Как было раньше и будет сейчас?
Раньше, чтобы попасть на лечение в ФМО, пациент должен был получить направление на госпитализацию в форме у 057/у-04 из регионального медицинского учреждения от лечащего врача. Теперь, чтобы получить необходимое лечение в федеральной клинике, направление не нужно. Достаточно лишь обращения самого пациента.
«Отсутствие формы 057/у не может быть поводом для отказа в госпитализации», – объясняют новые правила в Министерстве здравоохранения России.
Кому и в каких случаях положено лечение в ФМО?
Если в региональном медицинском учреждении по месту жительства нет необходимого вам лечения или узких специалистов, которые помогут в вашем случае, вы можете госпитализироваться в федеральную медицинскую организацию.
Кроме того, если в больнице по месту жительству вам не помогли или лечение оказалось неэффективным, можно также попасть госпитализацию в ФМО.
Если заболевание протекает с осложнениями, высок риск хирургического лечения или у вас имеются сопутствующие заболевания, вы нуждаетесь в дополнительных медицинских обследованиях или комплексной предоперационной подготовке, это является показанием для прохождения лечения в ФМО.
Госпитализироваться в федеральную медицинскую клинику можно и в том случае, если вы уже лечились там раньше и имеете при себе рекомендацию для повторной госпитализации.
Что сделать, чтобы попасть в федеральное медицинское учреждение?
Новый порядок позволяет идти двумя путями. Во-первых, можно получить направление в ФМО у лечащего врача или врача-специалиста регионального медицинского учреждения, в котором вы проходили диагностику и лечение при первичной медицинской помощи. Выбор федеральной клиники осуществляется по направлению врача. Он же формирует пакет необходимых документов. В него входит: направление на госпитализацию в ФМО, выписка из медицинской документации, а также сведения о согласии на обработку персональных данных пациентов и/или его законного представителя.
Второй путь, который предусматривают новые правила, – самообращение пациента в ФМО. Для этого необходимо наличие результатов всех исследований (лабораторных, инструментальных и других), которые подтверждают диагноз, а также наличие показаний для оказания медицинской помощи в федеральной клинике.
А сколько нужно ждать?
Здесь тоже хорошие новости, теперь комиссия дает ответ в течение трех рабочих дней после поступления заявки. А сама заявка рассматривается в два раза быстрее, в течение пяти дней (вместо десяти, как это было раньше). Итого, после пяти рабочих дней вы уже можете узнать, примут вас в клинике на лечение и, если да, то когда.
Мне могут отказать?
Да. Медицинская комиссия в федеральной клинике может отказать в госпитализации, если решит, что у вас нет медицинских показаний для лечения, вам необходимо пройти дополнительные обследования, у вас есть показания в другой федеральный медцентр (с указанием, в какой именно), у вас есть противопоказания для госпитализации.
Могу ли я обжаловать решение комиссии? Как закон может меня защитить?
Да, вы можете оспорить отказ ФМО к госпитализации на любом из этапов ее подготовки. Кроме того, стоит помнить, что все медицинские исследования и манипуляция в федеральных клиниках вам должны обеспечить бесплатно по полису ОМС.
С какими проблемами я могу столкнуться?
По словам Елены Третьяковой, заместителя генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС», чаще всего россияне сталкиваются с такими проблемами, как отказ лечащего врача выдавать направление в федеральную клинику, превышение сроков ожидания ответа из ФМО или отказ от комиссии федерального учреждения, а также неправомерное взимание личных средств на оплату лечения или обследований в ФМО.
Что делать, если я столкнулся со сложностями? Куда можно обратиться?
В сложных ситуациях можно обратиться в институт страховых представителей в системе ОМС, который работает в России с 2016 года. Там пациент бесплатно может получить помощь. Цель института – обеспечение права застрахованных по полису ОМС россиян на получение качественной и бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий.
«При возникновении сложностей пациенту следует первично обращаться в свою страховую медицинскую организацию. В такой ситуации именно страховой представитель той организации, где вы получили полис ОМС, придет к вам на помощь, поможет разобраться с трудными вопросами и защитить ваши права на своевременную, качественную медицинскую помощь необходимого вам уровня и объема», - объясняет Елена Третьякова.
Чтобы найти страхового представителя, необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию или позвонить по телефону, указанному в памятке застрахованного гражданина при получении полиса ОМС. Найти номер можно также на сайте страховой медицинской организации.