Геймизация школы: что за учитель придумал обучать детей внутри компьютерной игры

То, что в Кемерове началось как реакция на нынешние реалии обучения и простой способ повеселиться, переросло в новый взгляд на методику преподавания и школьную программу.

Ни для кого не секрет, что компьютерные игры для молодого поколения – это нечто большее, нежели просто способ расслабиться после учебы и отвлечься от своих проблем. Молодое поколение видит в виртуальном мире возможность развить свои социальные навыки, а также источник новых знаний. В последнем с ними согласна педагог кемеровской школы №45 Екатерина Шинкоренко, которая решила совместить свою профессиональную деятельность с их интересами.

То, что в Кемерове началось как реакция на нынешние реалии обучения и простой способ повеселиться, переросло в новый взгляд на методику преподавания и школьную программу.
Педагог кемеровской школы №45 и руководитель проекта Екатерина Викторовна Шинкоренко

Не было бы счастья, да дистанционка помогла

Два года назад перед учителями поставили задачу – передавать знания ученикам в дистанционном формате. Для педагогов это был вызов их профессиональным способностям, который требовал от них нового подхода. Учитель физики и астрономии Екатерина Шинкоренко взяла инициативу в свои руки и начала преподавать из дому. Настроив популярный сервис для общения Discord, она стала с его помощью вести уроки, используя в качестве школьной доски простенькую программу для рисования Paint.

Будучи потомственным педагогом с 12-летним стажем, Екатерина смогла адаптироваться к новой обстановке, однако вскоре ситуация приняла неожиданный поворот. Один из учеников увидел в интернете, как студенты вуза строят в компьютерной игре лекторий и приглашают преподавателя вести в нем лекции. Вдохновившись этим примером, подросток предложил учительнице:

– Давайте тоже построим свою виртуальную школу!

– Где?

– В Minecraft.

– Ну, давайте попробуем.

Так, без лишних слов, проекту было дано начало.

Первоначально команда добровольцев решила просто попробовать свои силы и построила в игре черновой вариант школы, который представлял из себя небольшую комнату с картинами и проектором для просмотра презентаций. К несчастью, об их деятельности узнали недобросовестные игроки – гриферы. Эти люди стремятся всеми силами испортить другим игрокам удовольствие от игры, что они и сделали, уничтожив виртуальное здание, построенное школьниками. Но, как говорится, не было бы счастья… Полученный неприятный опыт помог ребятам в дальнейшей работе.

Когда команда строителей убедилась, что им под силу возвести школу, они вновь взялись за виртуальные инструменты и приступили к делу, но обезопасив плоды своих трудов от недоброжелателей. Их новое творение уже действительно походило на настоящее учебное заведение с красивым входом, кабинетом и школьным звонком. Даже пожарные выходы они сделали в соответствии с требованиями СанПиНа. Дальше дело оставалось за малым – загрузить презентации и интерактивные модели.

Построенный ребятами учебный класс в игре Minecraft
Проектор для показа презентаций.

И все же мало построить школу, нужно еще вовлечь учеников в обучающий процесс. С этим у Екатерины Шинкоренко проблем не возникло. Идея опробовать новый способ обучения быстро стала самой обсуждаемой темой в классе. Так как Minecraft был установлен не у всех, было принято решение, что виртуальную школу будут посещать лишь те ученики, у которых приобретена игра. Остальные же будут смотреть демонстрацию экрана и с ее помощью видеть и слышать все, что происходит на уроке.

Игровой аватар ученика идет на урок.

- А что думали по этому поводу директор и родители? – напрашивается очевидный вопрос.

Оказалось, что на начальном этапе о затее учителя и учеников знали только учитель и ученики - все происходило само собой. Что же касается родителей, то они знали, чем занимаются их дети, но никаких возражений на этот счет не высказывали.

- Жалоб не поступало, никаких противоречий не было. Вывод – все прошло хорошо и гладко, - ответила педагог.

Грызем блоки науки

Несмотря на совершенно новую обстановку, сам процесс виртуального обучения мало чем отличался от живого. В план уроков все так же входили просмотр презентаций, видео и интерактивных моделей. Тем нем менее, ученики были полностью в него погружены. Этому способствовали как усердно созданный интерьер школы, который включал в себя даже уютный камин и столовую, так и то, что дети получают новые знания, играя в любимую игру.

Спустя три месяца дистанционное обучение закончилось, и дети вернулись за реальные парты. Школа по ту сторону экрана надолго опустела, однако то удовольствие, которое дети получили в ее стенах, стало топливом для создания нового проекта.

Урок физики в привычном материальном мире.

Старшеклассники трудятся для младшеклассников

Спустя более чем год ребята, будучи уже в 10 классе, встали перед непростым выбором. Им требовалось определиться с темой для обязательного школьного проекта. В процессе мозгового штурма одному из учеников пришла идея:

“Почему бы не взять ту идею с виртуальной школой и не усовершенствовать её?”

Екатерина Шинкоренко, которая к этому времени стала их классным руководителем, инициативу поддержала. Вновь собрав команду из старых и новых единомышленников, старшеклассники принялись за работу.

Новой идеей учеников стало строительство виртуального образовательного учреждения и создание системы, которая дополнила бы уже привычное школьное обучение. Так, по задумке, ученики 5-9 классов будут заходить во внеурочное время в определенный промежуток времени на игровой сервер, где построена школа, и выполнять различные задания, смотреть лекции, опыты с объяснениями и интерактивные модели, которые для них будут подготавливать старшеклассники. Все это, разумеется, по желанию и для тех, у кого есть базовая версия игры с необходимыми модификациями.

- Благодаря внутриигровым модицификациям (модам) весь этот процесс обучения и строится, ведь с помощью модов можно создавать целые системы. Например, сооружать космические ракеты и путешествовать на них между планетами для изучения астрономии или строить полигон для изучения радиоактивности, - пояснила педагог.

В игре возможно реализовывать не только пассивно-ознакомительные, но и активные практические задания. Например, добыть ресурсы и построить из них определенный объект. Для этого игрокам придется в привычной для них манере путешествовать по локациям, исследовать пространства и сражаться с зомби. В случае успеха им будет полагаться игровое поощрение: алмазные мечи, экипировка и другое.

- А как быть, если у игрока возникли проблемы с игрой или пониманием материала? - спросите вы.  Для таких случаев во время работы игрового сервера будет доступен комьюнити-менеджер – старшеклассник, который сможет оказать необходимую помощь. Кроме того, будет создан специальный чат для общения, таблички с информацией в самой игре и многое другое.

Сейчас над проектом работают четыре человека, у каждого из которых свои обязанности. Один, например, занимается программированием, другой изучает то, как будет происходить общение в игре. Ребята тесно общаются и у них есть час внеурочного времени, чтобы собраться и вместе поработать над проектом.

Совместная работа над проектом.

- В будущем к ним могу присоединиться новые люди, а когда они закончат учебу, на их место придут новые ребята. Таким образом система будет продолжать жить и развиваться, - пояснила их наставница.

Идем на грант!

Необычным школьным проектом заинтересовались коллеги Екатерины Шинкоренко. Они попросили ее рассказать об этой идее на педагогическом совете. Более того, разработчикам поступило предложение принять участие в грантовом конкурсе «Сквозные образовательные траектории» от Обрсоюза. И, не тратя лишнее время на раздумья, команда решила принять этот вызов и испытать свои силы. Как итог, проект прошел в финал. После первого этапа из 1850 участников осталось лишь 72. Теперь 15-17 октября Екатерине Шинкоренко, как руководителю, предстоит защитить проект виртуальной школы на конференции в Ялте, после которой останется лишь 12 победителей.

В случае успеха команда планирует потратить призовые деньги на покупку в кабинет компьютеров, на которых они смогу работать над проектом не дома, а в школе.

Цифра - не вместо, а вместе с обучением

Неординарность подхода и актуальность проекта для ребят бесспорны.

- Если говорить в целом, то такое обучение можно попробовать в любой игре, где есть возможность присутствовать большим количеством человек. Не в каждом игровом пространстве можно строить школу или рисовать, однако, как минимум, преподаватели могут проводить в таких играх лекции и другие занятия. Например, в игре про исторические сражения и танки изучать историю и смотреть, какие исторические неточности были допущены в ее создании.

В самом же Minecraft возможности куда шире. Благодаря такой многофункциональности преподаватели самых разных дисциплин могут вести в данной игре свои занятия.

Построенные в игре пирамиды Гизы

Один из немногих школьных предметов, которые проблематично перенести в виртуальный мир – физкультура. Данная дисциплина требует от человека физическую активность, что плохо вяжется с сидением за компьютером. Тем не менее, лекционные занятия по ней все же можно проводить в игре.

Затрагивая тему компьютера и здоровья, нельзя обойти стороной и отрицательные стороны виртуальной школы. Одной из таких является долгое нахождение перед экраном. Согласно нормативам, за компьютером детям лучше всего сидеть без перерыва не больше 40 минут. В виртуальной школе контролировать их будет проблематично, так что разработчикам остается надеяться лишь на честность своих пользователей.

- Наш проект не стремится решить глобальные вопросы. Наша цель - чтобы детям было интересно, - пояснила Екатерина Шинкоренко.

Учитель в новом мире

Как призналась учитель, дистанционное обучение стало для нее настоящим шагом в неизвестность. Ей поручили вести занятия в незнакомой среде, а затем еще и дети предложили перейти в тот мир, в котором она раньше не была, несмотря на свой богатый игровой опыт. Для нее это был инсайт, проба чего-то нового. По ее мнению, в нынешнее время для учителя очень важно быть адаптивным. Цифровизация становится частью нашей жизни, и мы не должны противиться ей, а лишь направлять в нужное русло. Это особенно важно при работе с нынешними детьми, которые способны самостоятельно искать информацию в интернете. Любую тему они могут найти в поисковых системах, любой опыт – посмотреть на YouTube. Таких людей очень непросто заинтересовать, и преподавателей, которые на такое способны, не так уж и много.

Что касается самих игр, то, по мнению Екатерины Шинкоренко, взрослым стоит пересмотреть свой взгляд на них. В каждой игре можно найти что-то хорошее, и каждая чему-то да учит. Кроме того, они помогают детям ненадолго оставить свои проблемы и погрузиться в иной мир, а также найти новых знакомых.

- Дети так или иначе будут играть, так пусть они будут делать это с пользой, - завершила свою мысль руководительница проекта.

Ученики подтверждают

Молодые ребята из команды разработчиков также поделились своим мнением по поводу работы над проектом, а также рассказали о своих планах на будущее.

Команда разработчиков виртуальной школы. Слева направо: Максим Семенов, Анна Дугинова, Веригин Дмитрий, Екатерина Шинкоренко, Аким Медведев

Семенов Максим, 16 лет. Как и его коллеги он ученик физико-математического направления.

- Со сколки лет ты играешь в компьютерные игры? Какие жанры тебе нравятся?

- Играю с 6 лет. Предпочитаю песочницы, шутеры, стратегии.

- Что тебе в играх нравится?

- В них у меня есть возможность побегать по горам и сделать то, чего я бы не смог в реальной жизни.

- Есть ли у тебя еще увлечения?

- Мне нравится заниматься программированием.

- Как ты включился в работу над виртуальной школой?

- У нас был определенный круг друзей, и когда один предложил эту идею, другие его поддержали. Моим коллегам нравится эта работа. Они сами любят играть в игры. Сам же я присоединился на стадии второй школы. К нам также хотели присоединиться мои друзья из интернета, но мы им отказали, опасаясь за сохранность школы.

- Это твое собственное желание участвовать в проекте?

- Меня учитель пригласила поучаствовать в конкурсе СОТ, я согласился.

- Какова твоя задача в проекте?

- Я занимаюсь программной составляющей проекта.

- Нравится ли тебе работа над этим проектом?

- Нравится. Думаю, ученикам 5-9 классов нравится, ведь с этой системой учиться намного интереснее.

- Что в планах?

- В планах у меня сделать приложение для своего класса и поступить учиться в Питер. Хочу писать программные коды для сайтов.

- Помогает ли работа над проектом в достижении этой цели?

- Да, относительно помогает.

Дугинова Анна, 15 лет.

- Со сколки лет ты играешь в игры? Какие жанры тебя привлекают?

- С 12-13 лет. Люблю жанр RPG, но по большей части шутеры. В них меня привлекает красивая графика, доброе отзывчивое комьюнити, а если это RPG, то интересный сюжет.

- Какие еще увлечения у тебя есть?

- Мне нравится фотографировать, отучилась в фотошколе два года.

- Как ты включилась в работу над проектом виртуальной школы?

- Меня пригласила Екатерина Викторовна, наш преподаватель. Я подумала и согласилась. Ранее мне уже довелось участвовать в строительстве школы во время дистанционки.

- Какова твоя задача в проекте?

- Я являюсь резервным игроком - билдером. Говоря иначе, помощником в построении объектов.

- Нравится ли тебе работа над этим проектом?

- Да, вполне.

- Что полезного в той деятельности, которой вы занимаетесь?

- Показать, что уроки можно проводить так, как нравится детям. Это развивает в них желание учиться, а к тому же еще и весело.

- Что думаешь делать в дальнейшем?

- Поступать собираюсь на направление «информатика и вычислительная техника». Но в будущем надеюсь связать это с творчеством.

- Появились ли у тебя благодаря этой работе новые навыки?

- Да, это развивало во мне усидчивость, целеустремленность, а также стремление завершать начатое дело: что-то достроить и не бросить.

Любимый творческий уголок учеников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру