История красной Искитимки: полгода толкли воду в ступе

Но виновные не установлены, да и ситуация понятнее не стала

6 ноября прошлого года побагровела кузбасская река. И не где-нибудь в труднодоступном лесу на окраине, а прямо в центре областной столицы, ровнехонько под окнами соответствующих инстанций и надзорных органов, в пешей, так сказать, доступности. Сегодня – конец марта. Но никто до сих пор точно не знает, кто и что слил в городскую реку, чтобы она стала кроваво-красной.

Но виновные не установлены, да и ситуация понятнее не стала
Покрасневшую Искитимку могли видеть из окон жители домов, расположенных по улице Мичурина. Фото: Андрей Герман

Искитимка протекла в своем новом «наряде» по кемеровским жилым районам и городским паркам в конце осени прошлого года. Фото и видео с пугающей кровавой рекой тут же появились в социальных сетях. «Она сегодня не река, она - клюквенный кисель. К сожалению, камера не передает оттенок, но возле куста, на небольшом пятне прежнего цвета реки разница заметна», - написал один из очевидцев под опубликованным видео. В интернете началось активное обсуждение случившегося: люди переживали за воду в своих домах, экологию и искитимских уточек. И именно из соцсетей об этом узнали власти и надзорные органы. Официальные лица давали официальные комментарии через СМИ и свои страницы в соцсетях, но эти комментарии больше напоминали успокоительную пилюлю, чем конструктивное решение.

Канализационный потоп

Официальная версия произошедшего появилась на следующий день после ЧП. Заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов сообщил, что причиной покраснения воды в Искитимке стали сточные воды красного оттенка, попавшие в правый приток реки - ручей Суховский - из засоренного городского коллектора, который находится на обслуживании «КЕМВОДа». Кроме того, возможным источником поступления загрязненных вод называлась ливневая канализация, эксплуатируемая МБУ «Кемеровские автодороги». «Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса с участием федеральных надзорных органов было проведено выездное расследование, - отметил чиновник. – Источник загрязнения установлен, аварийная служба провела работы по устранению засора коллектора».

Коллектор оперативно почистили и посчитали, что проблема решена. Информация о предполагаемых причинах была направлена в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, МЧС, прокуратуру и ГУ МВД России по Кемеровской области «для установления виновных и привлечения их к ответственности».

«Мы передали»

Почему же спустя почти пять месяцев дело не сдвинулась с мертвой точки? Нам удалось проследить занимательную цепочку действий и запросов-ответов по этой ситуации благодаря модератору площадки «Экология» регионального отделения ОНФ, эксперту Института угля и углехимии Андрею Егорову, который принимает непосредственное участие в затянувшемся экологическом расследовании.

«Первым отреагировало на ситуацию Министерство природных ресурсов и экологии, - рассказал Андрей Егоров. – Его сотрудники провели выездное исследование русла реки, обнаружили предположительное место загрязнения, но почему-то не сделали фото и не взяли пробы. Просто приехали, посмотрели, поставили координаты и уехали. Почему никто не зачерпнул воды из окрашенной реки, мне не понятно. Это была пятница, рабочий день, все находились на местах. Что было в Искитимке? Сурьма? Висмут? Молибден? Что текло? Какое загрязняющее вещество красного цвета попало из Искитимки в реку Томь? Никто не знает».

Роспотребнадзор отчитался, что пробы взял, но уже после того, как река вернулась к естественному цвету. И даже тогда, согласно проведенным исследованиям, в пробах было выявлено превышение гигиенических нормативов в воде по показателям: железо, марганец, фенол. Эту информацию Роспотреб передал Росприроднадзору, Минприроды и главе города Кемерово. Росприроднадзор, правда, сразу от проблемы открестился, сказав, что это не их полномочия - Искитимка находится под защитой регионального Министерства. А Минприроды передало координаты предполагаемого места загрязнения в региональное МЧС. Забыв, правда, при этом пояснить, по какой системе эти координаты были выставлены. Поэтому спасатели приехали на совершенно другое место – к частной бане. И, естественно, ничего не нашли.

«11 ноября мы в региональном штабе ОНФ собрали заседание по этой проблеме, - рассказал Андрей Егоров. - Пригласили всех причастных, но отозвались на наше приглашение только представители МЧС, которые к тому моменту так и не получили пояснения по координатам точки загрязнения. Мы делаем запрос в Министерство природных ресурсов со ссылкой на их письмо и просьбой уточнить этот момент. На что получаем ответ: вам предоставили координаты в МЧС – у них и уточняйте… Представляете?.. Мы снова отправляем пояснение, еще раз делаем акцент на том, что ссылаемся именно на их письмо, прилагаем копию, просим разъяснить. И получаем ответ только через месяц. Снег лег… Конечно, по этим координатам ничего найти уже не удалось».

В официальную версию экологи верят с трудом. Ведь, если представить, что причиной глобального покраснение воды является забитый канализационный коллектор, то изливаться «кровавые» ручьи оттуда должны были с немалой силой, оставляя на почве следы и размывы. «Мы пешком доходили до этого коллектора, когда исследовали берег реки еще до появления координат, - пояснил Егоров. – Ни следов покраснения на почве, ни ее размывов мы не нашли. Вокруг коллектора – никаких признаков ЧП».

Андрей Егоров предположил, что причиной загрязнения могло стать незавершенное строительство торгового центра, которое ведется неподалеку от того места, на которое указали в Министерстве природных ресурсов. «На стройке могли быть красящие химикаты, которые каким-то образом оказались в воде, - пояснил Андрей Геннадьевич. - Второй вариант – это близлежащая колония, в которой когда-то из отработанных покрышек производили резиновую тротуарную плитку. И была она как раз веселенького бордового цвета. Возможно, подмыло складские запасы с красками. А, может, кто-то вылил их в реку за ненадобностью. Отработка всех версий – дело правоохранительных органов». Им, кстати, тоже передали информацию. Но органы пока молчат и официальных версий не выдают. На запрос ОНФ о положении вещей в ГУ МВД Кузбасса ответили, что третьим лицам информацию не предоставляют. А журналистам «МК в Кузбассе» сообщили, что передали материалы по подведомственности в Роспотребнадзор. Кому, интересно, передал информацию Роспотреб…

Вот так передавали ведомства информацию друг другу почти пять месяцев. На каждый ответ уходило у них по 30 дней. Сроки брали по максимуму, никуда не спешили. И это по ситуации, которая требовала максимально оперативного решения. Только сейчас экологи смогли получить последние письма с ответами. Однако определенности от этих ответов, как часто водится, не прибавилось. «Мы передали» - ключевая фраза во всей этой истории. Не отработали, не выяснили, не установили, а именно передали. Помните, как в детстве мы играли в «Булавочку»? Каждый торопился передать ее соседу, чтобы, не дай бог, она не осталась в его руках, когда музыка остановится. И вот теперь предстоит выяснить, у какого из ведомств булавочка, которую они активно передают друг другу. Весело?.. Да не скажите… Вроде бы никто не пострадал: люди не отравились, уточки живы. Можно считать произошедшее «учебной боевой тревогой», яркой, красной. Только показали эти учения, что ни одна контролирующая организация Кузбасса, кроме МЧС, не отреагировала на ситуацию должным образом. Виновные не установлены, профилактические меры к недопущению повторения не приняты. Не зачет.

СПРАВКА МК

Почему краснеют реки

А краснеют они повсеместно. Некоторые видят в этом дурное библейское предзнаменование. А экологи находят тому весьма банальные объяснения. Чаще всего причина покраснения рек – в сливе химикатов. Так было с рекой Далдыкан в районе Норильска и волгоградской речкой Арчеда. Льют в реки искусственные красители швейной, строительной, металлургической промышленности.

Река Далдыкан покраснела от сброса химикатов. Фото: сообщество "Типичный Норильск" в сети "ВКонтакте"
Река Арчеда в Волгоградской области. Фото: Владимир Вершинин

Иногда водоемы становятся кровавыми в прямом смысле слова. Так, в Карелии очистные сооружения одной крупной компании не справились с объемом отходов, и в болота произошел выброс форелевой крови. Теперь в ряду красневших рек - и наша Искитимка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру