Собираются ли кемеровские дети-миллионеры трудиться на благо родины?

И на что они планирую потратить свой первый миллион

В начале ноября завершился суперфинал первого масштабного всероссийского конкурса школьников «Большая перемена». Победители-выпускники получили по миллиону целевых рублей на собственное образование – пожалуй, впервые такие средства выделяются подросткам для успешного старта в жизни. Страна решила вложить в них немалые деньги, чтобы потом они вложили в нее свои знания и привели к тем самым большим переменам, которые мы все ждем. Но собираются ли юные таланты оправдывать государственные инвестиции и возложенные на них надежды? Об этом и многом другом мы поговорили с победителями-кемеровчанами – Никитой Деревягиным и Елизаветой Макушкиной.

И на что они планирую потратить свой первый миллион
Кемеровчане Никита Деревягин (слева), Елизавета Макушкина (в центре) и Дмитрий Рудковский (справа). Фото предоставлено героями материала

Ребята вернулись в Кемерово окрыленными и воодушевленными. Мы встретились с ними на следующий день после их приезда из «Артека», где проходил финал конкурса и награждение победителей. Так сказать, по горячим следам и свежим впечатлениям.

Зарегистрировались «по приколу»

Никита Деревягин – старший сын бронзового призера Чемпионата мира, участника Олимпийских игр по легкой атлетике Александра Деревягина. Именитый папа до последнего надеялся, что сын пойдет по его стопам. И мальчик надежды отца долгое время оправдывал, успешно выступая на областных соревнованиях. Но год назад Никиту как подменили – начал зачитываться классикой, потом перешел на немецкую философию... В транспорте - с книгой, на тренировке - с книгой. Параллельно занялся продюссированием. В общем, обрел себя в творчестве. Отцу пришлось смириться.

Никита Деревягин

О конкурсе Никита узнал из социальных сетей. Говорит, была масштабная PR-компания, не увидеть информацию было невозможно. «Зарегистрировался по приколу, - с улыбкой признался юноша. – Увидел в списке призов путевку в «Артек», всегда мечтал туда попасть».

Одноклассница Никиты Лиза Макушкина – старшая в многодетной семье. Девочка 11 лет проучилась в художественной школе, но видит себя исключительно в роли режиссера – хочет и творить, и руководить одновременно. Лиза услышала о «Большой перемене» сначала от классного руководителя, а потом от одноклассников. «Раньше все конкурсы, в которых нам предлагали участвовать, были, мягко говоря, ни о чем, - рассказала Лиза. – Поэтому масштабов я не оценила. Зарегистрировалась просто за компанию».

Елизавета Макушкина

Конкурс длился полгода и проходил в несколько этапов. До конца дошли самые выносливые, трудолюбивые, целеустремлённые и принципиальные.

Когда кейс – не чемодан

Сначала ребята должны были представить себя, презентовав свои сильные и слабые стороны. Затем им предложили пройти профориентационный тест, который был призван помочь определиться с направлением и тематикой конкурсного проекта. Школьники могли проявить себя в разных сферах: искусство и творчество, наука, технологии, журналистика, волонтерство, путешествия, историческая память, городская среда, здоровый образ жизни и экология. Никита пошел в разрез предложенной тематике и выбрал творчество вместо навязанного тестом волонтерства, и, судя по всему, не прогадал. В Лизе же система сразу распознала творца.

Определившись с направлением работы, ребята встали перед очередным выбором: в номинации «Твори» организаторы предлагали создать кейс, или проект, который может быть применен на практике – продуман, просчитан, проанализирован, проработан до мелочей – бери и воплощай. Участникам конкурса были предложены три варианта кейсов - разработка бренда одежды, голосового помощника для mail.ru или создание городского арт-пространства. Лиза и Никита, не сговариваясь, остановили свой выбор на последнем варианте (арт-пространство). Пришлось потрудиться. 17-летним подросткам предстояло создать реально работающий бизнес-проект. Сделать то, чему их не учили ни дома, ни в школе: найти реальное городское здание для арт-пространства, установить реальные связи с партнерами, проработать финансовую часть, найти инвесторов. В общем, продумать всё: от внешнего оформления до экономической привлекательности.

Никита выбрал для арт-трансформации заброшенное здание «Химпрома» и решил превратить его в креативно-спортивный кластер WHANTDO, пропагандирующий здоровый образ жизни и гармонию с собой. Помогала ему в этом его классный руководитель, учитель русского языка и литературы Оксана Николаевна Парфиненко.

Лиза над своим проектом работала самостоятельно. На одном из популярных сайтов она нашла информацию о продаже полуразрушенного производственного строения в Рудничном районе. Ему предстояло стать арт-пространством «АЙРА», где креативные жители областной столицы смогут смотреть фильмы под открытым небом, проводить вебинары, мастер-классы и генерировать неординарные идеи.

Никита во время работы над своим проектом спортивно-творческого комплекса привлек папу-легкоатлета, который проконсультировал его в части спортивной деятельности. У дяди из Москвы получил согласие на поставку фирменной спортивной одежды. У отца одноклассницы заручился поддержкой в части строительных работ.

Проект Лизы должна была спонсировать городская администрация при участии Союза художников. По вопросам подбора и мотивации персонала она связалась с популярным бизнес-тренером. Ребята обзавелись реальными контактами, получили опыт выстраивания деловых отношений, продумали, как будет функционировать их идея, составили презентации, 3D-модели, графики и диаграммы.

«В общей сложности я провел за работой над этим проектом более 40 часов, - рассказал Никита. – Это притом, что летом я подрабатывал. И вместо того, чтобы отдыхать вечером и спать ночью, я трудился. Многие мои одноклассники посыпались именно на этом этапе. Им просто стало лень». «Да, даже учительница сказала, что мы не представляем, какой объем работы выполнил наш сын, - призналась мама Никиты Наталья. – Я видела его презентацию, но разобраться не смогла - мне это показалось слишком сложным…». Кемеровские проекты высоко оценила экспертная комиссия, дав им максимальный балл, а их авторам - путевку в полуфинал.

Полуфиналы прошли в федеральных округах. Талантливых сибирских школьников собрали в новосибирском лагере «Тимуровец», где ребята работали группами над «Капсулой времени», пытаясь сохранить для потомков самые главные ценности современного человечества.

Лучшие школьники Сибири

Стоит отметить, что, помимо Лизы и Никиты, свои силы в конкурсе попробовали более миллиона школьников из 85 регионов России. Кемеровская область оказалась в десятке лидеров по количеству поданных заявок. В финал прошли 1200 школьников, среди них – 9 кузбассовцев: новокузнечане Ангелина Бадикова, Екатерина Басырова, Алина Федосеева; кемеровчане Никита Деревягин, Елизавета Макушкина, Александра Нарышева, Дмитрий Рудковский; а также Анастасия Малахова из Ленинска-Кузнецкого и Елизавета Подшивалова из Белово. Все они были приглашены для участия в финальном этапе конкурса в знаменитый лагерь «Артек». Однако поехать смогли лишь семеро. Двое не смогли завершить конкурс из-за положительного теста на ковид. Были слезы, разочарования, но такова нынешняя коронавирусная реальность.

Команда одиннадцатиклассников из Кузбасса

О шахтерах и космонавтах

В финале кузбасские школьники работали в одной команде с ребятами из Твери в направлении «Урбанистика», создавали город будущего. Работу финалистов оценивал безмолвный эксперт, который не имел права помогать и советовать. Он просто наблюдал за тем, как новаторы фонтанируют идеями и выстраивают командную работу.

«Многие работали на эксперта, - рассказала Лиза. - Кричали, тянули руки, скакали, совсем не умели слушать. Нам с Никитой приходилось их останавливать и призывать к конструктивному диалогу. Некоторые, как мне кажется, в финал попали случайно. Скорее всего, работу на предыдущих этапах за них выполняли их учителя или взрослые, потому как сами они не могли себя никак проявить, просто сидели и молчали. Интересно было наблюдать за реакциями ребят из другого региона. У нас в команде было семь человек из Кузбасса и четверо из Твери. Так вот мы местами друг друга плохо понимали (смеется). Когда наши девчонки из Ленинска или Новокузнецка при обсуждении проектов заводили речь о шахтах, ребята из Твери непонимающе хлопали глазами - «Шахты?.. Что это вообще?..»»

«Но самое ценное, что мы получили от этой поездки, - это, конечно, общение с интересными, выдающимися людьми, мегапрофессионалами, - рассказал Никита. – Среди экспертов, которые общались и работали с нами, были космонавты, железнодорожники, работники «Росатома», известные актеры и блогеры, ректоры столичных вузов. Мне удалось задать вопрос летчику-космонавту, Герою России Михаилу Корниенко, который совершил два космических полета. Я спросил, о чем он думает, когда выходит в открытый космос. Он ответил, что там, в космосе, все проблемы человечества кажутся ничтожными. А еще сказал, что, если наша Вселенная бесконечна, то, наверняка, в ней существует множество копий нашей планеты и нашего мира. А еще на видеосвязь с нами выходил руководитель нашей страны! Послушав всех этих умнейших людей, я понял для себя главное: нужно работать, а не надеяться на чудо. И рассчитывать только на себя и свои силы».

Щедрые бонусы

Из 1200 финалистов экспертная комиссия выбрала лучших - 300 учащихся 9-10 классов и столько же одиннадцатиклассников. Выпускники получили по миллиону рублей, который они смогут направить на оплату обучения, а в случае поступления на бюджетное отделение - на ипотеку или бизнес-стартап. Вместе с солидной премией в качестве приятного бонуса победителям вручили 21-дневную путевку в «Артек» и по 5 баллов к результату ЕГЭ. Школьники 9-10 классов были премированы суммой в 200 тысяч рублей на дополнительное образование и приобретение гаджетов для обучения.

В число победителей вошли четверо одиннадцатиклассников из Кузбасса: учащиеся кемеровской гимназии № 42 Никита Деревягин и Елизавета Макушкина, а также новокузнечанки Ангелина Бадикова из школы-интерната № 19 ОАО «РЖД» и Екатерина Басырова – ученица лицея № 35 имени А.И. Герлингер.

Вместе с тем 20 школ, делегировавших в «Артек» наибольшее количество финалистов, получили финансовую поддержку (по 2 миллиона рублей) для улучшения образовательных возможностей и технического оснащения. Никита и Лиза выразили несогласие с принципами распределения грантовых средств между школами. «Деньги достались в основном ЦФО, - высказалась на этот счет Лиза. – Тем школам, которые представили наибольшее количество участников. Конечно, как мы можем состязаться с ними. Мне кажется, что правильнее было бы, если бы деньги распределили между всеми школами России, учащиеся которых дошли до финала. Ну, или использовали какой-то другой, не количественный критерий».

Свет нации. Финалисты конкурса "Большая перемена".

За школьную реформу

Не преминули без пяти минут абитуриенты-миллионеры с неординарной позицией высказаться и относительно образовательной системы. Никита, к примеру, мечтает перейти на домашнее обучение. «Я бы сидел дома, выполнял задания по основным предметам и углубленно вместе с репетиторами изучал те дисциплины, которые мне необходимы, - признался юноша. - Мне кажется, у школьников должна быть возможность выбирать те дисциплины, которые им пригодятся для поступления или дальнейшей работы, а остальные предметы достаточно знать на базовом уровне».

Лиза отметила, что в современной школе ученики и учителя отбывают положенное время без какой-либо мотивации на результат. «Пришел, посидел на уроке, получил оценку – и достаточно, - отметила Елизавета. – Если бы я решила продемонстрировать свой конкурсный проект в любой кемеровской школе, им бы никто не заинтересовался. Его бы не поняли. Проектная работа в школах весьма формальна. За эту поездку я получила намного больше полезного мне опыта и практических навыков, чем за годы обучения в школе. Хотя, наверное, нормально, что школа дает основные знания, а всего остального человек добивается сам. Жалко, что часто эти знания даются и получаются для галочки. Я рада, что конкурс случился в моей жизни, когда я закончила 11 класс: есть шанс, что к моменту моего поступления информация не затрется и не растеряется. Хотелось бы, конечно, чтобы в школьной системе что-то кардинально поменялось».

О патриотах и патриотизме

В принципе у ребят получились готовые для реализации проекты, которые можно воплощать в жизнь. Был бы, что называется, спрос. В ряде регионов местные власти встретились с победителями, обсудили их работы и даже выразили готовность реализовать некоторые идеи. Встреча кузбасских школьников с представителями областной администрации должна была состояться 12 ноября, но из-за ситуации с коронавирусом была перенесена на неопределенный срок. Пока заинтересованности в том, чтобы неординарные и талантливые одиннадцатиклассники остались в Кузбассе, никто из местных вузов не выразил. Зато столичные ректоры сообщили, что ждут их с распростертыми объятиями и будут наблюдать за успехами.

Увы, но Лиза и Никита не видят своего дальнейшего обучения в Кузбассе. Никита собирается поступать в питерский РАНХиГС, предположительно, на управление. Лиза мечтает стать режиссером и закончить московский ГИТИС, а параллельно поступить в школу-студию Владимира Машкова, который в свое время был актером новокузнецкого кукольного театра и общался с финалистами в «Артеке». «В Кузбассе перспективы есть, и достаточно большие, - дипломатично рассуждает Никита. – Но в других городах - больше. Я хочу не просто очень хорошее, а лучшее». «Уехать из Кузбасса для меня не самоцель, - поясняет Лиза. – Но я прекрасно осознаю, на каком уровне находится кинематограф в нашем регионе. Это тупиковая линия развития здесь. Если не идешь на техническую специальность, чтобы работать в шахте или на заводе, здесь ты не нужен. Кузбассу нужны шахтеры, врачи, учителя. Но не режиссеры. А я хочу быть режиссером. Я знаю поговорку «Где родился, там и пригодился». Но считаю так: пригодись в России, а где – ты уже сам волен решать».

Что касается миллиона, то ребята планируют, в первую очередь, употребить его на образование. Но, если им удастся поступить на бюджет, то используют эти деньги в качестве первого взноса для получения ипотечного кредита. Жилье они планируют приобретать по месту учебы – в Москве и Санкт-Петербурге. Очевидно, что возвращаться после этого в Кузбасс никто из них не помышляет. Заграницу ребята для себя пока не рассматривают, и не столько из патриотических соображений, сколько из-за языкового барьера, который, по их мнению, может стать серьезной проблемой для получения качественного высшего образования. А вот потом, после учебы, говорят, можно и к другим странам присмотреться. Так, Никита рассматривает в качестве перспективы Норвегию, которая манит молодого человека своим климатом и уровнем жизни, не сопоставимым, по его мнению, с российским. Лиза уезжать из страны не думает, но вполне допускает, что после обучения в Москве на какое-то время переедет жить в Чехию или Германию для получения профессионального опыта и карьерного роста.

Родители выбор детей принимают и поддерживают, хоть и признаются, что отпустить из-под крыла будет непросто.

Без диктата, но по совести

Но что же тогда получается? Одним днем юным талантам было вручено 360 миллионов рублей, которые могли быть потрачены на лекарства, жилье нуждающимся, обустройство детских площадок, помощь инвалидам и другие российские проблемы. Но их вручили талантливым детям. И это неплохо: и цель благая, и ребята достойные, и мотивация серьезная. Но не спровоцируем ли мы столь щедрым поощрением так называемый отток мозгов за границу?

Как сообщил представитель одного из организаторов конкурса «Роспатриотцентра», официальное положение о конкурсе не предполагает жестких ограничений, не устанавливает диктата и не связывает талантливую молодежь по рукам и ногам, оставляя школьникам право выбора. Ограничение есть только для учащихся 8-10 классов. Если они решат потратить свой «Детский капитал» в размере 200 тысяч на дистанционное образование, оно должно быть российским. В остальном заданы только цели, на которые могут быть направлены полученные деньги, без жестких ограничений. «Но мы старались выстроить программу мероприятия, организовать его участников так, чтобы было понятно – талантливых школьников ждут здесь, в России, - пояснили в пресс-службе «Роспатриотцентра». – Конкурс поддержало наше Министерство образования и науки. С финалистами общались ректоры ведущих российских вузов, они дали понять, что ребят уже ждут. Российские компании с мировым именем тоже уже конкурируют за этих детей и устанавливают с ними связь. «Большая перемена» - это история про то, чтобы дети оставались, а не про то, чтобы уезжали. И ведь они, в большинстве своем, так и собираются поступить».

СПРАВКА:

Организаторами конкурса «Большая перемена» выступают АНО «Россия – страна возможностей», проект «ПроеКТОриЯ», ФГБУ «Роспатриотцентр» и Российское движение школьников. Соревнование проходит при поддержке министерства просвещения РФ, министерства науки и высшего образования РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Партнеры «Большой перемены» – Сбер, Mail.ru Group и Госкорпорация «Роскосмос».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру