Юрий Гордеев: «Патриотизм – не инстинкт»

Почему сегодня любить Родину сложнее, чем раньше

После начала СВО российское общество разделилось, а после объявления частичной мобилизации это разделение стало более выраженным. Одни выстраиваются в очереди в аэропорты, другие – в военкоматы. Одни гордо называют себя патриотами, другие всячески избегают этого определения, оперируя вариациями Z-патриоты и ура-патриоты. На фоне происходящего на Украине, с одной стороны, очевиден всплеск национального патриотизма; с другой, на этом же фоне формируется агрессивно-негативное отношение ко всему российскому, в том числе патриотизму.

В Кузбассе эталоном патриотического воспитания официально были признаны образовательная программа и опыт Кемеровского президентского кадетского училища (КемПКУ). Здесь мы и попытались найти непарадные ответы на актуальные сегодня вопросы. И задавали мы их в неформальной беседе полковнику запаса, кандидату педагогических наук, начальнику Кемеровского президентского кадетского училища Юрию Гордееву, его коллегам и воспитанникам.

Почему сегодня любить Родину сложнее, чем раньше
Фото: КемПКУ. Парад на кемеровской площади Советов в День Победы.

«Я СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ»

Начальника КемПКУ нельзя назвать публичным человеком. Он неохотно дает интервью, произносит громкие речи и участвует в парадных собраниях. У него на это просто нет времени. Но разговаривать с Юрием Гордеевым – одно удовольствие. Необыкновенно открытый, располагающий к себе собеседник, глубокий человек, неожиданно для военного - эстет, тонко чувствующий красоту искусства и слова. И во всем: в каждой его фразе, в каждом поступке – неравнодушие и огонь. А в кабинете - футбольный мяч и шарф болельщика ЦСКА, книги и картины.

Перед началом беседы Юрию Михайловичу позвонили – и с телефона вместо звонка зазвучала песня «Встанем». В памяти сразу возникли кадры из ролика, который сняли в КемПКУ на эту тему. Многие, кто его видел, признавались: пробирает до мурашек.

- Юрий Михайлович, «Встанем» на телефоне – не случайно?

- Конечно, не случайно. Случайного в нашем деле нет ничего, и быть не может. Вторым рингтоном у меня – песня «Я русский». И тоже не случайно.

- Патриотизм?

- Нет, отражение внутренних предпочтений.

- А патриотизм?

- Искажено у многих сегодня понятие патриотизма. Парадно-выходное оно какое-то что ли, не жизненное. Если вы спросите про патриотизм тех, кто вчера выходил из окружения, вам ответят в трех-четырех словах. Потому что патриотизм такой и есть – простой и конкретный, без пафоса и громких слов. И это не инстинкт, не данность. Это взвешенное и осознанное решение, выбор, шаг. Это действие. А вот хватит ли духа у человека сделать этот шаг - быть патриотом – это уже другой вопрос. После начала СВО многое наружу полезло, а после объявления частичной мобилизации и подавно. Стало видно и «косых», и «кривых», и «прикидывающихся». Пришло время Ч, когда нужно брать автомат и становиться к расчету. И общество расслоилось. На тех, кто выбирает стратегию для бегства и страну для переезда, и тех, кто готов встать за Россию.

- Но ведь и первые, и вторые считают себя патриотами…

- Как категорический отказ выступать на какой-то стороне, так и готовность действовать, – безусловно, позиция. Для этого должны быть сила воли и способность принимать осознанные решения. А отсидеться, замаскировавшись, переждать, скинуть на других – это не позиция. Это трусость. Гадить исподтишка – тоже не позиция, а подлость. И что бы ни происходило, нельзя стрелять в спину своей армии. Это предательство. Вообще никому нельзя стрелять в спину…

- А как вы как педагог решаете проблему истинного и мнимого патриотизма? Понятно же, что ребята, попадающие в училище, обладают разной степенью его осознания.

- Создаем такую среду, которая будет воспитывать патриотов. Ребенок встраивается в нее, принимает, а где-то дополняет и обогащает. Для кого это чуждо, те, как правило, здесь не учатся.

- Что такое среда, воспитывающая патриотов?

- Это все, что окружает ребенка. Воспитывает все: личный пример педагогов и воспитателей, начиная с внешнего вида и отношения к форме, заканчивая искренностью и совпадением того, к чему взрослый призывает и что требует, с тем, что делает сам. Воспитывают уроки, мероприятия, в которых принимают участие наши кадеты, фильмы, которые они смотрят, песни, которые поют. Мелодия звонка на телефоне начальника училища тоже воспитывает (улыбается). Воспитывают даже стены – интерьеры, в которых находятся дети. Здесь тоже мелочей нет. Цвет, оформление - все имеет свои смыслы, вплоть до шрифтов настенных надписей. Вы заметили, у нас в училище нет ни одной пустой стены?

- Мы заметили...

Осмысленное зонирование пространства в помещениях КемПКУ поражает воображение. Есть зоны торжественные, в пурпуре и золоте, с именами и фотографиями героев; есть по-домашнему теплые с красивыми пейзажами мест, откуда родом кадеты; есть ярко призывные, творческие, вдохновляющие с изображениями великих спортсменов, писателей, музыкантов.

И, действительно, нет не то чтобы пустой стены – нет ни одного повторяющегося, типового оформления, как нет и безвкусно кичливого или бессмысленного.

- Дети живут во всем этом несколько лет и впитывают: дисциплину, уважение друг к другу, к старшему по возрасту и званию, правила жизни в коллективе, традиции и историю. Они начинают чувствовать свою ответственность, свое место в истории семьи, училища, страны. А это и есть составляющие патриотизма.

На мониторах по всему пространству училища размещены фото героев – защитников отечества разных войн с описанием их подвигов, транслируются художественные киноленты, звучат песни. И среди них любимая гордеевская – из фильма «Офицеры».

- "И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть…" А с чего нужно начинать?

- Сегодня, к сожалению, многое делается примитивно и для галочки. Старшим дать флажок, младшим – поручить прочитать стишок. Этим все начнется, на этом все и заканчивается. Бутафория крайне вредна в этом вопросе.

- А как вы младшим ребятам объясняете, что такое патриотизм?

- Маленький ребенок имеет весьма простое понимание патриотизма. Для него патриотизм должен быть в чем? Что мама любит папу. Папа любит маму. В доме царит уважение, родители ведут правильный образ жизни, ходят на парад в День Победы и не переключают фильмы про войну на популярное сомнительное шоу. Сначала для ребенка Родина - это дорожка, сотканная его бабушкой, когда он может босиком побежать по ней в сад, кошка, собака, малина в огороде, качели и друзья во дворе. Ребенок должен воспитываться в нормальной среде. У него должна быть база. Надстройка придет потом.

- Надстройку начинаете формировать вы?

- В том числе. Когда мальчишки приходят к нам, мы начинаем с уважения к погонам. Помните истории про царскую и императорскую армии, когда кадетов, юнкеров, офицеров расстреливали за то, что они не соглашались снять форму и отказаться от погонов? Потому что их воспитывали правильно и рассказывали, что в погонах военного - честь знамени, честь офицера, честь Родины. Был однажды случай, когда мы временно разместили у себя кадетов из другого училища. И вот наши и их мальчишки начали под дверями по полу передавать друг другу погоны. Все замарали, поцарапали. На следующий день мы всем показали советский фильм «Алые погоны», поговорили на эту тему. А фотографии тех, кто участвовал в инциденте, повесили на стену без погонов: у тебя нет совести, нет имени, нет погонов - тебя просто нет. Это на детей произвело сильное впечатление. Мы их даже не ругали. Они сами приложили массу усилий, чтобы снова «появиться». Больше таких случаев у нас не было. Потом отношение к погонам переносится на флаг, на гимн. Постепенно понятие патриотизма для ребенка расширяется, патриотические темы становятся сложнее и серьезнее, возрастает роль государства, которое должно поддерживать патриотический настрой молодежи и создавать среду, в которой функционируют семья и школа. И тогда все происходит аккуратно, постепенно, ненавязчиво, как бы само собой.

- Недавно во всех школах стали поднимать флаг и петь гимн. Как вы к этому относитесь?

- У военных – особое отношение к знамени. Но введение этой традиции внезапно и повсеместно я считаю методически неправильным. Сначала нужно было подготовить к этому взрослых, чтобы они прочувствовали значение ритуала, приняли его для себя, а потом смогли передать и объяснить это детям. Иначе все это превратится в дежурную необходимость просто постоять.

Церемония поднятия российского флага для кадетов - это про патриотизм, а не про "постоять и переждать".

- И начнет вызывать отторжение? Как вы считаете, можно ли перекормить патриотизмом? Если, к примеру, делать это кустарно, навязчиво и бездумно?

- Легко. Если начать проводить череду формальных мероприятий для отчетов. Это видят не только взрослые, это прекрасно чувствуют дети. Если повсеместно врать и сыпать пустыми, но громкими лозунгами, если заставлять, принуждать, обязывать, то начнутся перекосы. Нужна золотая середина. Настоящая сила не требует переборов и говорильни. Есть такое понятие как гиперпатриотизм, или ура-патриотизм, — это некое иррациональное, импульсивное, романтизированное чувство, которое возникает у людей временно, на подъеме, например, после просмотра идеологических фильмов или передач. Но, когда людей просят затянуть пояса или поехать на фронт, такой патриотизм быстро тает. Потому что, когда нет базисного патриотизма, квазимероприятия не работают, не дают глубинного осознания, готовности к участию, деланию. А повторюсь, патриотизм – это решение, поступок. Без этого громкие слова – пустая болтовня и танцы с бубнами. А ведь патриотизм –  это понятие из сферы национальной безопасности. И он должен быть реальной основной для сплочения, а не напускной видимостью.

- Вы в КемПКУ стараетесь дойти до сути и сформировать именно базисные основы патриотического воспитания. Возможности у вас для этого колоссальные. Ваш опыт принят за образец в Кузбассе. Но возможности школ скромнее. Можно ли вашу военно-патриотическую составляющую применить во всех образовательных учреждениях?

- Можно. Но это не будет работать, если не будет руководителя, понимающего многие нюансы. В сентябре этого года в 45 регионах страны, в том числе в Кузбассе, ввели должность советника директора по воспитанию. Должность очень специфическая. На нее необходимо назначать людей, которые умеют работать с коллективом и воспитывать через коллектив. Но, к сожалению, очень многие педагоги пусты в этом вопросе, и с ними нужно работать не меньше, чем с детьми, если мы хотим добиться качественного, а не формального результата. А задача руководителя – грамотно оценивать, правильно ли выдается детям информация, не заформаливается ли. И, увы, во многих образовательных учреждениях сегодня нужно задавать вопросы, прежде всего, руководителям. Они должны быть наполненными содержанием, в том числе патриотическим, а не пустыми. Где взять полных? Их нет. Их надо готовить. А для этого нужно доставать обратно тех, кто уже ушел в запас, педагогический в том числе, обращаться к их опыту и знаниям. Возможно, нужно даже возрождать советский опыт военно-патриотического воспитания, опыт императорских кадетских, юнкерских училищ. Важно, чтобы рядом с молодыми и задорными  были опытные и мудрые.

Скульптурная композиция "Офицеры" на территории КемПКУ.

- Советским принципам патриотизма непросто вписываться в современные реалии.

- Что верно, то верно. В России патриотизм всегда имел не демонстративное, а более духовное начало. Сегодня акценты с наполненной сутью, готовой к поступкам скромности сместились в сферу сотрясающего воздух эпатажа и визуальных эффектов. Раньше нас учили тому, что надличностные, общественные интересы выше личных. И это было нормой, образом мысли. А сегодня мы в первую очередь удовлетворяем личные потребности, порой в ущерб общественным интересам. У нас сместились основные социальные тренды. Сегодня собственные интересы стали декларироваться как наиболее важные даже в психологии. Но патриотизм не может существовать без надличностных ценностей, он базируется большей частью на них. И если у ребенка не было сформировано никаких надличностных базовых устремлений, то патриота из него воспитать будет крайне сложно. Нельзя построить чердак, если под ним нет ни одного этажа.

- Вы в своей работе учитываете этот важный момент?

- Обязательно! Мы воспитываем ребят через коллектив. Мы приучаем их считаться с интересами друг друга и помогать товарищам. Они знают: если побеждать – то вместе, погибать – тоже вместе. Это проявляется даже в быту. К примеру, у нас в столовой в меню есть сосиски и котлеты. И их равное количество. А у детей есть предпочтения. И у тех, кто стоит первыми в очереди, больше шансов получить желаемое, чем у тех, кто стоит в ее хвосте и довольствуется тем, что осталось. Так вот тот кадет, который сегодня стоит в начале очереди, завтра осознанно встанет в ее конец.

То же самое происходит и с нашими педагогами. Мало того, что мы принимаем на работу только тех, кто умеет работать с коллективом и воспитывать через коллективные ценности, сами учителя готовы при необходимости поступиться личными интересами в угоду общим интересам училища.

Государственная символика окружает ребят везде, даже в спортивных залах.

- А в чем проблема современного патриотизма, на ваш взгляд?

- Мне кажется, мы несколько однобоко воспитываем патриотизм: обязательно через войну. Это важно и нужно! Но как быть патриотом в мирное время? Этому тоже нужно учить. Война — не единственный инструмент воспитания патриотизма.

- Значит ли это, что нужно делить патриотизм на военный и невоенный?

- Нет, это два крыла единого целого. Но сегодня мы достаточно тесно взаимодействуем с «военным крылом» в плане патриотического воспитания, а другое крыло развивается недостаточно, хотя его нужно поддерживать постоянно. И в жизни мирной, повседневной каждый может и должен быть патриотом. Как? Родину нужно не только защищать, ее нужно облагораживать, делать лучше. Мысля глобально, действовать локально: убрать двор, поднять бумажку на улице, не ломать и уничтожать, а создавать и облагораживать, помочь сделать дело, в котором ты лично не получаешь вознаграждения, видеть смыслы более значимые, чем личные интересы, — вот что важно. Но у нас эти простые вещи мало ассоциируются с патриотикой, хотя это и есть тот самый глубинный патриотизм, которого нам так не хватает. Если мы добавим к военному патриотизму, о чем часто говорим, этот вектор, патриотизм станет повседневностью.

- Вы считаете себя патриотом?

- Считаю. Я всю жизнь хотел быть военным и служить Родине. А служение Родине – и есть патриотизм. И да, я могу сказать совершенно уверенно: я делал все честно, сделал, что должен и что мог. И, если каждый сможет себе это сказать, наша земля русская будет процветать и существовать в своих границах под надежной защитой.

ХРАНИТЕЛИ РОДИНЫ

После разговора с начальником мы прогулялись по училищу. Это был обычный день. Шли занятия, через стеклянные двери классов были видны сосредоточенные лица мальчишек, что-то вдохновенно рассказывающие педагоги. Нас не ждали, потому наблюдать за учебным процессом со стороны было особенно интересно.

Мы знали, что в КемПКУ, несмотря на довольно серьезный конкурсный отбор, приходят разные дети: разного возраста, с разным социальным опытом, разной судьбой. Есть дети из неблагополучных семей, есть ребята, оставшиеся без родителей. И далеко не все, как говорит Гордеев, - со сформированным базовым понятием патриотизма. Немало тех, кто, отвечая на вопрос «А если в России не станет интернета, вы уедете жить в другую страну?», не раздумывая, давали на старте утвердительный ответ. Поэтому хотелось поговорить с ребятами о патриотизме без подготовки и заученных речей. И нам такую возможность предоставили.

Мы зашли в класс, который выбрали сами. Отвечать на наши вопросы вначале решались только самые смелые. Они дисциплинировано поднимали руку, как в советской школе. Но включение в разговор остальных произошло довольно быстро, в итоге многие захотели высказаться. Кто-то, чтобы поделиться своими мыслями и пониманием патриотизма; кто-то, чтобы рассказать о том, как снимали ролик на песню «Встанем»; кто-то о спорте, в котором тоже видели патриотизм. И искренние ответы ребят, на первый взгляд, простые и незамысловатые, оказались глубинными и прочувствованными.

- Любовь к Родине – это ее защита и бережное отношение к природе, к экологии, - рассуждает кадет Даниил Муравьев. – Наши деды и прадеды воевали за Родину. Далекие предки вспахали эту землю, сделали ее своей родной землей, своей Родиной. Они защитили ее, сохранили и передали следующим поколениям. А теперь нам нужно делать так, чтобы наша Родина процветала и все вложенные в нее труды не пропали зря. Нам нужно беречь и преумножать то, что сделали предыдущие поколения, ведь нам это досталось не для того, чтобы мы все потеряли.

- Быть патриотом – значит беречь честь страны, - дополняет одноклассника Вадим Турбаба – Это значит сохранять ее престиж по отношению к другим государствам. Нужно, чтобы уважали нас, а мы уважали других. И чтобы никакие глупые мысли наших врагов даже не посещали.

- Самое главное в патриотизме – это беречь не только свою страну, но и свой народ, человеческие жизни, - добавил Георгий Вальтер. – Вот нам сегодня на уроке рассказывали про хирурга Пирогова. Он сохранил жизни многим солдатам. Сохранять жизнь солдатам и мирному населению – это, по моему мнению, тоже патриотизм. А еще заботиться о здоровье людей, делать свой народ здоровым и счастливым.

К сожалению, а, может, и к счастью, на вопрос о том, как ребята учатся быть патриотами, они с ходу ответили, что этому учат «наши командиры и наставники». И только серьезно подумав, вспомнили про родителей.

ЧУВСТВО + ЗНАНИЕ + ДЕЛО = ПАТРИОТИЗМ

О родителях и семье говорили и педагоги, к которым мы отправились из учебных классов.

- Откуда оно берется это патриотическое чувство?

Чернова Екатерина, преподаватель русского языка и литературы: «Оно воспитывается, но не целенаправленно, а как бы в фоновом режиме. Когда семья создает условия для формирования у ребенка патриотических чувств, то есть любви к родным, к дому. Из собственного опыта я помню, как, будучи ребенком, гордо шагала по площади на параде с барабаном на шее. Помню свои мурашки от участия в спектакле «А зори здесь тихие». Хорошо помню, что, когда приезжали в Ленинград, мы обязательно шли на Пискаревское кладбище. Ребенку нельзя всего этого объяснить и заставить понять, он должен это испытать, почувствовать. У ребенка в детстве многое приходит через чувства и ощущения. И происходит это все постепенно. Мне сложно представить, как можно одними лишь занятиями или уроками привить ребенку любовь к родине. Взять и сделать патриота целенаправленно нельзя. Мы сможем оценить результат своего труда только спустя время, когда наши мальчишки вступят во взрослую жизнь, и им придется принимать много самостоятельных решений. Воспитание человека — это не шаблон, это творческий поиск с негарантированным результатом».

- Можно ли переборщить с патриотизмом?

Ирина Ионас, заместитель начальника КемПКУ по учебной работе: "По-моему, Лихачев сказал, что патриотизм – это не призывы любить родину, а заботливое воспитание. При таком подходе сам вопрос перестает быть актуальным. В нашем училище заботливое воспитание окружает каждого».

 

О многом нам удалось поговорить с педагогами в тот день. Но уходили мы из КемПКУ, все-таки услышав простую формулу патриотического воспитания: «ПАТРИОТИЗМ – ЭТО ЧУВСТВО, ЗНАНИЕ И ДЕЛО». Эту формулу как-то просто и буднично высказала учитель истории и обществознания Ольга Сергеева: «Патриотизм – это когда ты чувствуешь: искренне любишь свою страну, людей, природу. Когда ты много знаешь: героев своей страны, ее достижения, историю, и это знание рождает в тебе гордость. Когда совершаешь реальные поступки во благо своей большой или малой Родины. Только тогда ты становишься патриотом».

Вот такая правильная и глубокая формула… Весь наш многочасовой разговор о патриотизме по сути сводился именно к ней. Просто каждый собеседник делал акцент на чем-то своем. Но ведь и правда, выкидываешь хотя бы одно – и нет патриотизма. Вот такая жизненная математика…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру