Что думают о своей работе кузбасские учителя, которые учат там, где учились

О том, как случайная встреча определила учительскую долю поэтессы, а директор школы исполнила пророчество учителя физики

Удивительные люди - те, кто осознанно принимает решение стать учителем и пойти работать в школу, тем более в поселковую или деревенскую. Еще более удивительны те, кто возвращается в свои пенаты: не просто выбирает эту нелегкую профессию, а решает учительствовать в той школе, которую заканчивал сам. Каково это – учить, где учился? В канун Дня учителя кузбасские педагоги рассказали истории своего возвращения.

О том, как случайная встреча определила учительскую долю поэтессы, а директор школы исполнила пророчество учителя физики
Фото: из личного архива Натальи Симатюк

Неслучайные случайности

Марина Черноскутова – известная кузбасская поэтесса, автор нескольких книг, участница творческого проекта «Лучший» - последние годы преподавала детям шахматы в Доме творчества Новокузнецкого муниципального района. Неожиданно. Но она вся соткана из неожиданностей. Было время, когда Марина Николаевна работала электромонтером на «Азоте». И учителем когда-то тоже работала, русского языка и литературы, но в чужой школе, не в своей. А теперь вот после долгих лет профессиональных скитаний дорожка вывела ее на старт, откуда весь этот путь и начался. И ведет теперь Марина Черноскутова сразу несколько предметов в кузедеевской поселковой школе, которую сама когда-то и закончила. «Я работаю в школе учителем. / В деревенской школе учителем. / Вчера мы ездили в город. / Смотрели в театре спектакль» - строки, с которых начинается пророческое стихотворение Черноскутовой «Если бы» 2001 года. Теперь всё так.

Марина Черноскутова

Марина Черноскутова: «Что у меня нового? Работа у меня новая! Этак вот шла я 29 августа (в пятницу, вечером) со своей старой работы, никого не трогала, чинно так шла... А могла ведь выйти на две минуты раньше или на две минуты позже, с работы-то... Но ведь нет! Вышла точнёхонько, секунда в секунду, чтобы с завучем школы наши дороги домой сошлись. И они сошлись... И всё как-то так сошлось, что я за пять минут из педагогов дополнительного образования стала учителем истории в 5, 6 и 8 классах. Русский, литература и классное руководство в 5 «А» – бонусом.

Дура? Ага! Головняка в два раза больше. Благо, зарплата не понизилась – какой-то приказ вышел, что при переходе со сменой профиля категория не понижается. Зато непредвиденных расходов вагон: курсы переподготовки (вечный студент), учебников уже на 10 тысяч купила (и ещё не все) и ноутбук новый. Своих денег не хватило, у детей пришлось занять. Родные, слава Богу, меня понимают.

Осталось только ответить на вопрос: "Зачем?" Как-то остро стала чувствовать, что жизни активной впереди не очень много. Хочется КПД повысить.

Первая неделя - как прыжок с парашютом. Со всех сторон всем какие-то списки должна: в столовую, одному завучу, другому завучу, секретарю... Всем улыбаюсь. Чего с новичка возьмёшь? Прощают и напоминают.

Одна радость: всех детей знаю, никого запоминать не надо - почти все на шахматы ходили.

Пятиклашки трогательные. Уже день рождения один отметили. Подпольно шоколадки пронесли. Ничего же нельзя! Всякие послекарантинные строгости и ограничения... Но мы маленькие шоколадочки и тихонечко (с соблюдением всех норм), вирус не заметил.

А! Ещё я от избытка впечатлений велосипед около магазина забыла. Двое суток простоял - дождался меня. Ну... немного обиделся. В гараже теперь стоит, со мной не разговаривает. Да и ладно. Всё равно дожди начались.

Меня часто спрашивают - поздравлять или сочувствовать? А я и сама не поняла. Но точно не скучно. Психологи говорят, что работу надо менять лет через пять... Наверное, да. Поменяла. И это моя школа. Я в ней училась, но никогда не работала.

С того дня нашей встречи с завучем прошел почти месяц. Помню, когда училась в автошколе, инструктор без всякой моральной подготовки с автодрома отправил меня в город. Доехали до кинотеатра "Октябрь" (а Новокузнечане знают, что с Ильинской трассы до него два кольца), спрашивает:

- Ну как?

- Не помню, - говорю.

Вот и сейчас - не помню! Есть только впечатления. Спасаюсь. Взяла у мужа напрокат телевизор. Благо, техника сейчас лёгкая, таскать из класса в класс не тяжело. Дети-то к своим кабинетам приговорены угрозой карантина. Сидит какой-то класс в кабинете истории, там русаки да математики мучаются от нехватки места на доске. А в кабинет математики приходишь - там на тебя лобочевские строго смотрят со стен и заменить собою исторические карты не могут. Но всё равно это лучше, чем удалёнка. С ноутбуком и телевизором я проблему наглядности решила.

Коллектив - от повара до директора - знаю. Один учитель ещё из моего детства остался. Патриарх школы. Здесь, слава Богу, привыкать и адаптироваться тоже не надо.

Очень обрадовал электронный журнал. Удобно. Быстро. Подробно домашнее задание написать можно. Мне нравится. Тетрадь у меня, похожая на журнал, есть, где все классы сразу, и любые контрольные точки и заметки как хочу, так и рисую.

Списков и всяческих документов на начало года много, конечно, но коллеги помогают. Кто календарные планы свои дал, кто программы по внеурочке и классному руководству. Пока тупо заменяю фамилию на свою, каникулы придут - задумаюсь, что оставить, а что поправить в содержании.

Что нового появилось за десять лет, так это требования списков и характеристик то от пенсионного фонда (этим с номерами СНИЛС), то от опеки, то ещё откуда-нибудь... Интересно, в этих заведениях нет баз данных что ли? Или у них нет штатных единиц, которым можно поручить списки по категориям составлять? Как-то мне это «взаимодействие различных муниципальных служб» не очень понятно. А если я, баба Марина, номера попутаю? Прекрасно понимаю, что отвечать за них не буду. Просто не хочется администрацию подводить…

Несколько раз теряла ключи, два раза зонт, много - очки, телефон... Всё находилось, слава Богу. Один раз напугала сторожа (он думал, что все ушли). Один раз закрыли мои вещи в учительской. Мимо дома и школы не прошла ни разу... Старею, однако. Раньше это случалось в первый месяц работы в школе. Последняя неделя без потерь - привыкаю, похоже.

О детях, родителях и коллегах не пишу. У цыган, говорят, есть такое правило: "Где живу, там не ворую, где ворую, там не живу". Пользуюсь им с детства. Не пишу о тех, с кем живу. Только характеры для рассказов беру. И успехами могу похвалиться. Как будут - так обязательно!»

«Всё было предопределено»

Эти слова директор СОШ № 50 в жилом районе Ягуновский города Кемерово Наталья Симатюк за время нашей беседы повторила много раз. Ведь она не просто вернулась в ту школу, в которой училась сама. Она вернулась в школу, где учителем, а затем директором в общей сложности 50 лет отработала ее мама – Сазонова Лия Валерьяновна. И мы немало удивились, что таких, как Наталья Симатюк, в простой поселковой школе - 24 человека из 60! Больше трети педагогического коллектива – выпускники школы. Большая часть родительского комитета – выпускники школы. Что же это за школа такая, которая многих держит и мало кого отпускает?

Наталья Симатюк: «Я – династийная. У моей семьи в общей сложности около 200 лет педагогического стажа. Мои родители были учителями. Мама родом из Белова, жила и училась в поселковой школе, всё мечтала выбраться из глуши в город. А после окончания Кемеровского университета (тогда – пединститута) по распределению оказалась на шахте Ягуновская в школе №50, стала учить местных детей французскому языку. Сначала расстроилась – снова в глушь. Но вскоре попривыкла и удовольствие от профессии начала получать.

Папа – из Анжеро-Судженска. Какое-то время он преподавал в этой же школе физкультуру, а потом ушел в спорт готовить лыжников. Да и среди родственников у меня много учителей. Тетя работала учителем технологии, моя сестра - педагог, двоюродная сестра тоже работает учителем. В общем, учительством я пропиталась с детства. Помню, будучи еще совсем маленькой, усаживала кукол в ряд и учила, на доске что-то рисовала, хвалила, ругала, оценки им выставляла. Уже тогда все понимали: «Ну, настоящая учительница растет!»

Вот говорят: «Школа - дом родной». Для кого-то это - метафора, образное выражение, а для меня - реальность. В школьных стенах я, можно сказать, живу с пяти лет. Наш детский сад тогда закрыли, и я начала ходить в школу: тихонечко сидела за последней партой на маминых уроках, стараясь ей не мешать. Потом для шестилеток организовали группу дневного пребывания с подготовительными занятиями и даже сончасом. Естественно, первой ученицей, зачисленной в класс подготовишек, стала я.

А потом уже - настоящий первый класс. Мама подобрала мне учительницу молодую, но очень строгую, даже жесткую – Елену Николаевну Худько. Тогда мне было страшновато, а теперь я понимаю, что в этом больше пользы, чем вреда. И дочь свою, кстати, я отдала этому же учителю.

Первоклашка Наташа на своем первом звонке

Сейчас учителя-стажисты с большим педагогическим опытом – на вес золота. Им и доверия больше. Есть учителя в нашей школе, у которых я многому научилась, и теперь никак не могу отпустить их на заслуженный отдых. Они – хранители школьных традиций, простые учителя простой школы, которые давали и дают качественные, неодноразовые знания, готовят стобалльников и могут из ребенка воспитать порядочного человека.

А мою учительскую судьбу во многом предопределила моя учительница математики Светлана Васильевна Русинова. Посеяла, так сказать, педагогическое зерно. Причем не во мне одной. Многие мои одноклассницы выбрали этот же профессиональный путь. Вышли из нашего класса и воспитатель детского сада, и учитель рисования, и педагог начальных классов, и директор гимназии, и преподаватель технологии в томском техникуме. И я – директор поселковой школы. Дело в том, что Светлана Васильевна всем нам дала возможность попробовать себя в роли учителя. Уезжая на какие-нибудь педагогические курсы (а тогда они были только очными), она оставляла нас, старшеклассников, замещать себя у более младших школьников. Так, обучаясь в восьмом классе, мы уже вовсю вели уроки математики у семиклашек. Возраст непростой, сами понимаете, к тому же мы почти ровесники. Но нас никто не проверял, а в классах всегда стояла тишина. Чудесная практика, которая придала нам уверенности. Многие тогда поняли, что они могут и хотят в дальнейшем быть учителями. А как Светлана Васильевна самоотверженно вкладывала в нас знания!.. Мы все зачеты сдавали ей под роспись, за каждый пример она выставляла отдельную оценку, варианты на самостоятельных работах у всех были разные – списать было нереально. Родительские собрания проходили тоже в индивидуальном формате – сидели учитель, ученик и родитель – и решали конкретные проблемы. Многие вещи, увиденные в работе старших учителей, я сейчас пытаюсь прививать в своем педагогическом коллективе, прошу делиться опытом. У нас учатся ребята из неблагополучных семей, у многих из них условия дома намного хуже, чем в школе. Но нам нужно докопаться до максимума их возможностей! Чтобы дать путевку в жизнь. Ведь именно в школе их выдают, путевки эти.

Помню еще одну судьбоносную историю из своих школьных лет. В нашем классе был шаловливый мальчик Сережа. Однажды он прямо на уроке физики бросил мне какую-то обидную фразу. На что учительница ответила ему: «Ты поаккуратнее. Твои дети придут учиться в эту школу, где она будет директором». Тогда мы посмеялись, конечно, над этим пророчеством. Но потом слова эти, как бы невзначай брошенные нашим учителем физики, начали прорастать. И для меня эта фраза стала неким маячком, ведущим по жизни.

В университет я шла уже с четким пониманием того, что вернусь работать в свою школу. Сыграли и какие-то патриотические нотки в моем воспитании.

В 2002 году я закончила университет. Сначала пришла в школу старшей вожатой (была такая должность), через пару лет стала учителем французского, как мама, а в 2013 году – директором. Не могу сказать, что должность директора была моей мечтой или целью, к которой я стремилась. Мама – да, она хотела им стать и прикладывала для этого все усилия. А ко мне эта должность перешла по наследству что ли. Мама решила, что пора освобождать место молодым, и в школе предложили мне его занять. Получилось как-то само собой, без усилий с моей стороны.

Директор СОШ №50 - Наталья Симатюк

Стоит сказать, что из профессии я пробовала уйти. Когда в Доме культуры поселка шахты Ягуновская завершился глобальный ремонт, начали искать руководителя. Место долго оставалось свободным. И тут Ирина Федоровна Федорова, работавшая на тот момент в администрации города,  предложила мне его занять. Я решила попробовать, и даже получалось. Но, проработав в должности директора Дома культуры два года, я начала тосковать по школе и поняла, что мое место – это моя школа. Привычка? Или судьба? Не знаю. Знаю, что в школе, в родных стенах, среди уже родных детей и учителей мне хорошо. Здесь мне уютно и тепло, как дома. Я выросла среди этих людей. И сюда меня тянет. И тянет сюда тех, кто эту школу закончил. Они ведут сюда своих детей. Они с удовольствием идут сюда сами. В наших классных родительских комитетах большая часть родителей – выпускники нашей школы. И это наша фишка. Есть среди выпускников школы Дзудза Вадим Анатольевич, военный пенсионер, депутат муниципального собрания Кузьминки в городе Москве. Он, когда прилетает в Кемерово, пишет смс – «Прилетаю тогда-то, с самолета сразу иду в школу». Первым делом он встречается со своими учителями. Наверное, потому что школа – это традиции. Школа – это путевка в жизнь. Школа – это почти семья».

Учитель – это клинический диагноз, хроническая болезнь, состояние души, способ жизни, зов сердца, работа, хобби, отдых и непосильный труд, радость, приговор, взлет, сломанные крылья, возрождение из пепла, рай, ад, костер и водопад, турбулентность, любовь, предательство, воскресение, розы и чертополох, красный свет и зеленая улица, короткое замыкание, инфаркт, регенерация, энергия, мгновение, вечность, альфа и омега… Все это - учитель. И только он может жить всем этим одновременно и каждый день.

У всех нас было много учителей. С одних мы брали пример и до сих пор их цитируем, другие были для нас антипримером, и их мы тоже цитируем. Скоро день учителя. Не забудьте сказать спасибо своему наставнику!