"Воруете? Так воруйте красиво!", - просят коммунальщиков в Кемерове

Как жильцы дома воспитывают свою УК

03.07.2019 в 10:14, просмотров: 1312

Не нравится тариф – установите свой; не устраивает УК – поменяйте; не верите смете – делайте экспертизу; в крайнем случае спасет суд – так любит отвечать на вопросы о проблемах ЖКХ Госжилинспекция. Но утопические советы разваливаются, как только находятся те, которые решаются пойти по этому пути и испробовать перечисленные варианты. Кемеровский домком Любовь Алейченко – одна из них. Она борется за права жильцов своего дома. Но ни приход соседей в полном составе в суд, ни документальные доказательства финансовых утечек, ни готовность оплатить из собственного кармана госэкспертизу не помогли пока людям добиться правды. Все попытки деятельно контролировать процесс отлетают от насквозь порочной системы ЖКХ, как от стенки горох.

Кто-то крышует тарифы

«Воруете? Так воруйте красиво!» – с этих слов в адрес УК началось наше знакомство с Любовью Алейченко, старшей по дому 83а на проспекте Шахтеров г. Кемерово. Пенсионерка понимает – УК злоупотребляет средствами жильцов. Причем делает это, по ее мнению, откровенно и неграмотно. Поэтому смотреть на то, как управляющая компания облапошивает пенсионеров, а в ее доме они проживают в 49 из 58 квартир, у старшей по дому не получается. «Я готова закрыть глаза на мелкое жульничество и сознательно переплачивать 10%, – с улыбкой призналась хваткая пенсионерка. – Но когда суммы в разы превышают положенные… Ну, имейте совесть!»

Одним из острых вопросов по традиции стали коммунальные тарифы. С цифрами, установленными Горсоветом, управдом не спорит – жильцы их приняли как данность. Не устраивает то, как УК этими тарифами распоряжается. Поэтому старшая по дому решила запросить у управляющей компании калькуляцию: расчет стоимости работ по тем статьям, которые включены в тариф. Жильцы ведь имеют право знать, сколько и за что платят. К примеру, людей интересует, почему за два обхода дома – весенний и осенний – им приходится платить по 42 тысячи рублей ежегодно. «Я написала официальное письмо в УК, в котором попросила произвести хронометраж рабочего времени весеннего обхода, – рассказала Любовь Васильевна. – Ответа на запрос не получила. Тогда мы вместе с жильцами присоединились к мастеру УК во время самого обхода. У нас на все про все ушел час! То есть за час весной и час осенью мы платим по 21 тысяче рублей! Где вы видели такую стоимость часа работы?!»

Любовь Васильевна обратилась за разъяснением по структуре тарифа в управляющую компанию, но там ей ответили, что информация закрыта. «Тогда я направила свой запрос в Горсовет, который, собственно, тарифы и утверждает, – продолжила пенсионерка. – Ответ был весьма обтекаем: по каждому дому всё индивидуально. ГЖИ пишет, что не уполномочена с этим разбираться. Тогда я обратилась в городскую администрацию. Глава города Кемерово Илья Середюк посоветовал нам идти в суд и заботливо приложил к ответу образец искового заявления».

«Идите в суд» – фраза, после которой заканчиваются многие истории поиска «справедливостей» ЖКХ. Но Любовь Васильевну она не остановила. Домком решила копать до сути.

Для представления интересов жильцов дома в суде оказалась нужна доверенность. Но не одна от всех, которую можно было бы оформить на общедомовом собрании, а от каждого из жильцов, причем нотариально заверенная. На момент обращения в суд стоимость такой доверенности составляла полторы тысячи рублей с человека, то есть 87 000 рублей с 58 квартир. Для дома, сплошь состоящего из неработающих пенсионеров, сумма довольно ощутимая. И Любовь Васильевна пошла другим путем: она организовала прибытие в суд всех (!) жильцов дома. «Но, как вы понимаете, на адвоката у нас денег нет, сама я не юрист, а без хорошего защитника в суде делать нечего, – призналась Любовь Алейченко. – В итоге, несмотря на отсутствие актов выполненных работ, подписанных собственниками, суд мы проиграли. Второй раз погружаться в этот ад я не хочу. На то, видимо, и расчёт», – констатировала домком. Так и осталось неизвестным, что же скрывается внутри оплачиваемого жильцами тарифа и почему все так отчаянно оберегают эту тайну.

Знать правду не положено

Много раз на встречах с представителями ГЖИ нам доводилось слышать о том, что сотрудники инспекции обращались в администрацию области с просьбой организовать подразделение, которое бы помогало жильцам, не имеющим экономического образования, оценивать адекватность проектных смет и расчётов на строительные и ремонтные работы, которые им предоставляет УК. Пока это предложение висит в воздухе. Возможности, а скорее всего, желания помогать ни у кого, видимо, нет. На худой конец у жильцов всегда остается право заказать экспертизу за свои кровные.

Право-то есть, но толку от него – тоже ноль. Так, в доме по Шахтеров, 83а на 2019 год был запланирован капитальный ремонт кровли и систем водоотведения. В сентябре прошлого года жильцы получили проектно-сметную документацию по этим работам. Не рассчитывая на бесплатную помощь, когда пришло время согласования расценок, собственники жилья решили заказать их госэкспертизу. Но не тут-то было… «Мне принесли смету и командным тоном сказали подписать, – поделилась Любовь Васильевна. – Я пояснила, что не имею специального образования, и даже если смогу понять, где в этих документах нестыковки, как и кому это буду доказывать? Поэтому собранием собственников мы решили получить экспертное заключение. Но в Фонде капитального ремонта (ФКР) так этого боятся, что тянут уже почти год, ничем не обосновывая задержку. А нам хочется знать, на что пойдут наши деньги». В официальном ответе от ФКР Кемеровской области читаем: «Обязательное проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации, а также проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется, что позволит сэкономить средства собственников многоквартирного дома». Заботливые какие… «Видимо, поэтому мы должны были закрыть глаза и согласиться с предложенными цифрами, – продолжила домком. – В общем, вот уже почти год мы не можем начать капитальный ремонт, потому как ФКР под разными предлогами просто не сдает сметную документацию на экспертизу. Притом что стоимость проведения экспертизы 23 600 тысяч рублей была заложена в эту самую смету».

В итоге жильцам, которые за свои деньги захотели узнать, правильный ли счет им выставили, пришлось обращаться в прокуратуру. Вместе с тем все жители пятого этажа написали жалобу по поводу затягивания сроков ремонта главе города Кемерово, губернатору Кемеровской области и в Фонд капремонта. Неделю назад им поступила информация из прокуратуры, что вопрос сдвинулся с мертвой точки и документы переданы на экспертизу. Но окончательного решения по нему пока нет.

Не накажем, ибо не приходят

Забавные истории в доме происходят и с текущим ремонтом. Во-первых, жильцы утверждают, что не могут повлиять на перечень выполняемых работ – убрать или добавить их из списка не всегда получается. УК корректировки собственников не принимает, а вместо обоснования своего решения сообщает коротко – «так надо».

Но отсутствие взаимопонимания между заказчиком и исполнителем – полбеды. А вот утечка средств – дело куда более серьезное. По словам Любови Васильевны, в 2017 и 2018 годах дом переплатил УК почти 400 тысяч рублей. К такому выводу она пришла после сопоставления и анализа проекта работ и отчетной документации. «Я им все расписала от А до Я, – рассказала старшая по дому. – Очевидно, что цифры не сходятся. По моим расчетам, экономия за 2017 год составила более 191 тысячи рублей, в 2018 – более 196 тысяч. В дополнение к этому в отчетах постоянно завышается стоимость работ в сравнении с проектными без обоснования и согласования с собственниками. Естественно, нам хочется вернуть эти деньги. Говорю – отдайте. А они отвечают – ничего не знаем, всё выполнено. Обращаемся в прокуратуру, администрацию города и области, ГЖИ. Тишина. А ответ полиции на наш запрос просто фееричный: мы не можем привлечь УК к ответственности, потому что руководитель компании не приходит на допрос и не приносит документы, а запрошенная в ГЖИ информация до сих пор не получена. А значит, в возбуждении уголовного дела отказано. Представляете? Для того чтобы избежать ответственности и наказания, достаточно просто игнорировать требование прийти в полицию и не предоставлять документы для проверки? Еще меня хотели за клевету привлечь. Но все-таки посчитали, что у меня есть основания подозревать управляющую компанию в нечистоплотности». Кстати, несколько лет назад дому-таки удалось вернуть полуторамиллионную переплату. Но менять УК жильцы не намерены. Любовь Васильевна убеждена, что пока вся система не начнет работать, от перемены мест слагаемых ситуация не изменится. «Если им на горло встать и не слезать, можно даже некоторых результатов добиться, – с улыбкой отмечает старшая по дому. – Мы за последние девять лет и светодиодное освещение сделали, и ремонт все-таки провели. Воспитываем потихоньку. Хотя после перехода УК «Радуга» под московское управление ситуация в разы ухудшилась. И так-то было несладко, а теперь вообще жуть. Любые решения затягиваются, переносятся на конец года, добиться элементарных и срочных работ почти невозможно».

Образцово-показательный двор

И если бы требования жильцов были неадекватными, а претензии мелочными! Так нет же! Все чего они требуют от УК – контролировать аппетиты. Сами же жильцы при этом не бездействуют, а всячески помогают жилищникам – за чистотой во дворе следят и озеленяют его. Например, осенью 2017 года высадили на придомовой газон 25 сосен и 60 кустов сирени, чубушника и спиреи. Деревца покупали за свой счет, дружно скинувшись. «Стоит отдать должное горадминистрации. Они по нашему запросу выделили шесть сосенок и десять кустиков, – отметила Любовь Васильевна. – Остальные покупали сами. Кто по 300, кто по 500 рублей скидывался». А теперь охраняют пенсионеры свой мини-лесок с дозором как от варваров со стороны, так и от самой управляющей компании, которая норовит зимой снег на газон свалить. А на случай, если вредители выкапывают цветы во дворе, у жильцов на балконах растут резервные запасы. В этом году заявили свой двор на городской конкурс. Благодаря этому мы, собственно, и познакомились. Как часто бывает – пришли за одной историей, а получили совершенно другую, куда более серьезную и менее парадную.

Чем глубже мы погружаемся в тему ЖКХ, тем больше понимающих и активных домкомов встречаем. Как кость в горле они для ущербной системы. И увеличивать их количество власти явно не хотят. Любовь Васильевна обращалась к замгубернатора Вячеславу Телегину с просьбой провести обучающий семинар для несведущих в тонкостях ЖКХ председателей домов УК «Радуга». Но просвещать их никто не спешит. Зачем? С безграмотными же проще. Но знаете, что мы заметили? Тех, кто не желает быть безропотной дойной коровой и берет на себя бремя управления своим домом осознанно, как и тех, кто, вникая в мутные глубины ЖКХ, начинает понимать несправедливость и ущербность происходящего, не остановить. Гражданское самосознание общества растет. Это очевидно. И если власти и законодатели по-прежнему будут закрывать на это глаза и не предпримут адекватных шагов в сторону ремонта явно неисправной системы с названием из трех букв, а жилищно-коммунальное хозяйство не заработает, как полагается, вероятно, очень скоро эти активные люди объединятся. И наряду с Комитетом защиты Рудничного бора возникнет Комитет защиты населения от произвола УК, например. А пока: «Перемен! Все ждут перемен!»