Грядет «безгаджетное» образование

В кузбасских школах взят курс на запрет смартфонов

12.09.2019 в 07:14, просмотров: 923

В образовательных учреждениях Кузбасса полным ходом идет обсуждение и адаптация под местные условия методических рекомендаций по ограничению использования мобильных устройств в общеобразовательных организациях. Незадолго до начала учебного года с таким предложением выступили Роспотребнадзор, Минпросвещение, Рособрнадзор и Российская академия образования.

Грядет «безгаджетное» образование

Составители рекомендаций предлагают российским школам создать специальные места для хранения телефонов школьников на время занятий, а всем участникам образовательного процесса при входе в школу переводить устройства в режим «без звука и вибрации» и ограничить их использование. С родителями и учениками рекомендуется проводить воспитательно-просветительские занятия с привлечением специалистов, которые бы доходчиво рассказали о вреде здоровью электромагнитного излучения и прививали основы культуры использования устройств мобильной связи.

4 сентября на площадке Общероссийского народного фронта прошло рабочее совещание на эту тему. Представители администрации города, департамента образования и науки, Роспотребнадзора, Кузбассобрнадзора, кузбасских вузов и родительских комитетов обсуждали разработку единого для всех школ региона алгоритма работы с мобильными телефонами и другими средствами коммуникации. Один из главных вопросов касался разработки нормативного акта, согласованного с департаментом и прокуратурой, который бы обезопасил руководство школ от многочисленных родительских жалоб. Так как вопросов у родителей остается много.

В частности, не совсем понятен порядок хранения телефонов как собственности. Чиновники предлагают «информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации». Но при этом не уточняют, кто будет нести ответственность в случае, если смартфон, например, украдут, когда он находится в специальном месте для хранения. Ребенок и уж тем более родители отвечать за его сохранность там вряд ли смогут. А если не найдется того, кто будет готов взвалить на себя эту ответственность, обязать людей сдавать свои телефоны никто не сможет. Очевидно, придется детально прорабатывать систему сбора, хранения и выдачи гаджетов, назначать ответственного.

Второй интересный момент – согласно рекомендациям, педагоги должны обеспечить обучающимся доступ к учетной записи электронного дневника без использования личных устройств мобильной связи. Интересно, как будут выходить из ситуации учителя? Снабжать школьников личными ноутбуками, по примеру президентского кадетского училища, где смартфоны запрещены, обычные школы смогут вряд ли.

На переменах методичка разрешает детям сделать звонок или отправить смс, то есть использовать смартфон по прямому назначению. Но если аппараты хранятся в другом кабинете, ребенку для звонка родителям придется в пятиминутку добежать до места хранения, попросить выдать телефон, а после звонка умудриться не опоздать на занятие.

И самый, как кажется, недоработанный пункт – это требование «обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации». Кто и как будет работать в школе вестовым между детьми и родителями?

Мнения родителей разделились. «Что за концлагерь!? – высказалась мама восьмиклассника Ирина Н. – Мой ребёнок прекрасно справляется и с учебой, и с телефоном. Он вполне себе понимает, когда его надо убрать, а когда можно достать. Это вопрос воспитания, а не обучения. А родители совершенно легко могут отключить мобильник от интернета, убрать из него все игры и оставить для связи с ребенком. Я считаю так: если учитель сильный, авторитетный, если он умеет своим предметом заинтересовать ребят, они не станут чатиться под партой во время урока. А попытки запретить мобильные – это, на мой взгляд, страх конкуренции и признание собственного профессионального бессилия». Другая родительница сообщила, что дает своему ребенку кнопочный телефон без интернета, так называемую звонилку. Чатиться на таком аппарате не получается, но ребенок всегда на связи. Да и украдут – не обидно.

Также открытым остается вопрос, как быть со смарт-часами, с помощью которых многие родители не только остаются на связи с ребенком, но и могут послушать, что говорят на уроках. Не все учителя с энтузиазмом воспринимают эту идею. И, несмотря на то, что законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает, согласовать такую «прослушку» с педагогами и родителями других детей придется. Ведь педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовым договором.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.

Как сообщили нам в департаменте образования и науки Кемеровской области, методические рекомендации направлены для ознакомления и обсуждения в муниципальные органы управления образованием Кемеровской области, образовательные организации, расположенные на территории региона.

Стоит отметить, что в Кузбассе имеется опыт регламентации использования устройств мобильной связи в учебных заведениях. Подобная практика успешно применяется в Гимназии №42 г. Кемерово. Решение об ограничении использования смартфонов в учебное время приняли и в кемеровской Православной гимназии.