В Кузбассе учителя делились "фишками" цифрового образования

Как в Кемерове прошла международная образовательная конференция

В преддверии своего  300-летия Кузбасс находится в эпицентре событий всероссийского и международного масштаба. За последние три недели наш регион уже принял два крупных форума, а вчера в Кемерове завершилась двухдневная международная конференция по новым технологиям в образовании EdCrunch Kuzbass. рассказываем, как он прошел.

Как в Кемерове прошла международная образовательная конференция
Фото: https://edcrunch-kuzbass.ru/

EdCrunch Kuzbass - локальная версия крупнейшей европейской конференции, которая 7 лет подряд собирает на своих площадках ярких звёзд образования и EdTech-индустрии со всего мира. В качестве спикеров в Кемерово приехали эксперты из разных сфер – IT-специалисты, философы, педагоги, предприниматели, ученые и т.д. Участники мероприятия обменялись опытом, рассказали о новых инициативах, направленных на трансформацию образования с использованием цифровых возможностей, провели мастер-классы. Всего конференцию посетили 3 тысячи человек, более 4,5 тысяч просмотрели ее онлайн-трансляцию. Каждый смог найти интересную для себя тему и пополнить багаж «цифровых» знаний.

Дискуссионная площадка в КемГУ. Фото: edcrunch-kuzbass

Все участники конференции сошлись во мнении, что прошлый коронавирусный год, вынудивший всех нас – педагогов, родителей, учащихся – экстренно перейти на дистанционное обучение, продемонстрировал неготовность российского образования к новому цифровому формату работы. Этот опыт стал серьезной встряской для системы. Благодаря ему мы многое поняли и вот теперь готовы дискутировать, обсуждать, учить и учиться. Поэтому можно сказать, что конференция была своевременной, с верно сформулированными темами для обсуждения и четким попаданием в целевую аудиторию.

Выбранная форма панельных дискуссий и мастер-классов, ограниченных по времени 40-45 минутами школьного урока, заставила  спикеров быть кратким, резюмировать и выделять главное, а, следовательно, насытить конференцию конкретной, практикоориентированной информацией. Это отмечали практически все участники мероприятия.

День первый: переходим на новый цифровой язык

Работа первого дня конференции строилась на пяти образовательных площадках с экспертами из разных регионов нашей страны. В школе № 78 спикеры обсудили вопросы в сфере дошкольного образования: социоигровую педагогику, воспитание в стиле диджитал, секреты счастливых отношений с ребенком. В IT-офисе Goodline участники узнали, как правильно играть с детьми в цифровом веке и научить их критически мыслить, а педагоги познакомились с практическими советами для развития эмоционального интеллекта и soft skills в процессе обучения. На площадке Центра опережающей профессиональной подготовки эксперты обсудили принципы и практики образовательного дизайна в цифровую эпоху, роль vr-тренажеров в образовании, системную переподготовку педагогов под задачи будущего. В КемГУ дискуссии прошли на тему системы цифровой поддержки проектного обучения, цифровой экосистемы университета и эффективного онлайн-обучения в университетах. В кемеровском филиале Сбера участники обсудили гибридное обучение, шесть типов мотивации, образовательные Google-фишки и эффективные формулы уроков.

Примечательно, что свободных мест в лекториях не было, наоборот в некоторых аудиториях пришлось  добавлять места для слушателей. И такая ситуация сохранялась до последнего выступающего, что свидетельствует о попадании в потребности профессионального сообщества и искренний интерес участников к предложенным темам.

Работа секции в офисе Сбера. Плотно, без свободных мест, с дополнительными стульями.

«Мы узнали много нового, - признались представители Кемеровского президентского кадетского училища. – Для нас на данный момент актуальна гибридная форма образования. Некоторые ученики присутствуют на наших занятиях дистанционно, при помощи видеосвязи. Плюс мы осваиваем новые возможности цифровой образовательной среды. И получили массу полезных знаний о новых образовательных платформах, бесплатных интернет-ресурсах, сфотографировали все ссылочки, названия программ и адреса сайтов, обязательно будем пользоваться. Приятно, что многие разработчики программного обеспечения предусматривают особые предложения с расширенным функционалом для образовательных учреждений».

Педагоги устали варить в собственном соку и были рады возможности профессионального диалога с коллегами из других регионов и стран. Учителя из Губернаторской специальной общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением узнали о конференции из интернета и сразу приобрели электронные билеты. «Наша школа тяжело переходила на дистанционный формат работы, потому как у нас пока нет доступа к высокоскоростному качественному интернету, - признались педагоги. – Но школу включили в программу и в ближайшее время обещают это цифровое неравенство ликвидировать. А пока мы готовимся к появлению цифровой образовательной среды и у нас. И темы, которые поднимаются сегодня на конференции, для нас очень интересны и значимы. Образование переходит на новый уровень своего развития, соответствующего требованиям современности. И нам нужно в этом новом мире цифровых возможностей уметь ориентироваться. Школа долго держалась в классических рамках. Но, видимо, пришло время идти дальше. Нет смысла сейчас этому сопротивляться. Нужно учиться извлекать из этого пользу».

Свое мнение относительно увиденного и услышанного выразил директор новокузнецкой частной школы «Интеллект Академия» Антон Порохин: «Для нас, несмотря на то, что у нас пока только начальная школа, пресловутое дистантное образование не стало кошмаром – цифровое и гибридное обучение мы использовали и ранее. И именно потому, что мы понимаем всю важность и своевременность диалога о новых технологиях в образовании, на эту конференцию мы приехали целой командой.  Хочется охватить как можно больше информации от спикеров, поскольку она, на мой взгляд, весьма интересна, полезна и практически применима. Поэтому я нахожусь сейчас здесь, мои коллеги  работают в других секциях, а вечером и тем более по возвращении мы обязательно еще раз обсудим увиденное и услышанное. Кстати, заметьте, ни одно кресло не пустует, да и мне уходить пока не хочется, а значит, то, что мы слышим и видим – полезно».  

Педагог дополнительного образования новокузнецкого детского юношеского центра «Орион» Владимир Жуков также отметил, что проведение подобных конференция ведет к профессиональному росту ее участников: «Такие конференции однозначно дают профессиональный рост. Это общение с коллегами, это понимание ситуации, которая происходит в Кузбассе и за его пределами. В программе заявлено большое количество спикеров, которые представляют другие регионы и даже страны. Полученная здесь информация, наверняка, поможет принять правильные решения и произвести модернизацию своей деятельности, чтобы повысить эффективность и качество образовательного процесса».

День второй: проблемы видим, признаем, решаем

10 июня все мероприятия конференции проходили в Ледовом дворце «Кузбасс». Открывалась программа пленарным заседанием «Равные возможности для всех: роль семьи и цифровых технологий в образовании».

В главном зале конференции, рассчитанном на 2 тысячи человек, не хватило свободных мест. Организаторы выставляли дополнительные стулья. Фото: https://edcrunch-kuzbass.ru/

В ходе пленарного заседания спикерами неоднократно отмечались успешные наработки кузбасских преподавателей. Так научный руководитель института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин привел в пример кузбасский опыт в плане налаживания удаленного обучения: «В апреле мы вступили в международный консорциум с учеными из семи стран, изучали, как проходит обучение в период пандемии. Мы увидели такой сложный феномен, как цифровое неравенство, начиная от территориального, когда у многих детей не было доступа в интернет, до социального различия в доступе к техническим ресурсам. В этом плане отлично себя проявил Кузбасс, где уже появилась электронная школа. Когда мы изучали разные регионы, узнали, что практически за две недели здесь полностью запустили систему электронного обучения».

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подтвердил слова Исака Борисовича и рассказал, что в Кузбассе пришлось не строить систему дистанционного образования с нуля, а дорабатывать и совершенствовать ее.

Сергей Цивилев. Фото: edcrunch-kuzbass

«Один из приоритетов деятельности регионального правительства – это поэтапное обновление системы образования в регионе, - отметил губернатор. – И важное место в этом вопросе занимает цифровизация. Все новые школы в Кузбассе строятся в цифровом формате. За последние три года в регионе появилось 25 цифровых школ. До конца года цифровыми станут еще 18 образовательных учреждений. Благодаря нацпроекту «Образование» в Кузбассе обеспечили цифровым оборудованием сотни школ. Все школы региона в ближайшее время будут подключены к высокоскоростному интернету. Также в Кузбассе открываются цифровые образовательные центры «Точка роста», в которых есть квадрокоптеры, 3Д-принтеры, робототехника и т.д. Наши ребята уже сейчас показывают знания высочайшего уровня. Угадайте, кто стал победителем крупнейшего в мире конкурса исследовательских и инженерных проектов школьников Regeneron International Science and Engineering Fair (ISEF), - с гордостью обратился Сергей Цивилев к президиуму. – Кемеровский 11-классник Вадим Санников!» Губернатор вручил букет родителям мальчика и поблагодарил их за сына.

В конференции приняла участие заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева. Она так же, как и Исак Фрумин, отметила передовой опыт Кузбасса в работе по применению цифровых технологий в образовании, а также объявила о соглашении между ООО «Цифровое образование» и правительством Кузбасса об использовании коммуникационной платформы «Сферум».

Татьяна Васильева. Фото: edcrunch-kuzbass

«Период вынужденного удаленного обучения позволил семье и школе взглянуть друг на друга другими глазами, - отметила Татьяна Васильева. – Впервые родители увидели учительский труд у себя дома, а школа столкнулась с проблемами семьи. Главная наша задача сейчас - преодоление цифрового неравенства. Доступ к интернету должен быть обеспечен не только каждой школе, но и каждому домохозяйству. Этот план должен быть выполнен до конца 2021 года. В домах, где нет других вариантов интернета, кроме спутникового, будет спутниковый. Вторая наша задача – это повышение цифровых компетенций учителей и родителей. Раньше во многих школах реализовывалась программа родительских лекториев, где специалисты рассказывали родителям о психологических особенностях подросткового возраста. Пришло время оказать аналогичную помощь семьям, не имеющим базовых цифровых компетенций. Во многих регионах уже проходят такие диджитал-десанты. Это тоже преодоление цифрового неравенства. И следующий этап – это преодоление неравенства в доступе к цифровому контенту и цифровым сервисам. Сегодня существует огромное количество государственных и коммерческих образовательных ресурсов. И задача государства – обеспечить доступ участников образовательного процесса к конкурентоспособным, бесплатным, заточенным под разный уровень учеников ресурсам. Чтобы исключить дефицит контента из-за высокой стоимости коммерческого ресурса. В настоящее время ведется работа по наполнению библиотеки Цифровой образовательной среды, благодаря которой будет обеспечен открытый доступ для всех к востребованным образовательным сервисам».  

В течение всего дня на площадке Ледового дворца «Кузбасс» шли дискуссии, мастер-классы по различным вопросам развития образования, награждение победителей областных этапов всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Золотой памятный знак «Учитель года Кузбасса» и премию в размере 500 тысяч рублей вручили учителю истории и обществознания средней школы № 8 Топкинского округа Алексею Третьякову — победителю регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». За победу в областном конкурсе «Преподаватель года» золотой памятный знак и премию в размере 150 тысяч рублей получил преподаватель специальных дисциплин профессионального колледжа Новокузнецка Сергей Мельников. Дипломы губернатора Кузбасса и премии в размере 50 и 75 тысяч рублей получили четыре педагога, одержавшие победу в региональных этапах всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Также глава региона наградил 11 лучших участников Всероссийской краеведческой онлайн-олимпиады школьников «Кузбасс-300». Всего в олимпиаде приняли участие более 300 тысяч участников. Победителями стали 51 415 школьников из всех регионов России.

Педагоги-победители. Фото: edcrunch-kuzbass

Во второй половине дня в рамках конференции состоялась интеллектуальная игра «100 к одному» между командами преподавателей и экспертов, батлл «Креативность VS Критическое мышление» и танцевальный перерыв с Евгением Папунаишвили. Ярким завершением конференции стало выступление певицы Дианы Гурцкой.

Проведение международной конференции такого уровня позволяет обменяться опытом внедрения новых технологий в образовании, новых стандартов. По итогам мероприятия были определены практики, которыми Кузбасс может поделиться с коллегами из других регионов, отмечены находки и методики, которые стоит привнести в цифровое образование Кузбасса. Все школы в регионе в скором времени станут цифровыми. Уже сегодня их количество исчисляется сотнями. Но очевидно, что просто оснастить образовательные учреждения цифровой техникой недостаточно для качественного изменения образовательной системы. Требование сегодняшнего дня - переосмысление самой методики преподавания. И в этом плане колоссальную роль сыграет открытость учителя новым идеям и знаниям. Без этого самая передовое, современное цифровое оснащение останется в школе бездушным и бесполезным железом. А наши учителя учиться готовы. Конференция EdCrunch прошла в Кузбассе впервые и оставила очень сильное и приятное впечатление. Педагогическое и родительское сообщество готово к продолжению. Пусть это станет в Кузбассе  традицией.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру