Как один майор в кузбасском селе офицерский резерв формирует

Или откуда в Елыкаево маленькие солдаты с большим сердцем

Александру Грищенко почти 77. Он невысокого роста. Всегда в военной форме. Говорит, что в гражданке его слова звучат намного «тише». Скромный, но принципиальный. С небесно-голубыми глазами, сентиментально блестящими, когда их хозяин рассказывает о важных для него вещах. А по-настоящему важного в его жизни много. Например, воспитывать из простых сельских ребятишек настоящих Защитников Отечества.

Или откуда в Елыкаево маленькие солдаты с большим сердцем
Фото: Администрация Кемеровского МО

В Кемеровском муниципальном округе почетного гражданина района Грищенко знают все. Но многие - не по имени. «Товарищ майор» – так обращаются к Александру Ивановичу и односельчане, и в школе ученики и учителя. Пока мы беседовали, в кабинет зашли несколько «филипков» из началки и даже один детсадовец. Идет такой маленький, но уже настоящий солдат строевым шагом, с выправкой, прикладывает руку к шапке с помпоном, а другую тянет для пожатия: «Здравия желаю, товарищ майор!» И так на каждой перемене, а то и по несколько раз. Влечет ребят сюда, душой тянет, не силой. Нравится, спрашиваю, у Александра Ивановича заниматься? «Так точно!», - отвечает. «Присягу у меня 24 февраля принимать будет» - с гордостью бросает реплику Александр Иванович вслед уходящему на урок бойцу.

Маленькие солдаты. Фото: Администрация Кемеровского МО

«Не вышло из меня военного...»

Много лет назад срочник Александр Грищенко, уроженец села Елыкаево, отслужил в ГДР 3,5 года. Сначала в саперных войсках, потом – в разведке. Участвовал в чехословацких событиях в реальных боевых действиях. «Много парней тогда погибло, - вспоминает Александр Иванович. – Причем глупо погибали наши русские Иваны… Лежит, к примеру, кукла на земле. Поднимает ее солдат – и происходит взрыв. Зашли холодной ночью в дом, открыли печку – взрыв». Тогда-то, в армейские времена, Александр Грищенко и установил плотные отношения с десантными войсками. Сегодня на его счету – 200 прыжков с парашютом, в том числе – с квадратным десантным ПД-47, который в народе называют «платочком».

После службы в армии Грищенко очень хотел стать кадровым военным. Но не случилось. И оба раза по семейным обстоятельствам. «Не вышло из меня военного… Первый раз меня собирались направить служить заместителем командира пограничного отряда на Камчатку, - рассказал Александр Иванович. – Но раньше семьи разделять было не принято, поэтому в рапорте должна была стоять моя подпись и подпись жены. А жена отказалась ехать на край света, и отправили меня на гражданку». Второй раз Грищенко готовили советником в Афганистан в составе группы из 20 человек. Поехать не смогли он и еще один парень из Красноярска. Тогда у Александра Ивановича тяжело заболел сын, и ему снова пришлось отказаться от предложения. Уехали служить 18 человек. И только пересекли туркменскую границу, попали в засаду. В живых осталось всего шестеро. Отвело…  

Тогда началась у Александра Грищенко партийная жизнь. Сначала он окончил Омскую советскую партийную школу, после чего работал в селе Звездном секретарем парткома. Затем - Новосибирскую высшую партийную школу и стал заворгом в Тисульском райкоме партии. А вскоре вернулся на малую родину, в Елыкаево. «А как иначе, - искренне удивляется Александр Иванович. – У меня здесь родители жили и похоронены. А значит, корни я здесь пустил, здесь родина моя». Устроился работать сначала секретарем парткома, а потом – инженером охраны труда в совхозе.

Из снайперов в десантники

В бытность работы в совхозе Александру Ивановичу довелось поучаствовать в партийной конференции, на которой выступал Михаил Сергеевич Горбачев. Это был 1984 год. Речь зашла о том, что в Советском Союзе недостаточно внимания уделяется военно-патриотическому воспитанию молодежи. Эти слова глубоко отозвались в сердце Грищенко и оформились в идею создать первый в Кемеровской области военно-патриотический клуб. На следующий год с этой идеей он приехал в ДОСААФ, с которым был связан всю жизнь, и нашел там поддержку. «Мне дали добро и вручили знамя! – с гордостью вспоминает Александр Грищенко. – В армии с вручением знамени организовывались полки и батальоны. А у нас родился военно-патриотический клуб. Сегодня этому знамени 40 лет, оно красное, уже в дырочку, но я его берегу. 24 февраля мои ребятишки будут принимать присягу, вставать на колено и целовать это знамя».

Воспитанники Александра Ивановича демонстрируют чудеса военной подготовки. То, что по силам не каждому армейцу.

Изначально клуб назывался «Снайпер», потому как готовили в нем маленьких стрелков. «В нашем распоряжении находились новенькие снайперские винтовки, Уралы, «бишки» (биатлонные винтовки – прим.Ред.), - рассказал Александр Иванович. – У нас было 30 автоматов Калашникова 1947 года – 15 боевых и 15 учебных».

А потом, в перестроечный период, у клуба начали оружие изымать. И название «Снайпер» утратило свою актуальность. Надо было выходить из положения. Вспомнил тогда Александр Иванович, как в армейские времена, будучи разведчиком, прыгал с парашютом вместе с десантниками. Приехал в ДОСААФ и предложил клуб переименовать. Так в 1987 году появился «Десантник». «И начали мы с ребятами прыгать на ДОСААФовском аэродроме, - с гордостью отмечает Александр Грищенко. – Я прыгаю – и мои бойцы за мной. Уходят они потом в армию – а у них уже по 18-20 прыжков за плечами».

Клуб вначале базировались в совхозе. А когда земли под его зданием были выкуплены, при содействии местной администрации перебрался в Елыкаевскую школу, где находится по сей день. «Меня сначала устроили к спортсменам, но они от меня быстро отказались, - с улыбкой вспоминает Александр Грищенко. – Я же готовлю не чемпионов, а солдат. У них в спорте как все устроено: вышел на старт – сделай все, чтобы прийти к финишу первым. А у меня? Побежали 10 человек дистанцию, прибегает первый, а я ему вместо фанфар - тряпочку и ведро вручаю. Говорю: «Ты зачем ребят бросил? Там война, их убивают, а ты прибежал. Зачем ты мне один нужен?» Вот такое правило: если 10 человек ушло на дистанцию, надо, чтобы все 10 вернулись к финишу. Как один».

Основные правила и законы клуба Александр Иванович перенес из Советской армии. «Провинился или нарушил что-то – моешь полы, драишь туалет, - честно отмечает Грищенко. – Старший отвечает за младшего. Если родителям это не нравится, я говорю – забирайте свое чадо, потому что у меня – военно-патриотический клуб, а не клуб по интересам».

Даже семилетние малыши у Александра Грищенко ходят босыми ногами по битому стеклу и отжимаются на гвоздях. За это товарищ майор присваивает им звания.

К воспитанию ребят Александр Иванович привлекает ветеранов, которые вместе с мальчишками занимаются в клубе. Самому старшему члену «Десантника» – 88 лет. Младшему – 6. «Это, между прочим, очень удобно, - смеется Александр Иванович. – Если кто-то из бойцов что-то натворил, с ним беседу ведут мои ветераны. А вообще, здорово, когда старшие являются примером, а младшие заставляют быть вечно молодым. На присяге увидите, как дед разбирает автомат – и внук разбирает автомат. Бабушка снаряжает патронами магазин - и внучка снаряжает патронами магазин. Бабушки у меня под 70 лет ходят по навесной веревке без страховки! На старте одну таблеточку съест, на финише – вторую. А внизу – я жду в предынфарктном состоянии (смеется)».

Где рождаются Защитники Отечества

В «Десантнике» ребята занимаются не только парашютной, но и строевой подготовкой, военным многоборьем, пулевой стрельбой, рукопашным боем, изучают военную историю, тактику и основы ведения боя, осваивают разборку и сборку оружия. Наверное, единственные в России они собирают и разбирают автомат и снаряжают пистолет Макарова ногами… в берцах и в костюме химзащиты. Это просто невероятно!

Разборка-сборка автомата в костюме химзащиты.

Показательные выступления десантников с метанием ножей в живот, отжиманиями на гвоздях, кувырканием голым торсом по битому стеклу и другими экстремальными номерами просто потрясают. «На присяге вы увидите, как в меня стреляют через зеркало, - по секрету рассказал Александр Грищенко. – Я буду стоять за спиной бойца. положу на голову, скорее всего, яблоко. Он будет смотреть в зеркало, винтовку положит на плечо и выстрелит. Из пневматики, правда. Но было бы боевое оружие – дал бы боевое».

В конкурсах по военной подготовке десантники тоже блистают. Правда, сейчас все больше в районе. На днях команда Елыкаевской школы одержала  победу в спартакиаде допризывной молодежи Кемеровского МО. Все выступавшие ребята занимаются в «Десантнике» у Александра Ивановича.

А были времена, когда Москву покоряли елыкаевские ребята. Товарищ майор  вспоминает 2000 год, когда он своих бойцов подковал на столичном конкурсе строя и песни: «Сначала участникам предстояло пройти строем перед расположенной на трибунах комиссией и зрителями. Почти 40 команд со всей страны, включая Москву и Санкт-Петербург. И мы, 12 деревенских ребят, идем в хвостике 35-ми. Что делать? Как выделиться, когда красивые и вышколенные все? И тут я вспомнил про подковки, которые мы делали в армии. Зашел в сапожную мастерскую рядом с гостиницей, закупил на всех. Ребята раздобыли отвертки и болты. И мы все ботинки подковали, носочек и каблук. Правда, сделали по-хитрому - металлические пластины сильно не затягивали, чтобы звук был ярче. И вот – конкурсный парад в Измайловском парке. Проходят колонны. Играет музыка. Все чинно, благородно, но одинаково. И вдруг появляются мои…  Ча-ччч, ча-ччч, ча-ччч… Подковки в такт мелодии звучат, будто чечетку отбивают. Стадион замер. А когда мы прошли, трибуны встали. Человек с микрофоном, видимо, председатель комиссии поднялся и сообщил, что победителем стал «город Елыкаево Кемеровской области»». Так Грищенко за 3 минуты кемеровское село сделал городом всероссийского масштаба. И теперь убежден, что городу Елыкаево быть.

В тот день к елыкаевским ребятам подошел Алексей Леонов, назвал земляками, пожал руки и сфотографировался. Это памятное фото теперь висит в кабинете Александра Ивановича. «Смотрю на них и понимаю, что все не зря, - с гордостью, тепло и даже как-то по-отечески рассказывает товарищ майор. – Кончилов и Филипповский сейчас в полиции служат. Ромка – в ФСБ. Вячеслав контрактником стал, мичманом служит в Северодвинске. 70% ребятишек, которые выходят из клуба, связывают свою жизнь с силовыми структурами. В прошлом году один мой выпускник поступил в московскую Академию МЧС, а второй – в Академию МВД». Есть среди бойцов «Десантника» и военный вертолетчик. К слову, елыкаевский участковый и глава Елыкаевского поселения – тоже воспитанники «Десантника». А еще – больше 70 офицеров родом из школы Грищенко. Его клуб выпустил около двух тысяч бойцов. 621 солдат служил в войсках ВДВ, 222 - в спецназе и ОМОНе, 18 - в морской пехоте, 12 - в Президентском полку, 300 человек - побывали в горячих точках. «Полковники есть, до генералов пока только не дожил», - улыбается товарищ майор.

Как выглядит верность

Несмотря на то, что не получилось у Александра Ивановича стать военным, верность родине и советской армии он пронес через всю свою жизнь, вкладывая ее принципы в поколения своих воспитанников. И искренне переживает он о том, как выглядит современная военная подготовка. «Я у парня, вернувшегося из армии, однажды спросил, что значит – держать руки по швам, - рассказал  Александр Иванович. – А он растерялся. Пришлось объяснять. А еще нас учили руки по швам в кулаках держать, чтобы, если придется, сразу в лоб (смеется). А сейчас на строевой как учат? Не в кулаке, а согнув по фалангам. Движемся к заграничному строевому образцу… - сокрушается товарищ майор. – Сегодня же армия – как детский сад для 18-летних. Оттуда мальчишки приходяти, а автомата в руках не держали. Спрашиваю: «Чего не стрелял?» Отвечает: «Ротный сказал, что патроны дорогие». Это что, родину защищать – патроны дорогие?.. Так выходит? Я был поражен, кого мы выпускаем… Года 3-4 назад пришли ко мне два лейтенантика, уже не помню, по какому поводу. Сели, разговорились. Я им радиостанции свои показываю, хвастаюсь. Они глаза широко раскрыли. Я думал, что восхищаются моей материальной базой, оборудованием. Ан нет: «Вы такой богатый, - говорят, - там же золотые контакты и серебряная проволока! Сдайте драгметалл».  И как назвать этого офицера? Это какой-то стяжатель… Отправил я их быстренько восвояси, не о чем мне с ними разговаривать. Или вот еще. Ребята у меня в мастерской вытачивают деревянные противофугасные мины. Одна из них лежала у меня на столе. Зашли в кабинет офицеры и спрашивают – а что это за коробочка?… Офицеры!..»

И он такой во всем. Резкий, местами даже грубоватый, но честный. И надежный. С жесткими моральными принципами и чуткой совестью. Когда пришло время отправлять в армию собственного сына, многие, в том числе родственники, намекали Александру Ивановичу, что неплохо бы, воспользовавшись связями, пристроить парня под боком, в безопасности и комфорте. «Но как бы я смотрел в глаза родителям тех ребятишек, которые занимаются у меня», - рассуждает товарищ майор. И отправил сына служить в десантные войска в Нагорном Карабахе. Вернувшись оттуда, сын решение отца оценил и устроился в полицию, где отслужил 30 лет.

Мало кто знает, но в лихие 90-е Александру Ивановичу непросто было сохранить «Десантник». То ли по умыслу, то ли по глупости сразу несколько крупных кузбасских изданий опубликовали информацию о том, что Грищенко организовал вооруженный партизанский отряд и разместил его в землянках в районе деревни Ермаки. К товарищу майору приехал отряд милиции, клуб опечатали, оружие изъяли, самого Александра Ивановича вызвали в прокуратуру и взяли подписку о невыезде. Тогда он пережил четыре инфаркта, пролежал полгода в больнице и получил инвалидность. «Давили, - рассказал Александр Грищенко. – Требовали клуб закрыть. А я его не закрывал. Продолжал заниматься с ребятишками. Директор совхоза выделил мне большую комнату. Правда, потолок в ней обваливался. Но мы его бревнами подпирали и работали. Не думал тогда, что доживу до такой красоты…», - огляделся по сторонам товарищ майор.

Награждение Александра Грищенко Сергеем Цивилевым на открытии Елыкаевской школы.

А владения десантские сегодня, и вправду, впечатляют. В этом году после капитального ремонта школы с легкой руки губернатора Сергея Цивилева десантники получили то, о чем даже не мечтали: спортивную площадку с военизированной полосой препятствий и тренажерами для подготовки парашютистов, отдельный новенький спортзал со скалодромом и всем необходимым оснащением и даже симулятор боевого танка! Работай – не хочу, жди своего первого генерала.

Когда видишь этих маленьких, но настоящих мужчин, для которых слова «родина» и «патриотизм» – не пустые звуки, написанные на отчетных бланках, а дисциплина и взаимовыручка – привычные нормы жизни. Для которых «Здравия желаю!» и «Так точно» - осмысленные ответы с 6-летнего возраста. Когда видишь мальчишек, которые, на 30-градусном морозе, не задумываясь, снимают шапки во время гимна и без команды отдают свои перчатки девочкам. Когда физически развитые, крепкие парни проходят настоящую школу выживания, а малыши всем своим сердечком хотят быть похожими на старших. Когда отслужившие в армии отцы приводят сюда своих сыновей, хочется пожать руку этому человеку, преклонить голову и сказать: «СПАСИБО ВАМ, ТОВАРИЩ МАЙОР!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру