В Кузбассе изменится схема выплат больничных и социальных пособий

Останется ли слабое звено в цепочке?

25.09.2019 в 05:59, просмотров: 1269

Более восьми лет в России действует федеральный проект «Прямые выплаты», и 59 регионов РФ уже работают по новой схеме. С 1 января 2020 года к ним присоединится Кузбасс, и жители региона смогут получить причитающиеся им социальные выплаты напрямую из ФСС, минуя работодателя. Но, как все новое, данный переход вызывает множество вопросов. Нашему корреспонденту на них ответила начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения ФСС РФ Юлия Аленина.

В Кузбассе изменится схема выплат больничных и социальных пособий
С 1 января 2020 года кузбассовцы будут получать социальные выплаты напрямую из Фонда социального страхования, минуя работодателя. Фото. yurist-consulting.ru

– Юлия Викторовна, расскажите, как сейчас происходит выплата пособий?

– С момента своего образования Фонд социального страхования работал по так называемому зачетному механизму. Выглядит это так: работник обращается к работодателю, например, с больничным листом. Работодатель по этому больничному в течение десяти дней рассчитывает пособие и выплачивает его работнику из собственных средств в ближайшую заработную плату. Потом приходит к нам и просит компенсировать эти траты, кроме первых трех дней, которые как были, так и останутся его издержками. Если это бюджетная организация, не имеющая собственных прибылей и доходов, она сразу обращается к нам за деньгами. Получается, все это время работодатель выступал в качестве посредника между работником и ФСС.

– Чем же Фонд социального страхования не устраивает эта годами отработанная схема, к которой люди уже привыкли?

– Со временем у этого зачетного механизма обнаружилось множество недочетов. К примеру, если работодатель – банкрот, у него вообще денег нет. Пособие положено, а денег нет. Или просто работодатель недобросовестный и скрывается. Работник такого работодателя вообще может остаться без пособия. У Фонда нет оснований, чтобы взять положенные выплаты на себя. В данном случае обманутому работнику придется отстаивать свои интересы в суде.

Некоторые организации предоставляют больничные, а потом используют перечисленные нами средства в собственных нуждах. Мы деньги им перевели, а до получателя они не дошли в положенные сроки. Или вообще не дошли. Бывает, что человек обращается в бухгалтерию за своим пособием, а нерадивый бухгалтер отвечает, что якобы Фонд выплачивает пособия только раз в полгода, и нужно подождать. А сам тем временем, чтобы не делать лишних телодвижений, собирает заявления поквартально и отдает все разом. То есть по сути процесс выплаты социальных пособий по старой схеме всецело отдан на откуп работодателя и его совести. А она есть не у всех. На сегодняшний день мы не имеем ни возможностей, ни полномочий на то, чтобы проверять сроки передачи документов, ведь сейчас работодатель обращается к нам за деньгами тогда, когда посчитает нужным. И это – благоприятная почва для злоупотреблений.

– Чем новая схема будет отличаться от старой? Многие опасаются, что теперь придется побегать для того, чтобы получить причитающиеся деньги.

– Для работника не изменится ровным счетом ничего. Он точно так же будет приносить свой больничный лист работодателю для подтверждения законности своего отсутствия на рабочем месте. Вместе с положенными документами он будет подавать заявление на выплату того или иного пособия с указанием способа перечисления средств. Это может быть счет в банке, почтовый перевод или банковская карта. В течение пяти календарных дней работодатель будет должен переслать нам эти документы в виде электронного реестра, который содержит всю информацию о сотруднике, необходимую для расчета пособия: размер заработной платы и трудовой стаж. В течение следующих десяти календарных дней после получения всей необходимой документации мы должны рассчитать и выплатить человеку пособие напрямую на счет или способом, указанным в заявлении, минуя работодателя. И человек не будет зависеть от того, есть деньги в его организации или нет, чистоплотная она или готова потеряться. При этом никаких дополнительных документов собирать не нужно будет. Размер пособия и порядок его расчета не изменится. Проект уже обкатан в 59 регионах, которые делятся с нами своим опытом. В числе первых участников проекта было Новосибирское региональное отделение ФСС. Оно станет нашим куратором на первых этапах. Самым тяжелым будет первый год работы в новом режиме, когда придется отлаживать связи с работодателями и получателями. Но мы постараемся свести риски к минимуму.

– А какие места в новой схеме вы расцениваете как слабые?

– Мы можем оказаться в неприятной ситуации, если работодатель своевременно не предоставит нам документы для расчета пособия. Раньше он был не связан никакими сроками. Но с нового года сроки передачи документов будут определены законодательством и составят пять календарных дней, а у нас появятся полномочия привлекать к административной ответственности те организации, которые эти сроки будут нарушать.

И второй риск – это возможные ошибки в реестре. Часть ошибок в автоматическом режиме будет фильтровать программа и возвращать документы на доработку. А часть ошибок придется исправлять нам. Если в день из одной-двух тысяч заявок 500 будет с ошибками, это, конечно, немного затянет и усложнит процесс.

– Насколько этот процесс может затянуться и кто за это будет нести ответственность?

– У работодателя есть всего пять дней на исправление ошибок. Если он этого не сделал, ему также придется выплатить штраф. Мы считаем, что эта проблема решаема. У нас не так много организаций в регионе, которые имеют социальные расходы. Мы насчитали их чуть больше 14 тысяч. Выписали всех поименно и составили график семинаров, чтобы охватить каждого. У нас уже сегодня программа работает в тестовом режиме. Мы призываем работодателей формировать реестры и высылать их на тестовый шлюз, чтобы понять сейчас, а не в январе, где могут возникнуть проблемы.

– А если ошибка несистемная и программа ее не увидела? Например, работодатель просто предоставил неверные данные. Что тогда?

– Да, такое может быть. Например, мы получили информацию в реестре о том, что у человека стаж – десять лет. Насчитали и выплатили пособие с учетом этой информации. А в следующий раз работодатель присылает документы, в которых у этого же сотрудника стоит стаж – один год. Система выявляет эту нестыковку. Мы связываемся с работодателем и спрашиваем – какой же все-таки стаж у человека. Если окажется, что работодатель в первый раз ошибся в сторону увеличения стажа, он должен будет компенсировать нам переплату из собственных средств.

– Как быть тем, кто уже получает долгосрочные выплаты, например по уходу за ребенком? Сейчас им платит работодатель, с 1 января выплаты начнете производить вы. Документы придется собирать и предоставлять по второму кругу?

– Нет, документы уже собраны, пособие рассчитано. За декабрь работодатель последний раз переведет средства со своего счета, а с января получателям будут направляться те же деньги, но уже от нас. Мы будем выплачивать их с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем начисления: то есть пособие за январь мы перечислим с 1 по 15 февраля, за февраль – с 1 по 15 марта и т.д.

– Что-то в этой новой схеме будет зависеть от самого работника? Что он должен учесть, чтобы не стать причиной неприятных задержек?

– Есть один нюанс, о котором нужно знать. У нас в стране действует национальная платежная система – карта «Мир». Постановлением правительства определен перечень выплат, которые могут поступать только на нее. Например, заработная плата сотрудников бюджетных организаций. С 1 мая 2019 года в это постановление внесли пособия, связанные с детством и материнством. А это значит, что теперь их можно будет получить только на карту «Мир».

– Изменения внесены в мае, сейчас уже сентябрь, а люди продолжают спокойно получать материнские деньги на разные карты.

– Да, вы правы. Но это будет возможно только до нового года. Потому как сейчас выплаты производит работодатель, не уточняя назначение платежа. Другими словами, банк не видит, какие деньги он зачисляет сотруднику вместе с заработной платой. Когда этим начнет заниматься ФСС, в каждом платеже будет указан вид пособия. И банк будет обязан отслеживать назначение платежа и тип принимающей его банковской карты, чтобы не нарушить федеральное законодательство.

– Как же быть, если материнское пособие есть, а карты «Мир» нет?

– Получатель пособия может в своем заявлении, которое он передает работодателю, прописать другие варианты для зачисления средств – банковский счет или попросить перевести деньги почтовым переводом. То есть альтернатива «Миру» остается. Но если работник указал в заявлении, к примеру, карту VISA, а перевод возможен только на карту «Мир», банк обязан в течение 10 дней связаться с получателем выплаты, проинформировать его об этом и предложить получить пособие в кассе банка. Если в течение этого времени связаться с получателем не удается, банк возвращает деньги нам, и мы через работодателя начинаем искать получателя пособия. Да, это может существенно затянуть время выплаты. Поэтому на семинарах мы разъясняем, что лучше уже сейчас позаботиться о наличии карты «Мир» или открыть счет в банке. В крайнем случае, изначально указывать в заявлении вариант выплаты средств почтовым переводом. Ситуация не патовая. Выход из нее есть.

– Как будет организована ваша работа с жителями сельских территорий, где зачастую до сих пор нет ни интернета, ни банкоматов, ни отделений банка?

– На самом деле таких территорий сегодня не так много, как может показаться. Для них будет приемлем тот же самый почтовый перевод.

– Все мы знаем, как работает наша почта. Получается, селяне обречены на длительное ожидание своих денег и дополнительные траты за почтовые услуги?

– В обоих случаях ответ – нет. Платить получателям почтовых переводов ни за что не нужно будет. Эти траты мы берем на себя. Что касается сроков, то они будут отличаться от обычной почтовой пересылки. По истечении двух рабочих дней с момента, когда мы перечислим деньги на почту, получатель уже может их получить в почтовом отделении по месту жительства.

– Что делать, если деньги все-таки не дошли? Раньше можно было пойти со своими претензиями к работодателю. Теперь он будет иметь право умыть руки и сказать: я документы передал, разбирайтесь в ФССе. А человек, к примеру, живет в Чебуле. И если до работодателя рукой подать, то на разбирательство с Фондом и визит в областную столицу уйдет весь день и значительная сумма...

– Во-первых, получатель сможет следить за судьбой своих документов с момента их подачи. Для этого нужно будет зарегистрироваться в личном кабинете (https://lk.fss.ru) на нашем сайте. Здесь будет видно, дошли до нас его документы в положенный срок или нет. Дальше человек будет видеть, что с ними происходит. Если написано «Назначение» – значит, мы еще работаем над расчетами. «Выплата» – значит, отправили документы для зачисления. На карту «Мир» деньги должны поступить в течение часа, на другие карты – в течение суток. Получатель будет видеть и сумму, и этапы работы над выплатой пособия.

Если доступа в личный кабинет нет, а с момента подачи документов прошло более 15 дней, можно обратиться к нам по электронной почте или по телефону горячей линии, которые заработают с нового года. Не обязательно ехать в Фонд. Достаточно позвонить, назвать себя, свой СНИЛС, и мы начнем разбираться в ситуации. К нам и раньше поступало много жалоб и обращений, преимущественно на работодателя, который не выплачивает деньги в срок, и мы имеем опыт работы с населением. Надеюсь, с нового года таких жалоб станет намного меньше.