Твой ли праздник – Рождество?

О Рождестве «человека-полимера», «человека-фантазера» и православного христианина

Не существует статистики, которая дала бы нам достоверную информацию в цифрах о том, сколько человек выдерживают 40-дневный пост перед Рождеством и соблюдают церковные правила и традиции при подготовке к этому празднику. Однако с большой уверенностью можно сказать, что тех, кто хочет праздновать и празднует Рождество кратно больше. Кто-то отмечает его заодно с Новым годом, по инерции. Кто-то, осознавая особенность этого праздника, но не вникая в его глубинные смыслы. Кто-то вник, но не смог вписаться в его жёсткие каноны, а душа тянется и хочет быть вместе с теми, кто полноценно разделяет радость Рождества Христова. Можно ли им примкнуть к истинно верующим и сделать этот праздник своим? Мнением на этот счет поделился настоятель кемеровского храма св.Трифона Глеб Курлюта.

О Рождестве «человека-полимера», «человека-фантазера» и православного христианина
Фото: pixabay.com

Отец Глеб, мы привыкли праздновать Новый год и Рождество друг за другом, можно сказать - заодно. Но так ли близки эти праздники и что между ними общего?

- Если вдуматься и углубиться в смыслы, то окажется, что эти праздники намного ближе, чем, возможно, нам хотелось бы. Ведь 1 января весь светский мир отпраздновал наступление 2021 года, а летоисчисление-то идет от рождества Христова… Так что получается, Новый год – это «гражданский» праздник начала нового года, а Рождество – православный.

При этом «гражданский» Новый год мы празднуем до Рождества. И многие в этот праздник пускаются во все тяжкие… Если человек пустился, не постился, изрядно нагрешил, имеет ли он право праздновать Рождество?

- С одной стороны, православные христиане готовятся к Рождеству 40 дней. И так должно быть. С другой стороны, Священное писание говорит, что даже тот, кто в последний миг примкнул к числу верующих, тоже должен радоваться. Но это примыкание должно быть связано с переосмыслением себя и своей жизни. Если человек каждый год будет примыкать в самом конце, это будет лукавство. Один год можно так поступить, второй, но на третий такой вариант уже не пройдет. Нужно быть честным перед собой и перед Богом. Ведь если это не твой праздник, зачем ты его празднуешь?.. Я, к примеру, не праздную еврейские и мусульманские праздники. Ведь у каждого из них есть свои правила. 

Если человек позиционирует себя православным христианином, он должен поститься, исповедоваться, причащаться. А сегодня люди позволяют себе жить в вере так, как они хотят. Так, как они себе придумали. 4 января в канун Рождества мы празднуем День Анастасии Узорешительницы. Эта святая несколько лет изучала веру с христианскими учителями. Сегодня же люди, ни разу не открыв Евангелие, сами придумывают для себя правила и обычаи: вот тут я буду поститься, вот тут я не буду поститься, тут я свечку поставлю и молебен закажу. Кто научил их так делать? Согласитесь, даже когда грузчик приходит работать в супермаркет, он проходит минимальный инструктаж. А когда человек сам себе обычай придумал, значит он не православный, а язычник... 

Почему язычник? Он же в церковь пришел, к иконе подошел, молитву прочитал...

- Потому что сделал так, как сам себе придумал. Чем отличается человек веры (мусульманин, иудей, христианин) от язычника? Тем, что он научается из книги. А язычник – из своей фантазии. По сути это – человек-фантазер: тот, кто нафантазировал себе что-то о Боге и соблюдает придуманные самим собой правила и обычаи. Православный же человек по любому вопросу обращается к книге – Евангелию. Ни один мусульманин не будет фантазировать, он почитает Коран. Жизнь иудея – это Тора. Ведь религиозная принадлежность человека – это его качественная характеристика. Не в том смысле, хороший он или плохой. А какой он по сути своей. Если мы возьмем дерево, мы узнаем его по качеству, по определенным свойствам и характеристикам. Но дерево можно подделать. Например, сделать из бетона нечто, напоминающее структуру дерева. Может получиться очень похоже. Но деревом оно никогда не станет. Эта подделка не будет иметь деревянных свойств, она будет иметь свойства бетона. И это не значит, что бетон – плохой, а дерево – хорошее. Это значит только то, что бетон – не дерево. Так же и человек. Если он ходит в церковь, молится, исповедуется, причащается, постится – у него есть качества христианина. Его на зубок попробуешь – а он христианин (смеется). А если человек сегодня барана зарезал, завтра тыкву сделал, послезавтра католическое Рождество отпраздновал, потом православное – это человек, который пытается вобрать в себя все качества, человек-полимер (смеется).

Не кажется ли вам, что сегодня Рождество искусственно привязывают к Новому году, чтобы сделать его «гражданским» праздником?

- Мне кажется, как раз наоборот – Рождество и Новый год постепенно дистанцируются. Несколько лет назад на улицах можно было увидеть праздничные плакаты, на которых было написано: «С Новым годом и Рождеством Христовым!» Позже – «С Новым годом и Рождеством!» Сейчас просто пишут – «С Новым годом!» Я могу ошибаться, но мне кажется, что в этом выражается попытка светского государства поиграть в толерантность, а получается игра в невежество. Недавно с детьми смотрели мультфильм про то, как Гринч украл Рождество. Только в переводе получилось, что он украл не Рождество, а Новый год… Видимо, переводчики были настолько заражены светскостью, что совершили серьезную ошибку. Некоторые объясняют замену Рождества Новым годом в фильмах и на плакатах тем, что, выпячивая православие, мы можем обидеть мусульман или иудеев, представителей другой веры. Только вот они не обижаются. А мы постепенно скатываемся в невежество и абсурдность, прикрывая все это толерантностью. Чтобы быть толерантным, то есть терпимым, нужно сначала изучить все религии, понять, как они устроены, чтобы никого не обидеть. А то получается, что мы мнимой толерантностью и невежеством обижаем всех.

Если же человек в последний момент решил уйти от невежества и захотел отпраздновать Рождество, как полагается, но не успел правильно вступить в пост, что ему делать?

- В православии есть фундаментальные церковные таинства – исповедь и причастие. Начинать нужно с них. Исповедь и покаяние – это не просто рассказ священнику о своих прегрешениях. Это изменение себя. Любой человек, имеющий желание себя поменять, приходит к Богу и в присутствии священника как свидетеля рассказывает о своих грехах и обещает, что будет исправлять их по силам. Понятно, что навык грешить быстро не уйдет. Но нужно начать что-то делать в этом направлении, а не просто обещать или хотеть. Некоторые относятся к этому священнодейству весьма лицемерно. Считают так: я сейчас нагрешу, поститься не буду, потом приду, покаюсь – и буду чист. Но есть такая пословица: Господь – не Тимошка, видит немножко. Не нужно пытаться его обмануть. А люди в последнее время делают это очень часто. Те же крестины, которые превратились в сознании людей в весьма странный обряд. «Прихожане» (именно в кавычках, для меня они, скорее, захожане или прохожане) крестят детей, думая, что после этого Бог будет обязан помогать ребенку. И потом в церкви больше не появляются – мол, исполнили свой долг, теперь очередь Божья. Но, если человек не живет по правилам Божьим, то и Бог ему ничего не должен… Так же и с исповедью.

Что касается причастия. Церковь – это богочеловеческий организм. Мы все являемся членами этого тела. Человек, отключивший себя от причастия на длительный срок, отпадает от тела. Все же знают, что при травме на конечность накладывают жгут, а под него вставляют записку со временем, когда этот жгут нужно ослабить. Иначе начнутся необратимые процессы. Так же и человек, отвязавший себя от церкви надолго, загнивает. Потому что к нему не поступает кровь и кислород, не уходят шлаки. Поэтому без таинства причастия человек не может быть в теле церкви.

Можно ли праздновать Рождество просто так, без соблюдения церковных таинств? Можно… В марафоне можно участвовать человеку, который никогда не бегал? Можно… А в кулинарном конкурсе можно участвовать человеку, который никогда не готовил? Можно… А в поход пойти человеку, который в руках, кроме компьютерной мышки, никогда ничего не держал? Тоже можно. Только какой результат мы получим?.. Здесь то же самое. Можно праздновать Рождество. Только какой смысл? Ведь ты можешь победить в марафоне, потому что ты готовился к нему 10 лет. И ты будешь счастлив! Или можешь выиграть кулинарный конкурс, потому что столько картошки перевел, столько раз руки себе сжег, столько раз выкидывал не получившиеся блюда, угощал близких, а они говорили «фу»… А теперь у тебя всё получилось! Мы тоже готовимся к этому празднику: постимся, читаем книги, готовимся к исповеди и причастию, ведь церковные традиции – это образ жизни. А приходит человек, который не посчитал нужным это сделать, - «Я сейчас свечку поставлю и всё».

К вопросу о свечках. Достаточно ли человеку, который не может посетить службу, поставить в храме свечу или прочитать дома молитву накануне?

- Как по мне, так это тоже фантазии. Нужен ли человеку автомобильный коврик, если у него нет машины? Думаю, нет. Свечка нужна и важна не сама по себе, а в комплексе. Да, купив свечку в храме, вы пожертвуете на его содержание и будете молодцом. Но к празднику Рождества и православию в целом это не будет иметь никакого отношения. Нет смысла ее просто ставить – в ней слишком много заложено. Свеча имеет смысл только в том случае, если верующий человек исполняет таинство, а не просто мимо шел.

Как сделать первый шаг, если человек решил сделать Рождество своим праздником и готов к исповеди и причастию, с чего начать?

- Посетить службы в нескольких храмах, присмотреться к священникам и выбрать того, который ближе, найти своего батюшку, своего духовного наставника. А потом уже с ним как с духовным тренером начинать свой духовный путь.

А без священника это невозможно?

- Можно в тренажерном зале заниматься без тренера? Можно. Но опыт показывает, что недолго. Есть риск потянуть связку, порвать мышцу или потратить время на выполнение упражнений, которые не принесут никакого результата, потому что технически будут выполняться неправильно. А духовная работа потяжелее физической будет (смеется). Можно какому-то делу научиться без наставника? Можно. Только наставник знает такие тонкости и нюансы, до которых сам можешь никогда не дойти.

Впереди – всенощная рождественская служба. Если человек впервые решил ее посетить, о чем он должен знать?

- О том, что ничего не нужно бояться. Даже если он совершит какую-то ошибку, и какая-нибудь бабушка резко одернет его или переставит в другое место, нужно перетерпеть и дойти до конца. На перовом этапе этого будет достаточно.

Может ли человек не стоять всю службу, а прийти позже или уйти с середины?

- Может, если у него для этого есть веские причины. Например, родители с совсем маленькими детьми приходят чуть позже. Или состояние здоровья не позволяет. А если человек просто решил подольше поспать и ушел – значит, это все же не его праздник. Но и впадать в уныние и отказываться от Рождества не нужно, если несколько попыток сделать все правильно не увенчались успехом. Главное - понять внутри себя, истинно ли нужен вам праздник Рождества. Каждый для себя должен решить, кем он является. Определиться со своим качеством. Не нужно быть «полимером»… 

Как пройдут Рождественские службы в Кузбассе в этом году:

Напомним, что в марте прошлого года кузбасские храмы отменили массовые богослужения из-за пандемии коронавируса. Как сообщила кузбасская митрополия, в этом году рождественские всенощные службы пройдут во всех храмах региона с учетом противоэпидемических мер: на полу будет нанесена разметка для соблюдения полутораметровой социальной дистанции, из-за чего количество мест в храме может быть ограничено, на входе будут установлены санитайзеры, в храмах будет действовать масочный режим.

Расписание богослужений на Рождество Христово можно посмотреть на сайте кузбасской митрополии