Кемеровские садоводы могли молчать в тряпочку, да решили пикнуть

Неприглядная изнанка федеральной стройки в Кузбассе

Когда в провинциальном городе реализуется крупный строительный проект с участием федеральных и международных компаний, все сидят тихо, смотрят с подобострастием, в работу не лезут, а интересы «маленького человека» не то чтобы уходят на второй план, о них просто забывают. Какие там березки с прудами, садовые участки и вывернутые на колдобинах глобальной стройки ноги старушек! Федералы нам аэропорт строят! Интересы области превыше всего, а старушки потерпят. И «маленький человек» супротив этой махины слово сказать боится – то ж москвичи, куда нам с ними тягаться…  

Неприглядная изнанка федеральной  стройки в Кузбассе
Фото автора

Осенью прошлого года, когда после сбора урожая в садах оставались только самые заядлые садоводы, в кемеровское СНТ «Аэропорт» нагрянула тяжелая техника. Будто понимали строители, что затевают неладное, и дождались, когда садовое товарищество опустеет. Сначала экскаваторы работали поодаль, обходя дачников стороной. А потом начали приближаться. Как выяснилось – прокладывали ливневую канализацию от нового Международного аэропорта им.Леонова через СНТ в местный пруд...

Стоит отдать должное строителям, общались дружелюбно, как могли, даже пытались объяснить, что прокладывают водосток по новейшей технологии – мол, дороги перекапывать не будут, с помощью специальной техники пробурят под землей отверстие, в которое потом и загонят модульную трубу, верхний слой почвы не пострадает. Пенсионеры, коих в СНТ большинство, сказки строителей доверчиво слушали, сути прогрессивных технологий не понимали, но специалистам верили. Те же, кто помоложе да попродвинутее, обратились к копателям с просьбой ознакомить их с разрешительной и проектной документацией, писали в правительство Кузбасса через социальные сети. В ответ со всех сторон слышали лишь то, что все работы согласованы, разрешительные документы имеются, эксперты выдали положительные заключения. Но показывать их никто никому не спешил.

Провалился план А – пользуйся планом В

«Рабочие и впрямь производили какие-то замысловатые манипуляции с трубами, - рассказала одна из членов правления СНТ Нина Баннова. – Но то ли новомодные технологии на нашей пресеченной местности и болотистом грунте никак применяться не хотели, то ли планы у строителей резко поменялись, но в один прекрасный момент техника развернулась на 90 градусов и двинулась с полей к нашим участкам, чтобы потом, сделав крюк и пройдя через наше СНТ, опять вернуться к пруду.  Мы так и не поняли, зачем трактора и экскаваторы стали копать не напрямую, а  меж двух СНТ – «Аэропорт» и «Урожай»».

Там вдали виднеется пруд, к которому через рощу прогрызают путь строители

Причем копать варварски. Сломали мостик, построенный садоводами, разворотили дорогу, по которой безлошадные огородники ходили от товарищества на остановку, превратив их путь в непролазное месиво. Другая дорога – только в обход, длиннее в десятки раз. Бабушки с садовыми сумками даже думать об этом боятся.

Во что превратилась дорога меж двух СНТ

Строители обещали все поправить и вернуть в первоначальный вид. Поправили… Клочок дороги в проулке «Урожая» засыпали валунами, на которых старушки ноги точно переломают. А на другой участок, в овраге, где был построен мостик, навалили бетонных плит. «Правда, плиты они положили не для нас, - пояснила Нина Баннова. - А чтобы техника у них в грязи не увязла. Сказали, после завершения работ свои плиты заберут, а наши, что под мостиком лежали, после знакомства с их техникой превратились в труху… Как мы по весне будем эту проблему своими силами решать – ума не приложу…»

Участок дороги в проулке СНТ "Урожай" засыпали огромными валунами

Но одной лишь разрушенной дорогой дело не закончилось. На новой замысловатой и далеко не кратчайшей траектории, по которой пошли строители с заходом в СНТ, оказалась маленькая березовая роща. Живописное место, где в былые времена можно было увидеть колонка с ондатрой, уточки здесь птенцов выводили, весной гнездились и пели птицы. «Для прохода техники строители повалили наши деревья, - рассказала одна из членов СНТ Инна Багина. – Деревья, которые держали почву и воду. Деревья, которые создавали маленький, но живой лесок. Почему строители решили пойти через него?.. То ли конструктивные особенности не позволили пройти им по прямой через поле. То ли возникли юридические трудности, связанные с земельным разделом. Нам никто этого не объяснил. Просто техника свернула с полей и пошла крушить нашу рощу».

Техника прошла через лесок, повалив деревья и нарушив почвенный покров

Для строительства ливневки аэропорта повалили немало деревьев, разворотили русло местного родника. На время стройки ручей пустили через трубу, которую после завершения работ строители, как и плиты, собираются забрать. Садоводы понимают, что разрушение русла ручья грозит им постоянными подтоплениями. Вода, не имеющая берегов, пойдет в огороды. И без того заболоченная местность, непригодная для капительного строительства, станет непригодной и для садоводства.

Ручей временно пустили через трубу. Рядом с ней утонул в грязи ствол срубленной березы.

У границ одного из участков строители вырыли колодезную яму. Воды ручья ее мгновенно затопили, образовав грязное глинистое озеро, внутри которого теперь кроется опасная и довольно глубокая черная дыра. Сверху копатели накидали предупредительных сигнальных лент, которые плавают на поверхности воды, установили хлипкие сетки. Но как это спасет ребенка, который может провалиться в подводную ловушку, не ясно.

Рядом с одним из садов красуется яма, наполненная глинистой жижей. Края участка и забор обвалились.

Люди, получившие участки в СНТ много лет назад, обустраивали эти земли, чтобы на них можно было организовать грядки, поставить теплицы. Они подсыпали грунт, нанимали технику, вручную таскали тележки с землей и выравнивали сползающие вниз в овраг дорожки, формируя пригодные для огородничества ландшафты. Из последних сил и средств. А сегодня техника повалила забор и обрушила край одного из участков. Как будто страшный монстр откусил от него немаленький кусок. Теперь дорожка сада пенсионерки выходит к обрыву, а внизу плещется глинистая жижа. И недоделанный колодец… За что старушке такое счастье? И как теперь поправлять изуродованную землю – она пока не знает. До снега ездила в свой сад и смотрела, как бы весь ее надел в то болото не уполз. А сегодня лишь плачет от бессилия, понимая, что по весне, когда земли с таянием снега придут в движение, последствия этих строительных работ она ощутит на себе в полной мере. Ни о какой помощи в восстановлении земельных границ ей пока никто не заикался.

Видя весь этот беспредел, председатель СНТ лишь руками разводит. «А что мы сделаем? Нам сказали, что москвичи строят, а что мы супротив них можем? Это федералы – мы им не указ, - высказал свою точку зрения председатель СНТ «Аэропорт» Анатолий Петрович Сидельцев. – Документов я не видел, даже названия организации, которая строит, не знаю. Знаю, что вроде тендер выиграли. Мы в апреле были на совещании у губернатора, правда, по другой теме, задали там этот вопрос. Нам сказали, что строится ливневая канализация, которая будет проходить через очистные сооружения. Также сказали, что санэпидстанция и Росприроднадзор эту стройку одобрили. Но ребята очень грубо зашли в СНТ, прошлись по его краю. Не понятно, что они делают. И почему эти работы проводятся в водоохранной зоне… Есть же городская канализация, вот в нее бы и сбрасывали свои ливневые стоки».

Пруд в качестве коллектора

Но нет, почему-то ливневые воды аэропорта будут сбрасываться не в городскую канализацию, а в местный пруд… Точнее, сразу в три, так как водоемы смежные и сопряжены дамбами. Отсюда сразу три садовых товарищества («Аэропорт, «Урожай» и «Сухой Искитим») берут воду не только для полива, но и для личных хозяйственных нужд, а некоторые даже кипятят и пьют ее. Летом детвора и отдыхающие горожане купаются в живописном местечке, ловят рыбу. Это местная достопримечательность и источник живительной влаги. Но в этом году весной, когда снег растает и в сады потянутся огородники, в их пруды польются сливные воды нового аэропорта...

Какое-то странное решение - в 21 веке в модернизированном, современном, построенном по последнему слову техники Международном аэропорту тянуть слив в местный водоем.

Один из трех прудов, в который польются ливневые стоки аэропорта

Может, мы, конечно, чего-то не понимаем, но очень хотим понять. Только ни нам, ни садоводам никто и не попытался объяснить: ни на словах, ни в документах. С разрешительной и проектной документацией не дали ознакомиться не только садоводам, но и журналистам. А потому понять, в соответствии ли с проектом ведутся работы, разрешено ли ливневку выводить в пруд, узаконен ли сделанный строителями крюк через СНТ, были ли произведены на местности до начала строительных работ экологические изыскания, учтены ли ими вырубка деревьев, нарушение русла ручья и почвенного слоя, что за очистные сооружения будут установлены на канализационном сливе и где они будут располагаться, пока не представляется возможным.

Разрешение есть, но его никто не видел

После множества запросов, направленных во все концы и волости, удалось выяснить, что генеральным подрядчиком строительства является крупнейшая международная русско-турецкая компания ООО «ЛИМАКМАРАЩСТРОЙ», на счету которой 160 проектов различного масштаба в 15 странах мира. На вопрос о разрешении на проведение работ компания-подрядчик направила нас к заказчику строительства. Туда же нас направило и региональное Министерство транспорта. Заказчиком строительства является собственник кемеровского аэропорта – холдинговая компания «НОВАПОРТ». К сожалению, получить какие-либо комментарии на этот счет от «НОВАПОРТА» до сих пор не удалось. В нарушение всех требований законов «О СМИ» и «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ни на официальный запрос, ни на телефонные звонки нам не ответили.

Чуть больше ясности внесла Кемеровская транспортная прокуратура, которая сообщила, что «работы ведутся на основании проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы России, а также разрешения на строительство, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией). Указанный проект включает работы по обустройству ливневой канализации, а также очистных сооружений для обеспечения водоотвода с территории аэровокзального комплекса. Процент выполнения трассы составляет 95%». В наличии соответствующих разрешений никто, собственно, и не сомневался. Только вот соответствуют ли работы проекту?..

По вопросу контроля за строительством региональный Минтранс направил нас в городскую администрацию, «в компетенцию которой входит контроль за осуществлением строительных работ и согласование застройщику необходимой проектной документации». Город  довольно подробно  рассказал нам о публичных слушаниях и постановлениях, касаемых реконструкции аэропорта в целом, и ни слова не сообщил о ливневке. Разве что в последнем абзаце ответа прозвучала общая фраза о том, что «Законом Кемеровской области от 12.07.2006 №98-ОЗ (ред. от 08.06.2020) «О градостроительной деятельности» установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. К таким случаям отнесено строительство, реконструкция линейных объектов, в том числе линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм». Следует ли из этого, что в Кузбассе можно тянуть трубы диаметром меньше метра куда угодно? Или таким образом мэрия тонко намекнула, что никаких разрешений на строительство ливневки все же не выдавала?..

Казалось бы – чего уж проще. Возникло социальное напряжение, журналистский интерес – возьми, разъясни, покажи документы, доведи информацию, успокой людей, что вот здесь работы ведутся по проекту, вот это мы исследовали, сюда повели трубопровод, вот очистные сооружения, работать они будут таким образом. Даже угольные компании сегодня не гнушаются тем, чтобы разъяснять населению принципы и суть своих мероприятий по экологической защите, идут на контакт с населением, понимая, что это важно для их работы. А тут – глухо… Документы ни журналистам, ни садоводам принципиально не показывают.  То ли потому, что все только знают, что они где-то существуют, но в глаза их не видели. То ли такими мелочами, как природа близ СНТ и диалог с населением в этом глобальном проекте никто не заморачивался. То ли ливневку ведут не по проекту и проще не показать его, чем потом объяснять несоответствия…

Но не все так безнадежно. В областной прокуратуре оперативно и здраво отреагировали на ситуацию и, быстро определив подразделение, в ведении которого находится контроль за соблюдением требований экологического законодательства при проведении строительных работ, инициировала выездную проверку. К участию в проверке привлечены работники Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора). Может, хотя бы Кемеровской транспортной прокуратуре удастся подержать в руках эти засекреченные документы и сравнить их с реальностью.

А вообще очень странное у нас отношение к водоемам в Кузбассе. Канализационные сливы на территории ООПТ идут в речушки, которые начинают источать жуткий «аромат». Искитимка окрасилась в алый цвет – и никто так и не знает, что это было. Золотодобытчики изрывают берега малых и больших рек, делая их желтыми. Какого цвета, вкуса и запаха станут пруды в СНТ «Аэропорт, «Урожай» и «Сухой Искитим» – мы узнаем совсем скоро.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру