего имущества домов, находящихся под управлением РЭУ-9. Причем, наряду со сломанными почтовыми ящиками и мусором на чердаках и в подвалах, протечками кровель, ненадлежащим состоянием подъездов, разрушающимися фасадами и балконами, инспекторы ГЖИ выявили нарушения в порядке начисления платы за ЖКУ. По результатам проверки управляющей компании было выдано около ста предписаний на устранения выявленных нарушений. УК оштрафована как за вновь выявленные нарушения, так и за неисполнение прежних предписаний, а бывший директор РЭУ-9 Татьяна Епанешникова по решению суда дисквалифицирована и отстранена от руководства на два года.

Казалось бы, жильцы получили, что хотели. Как говорится, за что боролись… Но, как ни странно, оказались к такому повороту событий не готовы и устроили настоящий саботаж.

«По результатам проверки было проведено собрание собственников домов, находящихся под управлением РЭУ-9, – рассказала Ирина Гайденко. – Встреча прошла в администрации города Кемерово по поручению губернатора, вместе со мной на ней присутствовал глава города Илья Середюк, зал был полон. На встрече до собственников были доведены результаты проверки и данные о выявленных нарушениях, но ряд жителей выступили в защиту управляющей компании. Однако есть решение суда, оно исполнено, и сейчас в управляющей компании идет утверждение нового руководителя. Идет, скажем прямо, сложно, потому как никто не изъявляет желания занять должность директора, а часть сотрудников просто поменялась».

Тарифная антисистема

Что касается вопроса о детальной расшифровке коммунальных тарифов, в областной столице этот вопрос пока не решен. «Городской тариф не детализирован, он идет единой утвержденной цифрой, и мы, как и жильцы многоквартирных домов, не видим, из чего он складывается, – призналась Ирина Викторовна. – В ходе проверок с нашей стороны было выдано предписание, чтобы в мэрии расшифровали коммунальные тарифы для жителей, которые не утвердили тариф для своего дома на общем собрании. Данное предписание было опротестовано администрацией города в суде, так как тарифы в Кемерове утверждает Городской Совет депутатов, а не администрация города, а Горсовет – не наш поднадзорный орган. В тех муниципалитетах, где тариф утверждает городская администрация, наши предписания имеют вес. Например, детализировать коммунальные тарифы получилось в Полысаеве. В остальных территориях мы можем только рекомендовать это сделать».

Как привести коммунальные тарифы к единообразию и полной прозрачности – вопрос, который требует решения на законодательном уровне. Поэтому и ГЖИ, и собственники квартир, и мы, журналисты, с большой надеждой смотрим на модератора серии встреч ОНФ по вопросам нарушений в ЖКХ, заместителя председателя Облсовета Юрия Скворцова.

Единственный случай, когда ГЖИ имеет полное право потребовать расшифровки тарифа для детализации затрат, – это его превышение. «Допустим, по городу был утвержден тариф на текущее содержание 27 рублей за метр квадратный, – пояснила Ирина Гайденко, – а УК предложила жильцам своих домов дополнительный перечень услуг и решила повысить тариф до 35 рублей. Тогда детальная расшифровка тарифа входит в обязанность управляющей компании. Если же УК действует в рамках утвержденного городского тарифа, такой обязанности по расшифровке, к сожалению, нет. Мы всегда говорим жителям на наших встречах, что они могут принять собственную тарификацию и согласовать стоимость оказываемой им услуги. Но, если они изначально не воспользовались своим правом, придется платить по установленному в муниципалитете тарифу».

Однако все мы понимаем, что такое простое право на собственные тарифы на деле требует юридической и экономической подкованности, знания нормативных актов для аргументации собственных расценок и скрупулезной аналитической работы. Такие случаи есть, и они, как утверждают в ГЖИ, не единичны. Но точную цифру нам назвать не смогли.

Отчет в одну страницу

Еще одно белое пятно в структуре ЖКХ – система отчетов УК. Некоторые жильцы задаются вопросом, почему один дом имеет довольно развернутый годовой отчет, а у другого все работы и траты за 365 дней уместились на одной странице. Большое количество жалоб поступает на тему отсутствия отчетной документации в системе ГИС ЖКХ, ее неполноты, несоответствия реальным затратам.

Мониторинг системы ГИС ЖКХ осуществляет Государственная жилищная инспекция Кемеровской области. Но форму отчета для своей управляющей компании должны утверждать собственники помещений в многоквартирном доме и оформлять ее в качестве приложения к договору управления. «Если собственники этого не сделали, то применяется примерная форма отчетности, утвержденная приказом Минстроя РФ. Если появилось желание контролировать работу УК детальнее, собственникам необходимо утверждать в качестве приложения к договору ту форму отчетности, которая позволит получать им необходимый объем информации», – пояснила Ирина Гайденко.

Договоры по норме

Обычно жители не придают особого значения подобным документам и, полагаясь на порядочность УК, просто принимают так называемые типовые договоры, а зря.

Формы договоров управления у каждого дома могут быть разными, с разными требованиями и детализацией прав и обязанностей УК и жильцов. Вместе с приложениями они должны быть размещены на портале ГИС ЖКХ. «Вне зависимости от того, когда был заключен договор управления, его содержание должно быть актуализировано в соответствии со всеми измененными требованиями в законодательстве, – пояснила Ирина Викторовна. – Если в ходе проверок установлено, что какой-то из пунктов договора не соответствует действующим нормативным актам, выдается предписание на приведение договоров в соответствие. Договор должен быть максимально понятен и содержать исчерпывающую информацию о том, обязанность по оказанию каких услуг и с какой регулярностью берет на себя управляющая компания, чтобы собственники понимали, за какие услуги и как формируется платеж.

Но важно помнить, что договор не может искажать параметры и нормы СНиПов и ГОСТов, которые прописаны в Постановлении правительства №354 и обязательны для исполнения управляющими компаниями.

Одним словом, если уж вам повезло жить в городских муравейниках под названием «многоквартирный дом», в котором, с одной стороны, жильцам предоставлены тепличные условия и статус хозяев, а с другой – полная зависимость от исправной работы многих городских служб и действий управляющей компании, помните, что выстраивание отношений с УК и ГЖИ – это не всегда бессмысленное противостояние. Это взаимодействие и планомерная структурированная работа, а не шараханье дилетантов. В тех домах, где собственники активны и заинтересованы в управлении домом, где совет жильцов не только решителен, но и грамотен и последователен, там и порядок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Нате, рулите!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру