Вечно худеющие или постоянно жующие: почему это само не пройдет

Кузбасские РППшники рассказали свои истории

Три страшные буквы РПП. Страшные – потому что почти каждый час в мире от расстройств пищевого поведения (РПП) умирает один человек. И это не про безвольность, лень и попытки привлечь к себе внимание. Это не про болезнь моделей, актрис и обеспеченных слоев населения. Этот серьезный психический недуг, имеющий  самый высокий процент смертности среди других ментальных расстройств, в большей или в меньшей степени про нас с вами. Особенно, если вы женщина (так как женщины болеют РПП в 10 раз чаще мужчин). В этой статье жители Кузбасса, которые столкнулись с данной болезнью, рассказали о своей борьбе, поражениях и победах.

Кузбасские  РППшники рассказали свои истории
Фото: pixabay.com

Что такое РПП и почему еда становится врагом

«Не плачь! На тебе конфетку!» – кто из нас не помнит эту фразу из детства? Когда маленький ребёнок плачет, первое, что ему дают – бутылочку с молоком или сладкое угощение. И неважно, почему он плачет: или потому что у него болит живот, или потому что ему холодно, или и вправду, от голода, или потому что просто грустно. В любом случае, бутылочка с молоком или конфетка срабатывает, здорово переключает сознание, и все негативные эмоции остаются позади.

Фото: unsplash.com

Еда. Мы сталкиваемся с ней регулярно, каждый день, несколько раз в день принимаем пищу. Еда, по сути, самый древний антидепрессант, самый быстрый и дешевый способ восполнить гормоны счастья.  Но с течением времени все усложняется. Пресловутое общество потребления с его бумом гастрономического производства и культом еды, плюс поп-культура с глянцевыми идеалами или гиперЗОЖ с его фитоняшками – это уже гремучая смесь для развития неадекватного отношения человека к пище и своему телу. И расхожее «Надо меньше жрать!» превращается в смертный приговор. Потому что нарушение отношений с едой вовсе не так безобидно, как кажется. И стоит вашему пищевому поведению расстроиться, в вас просыпается РППшник. А еда для РППшника может быть много чем: спасением, карой, другом, врагом, кошмаром и ужасом или самым вожделенным на свете.  

…И формируется пищевая зависимость: булимия (избавление тела от еды из-за чувства стыда), анорексия (патологическое ограничение себя в еде), компульсивные переедания (страшные и порою неконтролируемые «зажоры») – все это смертельные болезни. А еще есть орторексия (излишняя озабоченность правильным питанием)  и привычка поедать несъедобное (в качестве еды выступают самые разные варианты, наиболее безобидный из которых – это мел).

Наши кузбасские собеседницы, поделились своими историями, рассказали, когда и почему столкнулись с РПП и как болезнь изменила их жизнь.

«Я ела, чтобы успокоить маму, а потом шла к унитазу»

Фото: unsplash.com

Так началась история Екатерины. Сейчас девушке 22 года. Она смогла справиться с болезнью и войти в ремиссию, однако признается, что иногда ее посещают мысли о том, что таким экстремальным способом можно «быстро и легко» похудеть. Помогает справляться с ними пройденный опыт и поддержка близких.  

«Началось все примерно в 9 классе, мне было 15-16 лет. Честно, уже не помню точно, что конкретно послужило причиной, но я начала считать себя толстой. Возможно, я смотрела на стройных одноклассниц, либо была обделена вниманием мальчиков. На тот момент мой рост был 167 см, а вес 58 кг, и мне это казалось огромной цифрой», – рассказала девушка. – «Сначала это были диеты, рассчитанные на 700-800 ккал в день. Так я сбросила часть веса, но мне казалось, что этого мало. Потом пошли питьевые, шоколадные диеты и голод… А потом булимия».

Как рассказала кемеровчанка, булимия развилась из-за замечаний матери о резком похудении и отказе от еды:

«Булимия появилась из-за того, что мама стала замечать, что я ем мало. Поэтому ела, чтобы успокоить её, а потом - к унитазу».

Затем на смену булимии пришло компульсивное переедание.

«Вес снизился до 44 кг, но я все равно считала себя толстой», – вспоминает этот эпизод своей жизни Катя. Болезнь привела к тому, что из-за стресса и изнеможения у девушки начались проблемы со здоровьем – пропали критические дни, появилась постоянная усталость, ухудшилось состояние ногтей, сильно выпадали волосы. В таком состоянии Екатерина жила два года.

К счастью, теперь этот сложный период в прошлом. Девушке помог справиться с болезнью её бывший молодой человек. Он хвалил ее за каждый съеденный кусочек, при этом убеждая Катю в том, что она очень красивая и стройная, а здоровье – это то, что ей нужно в первую очередь.

«Отбирали хлеб и говорили: «Ты и так толстая, куда ты еще ешь?»»      

Фото: pixabay.com
  

Дебют болезни у 23-летней Натальи произошел в 14 лет. По словам девушки, способствовала развитию компульсивных перееданий критика внешности со стороны родителей и ограничения в еде.

«Я постоянно хотела есть. Способствовали этому ограничения в еде в моей семье, мол, «Ты и так толстая, куда ты ешь?», «Сейчас Наташа все съест», «Положи хлеб, лучше огурец пожуй», – такие слова я слышала с детского возраста. Тогда я начала есть украдкой, прятала еду. В подростковом периоде критика вылилась в болезнь. Я ела без режима и ограничений:  появилась минутка – ем, скучно – ем, грустно – ем. Ем, ем, ем…».

О том, что с психикой девушки что-то не так, никто не знал. Родители просто считали ее безвольной и слабой. А Наталья была вынуждена обратиться к психотерапевту. Терапия длилась около 8 месяцев.

Сейчас девушка находится в ремиссии. Окончательно помог справиться с проблемой переезд от родителей.

«Я до сих пор ненавижу свое тело и не могу смотреть на себя в зеркало»

Фото: unsplash.com

Однако не все истории РПП заканчиваются позитивно, и добиться стойкой ремиссии удается не всегда. Софии сейчас почти 23 года, но справиться с ментальным недугом за пять лет девушка так и не смогла.

«Все началось в 18 лет. Из-за чего? Инстаграм. Как раз тогда началось время дневников правильного питания (ПП) и марафонов ПП. В одном из них я приняла участие. Тренер давил на меня, постоянно сравнивал с другими. Говорил, что я плохо бегу, так как я жирная. Из-за негативной оценки тренера и постоянного сравнения с другими я начала голодать. Голод продлился неделю, а затем начался срыв.  Я могла съесть кучу всего. Хотя уже не хотелось. Могла есть до боли в животе. А потом наказывать себя бегом. Бегала по 15-20 км, чтоб сбросить всё. Сейчас я боюсь есть. Боюсь переедать. И до сих пор я не вылечилась. Не всё так остро. Но я до сих пор ненавижу своё тело, не могу смотреть на себя в зеркало, потому что считаю себя жирной. Честно говоря, я вообще не думаю, что от этого можно вылечиться. Я лечилась у психиатра, пила антидепрессанты, которые должны были убрать компульсивные переедания. Но они убрали лишь физический голод. А психологически я всё равно хотела есть, и ничего не изменилось». 

После того, как девушка поняла, что лечение одними антидепрессантами не приносит эффекта, она обратилась к психотерапевту и находится под его наблюдением уже год. Однако, несмотря на то, что терапия дает свои плоды и помогает быть в относительно ресурсном состоянии, Софья отмечает, что эмоции все равно иногда берут верх.

«Я боюсь цифр. Боюсь есть на много калорий. Помогло одно – отписаться от всех «фитоняшек», не говорить на тему еды и не общаться с людьми с РПП, потому что РППшники – это триггер. Когда они начинают говорить о проблемах, я тоже о них вспоминаю, и они снова актуальны».

«Важно не настаивать, чтобы не потерять доверие»

Фото: unsplash.com

Для того, чтобы справиться с расстройствами пищевого поведения (как и с любыми другими психическими расстройствами), необходима поддержка и помощь от близких людей. Однако не все могут правильно понять суть проблемы и оказать необходимую помощь.

Психолог из Кемерова Елизавета Гавло, специализирующаяся на помощи больным с расстройствами пищевого поведения, рассказала, что делать близким человека, столкнувшегося  с РПП:

«Для людей с РПП темы, касающиеся тела, питания, веса могут быть крайне болезненными и даже усугублять положение. Больше всего такие люди нуждаются в моральной поддержке. Расстройство часто сильно осложняет жизнь человека, его отношения с людьми, партнером, решение сиюминутных проблем и задач. Самые простые вещи могут угнетать или вызывать неприятные эмоции. В такие моменты можно выслушать, посочувствовать, разделить трудности, предложить свою помощь или компанию. Самое ценное, что люди могут дать друг другу – это хорошие воспоминания. Меньше всего стоит акцентировать внимание на весе, теле или питании человека, подвергать их оценке или тем более критике», – объясняет специалист.

Елизавета Гавло

Однако, если речь идет о случаях, где болезнь запущена и жизнь человека находится под угрозой, необходимо прибегать к серьезным мерам – госпитализация и медикаментозное лечение, направленное на поддержание и восстановление жизненно необходимых функций организма.

«Диагноз ставит врач-психиатр. Поэтому любое подозрение на РПП требует обращения именно к этому врачу», – объясняет Елизавета Гавло.

Помимо работы с психиатром РППшнику понадобится психотерапия, которая поможет найти причину, сломавшую нормальные взаимоотношения с едой и телом, и поможет человеку выбраться из порочного круга «еда-вина-стыд».

«Будьте так добры к себе, как только можете»

Несмотря на то, что РПП занимают одно из первых мест в списке психических расстройств по числу смертности, прогноз лечения положительный.

О том, как помочь себе, если у вас РПП, и что делать, чтобы не провалиться в трясину нездорового отношения к еде, – на эти темы мы поговорили с клиническим психологом из Кемерова Оксаной Наумовой.

Оксана Наумова

«Не боритесь с проблемой в одиночку. Ищите группы поддержки. Проблемы питания могут вызывать у вас чувство стыда, изоляции и того, что вас никто не понимает. Вам могут помочь разговоры с людьми, знакомыми с этой темой. Заботьтесь о себе. Отнесите всю одежду, которая вам не подходит по размеру, в комиссионный или благотворительный магазин или продайте ее онлайн. Побалуйте себя парой новых вещей того размера, в котором вы чувствуете себя комфортно. Попробуйте не проводить слишком много времени за разглядыванием вашего тела. Попытайтесь, по возможности, не взвешиваться и не сравнивать себя ни с кем, не рассматривать фотографии людей в журналах или в интернете. Помните, что эти изображения обычно обрабатываются в фоторедакторах», – говорит Оксана Наумова.

По словам психолога, хорошо помогают избавиться от тревоги и эмоционального напряжения дыхательные практики, йога, прослушивание медитативной, спокойной музыки, телесные практики, занятия, направленные на расслабление, занятия вокалом.

«Голод провоцирует озабоченность едой и стимулирует переедание, а это один из симптомов фактически всех РПП. Поэтому люди, которые страдают от компульсивного или приступообразного переедания и стараются в течение дня питаться правильно, волей-неволей поддерживают РПП. Но в итоге будут срывы. Чем более правильно человек пытается питаться, тем интенсивнее будет срыв, а не наоборот. Выход из этого заколдованного круга – начать нормально питаться и бросить диету», – и поможет победить РПП изменение своих привычек, связанных с едой. Специалист уточняет, что легче и лучше всего идти к цели маленькими шагами.

Фото: unsplash.com

Вот несколько из шажков, предлагаемых психологом, которые может сделать человек с РПП на пути к выздоровлению:

  1. попробуйте покупать меньшее количество продуктов, если вас беспокоит возможное переедание;
  2. отвлекайтесь, когда вы замечаете, что вы обращаете свое внимание на тело и вес;
  3. найдите хобби или увлечение, которое требует большой концентрации;
  4. займитесь чем-нибудь приятным после еды, если вы боитесь, что попытаетесь избавиться от нее;
  5. попробуйте ставить перед собой позитивные цели, не связанные с едой или калориями;
  6. подумайте о том, что вы могли бы для себя сделать, если вам станет очень тяжело;
  7. будьте бережны с собой и не ставьте планку ожиданий слишком высоко.
  8. будьте так добры к себе, как только можете.

Чем может помочь психотерапия, и с чем психотерапевт будет работать?

«Работа психотерапевта часто заключается в поддержке и формировании адекватной самооценки клиента по отношению к себе и своему телу. Выяснению глубинных причин возникновения РПП и тех ценностей, которые захвачены и присвоены РПП. Разбираются причины переедания или отказа от еды. Здесь важно понимать, что в ценность не может входить опорожнение кишечника или его наполнение. За этим действием стоит другая, более высокая ценность, например, быть стройным, и пути ее достижения надо искать другие – психотерапевт и клиент находят разные пути и расширяют новые горизонты осознавания проблемы и пути достижения положительных результатов или ремиссии расстройства. Ведь нередко человек говорит и думает на языке булимии, анорексии, приступообразного переедания – на языке долженствования и правил», – объясняет Оксана Наумова.

Фото: pixabay.com

В процессе психотерапии нередко затрагиваются детские воспоминания, связанные с приемом пищи, чтобы выяснить, было ли в детстве насилие едой со стороны родственников и могло ли оно повлиять на развитие РПП.

Также в психотерапию входит поддержка клиента, в поисках ресурса, который помог бы клиенту переживать сложные стрессовые моменты жизни, чтобы у клиента хватало своих ресурсов справляться с трудностями в начале проблемы, а потом и в последующем, используя новый опыт и методы, полученные в результате психотерапии», – рассказывает Оксана Наумова.

«Отпишитесь от людей, которые заставляют вас чувствовать себя плохо»

Как рассказывала София, одна из героинь, поделившихся историей своей болезни, на развитие РПП повлияли соцсети. И это частая проблема – идеальный образ влияет на нас, заставляет нас чувствовать стыд из-за несоответствия. Однако стоит помнить, что образ – это всего лишь образ. На самом деле мы не знаем, что происходит по ту сторону экрана и действительно ли у фитоняшки с «идеальной» фигурой все в порядке с пищевым поведением.

На вопрос, как жить в мире соцсетей, фитнесбикини и инстамоделей и не стать заложником РПП, Оксана Наумова отвечает:

«Нужно следить за своими чувствами, находясь в интернете, и, по необходимости, менять сайты, которые вы посещаете, или список людей, на которых вы подписаны. Можно сделать паузу в использовании социальных сетей или устроить свою жизнь так, чтобы социальные сети играли в ней менее значительную роль. Помните, что многие фотографии редактируются так, чтобы изменить облик человека, изображенного на них. Подумайте о том, как вы обходитесь с собственными фотографиями. Вызывают ли они у вас негативные чувства или желание изменить их, чтобы скрыть то, как вы выглядите на самом деле. Задумайтесь – подписаны ли вы на кого-то, чьи фотографии заставляют вас чувствовать себя плохо или вызывают проблематичные мысли. По возможности, отпишитесь от этих людей. Заблокируйте или избегайте любые страницы, пропагандирующие нарушения пищевого поведения. Ищите позитивные сообщества по теме интуитивного питания, выздоровления и бодипозитива».

Фото: pixabay.com
 

Вот список первых «звоночнов», при обнаружении которых у себя или близких, стоит бежать не в сторону идеального идеала и до седьмого пота изнурять тело в зале, а в сторону кабинета специалиста.

Эмоциональные сигналы РПП:

  1. постоянное беспокойство весом, едой, диетой, калориями и углеводами до того предела, когда приемы пищи и регулирования собственного веса становятся первоочередными по отношению к любым другим рутинным делам;
  2. постоянное беспокойство видом / размером / формой своего тела или его частей;
  3. значительное обеднение в разнообразии рациона, исключение из него целых групп продуктов;
  4. выполнение специфических пищевых ритуалов;
  5. избегание общественных активностей / событий, связанных с приемами пищи.

Физические сигналы:

  1. значительное колебание веса;
  2. боль в животе;
  3. нарушение функции кишечника;
  4. изменения в регулярности менструальных выделений, их прекращения;
  5. ощущение головокружения, слабости, усталости;
  6. эпизоды потери сознания;
  7. изменения состояния ногтей и волос (ломкость / сухость);
  8. изменения состояния зубов и ротовой полости в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру