Запредельный цинизм кузбасских чиновников потрясает

У них "разрушается и непригоден для проживания" не значит "аварийный"

Многоквартирный дом официально признан непригодным ещё в 2005 году. Но 15 лет назад о жильцах то ли случайно забыли, то ли умышленно проигнорировали. Теперь прокопьевские власти, ссылаясь на изменения закона, предлагают обитателям дома потерпеть до 2029 года. Иными словами, новое жильё обещают предоставить через четверть века после того, как старое признано негодным. Жильцы судятся с прокопьевской горадминистрацией. У них есть все основания считать, что чиновники водят их за нос 15 лет и хотят обманывать дальше.

У них "разрушается и непригоден для проживания" не значит "аварийный"
Дом на улице Международная, 12 с 2005 года непригоден для проживания.

Развалины с декором

Эта история подошла бы для фельетона, только жильцам не до смеха. И, судя по всему, на их несчастьях кто-то нешуточно нагрел руки. Адрес прокопьевской беды – ул. Международная, 12. Жильцы говорят, что здание в любой момент может сложиться, как карточный домик, и их завалит обломками. Дом сталинских времён – построен в 1952 году – в районе ДК Красная Горка. На фасаде со стороны проезжей части ещё сохранились элементы декора, но некоторые квартиры брошены; окна заколочены. На фасаде серьёзные трещины. Балконы вот-вот развалятся. В подъездах тоже трещины, чёрные следы на стенах от замкнувшей проводки. Как позже объяснили обитатели дома, проводку они недавно меняли за свой счёт, но это не помогло. Видимо, слишком высокая влажность.

В полной мере осознаёшь, насколько здесь опасно, когда заходишь в брошенные квартиры. Окна забиты кое-как, гуляет ветер, и такая же температура, как на улице. Межквартирные стены оставшихся жилыми комнат, по сути, теперь граничат с улицей. На одной громадная трещина, заделанная монтажной пеной. Про теплоизоляцию всё понятно. Оставленные помещения, которые когда-то были жилыми, разваливаются от воздействия внешней среды. В некоторых стены и потолки сохранились лишь фрагментарно. Соответственно, разруха подбирается и к тем комнатам, где люди ещё обитают. Жильцы второго этажа мрачно шутят: «Живём на небе». Под ними пустая квартира, потолок которой совсем обветшал, значит, на втором этаже может обвалиться пол. К слову, перекрытия в доме деревянные. Специалисты, проводившие в доме экспертизу, сказали, что в этой квартире из трёх комнат безопасна только одна. Но за квартиру платят, как будто пользуются всеми тремя.

Напротив живёт пенсионерка Светлана Юрченко. Переехала в этот дом из частного сектора. У мужа инвалидность, он прикован к постели. Надеялись, что в квартире им будет легче. Купили именно в этом доме, потому что были ограничены в средствах. Когда переезжали, понятия не имели, каково жить в этой сталинке. Светлана Андреевна рада уже тому, что в последние годы, после закрытия в этом районе гидрошахты, из подвала ушла вода. Но всё равно влажность в комнатах высокая и, когда на улице тает снег, на кухне начинается капель.

Мария Огнёва, воспитывающая двух детей, купила квартиру на первом этаже. Материнского капитала хватило только на такое жильё. Говорит, что дом, по сути, без фундамента. Зимой по полу ходить холодно, как по снегу. Когда только заселилась, её маленькая дочка постоянно простывала. Летом у жильцов первого этажа другая напасть – блохи. Здесь уверены, что это «земляные блохи».

– Летом вообще от них житья нет – съедают! И сырость. У меня уже на кухне стенка отвалилась от плесени, – рассказывает Мария.

Игра слов

Насколько известно старшей дома Татьяне Бризицкой, капитального ремонта здесь не случалось никогда. Управляющая компания «На Волынова» отчитывается об огромном объёме работ, проделанных и в самом доме, и на прилегающей территории, однако Бризицкая говорит, что это только на бумаге. Она живёт в этом доме с середины 90-х, когда её маме, выросшей в детдоме, выделили здесь квартиру.

Т. Бризицкая.

– Выдали нам квартиру в ужасном состоянии: без окон, без дверей, без пола. Мы заехали просто в голые стены. Но у мамы было уже двое детей, а собственного жилья не было, поэтому она согласилась на этот вариант, – вспоминает Татьяна.

Привели квартиру в пристойный вид, однако нормальной жизни не получилось. Влажность уже тогда многократно превышала все санитарные нормы. Отец работал электриком, сделал вытяжку, чтобы спастись от сырости, но это помогло мало. Мать от нездорового воздуха стала астматиком, у Татьяны и её брата хронический бронхит.

В конце 90-х пост мэра Прокопьевска занимал Валерий Гаранин. Мать Татьяны несколько лет добивалась, чтобы он её принял. В 2005 году дом обследовала межведомственная комиссия. В распоряжении редакции копия акта от 4 августа 2005 года, в котором сказано, что дом по Международной, 12 непригоден для проживания. Председатель комиссии – замглавы города по строительству Наталья Бурдина. Однако, по словам жильцов, этот акт они впервые увидели в 2017 году. Одна из обитательниц поменяла в квартире полы и намеревалась получить компенсацию.

– А в администрации сказали: «Какие деньги? Мы вам ничего не будем возвращать. В 2005 году дом признали непригодным, его сносить надо», – объясняет Татьяна.

В доказательство просительнице выдали копию акта, составленного много лет назад. Жильцы уверены: сотрудница просто не знала, что существование этого документа от них скрывали.

Прокопьевские власти предлагают обитателям дома прожить в сталинке до 2029 года.

Как выяснилось, прокопьевские чиновники помнят, что «его сносить надо», только когда речь идёт о компенсации за ремонт. Когда обитатели сталинки потребовали, чтобы их, наконец, переселили, начальник отдела по учету, распределению и приватизации жилья Прокопьевской горадминистрации Мария Штраух сказала, что к этому имеются серьёзные препятствия. В акте дом назван «непригодным для проживания». Но в 2006-м законы изменились, и теперь требуется, чтобы дом официально был признан аварийным. В акте слова «аварийный» нет. Жильцы заметили, что переселить их должны были ещё в 2005-м, до внесения изменений в законодательство, и непонятно, почему чиновники используют эти изменения для прикрытия собственной нерадивости или нерадивости своих предшественников. Однако местные власти, кажется, уверены, что законами только так и надо пользоваться.

Так и хочется сказать: «Поживите здесь сами».

Тяжба вместо расселения

Новые формулировки в казённых бумагах – это ещё не всё. В 2005 году экспертизу сделали за счёт бюджетных средств, повторную жильцам пришлось оплачивать из своего кармана. Такие теперь законы. Как рассказывает Татьяна, потребовалось около 80 тысяч рублей. Эту сумму удалось собрать не сразу: далеко не все обитатели дома по Международной, 12 отстаивают свои права. Иные пьют, а большинство просто живёт по принципу «плетью обуха не перешибить». Но новая экспертиза всё же состоялась. А потом ещё и «внеплановое обследование», которое провели Прокопьевское отделение Государственной жилищной инспекции Кемеровской области совместно с УК «На Волынова». Жильцы получили на руки документ, датированный 12 ноября 2019 года, за подписью замначальника инспекции С. В. Шерсткова: «Жилой дом с большим физическим износом конструкций; частично нарушен штукатурный и кирпичный слои на фасаде дома, имеются трещины по отделочному слою и кирпичной кладке; имеются просадки и деформации внутренних стен и перегородок; на момент обследования зафиксированы следы проточек с кровли по потолочному перекрытию в подъездах; в квартирах №№8, 11, 14, 18 длительное время не проживают, оконные заполнения закрыты силами управляющей организации подручным материалом, входные двери в квартиры забиты; в квартире №11 (2 этаж) в коридоре имеются нарушения деревянного полочного перекрытия; в подъездах дощатые полы зыбкие, имеются дефекты и повреждения; деревянные оконные и дверные заполнения имеют перекосы, щели, деформации; имеются трещины и разрушения кладки арочного проёма подъезда №3; имеется нарушение вертикальной и горизонтальной гидроизоляции фундамента, неравномерная осадка участков фундамента; в квартирах первого этажа стены поражены грибком и плесенью; конструкции кровли в неудовлетворительном состоянии (загнивание и прогиб стропильных ног, обрешётки, элементов покрытия кровли и т. д.». Подробно цитирую, чтобы не упрекнули, будто выдумываю или преувеличиваю.

Ещё в этом документе сказано, что «жилые помещения не отвечают нормативным требованиям» и «имеются вредные последствия для собственников квартир». Наконец, читаем: «признан аварийным и подлежащим сносу….». Но продолжение этой фразы как насмешка: «… на 2029 год». Представляете?! На 2029!! Иными словами, переселять жильцов раньше этой даты чиновники не планируют. Но обитатели дома по Международной, 12 не уверены, что здание переживёт хотя бы нынешнюю весну, когда по стенам подъездов и квартир снова потечёт вода.

Проживающая в доме Светлана Юрченко подала на горадминистрацию в суд, требуя, в частности, пересмотреть срок сноса. Центральный районный суд города Прокопьевска частично удовлетворил её иск. Из решения следует, что должна быть названа другая, более разумная дата. Однако горадминистрация-ответчик подала на апелляцию. Теперь на несколько недель откладывается даже вопрос о том, будет ли скорректирована дата расселения.

После заседания жильцы поинтересовались у выступавшей в суде представительницы горадминистрации, понимает ли она, что дом к 2029 году, скорее всего, просто развалится. Та вместо ответа цинично предрекла, что дату сноса и переселения передвинут на 2028 год, и это ещё в лучшем для жильцов случае.

Обитатели дома искали справедливости во многих инстанциях, в частности, в прокуратуре Кемеровской области. В ответе из прокуратуры от 12 декабря 2019 года сообщается, что дом обоснованно не включён в программу переселения из аварийных домов, так как был признан аварийным после 01.01.2017 года… Почему-то под любые действия властей, которые с общечеловеческой точки зрения выглядят мошенничеством, легко подводится законодательная база. Интересно, это везде так, или только в Кузбассе, или только в Прокопьевске?

23 февраля узнал от жильцов последние новости. Составленный в 2005 году акт должен был стать основанием для принятия тогдашним мэром решения. Им удалось найти в прокопьевском архиве этот документ и сделать копию. Оказывается, ещё в 2005-м мэр утвердил список ветхих домов, жильцы которых подлежали расселению. Дом по Международной, 12 в этом списке на 33-й строчке. Насколько известно жильцам, большинство других домов, включённых в список, давно расселены. Почему же «забыли» именно про них? В сталинках огромные квартиры – по 80 – 90 кв. метров. Соответственно, и новое жильё должно быть просторным и не дешёвым. Жильцы подозревают, что на них кто-то нажился, и собираются писать обращения в ФСБ и Генпрокуратуру. Думаем, повод для этого есть.

Предлагаем губернатору Кузбасса обустроить в этом доме комнату для прокопьевских чиновников

Предлагаем губернатору Кузбасса обустроить в этом доме комнату для прокопьевских чиновников

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 26 февраля 2020

Заголовок в газете: «Непригоден для проживания» не значит «аварийный»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру